/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 434,31 Brent 36,55
Чем богаты, тем и торгуем: топ-10 главных экспортных товаров

Чем богаты, тем и торгуем: топ-10 главных экспортных товаров

Нефть продолжает обеспечивать более половины всего казахстанского экспорта. Один из главных трендов последних лет – это плавный разворот на азиатский рынок.

15:56 19 Февраль 2020 4130

Чем богаты, тем и торгуем: топ-10 главных экспортных товаров

Автор:

Алексей Никоноров

В 2019 году экспорт Казахстана в страны мира составил $57,7 млрд, снизившись по сравнению с 2018-м на 5,5%. Одна из главных причин – это снижение стоимости нефти, повлиявшее на снижение объемов торгов. Заменить черное золото во внешней торговле республике нечем, хотя товаров, объемы продаж которых исчисляются сотнями миллионов долларов, достаточно. Ниже – 10 главных товаров, принесших Казахстану в 2019 году наибольшую экспортную выручку.

10. Транспорт

Казахстан является относительно крупным экспортером средств наземного транспорта, летательных аппаратов и плавучих средств. В 2019 году за границу было продано товаров (сюда относятся, например, локомотивы, вагоны и их части, самолеты, спутники, суда, легковые автомобили и спецтехника) на $575,1 млн – это в 3,6 раза больше, чем годом ранее.

Отечественный транспорт продается в 59 стран мира, включая такие экзотические для отечественного бизнеса, как Эфиопия, Руанда и Джибути. Виргинские острова и вовсе являются пятым по объему покупателем – $46,8 млн. В четверку основных импортеров входят Россия (продажи выросли с $44,3 млн до $145,4 млн), США (с $1,3 млн до $85,8 млн), Великобритания (с $1,3 млн до $62,9 млн) и Испания (с $1 до $50,9 млн).

9. Железные руды и концентраты

2019 год выдался для экспортеров этого сырья лучшим за последние пять лет. Во-первых, им удалось продать за рубеж максимальное за это время количество руды и концентратов – около 10,2 млн тонн. Во-вторых, выручка от продаж по сравнению с 2018 годом выросла на 37,6%, составив $664,5 млн. И это также лучший показатель с 2014 года.

Практически всю экспортную руду скупают две страны: Россия и Китай. Поэтому состояние дел в отрасли в немалой степени зависит от конъюнктуры на этих рынках. 2019 год был успешным: спрос со стороны России вырос в денежном выражении на 39,6%, Китая – на 23,1%. Помимо этих стран, небольшой экспорт шел в Кыргызстан ($1,3 млн). Кроме того, в официальных списках числятся Канада и Грузия, но суммарный объем продаж за год по этим направлениям не составил и $2 тыс.

8. Мазут

Мазут в последние годы остается одним из главных экспортных товаров Казахстана. В 2017 и 2018 годах объем сделок превышал $1 млрд, а в 2014 году и вовсе был на уровне $2,8 млрд.  Прошедший год выдался не таким успешным: продажи составили $918,1 млн. Произошло это на фоне падения физического объема продаж – менее 2,6 млн тонн, что является худшим показателем за последние как минимум шесть лет. По сравнению с 2018-м отгрузка упала на 14,1%

Общую динамику формирует товарооборот с одной страной – Нидерландами. Они обеспечивают более 70% экспорта мазута. И именно снижение спроса с их стороны на 23% повлияло на итоговое сокращение продаж. Стал меньше закупать и Кыргызстан: экспорт упал с $84,1 млн до $26,9 млн. Кроме того, отказалась от отечественного мазута и Грузия, которая в 2018-м принесла 17,9 млн долларов экспорта. Впрочем, казахстанским предприятиям удалось частично перекрыть эти снижения за счет других стран постсоветского пространства:

  • Продажи в Азербайджан выросли втрое (до $36 млн).
  • В Узбекистан – в 12,5 раза (до $60,4 млн).
  • Начались продажи в Россию, составившие по итогам года $24,8 млн.

