Число бедных в Казахстане занижено

Аскар Муминов Аскар Муминов
5117

Рост доходов населения может стать главным драйвером для экономики.

Число бедных в Казахстане занижено

На площадке аналитической группы КИПР эксперты констатировали, что официальная статистика показывает стабильное улучшение показателей: снижение бедности – с 46,7% в 2001 году до 2,6% в 2017-м, коэффициента Джини – с 0,366 до 0,287 за тот же период, увеличение потребления продуктов, рост занятого населения, среднемесячной зарплаты – в 2017 году она выросла на 5,1%, хотя в реальном выражении снизилась на 2,1%. Так богатеет или беднеет население Казахстана?

На этот вопрос попытались ответить эксперты.

Официально государство декларирует, что в Казахстане снижается бедность, растет потребление продуктов и количество занятого населения, увеличивается среднемесячная зарплата.

Тем временем, по данным социологического центра "Стратегия", практически 80% населения отмечают, что тратят все свои деньги сразу и почти не имеют возможности откладывать. Реальное положение дел демонстрирует рост социального пессимизма, ухудшения социального самочувствия и, как следствие, рост протестных настроений.

Согласно исследованию, средний ежемесячный доход на человека составляет около 33385 тенге на человека. Практически 80% опрошенных отметили, что тратят деньги сразу и почти не имеют возможности откладывать. При этом 28% опрошенных ждали ухудшения.

Бедность связана с размером семьи

Глава социологического фонда "Стратегия" Гульмира Илеуова отметила, что на конец 2018 года можно выделить две основные группы населения: 35% опрошенных имеют доход в диапазоне 50-100 тыс. тенге – 12,5-25 тыс. тенге на одного человека; 36% опрошенных – в диапазоне 101-200 тыс. тенге – 25-50 тыс. тенге на одного человека.

По ее словам, чем больше размер семьи, тем хуже оценки ситуации в стране. Так, в семьях, состоящих из семи и более человек, более трети опрошенных оценивают ситуацию в стране как кризисную.

В каждой десятой семье, состоящей из семи и более человек, считают, что ситуация в стране ухудшится, в каждой второй – что останется без изменений.

Социолог отметила, что, поскольку бедность в развивающихся странах тесно связана с размером семьи, семейные пособия оказываются весьма адресными, ибо они предоставляются на основании хорошо заметного основания показателя бедности.

Пособия отражают предпочтения

Эксперт подчеркнула, что семейные пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время. Голодные работники редко действуют производительно. Дети не могут дожидаться лучших времен, чтобы расти и развиваться. Если дети не будут продолжать образование по финансовым причинам, они теряют наиболее продуктивные годы когнитивного развития.

Таким образом, сглаживание доходов разных групп населения, помимо его явной моральной и политической значимости, чрезвычайно важно для формирования человеческого капитала, сказала г-жа Илеуова.

"Семейные пособия отражают общественные предпочтения. Ценность их неодинакова в разных странах и культурах. Она зависит от отношения к детям, семье, роли женщины. Есть общества, где дети рассматриваются как частное, а не общественное благо, и в них люди менее охотно поддерживают расходы на воспитание детей. В других обществах дети рассматриваются в большей степени как общественное благо, поэтому поощряются расходы, связанные с семейными пособиями", – отметила социолог.

Необходимо посткризисное развитие

Экономист Айдархан Кусаинов считает, что средства налогоплательщиков и Национального фонда не должны расходоваться на создание и поддержание тонкого слоя искусственной среды в виде льготных кредитных ставок, преференций при государственных закупках, давления на иностранный бизнес.

В силу своей узости такая среда доступна только для отдельных, избранных бизнесов, а значит, все средства уходят на дивиденды, акционерам этих бизнесов, не оказывая никакого экономического эффекта. Только отказ от всякой прямой поддержки бизнеса может привести к тому, что в экономику вернется конкуренция, а конкуренция означает снижение прибыли, то есть перераспределение доходов от акционеров к наемным рабочим, считает экономист.

"И только в этом случае экономический рост и выгоды от бизнес-деятельности будут транслироваться наемным работникам, а значит, и далее в рост реальных доходов населения", – сказал он.

По его словам, сейчас необходимо готовить экономику к посткризисному развитию; добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры; активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала; обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами.

Сейчас, по его словам, льготные кредиты достаются тем, кто спокойно может взять рыночный. Поэтому все льготы идут в рост прибыли, но не в заработные платы. Это приводит к тому, что экономика консервируется, старые предприятия имеют преимущественное положение и не дают развиваться новым. Олигопольность нарастает, конкуренция ослабляется, что приводит к росту цен и инфляции.

Оценивать доходы домохозяйств

Глава партии КНПК в нижней палате Парламента Айкын Конуров отметил, что в отчете о глобальном благосостоянии за 2017 год, составленном Credit Suisse Research Institute, Казахстан зачислен в группу бедных стран.

Аналитики института рассчитывали благосостояние исходя не из общих показателей, а из доходов домохозяйств, их накоплений и долгов. Выяснилось, что в Казахстане реальные доходы большинства семей сокращаются, а долги растут куда быстрее накоплений.

По данным банка, средний уровень благосостояния на одного взрослого человека в РК составляет порядка 4,441 доллара. Средняя температура по больнице убаюкивает многих на властном олимпе и абсолютно не дает реальной картины.

