Одним из пунктов Национального плана развития является увеличение экспорта несырьевых товаров из Казахстана в два раза к 2025 году. Однако сегодняшние тенденции в сельском хозяйстве показывают, что исполнение этого поручения главы государства находится на грани срыва, передает inbusiness.kz. Такая ситуация, например, складывается в масложировой отрасли.
Проблема в экспорте сырья
В Казахстане наблюдается тенденция увеличения посевных площадей на 48% по масличным культурам с 2016 по 2021 год, что отчасти связано с высокой рентабельностью масличных культур. Но при увеличении территории для посева вырос экспорт сырья, тогда как загруженность отечественных перерабатывающих предприятий не превышает и 35% из-за дефицита маслосемян. Для сравнения, в Украине за последние 5 сезонов средняя загрузка перерабатывающих предприятий, занятых в этом направлении, составила 71%.
''В итоге в нашей стране импорт масличных культур из соседней России вырос еще в большей степени: подсолнечника – в 4,3 раза, сои – в 4 раза. Для понимания, в Казахстане за последние три сезона доля экспорта семян подсолнечника по отношению к валовому сбору составила 41%, тогда как в Украине эта цифра находится на уровне 1%. Хотелось бы отметить, что с такими темпами вряд ли возможно выполнить указания президента Касым-Жомарта Токаева по проекту Национального плана развития, согласно которому экспорт несырьевых товаров должен увеличиться в два раза до 2025 года'', – считает председатель национальной Ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов.
Когда политические игры на внешней арене влияют на продовольственную безопасность
Эксперт отмечает, в 2022 году мировой рынок подвергся кардинальным изменениям. Это, в первую очередь, связано с политическим конфликтом между Россией и Украиной, который привел к сокращению посевных площадей и, как следствие, к удорожанию цен на масложировую продукцию. Вслед за изменениями на мировом рынке у многих государств встал вопрос ребром по обеспечению собственной продовольственной безопасности. И большинство стран применяли на практике ограничительные меры по сдерживанию экспорта сырья. Данная ситуация показала, насколько важно иметь развитую перерабатывающую отрасль и наличие сырья внутри страны.
''Что касается непосредственно масложировой отрасли Казахстана, то можно с уверенностью сказать, что ограничения в виде квотирования семян подсолнечника, которые действуют до 1 июля, сыграли ключевую роль в сдерживании цен на подсолнечное масло и все вытекающие продукты, получаемые при переработке подсолнечника на внутреннем рынке страны. Но, как мы понимаем, это всего лишь временное ограничение, которое нужно модернизировать и дорабатывать до утверждения на постоянной основе. Возможно, в виде экспортных пошлин, которые применяют лидеры по производству масличных, как Украина и Россия. По мнению некоторых участников агропромышленного комплекса, квотирование является неэффективной мерой для регулирования цен на внутреннем рынке, хотя факты говорят об обратном, то есть минсельхозом была достигнута цель по стабилизации цен внутри страны как на готовую продукцию, так и на сырье'', – говорит Ядыкар Ибрагимов.
А что в других странах?
Казахстану стоит присмотреться к тому, как к развитию данной отрасли относятся в других странах. В той же, например, Украине, которая является лидером по производству подсолнечника в мире. Если в 2000 году там посевная площадь подсолнечника составляла 2,9 млн га, а валовый сбор урожая не превышал 3,5 млн тонн, то к 2021 году показатели значительно увеличивались и составили по посевной 6,8 млн га с валовым сбором 16,7 млн тонн. Также при увеличении площадей и урожайности развивалась и перерабатывающая отрасль. Достаточно взглянуть на количество и мощности предприятий, которых 20 лет назад насчитывалось лишь около 20, общей мощностью по переработке подсолнечника в 2,6 млн тонн. А на сегодня мощность украинской переработки возросла до 24 млн тонн при наличии более 120 предприятий. То есть рост мощностей более чем в 9 раз.
''Также необходимо отметить тот факт, что Украина нацелена именно на переработку сырья и дальнейший экспорт готовой продукции. Об этом свидетельствуют цифры: начиная с 2000 по 2021 год соотношение переработки к валовому сбору составляет в среднем 96%, например. В сезоне-2020/21 при валовом сборе подсолнечника в 14 млн тонн переработано 13,6 млн тонн и произведено 5,9 млн тонн подсолнечного масла. Притом что внутренний рынок потребляет в среднем 8,5-9,5% от общего объема производства. Что касается экспорта непосредственно подсолнечного масла, то в 2000 году он составлял 26% от общего мирового экспорта, а к 2021 году отметка поднялась до 50% и является самым высоким показателем во всем мире'', – приводит данные эксперт.
Стоит отметить, что Украина практикует экспортные пошлины для ограничения семян подсолнечника, которые ввелись еще в 1999 году и используются по сей день. Начальная ставка была в размере 23% от стоимости и не менялась в последующие 10 лет. Как показывают цифры, данная мера является оптимальной для достижения высоких показателей, уверен председатель национальной Ассоциации переработчиков масличных культур.
Вопрос продуктовой безопасности Казахстана
Вопрос продуктовой безопасности Казахстана, резюмирует эксперт, напрямую связан с приоритетами в сельском хозяйстве.
Пока же, по его мнению, наша страна предпочитает довольствоваться статусом сырьевого придатка для других государств. Хотя по тому же подсолнечнику, как показывает мировая практика, переработка сырья внутри собственных границ приводит к увеличению загрузки маслозаводов, что, в свою очередь, уменьшает себестоимость готовой продукции, и это является одним из основных факторов ценообразования. Все это в комплексе отражается не только на продовольственной безопасности и стабилизации цен внутри страны, но и на наличии постоянных рабочих мест и стабильном функционировании смежных отраслей.
Пётр Акутионов