Кроме того, вырос спрос на казахстанский мазут на Кипре – продажи выросли с $6,1 млн до $21,4 млн.

7. Плоский прокат

Производственные проблемы, с которыми с 2018 года сталкивается флагман черной металлургии «АрселорМиттал Темиртау», привели к тому, что зарубежные продажи плоского проката оказались на минимальном уровне за последние четыре года – $963,7 млн, что на 30,3% меньше, чем годом ранее. Отгрузка вообще стала худшей за последние как минимум шесть лет, сократившись за год сразу на 26% (до $1,65 млн тонн).

Отказ от экспорта в Иран, заявленный в 2018 году (причина – санкции в отношении этой страны, наложенные США), привел к тому, что теперь на продукцию отечественной металлургии есть, по большому счету, только один крупный покупатель – Россия. Экспорт в эту страну по итогам 2019 года составил $728,8 млн, или более трех четвертей от общего объема зарубежных продаж проката.

Наладить сбыт с другими странами пока не удается: совокупные продажи в Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Украину в 2019 году составили $78,2 млн против $122,7 млн годом ранее. Даже на рынке Узбекистана (который вносит хоть какое-то разнообразие в логистику) продукция отечественных металлургов стала менее востребованной: отгрузка упала на 8,8% (до 199,5 тыс. тонн), доход – на 15% (до $129,6 млн).

6. Пшеница

Рост мировых цен привел к тому, что Казахстан смог нарастить экспорт, сократив отгрузку на 13,3%. В 2019 году за рубеж было отправлено около 5,4 млн тонн пшеницы, на чем было заработано более $1 млрд (это произошло впервые как минимум за шесть лет). Получателями стали 26 стран мира, но в 2019 году ставка была сделана на рынки ближайших стран:

  • Экспорт в Узбекистан вырос с $286,2 млн до $372,7 млн.
  • В Таджикистан – со $159,9 млн до $197,8 млн.
  • В Кыргызстан – с $2,5 млн до $27,7 млн.
  • Начались поставки в Азербайджан, которые принесли $45,6 млн.
  • Одновременно с этим снизился экспорт в Италию (с $66,3 млн до $29,9 млн) и Турцию (с $58,9 млн до $43,6 млн) – эти страны остаются крупными покупателями казахстанской пшеницы, но их доля и влияние на экспорт заметно снизились.

5. Ферросплавы

Отгрузка ферросплава из Казахстана растет четвертый год подряд, практически достигнув по итогам 2019 года 1,7 млн тонн. Это происходит на фоне собственного производства: по данным комитета по статистике, в 2019 году в республике было произведено более 2,2 млн тонн продукции, что на 6,2% больше показателей предыдущего года.

Однако падение цен на товар не позволило нарастить выручку: если в 2017-2018 гг. экспорт в денежном выражении составлял $2,2 млрд, то в 2019-м – менее $1,9 млрд. Основные изменения в экспорте затронули страны дальнего зарубежья. Продажи в Японию снизились на 22% (до $445,1 млн), в США – на 43% (до $107,5 млн), в Китай – на 7,5% (до $732,6 млн), в Германию – на 58% (до $62,7 млн). При этом начались продажи в Индонезию, что принесло $88,9 млн экспорта.

4. Продукция неорганической химии

Уран и прочая продукция неорганической химии, а также различные соединения металлов и элементов всегда были одной из главных статей отечественного экспорта. Но в последние годы физический объем продаж неуклонно снижается – по итогам 2019 года отгрузка оказалась на минимуме за последние шесть лет, а само сокращение началось еще в 2017-м. Тем не менее отчасти из-за снижения предложения удается поддержать цены. В 2019 году доход от зарубежных продаж составил 2,2 млрд долларов, показав трехлетний максимум.

В прошедшем году значительно увеличились продажи в Таджикистан (с $3,6 млн до $48,5 млн), Канаду (с $140,4 млн до $277,2 млн), США (с $69,2 млн по $110,9 млн) и Францию (сo $125,8 до $166,8 млн). Значительное снижение произошло только в китайском направлении – продажи сократились более чем на 20%, но, даже несмотря на это, Поднебесная остается вторым по величине покупателем казахстанской продукции.

