DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 304,04 Brent 36,55
Бюджет Кашагана может вырасти до 200 млрд долларов

Бюджет Кашагана может вырасти до 200 млрд долларов

Оператор месторождения уже нашел способ сэкономить.

27 Февраль 2017 21:35 14707

Бюджет Кашагана может вырасти до 200 млрд долларов

Автор:

Куралай Абылгазина

На сегодня по некоторым оценкам стоимость полномасштабного освоения Кашагана (три фазы) оценивается в 200 млрд долларов, а решение о дальнейшем финансировании проекта планируют принять по результатам опытно-промышленной разработки. Об этом abctv.kz сообщили власти Казахстана и участники консорциума «Норт Каспиан Оперейтинг Компани». При этом оператор месторождения сэкономит на предстоящем расширении проекта (ЦК-01), намеченного на 2019 год.  

«Точка по полномасштабному освоению Кашагана еще не поставлена. На основании результатов по опытно-промышленной эксплуатации будет принято решение о полномасштабном освоении», - сказал abctv.kz исполнительный вице-президент по транспортировке, переработке и маркетингу АО НК «КазМунайГаз» Данияр Берлибаев.

При этом бюджет Кашагана потенциально может вырасти со 136 млрд до 200 млрд долларов. Такую цифру abctv.kz назвал источник хорошо знакомый с проектом.  При этом возникает вопрос о перспективах полноценной реализации СРП. Волатильность цен на нефть сдерживает инвестиционное решение акционеров консорциума «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» (NCOC) – оператора месторождения, отметил в разговоре с abctv.kz министр энергетики Канат Бозумбаев. 

«Когда будет понятна цена на нефть, будет 100 долларов за баррель, акционеры сами начнут переговоры, потому что будет (обеспечен – прим.) возврат инвестиций. Когда цена ограничена – 50-55 долларов – говорить о том, что кто-то вложит 200 млрд (долларов – прим.), бессмысленно», - пояснил глава Минэнерго.     

Кроме этого, акционеры Кашагана и правительство Казахстана утвердили бюджет «второго этапа первой фазы» – Центр компримирования-01 (ЦК -01). Он будет реализован быстрее и дешевле, чем планировалось изначально. Ранее сообщалось, что стоимость ЦК-01 достигает 5 млрд долларов, а срок реализации составит 5 лет (2019-2024 годы). По его результатам добыча будет увеличена с 370 тыс. до 450 тыс. барр./сутки, или 16 млн тонн нефти в год с 2025 года. Будет построен дополнительный морской остров для закачки сырого газа обратно в пласт.

«Если ЦК-01 раньше оценивался в 5 млрд, и сроки строительства были достаточно большими, то сейчас  у NCOC есть новый подход – удешевить, ускорить. Это повлияет на проект с точки зрения его эффективности», - сообщил abctv.kz вице-министр Магзум Мирзагалиев.  

Напомним, в 2016 году NCOC приступил к опытно-промышленной разработке Кашагана (ОПР, первая фаза), которая характеризуется добычей в 370 тыс. барр./сутки, или 13 млн тонн в год. В месторождение уже инвестировано 55 млрд долларов. В 2017 году добыча нефти в Казахстане прогнозируется на уровне 81 млн тонн, из них 5 млн придется на Кашаган.

Поменялась ли концепция освоения Кашагана?
На прошлой неделе министерство энергетики выпустило заявление о том, что оператор Кашагана – консорциум «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» (NCOC) воздерживается от точной оценки периода окупаемости проекта из-за волатильности цен на нефть. В сообщении ведомства говорится, что первая фаза Кашагана «рассчитана на десятилетия» и «должна рассматриваться в долгосрочной перспективе, нежели в контексте краткосрочного периода». Это дает основания предполагать, что до конца срока Соглашения о разделе продукции (СРП до 2041 года) акционеры успеют реализовать только первый этап (ОПР) и расширение (ЦК-01). Ранее вице-министр энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев отмечал, что Казахстан рассмотрит продление контракта для NCOC, если консорциум создаст новые промышленные или инфраструктурные проекты в республике.

По словам генерального директор ассоциации Kazenergy Болата Акчулакова, концепция освоения месторождения поменялась. Обязательства по полномасштабному освоению (три фазы), прописанные в СРП, больше не закреплены за NCOC.

«Поменялась концепция освоения месторождения, сейчас она поэтапная. Нет полномасштабного (освоения – прим.), могут на любой фазе остановиться. Могут две или три (фазы реализовать – прим.). Да и потом, это очень дорого», - отметил он.

В свою очередь глава Миэнерго Канат Бозумбаев заверил, что прежние обязательства консорциума NCOC сохранились, и правительство не проводило переговоры с акционерами о пересмотре концепции.  

«До конца срока контракта они (консорциум NCOC – прим.) должны приступить к полномасштабной разработке», - пояснил глава Минэнерго. 

Аналогичной позиции придерживаются в национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ), которая также является акционером NCOC (16,88%).

«Концепция не пересмотрена. Его (полномасштабное освоение – прим.) никто не пересматривал, это будет в рамках СРП, которое подписано, в рамках тех обязательств, которые консорциум взял на себя. Однозначно», - уточнил топ-менеджер компании Данияр Берлибаев.

Прогнозы (не) сбываются
В истории нефтегазовой отрасли Казахстана сроки и бюджеты сырьевых проектов пересматривали не раз. К примеру, запуск Кашагана переносили сначала с 2005-го на 2010 год, а потом и на 2013-й. Наконец первая добыча на месторождении состоялась в октябре 2016 года.  

Другой пример, решение о расширении Карачаганакского газоконденсатного месторождения затягивается с 2011 года. Напомним, консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» (KPO) должен был представить проект третьей фазы освоения месторождения после урегулирования споров с Казахстаном, которые завершилась в конце 2011 года. Тогда по их результатам Казахстан получил долю в проекте. Однако презентацию концепции перенесли на 2013 год, но решение пересчитать запасы месторождения внесло коррективы в сроки. Теперь решение по расширению Карачаганака планируется принять в 2017 году, а ввод новых объектов намечен на 2022 год. Проект нацелен на продление периода стабильной добычи нефти и увеличит производство газа на месторождении. Ожидается, что стоимость проекта превысит 6 млрд долларов. Отметим, проект разработки Карачаганака включает четыре этапа (фазы).

Также в рамках расширения планируется создать газоперерабатывающий завод (ГПЗ) на Карачаганаке. В 2012 году его строительством хотели заняться Eni и Petrofac, но уже в 2016 году их сменил Shell. Намерения компании, конечно, пока не так очевидны, но Shell совместно с АО «КазТрансГаз» и министерством энергетики уже изучают перспективы нефтегазохимического комплекса. Параллельно KPO и правительство ведут спор, касающийся справедливости раздела доходов от продажи нефти. В течение девяти месяцев акционеры Карачаганака должны выйти с предложением к Казахстану.  

Куралай Абылгазина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Минэнерго ожидает от консорциума стратегии по освоению Кашагана

Это необходимо для дальнейшего развития проекта.

19 Декабрь 2019 12:58 6017

Минэнерго ожидает от консорциума стратегии по освоению Кашагана

Министерство энергетики ожидает от консорциума стратегии по освоению Кашагана. Об этом сегодня на площадке центральных коммуникаций сообщил вице-министр Асет Магауов.

"В рамках дальнейшего развития проекта мы ожидаем от консорциума определиться со стратегией по полномасштабному освоению месторождения Кашаган и начать проектирование", – подчеркнул вице-министр.

По его словам продление эффективной эксплуатации месторождения на долгосрочный период стало приоритетом работы. В текущем году на Карачаганаке активно реализуются проекты продления уровня добычи на Карачаганаке (стоимостью 4,5 млрд долл. США), которые позволят сохранить уровень добычи на долгосрочный период. Тенгизский проект является основным драйвером нефтегазовой отрасли. В текущем году активно реализуется проект будущего расширения Тенгиза (36,8 млрд долларов), который позволит повысить годовой уровень добычи на 12 млн тонн с 2023 года.

По предварительным итогам объем добычи нефти за текущий год составит порядка 90,4 млн тонн, тем самым закрепляя рекорд 2018 года (90,36 млн тонн). В конце 2016 года с запуском Кашагана нефтедобыча вышла на новый уровень, годовой объем вырос более чем на 8 млн тонн в 2017 году, составив 86,2 млн тонн, в 2018 году объем добычи вырос на 4 млн тонн, составив 90,36 млн тонн.

"Возвращаясь к вопросам производства, хотелось бы отметить, что в текущем году консорциумом НКОК достигнут рекордный уровень добычи в 390-400 тыс. баррелей в сутки. Реализуемые сегодня проекты расширения первого этапа Кашагана (стоимостью 2 млрд долларов США) направлены на достижение добычи в 420 тысяч баррелей в сутки в 2022 году и 500 тысяч баррелей в сутки в 2027 году", – сообщил вице-министр.

По данным министерства, крупными иностранными сервисными компаниями приняты обязательства по местному содержанию: "Бонатти" – от 65%, "ГАТЕ" от 80%, "Велесстрой" – 72%, "Сенидми Курылыс" – 73%, CCEP – 65%.

