Госорганы Казахстана пристрастились заключать допсоглашения к заключённым договорам по закупу товаров и услуг. В итоге каждый третий обновлённый контракт госоргана и бизнеса по госзакупу предусматривал повышение цены. Всего перерасход средств в текущем году достиг 10% от стоимости таких контрактов, заявили участники Республиканской специальной мониторинговой группы по противодействию коррупции на брифинге профильного Нацбюро.
"За 2018 год было заключено более миллиона договоров по госзакупкам. Из них по 25,8 тысячи договоров заключались допсоглашения. Из этих всех договоров почти 9,3 тысячи были по увеличению суммы. Сумма данных договоров составляет 482 миллиарда тенге. То есть, если делается закупка на определённую сумму, потом через несколько допсоглашений сумма значительно поднимается. Сумма составила 518 миллиардов тенге к этим договорам. И общая сумма увеличения этих договоров составляет 49 миллиардов тенге", – привела цифры руководитель спецгруппы Айгуль Соловьёва.
В качестве примера она привела несколько госведомств, которые практиковали данные механизмы. Так, ГУ "Аппарат акима района Сарыарка города Астаны" подписало договор госзакупа с ТОО "Карсак-2015". По результатам принятых четырёх дополнительных соглашений стоимость работ выросла в 18 раз, или на 513,69 млн тенге, до 543,69 млн тенге.
Другой случай произошёл с ГУ "Управление пассажирского транспорта города Астаны" и ТОО "СОТИС", которые заключили договор по оказанию работ по среднему, текущему ремонту дорог и сооружений транспортной инфраструктуры столицы. В текущем году договор корректировался четыре раза, а сумма выросла почти в 11 раз, или 2,89 млрд тенге, с 300 млн до 3,2 млрд тенге.
В 15 раз, или почти на 1 млрд тенге, выросла стоимость контракта после двух корректировок между ГУ "Управление пассажирского транспорта города Астаны" с ТОО "СпецТрейдТМ". Стоимость договора между КГУ "Ситуационный центр аппарата акима Атырауской области" и победителем тендера – ТОО Alora IT Solutions – после допсоглашений выросла почти в четыре раза, до 778 млн тенге.
"Такие лазейки позволяют многим нашим государственным служащим создавать схемы, которые позволяют манипулировать и снижать конкурентное поле", – заявила Айгуль Соловьёва.
В числе способов по ограничению конкуренции в процедурах госзакупок, по данным Республиканской антикоррупционной мониторинговой группы, также значатся: неправомерная закупка из одного источника, закупка из одного источника по несостоявшемуся конкурсу, "заточенная" техническая спецификация, создание видимости конкуренции, сокращение сроков поставки, авральные закупки в конце года. Тренд на распил госбюджета усиливается. Из 3,2 трлн тенге закупок государства в прошлом году 77%, или более 2,5 трлн тенге, закрылись "из одного источника". Более половины таких договоров заключается после признания конкурсных процедур несостоявшимися. В конкурентной борьбе заключается менее пятой части (18,2% от общей суммы) госзакупок.
Карина Алимова