3. Медь

Тройку главных казахстанских экспортных товаров открывает медь, доход от продажи которой растет третий год подряд. По итогам 2019-го объем зарубежных сделок превысил $2,5 млрд. При этом около 60% от этого объема пришлось на одну страну – Китай. Физический объем поставок в этом направлении за год увеличился более чем на четверть, а выручка – более чем на 15%. Хорошую динамику показывают и рынки Объединенных Арабских Эмиратов (+10%, до 433,7 млн долларов) и Турции (+20%, до $329,1 млн), зато втрое упали продажи в Великобританию (до $125,5 млн).

Вообще, в Казахстане в 2019 году было произведено 472,8 тыс. тонн меди, что на 7,9% больше показателей 2018 года. Экспорт за это же время составил 443 тысячи тонн. Это значит, что за рубеж уходит более 93% всей продукции.

2. Газ

Начало в 2018 году масштабного экспорта газа в Китай привело к тому, что этот вид товара уже через год обогнал медь и ферросплавы, выйдя на второе место по важности для внешней торговли республики. За прошедший год объем зарубежных сделок составил $2,8 млрд. Большую часть этих средств (около $1,6 млрд) принесли контракты с Китаем, доход от сделок с которым за год вырос на 60%. Еще более $1 млрд дали продажи в Украину, Швейцарию и Россию. Общий объем проданного за рубеж газа составил 28,5 млрд кубометров – этот показатель растет уже как минимум пять лет подряд.

1. Нефть

Тут никакой интриги быть и не могло – главным экспортным товаром Казахстана была, остается и (по крайней мере, в ближайшее время) будет нефть. По итогам 2019 года нефть обеспечила более 58% казахстанских зарубежных продаж. Если посчитать доход от продаж всех товаров во все страны мира, то окажется, что нефть все равно принесла на $9,3 млрд долларов больше.

Один из главных трендов последних лет – это плавный разворот на азиатский рынок. В 2018 году в страны региона было продано нефти на $7 млрд, что составило 18,6% от общего объема. Год спустя продажи выросли до $8,8 млрд, а доля – до 26,2%. «Урезанными» оказываются страны Европы, продажи в которые за год упали на 20% (до $24,2 млрд), а доля снизилась с 79,4% до 72%.

Алексей Никоноров

В Актобе продавцы требуют открыть рынки и торговые дома

Повторяется ситуация конца мая, предприниматели, оставшиеся без работы, вышли на акцию протеста.

04 Август 2020 11:05 760

В Актобе продавцы требуют открыть рынки и торговые дома

Фото: tengrinews.kz

Более сотни продавцов центрального рынка, торговых домов «Мега Шыгыс» и «Астана» собрались на площади перед самым крупным рынка города 3 августа с требованием разрешить работу их торговых мест.

Центральный рынок, который заработал 27 мая после подобной акции протеста, закрылся 21 июля. Многие торговые дома и павильоны не работают уже в течение месяца. Бизнесмены и торговцы несут убытки. Доходов нет. Уже стоит вопрос не столько выживания бизнеса, сколько его закрытия.  

Еще перед первым карантином и последующим закрытием объектов бизнеса у многих предпринимателей возник вопрос, что делать, ведь товар приобретался на заемные средства. Рассчитывали, что 3 августа карантин снимут. На свой страх и риск предприниматели взяли опять кредиты, чтобы заработать на летнем товаре, пока сезон не прошел. Но продление запретов еще на две недели ударило и по тому уже незавидному положению.

К стихийно собравшимся на площади возле центрального рынка людям вышли главный санитарный врач города Актобе Аманжол Утегалиев и руководитель городского отдела внутренней политики Мадияр Кабыл.

Мадияр Кабыл начал разъяснять собравшимся, что постановление главного санитарного врача Актюбинской области они должны неукоснительно выполнять. Однако это только добавило масла в огонь, и на это были причины. Например, на территории того же центрального рынка закрыты все торговые павильоны и магазины. Все, за исключением магазинов крупных торговых сетей «Анвар» и «Дина». Вся горькая ирония в том, что в эти торговые точки можно попасть только с территории центрального рынка. На внешний периметр выходят только грузовые двери и служебные входы. Проход на рынок возле этих магазинов открыт, что полностью противоречит постановлению главного государственного санитарного врача Актюбинской области Нурсулу Беркимбаевой, предписывающему запрет рынков и, соответственно, всех торговых точек на его территории.  

Что возмутило?

Собравшиеся возмущались этим фактом – супермаркеты города «Анвар» и «Дина» продолжают работать, несмотря на то, что там собирается большое количество людей. Они, так же как и на рынках, могут заразиться друг от друга. Маленькие магазины тоже функционируют. В связи с этим торгующие не понимают, какой смысл закрывать рынки.

«Если вы закрываете, закрывайте всех. А то миллионеры работают, а мы, простой народ, бедствуем! – возмущались люди, после чего стали хором скандировать: – Откройте! Откройте!».

Торговцы стали приводить свои доводы, что в тех же торговых домах в каждом бутике предусмотрены санитайзеры и коврики с дезинфицирующим раствором, а площадь их зданий способствует рассредоточению людей, что препятствует образованию скученности посетителей в одном месте. 

Главный санитарный врач в свою очередь заверил людей, что после 17 августа, если карантин в стране снимут, акимат в срочном порядке рассмотрит вопрос открытия объектов. Однако собравшихся такая перспектива не устроила, и они выдвинулись к зданию городского акимата.

На встречу с заместителем акима города Сергеем Ли в здание городского акимата впустили только инициативную группу.

Напомним, что подобная ситуация в Актобе уже была. 25 мая около двухсот торговцев собрались на площади перед центральным рынком, требуя открыть базар. Они рассчитывали, что именно с понедельника рынок начнет работать. Но на фоне роста заражения в Актобе коронавирусом (прирост свыше 7% за неделю) власти решили не смягчать карантинные меры.

Собравшиеся говорили, что в течение более двух месяцев исправно платят налоги и арендную плату, пусть даже и сниженную на период карантина. У многих кредиты, а дохода нет. 42 500 тенге – это все, что дает государство. Кто-то второй раз даже не получал эти деньги.

Также к собравшимся в спешном порядке прибыл главный санитарный врач Актобе и работники акимата. И тогда ответ чиновников не устроил продавцов. После чего они двинулись в сторону городского акимата. Аким города к ним не вышел. Представители акимата сослались на то, что градоначальник на выезде.

И с 27 мая заработали продовольственные и непродовольственные рынки, непродовольственные магазины, торговые центры и некоторые другие объекты с временным ограничением работы с 10:00 до 17:00.

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Е-базар растет как на дрожжах

Интернет-торговля в период карантина значительно выросла в Карагандинской области.

29 Июль 2020 15:08 1054

Е-базар растет как на дрожжах

И до конца года ожидается ее дальнейшее увеличение. По прогнозам, доля онлайн-торговли в рознице поднимется в три раза – с 0,8% до 2,4%. Об этом говорили на прошедшем совещании в режиме онлайн.

Одним из вопросов данного обсуждения стала реализация дорожной карты по развитию электронной торговли на 2019-2025 годы. Документ предусматривает меры по защите потребителей, преференции для бизнеса, создание инфраструктуры поддержки.

Здесь хотелось бы напомнить прошлогоднее интервью inbusiness.kz с бывшим замакима Карагандинской области, а ныне заместителем министра иностранных дел Алмасом Айдаровым. В этой части интервью разговор шел о работе нового оптово-распределительного центра «Альфарух».

Время торговли с обозов у дороги ушло?

Да, все цивилизованно, зимой тепло, летом прохладно. Стоят экраны, как на бирже, где высвечивается средняя цена, чтобы оптовый покупатель сразу видел. Плюс огромные климатические и сухие склады. В последующем нужно будет выстраивать именно онлайн-торговлю, чтобы клиенты, привыкнув к качеству и порядку, подавали заявки-фьючерсы заранее. Например, северянин заявит, что «Я готов через три дня забрать столько-то тонн овощей». Южанин – что едет к нам, видит эту заявку, и сделка состоялась. Ну и плюс здесь же еще есть огромный центр розничной торговли.

Вы, я слышал, и электронщиков хотите всех сюда пристегнуть?

Мы хотим сделать здесь центр концентрации онлайн-торговли, сконцентрировав все разрозненные магазины, которые занимаются электронной коммерцией. Хотим создать на этой базе кластер торговли, чтобы весь движняк там был».

На данный момент в Карагандинской области создали интернет-площадку ba09.kz, на которой представлены ссылки на онлайн-магазины и услуги.

Руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева сообщила, что, согласно официальным данным, в 2019 году объем розничной электронной торговли в области составил 8,1 млрд тенге:

«Учитывая ситуацию в период карантина, когда из-за закрытия многие торговые дома и объекты общественного питания перешли на работу по доставке, по итогам 2020 года ожидается рост электронной торговли не менее чем в три раза, с повышением доли в розничном товарообороте на уровне 2,4%».

С начала года в области объем безналичных платежей вырос в пять раз. По статданным, за пять месяцев он составил почти 553 млрд тенге.

Inbusiness.kz уже сообщал, что после обновления исторического максимума в мае объем безналичных карточных платежей в стране за июнь вновь побил рекорд за всю историю наблюдений.

Этот показатель вырос с 2,4 до 2,7 трлн тенге (+15,4%), при этом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается более выраженный рост – в 2,7 раза с показателя в 1,0 трлн тенге.

В июне в Казахстане отмечалось практически равнозначное увеличение как платежей через POS-терминалы (+16,9%), так и оплат в Интернете (+15,2%). Тем не менее в абсолютных величинах интернет-платежи (2,2 трлн тенге) почти в пять раз превышают объемы платежей через POS-терминалы (489 млрд тенге).

Напомним, в июне 2019 года в целом по стране превышение интернет-платежей над соответствующими платежами через POS-терминалы составляло 2,2 раза.

Если ранее перед Карагандинской областью стояла задача довести долю е-коммерции к 2025 году до 10%, то с учетом заявления Бахыта Султанова на заседании правительства 28 июля теперь этот индикатор не грех поднять, и подняли до 15%:

«Объем рынка электронной торговли за первое полугодие 2020 года составил 435 млрд тенге. Это 9,4% от общего объема розницы. До конца этого года ожидаем 900 млрд тенге. К 2022 году этот показатель достигнет 1,9 трлн тенге, составляя около 13% от общего объема розничной торговли», – сказал министр торговли и интеграции.

Здесь же следует напомнить о поручении Аскара Мамина проработать вопросы финансирования интернет-торговли:

«Для поддержки и стимулирования отечественной онлайн-торговли поручается министерствам цифрового развития и торговли совместно с Банком развития Казахстана проработать вопросы кредитования в онлайн-бизнес».

Работы на «виртуальной ферме» прибавится всем. Лишь бы на радостях не бросили всем скопом традиционный уклад и не пошли всей страной майнить. Кроме того, не стоит забывать, что подавляющая часть того, что мы приобретаем в Сети, – это категорически не казахстанские товары. Так что нам самим все еще придется сеять хлеб, добывать уголь, варить сталь и легкую промышленность поднимать.

И возвращаясь к совещанию в акимате Карагандинской области:

«Мы видим, что объемы электронной торговли в регионе растут, – отметил Женис Касымбек. – Это положительный фактор, торговля максимально выходит из тени. Этот тренд надо поддерживать, совместно с палатой «Атамекен» помогать бизнесу осваивать электронные площадки».

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!