Намного интереснее не столько уровень богатства страны, сколько его распределение. В нем оценивается не только среднее благосостояние, но и медианное, что принципиально важно, заметил он. Средний показатель – это когда богатство олигарха-миллиардера складывается с "богатством" тысяч его работников и делится поровну. Медианный же индикатор исключает благосостояние экстремально бедных и богатых, приближая его к реальности, сказал политик.

"И если среднее благосостояние на одного взрослого человека в Казахстане в 2017 году составило 4441 доллар, то медианное – 334 доллара, в 13 раз меньше. Во всех странах медианное благосостояние ниже, чем среднее, но такого разрыва нет практически ни у кого. К примеру, в африканской Гвинее примерно такой же, как у нас, уровень медианного благосостояния – 374 доллара. Но при этом среднее там всего лишь 814 долларов, в пять раз меньше", – сказал Айкын Конуров.

В Казахстане доходы меньше 10 тыс. долларов в год имеют более 97,6%, от 10 тыс. до 100 тыс. долларов – 2,1% населения. Благосостояние 0,3% людей составляет от 100 тыс. до 1 млн долларов.

Что стоит изменить

Политик предложил пересмотреть систему распределения национального дохода, ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц и дополнительных налогов на роскошное потребление, пересмотреть текущую денежно-кредитную политику.

Г-н Конуров заметил, что при неэффективной системе распределения прирост богатства страны ничего не приносит для благосостояния населения. По крайней мере, для тех, кто входит в эти 97,6%. Бедное население – это узкий потребительский рынок, низкая производительность, слабая деловая активность, тотальная закредитованность, рост "токсичных" кредитов, высокие протестные и иждивенческие настроения.

По его словам, во-первых, повышение доходов даст эффект только в случае, если удастся удержать инфляцию. Рост цен способен нивелировать любое номинальное увеличение доходов. В то же время борьба с инфляцией предполагает системные меры по защите конкуренции на товарных рынках, в особенности на рынке услуг. Без таких мер гонка "цены – зарплаты" всегда будет проигрышной.

Во-вторых, важно, чтобы правительство не восприняло повышение доходов казахстанцев как разовую меру. Это на самом деле лишь самое начало пути, предстоит поэтапный длительный процесс. Отставание по уровню оплаты труда от стран ОЭСР сейчас огромное.

Перекос в экономике

Так, по итогам IV квартала 2018 года среднемесячная номинальная зарплата в стране составила порядка 176 тыс. тенге. Тогда как медианная, более точно отражающая действительность – около 106 тыс. Столь низкая сумма означает, что люди со средним заработком по факту входят в группу бедных.

И поэтому проблема бедности в Казахстане уже не вопрос доходов отдельных категорий граждан, который можно было бы решить точечными мерами. Это опасный перекос в экономике, масштабное явление "работающей бедности", что и решений требует соответствующих, считает депутат.

Повышение минимальной заработной платы (МЗП) в полтора раза, которое предусмотрено в послании и отражено в уточнениях республиканского бюджета, относится именно к системным мерам, поскольку воздействует на всю трудовую сферу. Бюджетников повышение коснется напрямую, а для частных организаций рост МЗП станет в любом случае сигналом, сказал г-н Конуров.

Но здесь, по его словам, очень важно, чтобы такая работа в дальнейшем не останавливалась. Смотреть нужно на самые отстающие направления, как по отраслям, так и по регионам.

Изменить структуру экономики

Политик отметил, что для кардинального повышения доходов необходимо изменение структуры экономики, повышение производительности. Но, чтобы это произошло, главным условием является наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, требующих высокой оплаты. Поднять же зарплату во всех секторах одновременно мы не можем – не хватит никаких ресурсов.

Разорвать этот круг, по словам политика, в первую очередь следует через главное звено – образование. Именно оно в конечном итоге определяет перспективы всех остальных сфер. Поэтому первоочередная мера – серьезное повышение зарплат в образовании, сопровождаемое другими мерами по укреплению роли учителей, их избавлению от непрофильных задач.

Черта бедности не отражает реальность

Следующим шагом должно стать принятие правительством срочных мер по такому важному показателю, как черта бедности. Черту бедности, по словам экс-министра труда и социальной защиты населения Мадины Абылкасымовой, будут пересматривать в стратегической программе, рассчитанной на период от 2020 до 2025 года, и сам показатель будет увеличиваться поэтапно, начнут с 70% до уровня прожиточного минимума, сообщил политик.

Черта бедности должна была равняться прожиточному минимуму еще вчера, и желательно не ждать 2020 года, а начать выравнивание уже в 2019 году. В результате придется пересчитать реальный уровень бедности в стране и признать это явление острейшей социальной проблемой, но нужно смотреть правде в глаза, ведь без реальной картины невозможно модернизировать экономику, сказал Конуров.

"Бедность сейчас связана не столько с безработицей, сколько с заниженными доходами, по причине которых работающие граждане живут в бедности. Те, кого раньше было принято считать средним классом, сейчас постепенно и неуклонно смещаются в ряды бедных. Многие пытаются сохранить лицо и уровень жизни через различные институты кредитования, но, как показывает практика, это в большей части проигрышный путь", – заключил г-н Конуров.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться