/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 419,55 Brent 36,55
Цены на услуги зарубежных интернет-компаний могут повыситься из-за введения цифрового НДС

Цены на услуги зарубежных интернет-компаний могут повыситься из-за введения цифрового НДС

Это произойдет, в случае если иностранные провайдеры электронных сервисов зарегистрируются в качестве налогоплательщиков в стране.

12:25 20 Декабрь 2019 8600

Цены на услуги зарубежных интернет-компаний могут повыситься из-за введения цифрового НДС

Автор:

Данияр Сериков

Цены на услуги зарубежных интернет-компаний могут повыситься из-за введения цифрового НДС. Об этом в комментарии программе телеканала ATAMEKEN BUSINESS «Итоги Brief» рассказала партнер консалтинговой компании Angels Niko Advisory Вера Капацина. Напомним, по данным минэкономики, в Налоговый кодекс сейчас вносится норма, согласно которой интернет-компании, предоставляющие электронные услуги казахстанцам из-за рубежа, должны будут зарегистрироваться в стране и уплачивать по ним НДС. Ожидается, что цифровой налог на добавочную стоимость на интернет-услуги начнет действовать с 2021 года. 

«На мой взгляд, ситуация на рынке будет прямо зависеть от того, как поведут себя иностранные компании. Если же они примут решение приехать в Казахстан и заплатить НДС, то, очевидно, мы будем иметь повышение цен на те услуги, которые включены в данную норму, в связи с тем что поставщик услуги налог в 12% включит в стоимость услуги», – отметила консультант в беседе.

Таким образом, если к примеру, популярные в стране зарубежные интернет-такси, социальные сети, поисковики, игровые платформы и торговые площадки станут плательщиками казахстанского НДС, то затраты физических лиц на их интернет-услуги из-за рубежа, такие, например, как реклама, продвижение в Интернете, игры, могут вырасти, ведь иностранные интернет-компании навряд ли будут платить 12% от стоимости услуги за свой счет с учетом других административных расходов, связанных с уплатой налога, полагает эксперт.

Вместе с тем, по ее словам, возможно, отдельные иностранные интернет-компании просто предпочтут покинуть небольшой казахстанский рынок, нежели регистрироваться здесь в качестве плательщика НДС, отчитываться по нему и выплачивать его.

«И третья группа иностранных компаний, которая, несмотря на требования законодательства, будет продолжать оказывать услуги и не регистрироваться для целей НДС. Тем самым внедрением этих поправок мы формируем серое поле, ту зону, в которую попадают недобросовестные провайдеры, продолжающие оказывать услуги и не желающие выплачивать казахстанский НДС», – пояснила Капацина.

По данным СМИ, Казахстан станет третьей страной в ЕАЭС, которая введет такой налог на трансграничную цифровую деятельность после Беларуси и России. Так, в Беларуси иностранные интернет-компании выплачивают НДС на свои услуги физлицам с 2018 года самостоятельно или через посредников, а в России с 2019-го при электронном обслуживании юрлиц и ИП они должны вставать на учет и сами выплачивать НДС. В Казахстане зарубежные интернет-компании должны будут регистрироваться на портале налоговой службы и ежеквартально сдавать отчетность при уплате НДС.

Сумма будущих поступлений от цифрового НДС еще неизвестна, так как данных по объему оказываемых услуг и количеству зарубежных интернет-компаний, их предоставляющих, еще нет. Но если смотреть на опыт России, то в 2018 году там было уплачено 12 млрд рублей цифрового НДС. Спроецировав по аналогии такие цифры на Казахстан, можно предположить, что сборы этого налога с интернет-услуг не дадут более 5 млрд тенге в год. Это ничтожная цифра с учетом того, что в этом году за счет НДС в казну планируется собрать 2,8 трлн тенге. К слову, в минэкономики считают, что цифровой налог на услуги зарубежных интернет-компаний не повысит их цены, ведь на этом рынке существует жесткая конкуренция.

Очевидно необходимость в таком цифровом налоге возникла из-за того, что объемы его собираемости будут увеличиваться с бурным ростом цифровых покупок в Казахстане. Кроме того, есть принцип справедливости, согласно которому под налогообложение должны подпадать все бизнесы, зарабатывающие в стране. Также нужно увеличивать налоговую базу, ведь в ближайшем будущем трансферты из Нацфонда в республиканский бюджет могут снизиться, а социальные обязательства государства остаются.

Сейчас многие зарубежные интернет-компании, к примеру поисковики, соцсети, интернет-такси, электронные торговые площадки, игровые платформы, работают в Казахстане из других стран и практически не платят налогов в стране, хотя много зарабатывают здесь на местных потребителях. Таким образом, они платят налоги в других юрисдикциях или налоговых гаванях по низким ставкам, получая прибыль здесь, что несправедливо. Поэтому Казахстан поступает правильно, вводя такой цифровой налог, ведь в мире даже разгораются споры о том, как нужно правильно облагать налогообложением интернет-компании и в каких странах они должны оплачивать налоги, так как многие государства хотят заработать себе доходы в казну. Такая дискуссия проводится до конца 2020 года в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которой участвуют около 130 стран. Введение НДС на услуги зарубежных интернет-компаний казахстанским физлицам как раз было навеяно этой организацией. Такая мера также уравнивает условия для конкуренции для отечественных цифровых компаний, которые в любом случае платят НДС на свои интернет-услуги внутри страны.

Однако некоторые государства пошли дальше в налогообложении интернет-компаний, большая часть которых являются американскими. К примеру, недавно Франция приняла закон о взимании 3% с дохода интернет-компаний, зарабатываемого в стране.  Это вызвало острую реакцию США, которые в случае реализации этого закона пригрозили ввести против французских товаров пошлины до 100% стоимостью 2,4 млрд долларов в качестве ответной меры. Но французскому примеру готовы последовать Великобритания, Канада, Австрия и Индонезия, сообщают «Ведомости». В целом более 20 стран готовятся ввести цифровые налоги на доходы, по данным Financial Times. К примеру, Турция планирует собирать 7,5% выручки интернет-гигантов в стране, а Индонезия даже хочет забрать до 25% их доходности на своей территории. При этом во многих развивающихся странах сейчас внедрен налог на прибыль зарубежных электронных торговых площадок. Некоторые из государств аргументируют такие сборы необходимостью иметь равные условия для конкуренции отечественных и иностранных игроков. Очевидно, что западные страны будут пытаться прийти к консенсусу по этому вопросу в рамках ОЭСР, который, скорей всего, состоится не скоро.

«Страны видят, как цифровые компании уменьшают их налоговую базу и перемещают прибыли, так что теперь они решают взять процент от выручки. Это радикальный шаг, который является прямым результатом неспособности нынешней международной налоговой системы обходиться с многонациональным налогообложением. Государства подают признаки, что они будут собирать индивидуальные платы с интернет-гигантов. Дональд Трамп пытается остановить волну через повышение тарифов на французские товары, так как Франция одна из первых стран, которая идет по этому пути. Однако получается, что многие другие страны следуют французскому примеру. Государства могут это делать и это не слишком сильно угрожает соглашениям о двойном налогообложении на этом этапе. Это сводится к тому, что Америка остается против всего остального мира», – написал учредитель журналисткой группы Finance Uncovered Ник Мэтисон в е-мэйл inbusiness.kz.

За годы независимости Казахстан подписал множество соглашений об избежании двойного налогообложения с различными странами, где, в том числе, зарегистрированы иностранные интернет-компании, предоставляющие свои услуги казахстанцам. Однако, пока планов облагать их выручку или доходы у казахстанских налоговиков, как в некоторых других странах, судя по всему, нет. Тем более, что методика определения цифрового присутствия зарубежных интернет-компаний в Казахстане еще не разработана. Таким образом, установить их размер прибыли и механизмы налогового администрирования, при этом избегая двойного налогообложения, будет непросто. Хотя видимо, это могло бы принести еще большую выгоду казне, нежели простое применение НДС на услуги зарубежных интернет-компаний. Ведь правила международного налогообложения еще до конца не определены, и страны продолжают бороться за кусок налогового пирога от транснациональных интернет-компаний.

Данияр Сериков

«Повышение налоговых ставок НДС и КПН – непопулярная мера»

К 1 августа рабочая группа МНЭ должна была представить предложения по повышению доходов бюджета.

03 Август 2020 15:55 1238

«Повышение налоговых ставок НДС и КПН – непопулярная мера»

К 1 августа 2020 года рабочая группа миннацэкономики должна была представить предложения по повышению доходов бюджета и совершенствованию Налогового кодекса. В числе обсуждаемых мер было снижение порога для постановки на учет в качестве плательщика НДС с 30 000 МРП (79 530 000 тенге) до 20 000 МРП (53 020 000 тенге), повышение ставки НДС с 2022 года с 12% до 16%, повышение ставки КПН с 20% до 24% и изменение механизма переноса убытков. Как посчитали в МНЭ, увеличение НДС принесет в бюджет 1,091 трлн тенге дополнительных доходов, повышение КПН, по мнению разработчиков, предположительно принесет в бюджет дополнительно 530 млрд тенге.

Данные предложения по повышению НДС и КПН вызвали массу споров среди бизнесменов и экспертного сообщества. Как ранее отметил бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов, повышение ставки НДС – это фантазии определенных должностных лиц, которые не основаны на счете.

«Если мы говорим о налогах, то в первую очередь мы говорим о том, что необходим счет. Этого счета нет. Будет счет – будем рассматривать эти предложения», – подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Как отметил в комментарии inbusiness.kz финансист Мурат Темирханов, в части повышения отдельных ставок налога, в том числе НДС и КПН, в нынешних условиях это довольно болезненный вопрос для бизнеса.

«С точки зрения контрциклической фискальной политики в кризис поднимать налоги категорически неправильно», – резюмировал эксперт.

Согласно данным Налогового комитета РК за 2018 год, почти 19 тысяч предпринимателей достигли порога по НДС (72 млн тенге) оборота в год, но не превысили его, то есть не встали на учет по НДС. Как полагают эксперты, снижение порога НДС повлечет за собой закрытие предприятий или их уход в тень, приведет к росту безработицы и снижению поступлений в бюджет. Немаловажным является тот факт, что компании, вставшие на учет по НДС, будут вынуждены повысить цены на товары и услуги на 12%, что в итоге скажется на конечных потребителях.

По мнению экономиста Олжаса Тулеуова, в условиях коронакризиса, который, вероятнее всего, не закончится вместе с завершением 2020 года, рост налоговых ставок усилит давление на экономических агентов – как фирм, так и домохозяйств.

«Так, любое повышение налоговых ставок фирмы, которые и без того терпят убытки, а некоторые и вовсе находятся на грани банкротства, будут перекладывать на увеличение конечных цен. Другими словами, это создаст дополнительное основание для роста инфляции, что еще сильнее ударит по количественному и качественному уровню потребления населения, а значит, и их благосостоянию», – отметил эксперт.

Также, по его мнению, когда сокращается налогооблагаемая база и компаниям просто не из чего платить еще больше налогов, повышение налоговых ставок может привести к обратному – еще более значимому снижению объема их сборов. Экономические агенты будут вынуждены все больше уходить в тень, прекращать свою деятельность или же просто укрывать доходы, констатировал экономист.

По данным Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», с начала введения чрезвычайного положения в Нацпалату поступило более 40 тысяч обращений, а также НПП провела опрос свыше 85 тысяч субъектов бизнеса. Предприниматели в ходе последнего опроса с июня по июль текущего года отмечают сокращение численности штата на 15%; направлены в отпуск без сохранения заработной платы 19% штата. 23% опрошенных предпринимателей отметили, что не имеют средств для обслуживания своих займов, 20% респондентов указывают на отсутствие средств по уплате налогов.

В качестве ключевых проблем 15% предпринимателей называют сокращение спроса и клиентуры, 12% – запреты и ограничения на работу. 12% предпринимателей отмечают высокую вероятность закрытия бизнеса и сокращения работников. Наибольшие опасения у бизнеса в сфере развлечения и отдыха (26%), общественного питания (24%), туризма (22%), образования (20%).

По данным исполнительного секретаря НПП Нурлана Сакуова, потери доходов республиканского бюджета на 2020 год оцениваются в 1,7 трлн тенге, а это порядка 14% от общего объема республиканского бюджета на текущий год. При этом, по его словам, снижение налоговых поступлений в этом году ожидается на 21% от первоначального утвержденного плана налоговых поступлений в РБ. Однако в текущей экономической ситуации предложения по повышению налоговых ставок крайне непопулярная мера, особенно на фоне неэффективных расходов бюджетных средств, которые каждый раз выявляют проверяющие органы.

«Мы не видим смысла говорить об увеличении каких-либо налогов, когда бизнес находится в тяжелой экономической ситуации. Это только ухудшит и без того непростую социально-экономическую ситуацию. Тем более неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер продолжает негативно влиять на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность в стране», – подчеркнул спикер.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Фейковые аккаунты Тимура и Динары Кулибаевых появились в соцсетях

Анонимы публикуют общедоступные фотографии, подкрепленные «глубокомысленными» постами и мошенническими розыгрышами.

29 Июль 2020 18:22 1260

Фейковые аккаунты Тимура и Динары Кулибаевых появились в соцсетях

В соцсетях Facebook и Instagram появились лжеаккаунты главы НПП «Атамекен» и крупного предпринимателя Тимура Кулибаева, а также его супруги Динары Кулибаевой. Анонимный пользователь публикует от его имени общедоступные фотографии с незамысловатыми постами, всевозможные розыгрыши, а также якобы раздает денежные средства, вводя пользователей в заблуждение, пишет inbusiness.kz.

В частности, каждый пост зачастую подкрепляется некими рассуждениями, дабы создать иллюзию подлинности аккаунта. Добавим, что сейчас в соцсетях таким образом активно работают провокаторы и мошенники, создающие фальшивые аккаунты, которые организуют всевозможные розыгрыши, раздачу призов и другой контент дезинформирующего характера.

Аналогичные фейк-аккаунты создаются на первых лиц и других крупных деятелей государства и бизнеса, в связи с чем inbusiness.kz призывает пользователей быть более осмотрительными и не доверять непроверенной информации, включая ту, что размещается на подобных страницах в соцсетях.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!