Для изучения пяти перспективных бассейнов – Аральский, Сырдарьинский, Прииртышский, Шу-Сарысуйский, Северо-Тургайский – будут предусмотрены государственные инвестиции. Повышение степени изученности бассейнов позволит в дальнейшем привлекать частные инвестиции в недропользование.

Производство нефтепродуктов в сравнении с прошлым годом выросло по бензинам на 15%, дизтопливу – на 10%, авиатопливу – на 75%. В этом году для поддержания производства заводов с июля был открыт экспорт по автобензину. Ежемесячно на экспорт уходит порядка 20-30 тыс. тонн автобензина. Таким образом, в среднесрочной перспективе прогнозируется профицит на внутреннем рынке нефтепродуктов.

В текущем году для стимулирования развития проектов производства продукции с высокой добавленной стоимостью был разработан механизм ценообразования товарного газа – сырья для таких проектов. Законопроект находится на рассмотрении мажилиса. В ожидании данного механизма наблюдается рост числа инвесторов, желающих организовать в Казахстане нефтегазохимические производства.

Таким образом, наиболее экономически выгодным для республики проектам будет предоставляться доступное газовое сырье. Таким, как производство циклогексана, метанола, полиэтилентерефталата и др.

Инвесторами проявлен интерес к проектам по переработке бензола в циклогексан (мощность 150 тыс. тонн/год) и параксилола в полиэтилентерефталат (мощность 430 тыс. тонн/год), производству метанола (мощностью 1800 тыс. тонн/год), порошкового полипропилена (мощность 80 тыс. тонн/год) и метил-трет-бутилового эфира/этил-трет-бутилового эфира (мощность 60 тыс. тонн/год), констатируют в министерстве.

Майра Медеубаева

Нефтяные реки Казахстана стали полноводнее

Отечественная «нефтянка» потихоньку наращивает мощности.

29 Декабрь 2018 18:41 6135

Нефтяные реки Казахстана стали полноводнее

Учитывая тот факт, что надежды Казахстана построить экспорт-ориентированную экономику не сырьевой направленности пока в процессе реализации, отечественная «нефтянка» была и остается основным поставщиком прибыли в государственную казну.

Каким был уходящий год для отрасли? Специалисты и эксперты характеризуют его, как период наращивания мощностей, как в нефте – и газодобыче, так и в трубопроводной системе для увеличения поставок на экспорт.

По данным министерства энергетики республики, объем добычи нефти по итогам уходящего года должен составить 87 млн тонн, что превысит план примерно на 5%. Показатель роста небольшой, но, тем не менее, он важен с точки зрения доходов для казны.

Свою лепту в общую нефтедобычу внес самый сложный и многообещающий проект республики – Кашаган. По итогам 11 месяцев здесь было добыто 12 миллионов тонн нефти, что почти на 21 процент выше плана.

Несмотря, что месторождение проработало весь год без эксцессов, нефтяники международного консорциума, зная, насколько сложен технически этот Кашаганский проект, до сих пор осторожны в прогнозах и, на всякий случай, держат «пальцы скрещенными».

«Молодое»,  по меркам специалистов, месторождение Тенгиз в этом году выдало почти треть нефти от всего годового объема  – 25, 9 миллионов тонн. Сегодня здесь идет планомерная и сосредоточенная работа над новым проектом расширения.

Третий крупный проект – Карачаганак дал за 11 месяцев текущего года стране 11, 1 миллионов тонн «черного золота», превысив план всего лишь на полтора процента.

Процесс наращивания мощностей, как было сказано выше, происходит и в трубопроводной системе страны. По официальным данным, за 11 месяцев текущего года экспорт казахстанский нефти составил 66 миллионов тонн, что почти на четыре  больше показателя аналогичного периода прошлого года

По итогам 2018 года, скорей всего, показатель экспорта по нефти будет еще выше. В прошедший четверг, 28 декабря на Морском терминале Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) была отгружена 60-миллионная тонна с начала 2018 года.

Напомним, что КТК остается главной магистралью, по которой львиная доля казахстанской нефти поставляется на мировые рынки. В этом году КТК идет на  новый рекорд годовой отгрузки на терминале. Напомним, что в 2017 году через трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск на экспорт направлено 55,1 миллионов тонн нефти, а в 2016 году на мировые рынки  было отгружено т. 44,3 миллиона тонн.

Как сообщила пресс-служба Каспийского трубопроводного консорциума, из 60 миллионов тонн нефти, отгруженных к утру 28 декабря, около 53 миллионов тонн – это казахстанская нефть, оставшиеся семь миллионов тонн черного золота поступило в трубопроводную систему КТК с территории России.

С прицелом на Китай

Параллельно с ростом добычи нефти в республике растет и добыча «голубого топлива». Так, по данным минэнерго, за 11 месяцев уходящего года было добыто 50,5 миллиардов кубометров  газа (план на 11 месяцев – 47,6 миллиардов кубометров, план на 2018 год – 53,4 миллиардов кубометров). Чуть меньше трети из всего объема добываемого газа (план на 2018 год – 18,5 миллиардов кубометров), уйдет на экспорт.

Главное направление экспорт – соседний Китай. Как любят говорить нефтяники и газовики: «нефть и газ текут туда, где предлагают хорошую  цену». Именно поэтому и в этом секторе идет планомерная работа над наращиванием экспортных газо-магистралей.

Как известно, недавно национальный оператор Казахстана, АО «КазТрансГаз», запустил высокотехнологичную компрессорную станцию ​​«Туркестан», которая позволит увеличить экспорт казахстанского газа в Китай.

Строительство было реализовано в рамках инвестиционного проекта по увеличению пропускной способности газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент с 10 миллиардов кубометров в год до 15 миллиардов кубометров в год.

Эксплуатация новых станций позволит национальному оператору в области поставок газа и газа обеспечить бесперебойную поставку газа в южные регионы Казахстана для удовлетворения растущего спроса каждый год, особенно в пиковые периоды в течение отопительный сезон.

Сегодня потребность юга республики в голубом топливе составляет около 5 миллиардов кубометров газа в год. Наряду с этим значительно увеличиваются объемы поставок газа по трансазиатскому магистральному газопроводу «Центральная Азия – Китай», что увеличит экспорт казахстанского газа в Китай.

Принцип «сообщающихся сосудов»

Несмотря на то, что долгоиграющий процесс модернизации трех крупнейших казахстанских НПЗ в республике, практически, завершился, и объем переработки нефти в уходящем году чуть вырос, однако, обещанный правительством «бензиновый рай» для казахстанцев так и не наступил. Владельцы авто недовольны нестабильностью цен на ГСМ и постоянно возникающим его дефицитом.

По данным минэнерго, по итогам 11 месяцев объем внутренней переработки нефти составил порядка 15 миллионов тонн нефти при плане на 11 месяцев в 14,6 миллионов тонн и при прогнозе на весь 2018 год в 16 миллионов тонн. Таким образом, переработка нефти внутри страны выросла на 8,6 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Причиной роста цен на ГСМ специалисты называют принцип «сообщающихся сосудов». Это когда цены на бензин выше в соседних странах, то он тут же утекает сквозь открытые границы туда. Так, средняя розничная цена бензина марки АИ-92 в Казахстане – 154,8 тенге. Цена одного литра дизельного топлива в Казахстане – 193,2 тенге.

Для сравнения: розничная цена бензина в Российской Федерации – 230,5 тенге, в Узбекистане – 273 тенге, в Кыргызстане – 234 тенге за литр. Цена дизельного топлива в Российской Федерации – 246,5 тенге, в Кыргызстане – 250,8 тенге, в Узбекистане – 208 тенге.

Единственная мера, которую предпринимает правительство республики для недопущения роста цен на топливо в Казахстане – это введение временного запрета на вывоз нефтепродуктов (дизельного топлива) за пределы Казахстана. К сожалению, эта мера вводится, практически всегда, с некоторым запозданием.

ОПЕК и ценовая конъюнктура

Сырьевой характер экономики (особенно, для нефтедобывающих стран) делает ее уязвимой и зависимой от цен на нефть. Республиканский бюджет формируется с учетом мировой цены на нефть. Уходящий год заставил поволноваться, как самих нефтяников, так и экономистов и законотворцев.

2018 год характеризовался большими скачками цен на углеводороды. После долгожданного роста, в четвертом квартале наблюдалось снижение мировых котировок на нефть, что отрицательно отразилось на планах на прибыль и на планах по инвестициям нефтегазовых компаний.

Как соблюсти баланс между добычей нефти и ценами на нее, чтобы не пострадали, в первую очередь, экономики нефтедобывающих стран? Вопрос этот постоянно в центре внимания членов ОПЕК.

В начале декабря уходящего года состоялось пятое заседание ОПЕК+, по итогам которого принято решение об ограничении уровня добычи стран ОПЕК+ на шесть месяцев начиная с января 2019 года.

Как сообщили в минэнерго, «Казахстан с самого начала изъявил готовность присоединиться к данному решению, и намерен принимать все необходимые меры по достижению принятых на себя обязательств по сокращению добычи нефти на 40 тысяч баррелей в сутки». Но это будет уже в будущем году. 

Кульпаш Конырова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: