"ЧП как повод перестроить рабочий процесс" – Адхам Умаров, сеть магазинов готовой еды

4145

Бизнесмен из Шымкента делится своим опытом предпринимательства в экстремальных условиях пандемии COVID-19.

"ЧП как повод перестроить рабочий процесс" – Адхам Умаров, сеть магазинов готовой еды

Это история о том, как сеть успешных ресторанов однажды превратилась в сеть столовых, а теперь по велению режима ЧП преобразовалась в магазины по продаже готовой еды, сохранив при этом минимальные цены.

Inbusiness.kz уже писал, что МСБ третьего мегаполиса страны, как и предприниматели из других регионов, переживает в эти дни непростые времена. Прерваны годами налаженные поставки, срываются договорные обязательства, сокращается персонал. Бизнесмены уже не думают о прибыли, стараясь хоть как-то остаться на плаву. При этом стоит отметить, что и те сферы бизнеса, которые, казалось, карантинные запреты касаются в меньшей степени, это объекты по продаже и производству продуктов питания, все равно уходят в минус. Телефоны местных журналистов разрываются от жалоб предпринимателей, которых штрафуют или кидают в КПЗ за то, что они закрылись на 10 минут позже или их сотрудники посетили уборную без масок. При этом сами проверяющие требования режима ЧП не соблюдают, снимают маски и не надевают перчатки. А вот арестованных на сутки или двое "злостных нарушителей", большинство из которых женщины старше 50 лет, держат в тесных грязных камерах на восемь мест и выводят на прогулки по 50 человек в закрытый двор без каких-либо средств санитарной защиты.

Директор сети точек общепита Адхам Умаров тоже попал под карающий меч закона. Предприниматель знает, что после окончания карантина, как только заработает административный суд, ему придется заплатить немалый штраф за то, что на его объектах все еще красовались вывески "столовая", их просто не успели поменять на новые названия "магазин готовой еды". Но, в отличие от остальных, бизнесмен почему-то реагирует на это философски, мол, надо так надо, поясняет, что не раз в своей практике приходилось начинать с нуля или ломать давно настроенный бизнес-организм.

"В 2007 году мы нашли помещение, взяли кредит, сделали ремонт, появилось название, которое теперь знают шымкентцы. Два года вообще работали без ИП и чего-либо, боялись всех, не знали, как выживем. Потом открыли ИП. Успех пришел. Пришли первые деньги, пришел кураж. Каждый год стали открывать по одной точке. Открытие каждой точки обходилось нам от $100 до $500 тыс. На тот момент оборот составлял $3 млн, деньги сумасшедшие. 200 человек у нас работали, был офис, раздутый штат. Тупик был, не знали, как дальше развиваться. Все на нас с супругой было завязано, все нити через нас шли. Бизнес нас достал, можно сказать, потеряли удовольствие. Хотя мы могли позволить каждый год отдыхать за границей, сын учился в Малайзии, но удовлетворения уже не было", – делится предприниматель Адхам Умаров.

Бизнесмен рассказывает, что не нашел другого решения, как полностью перестроить структуру дела, для этого закончил курс MBA. В 2016 году начались масштабные изменения в компании, которые принесли оптимизацию, пришлось отказаться от половины персонала, а несколько кафе передать под франшизу. Но самое главное, изменился сам формат, привычные для обывателя кафе превратились в столовые самообслуживания, что привело к потере прибыли в четыре раза.

"Я хотел понизить все расходы и сделать еду дешевой, чтобы средний чек 500 тенге, так и сделали, но потеряли клиентов. Поменяли формат на столовую самообслуживания, а кокешки, которые у нас обслуживались, хотели полный сервис, они ушли от нас. Товарооборот упал. Выручку потерял, в 2016 году максимум в месяц 48 млн тенге было, стало по 13 млн тенге. Стало тяжело платить по счетам, только зарплата была 12 млн, аренда 6 млн, налоги огромные около 3 млн, плюс коммуналка. Не знал, чем закрывать. Кредит 3-4 млн. Период был болезненный, чуть семью не потерял, супруга не поддержала, считала, что я развалил бизнес", – делится бизнесмен.

Два года ушло на восстановление, одних долгов накопилось 400 млн тенге, вспоминает предприниматель. За это время всю бухгалтерию отдали на аутсорсинг, автопарк пришлось распродать, чтобы расплатиться по счетам.

"Выход какой, все равно нужны машины. Предложил водителям продать им же машины, открывать ИП и платить им те же деньги, но заправлять, ремонтировать и отвечать перед ГАИ они будут сами. Они не захотели, зато пришел мальчик с улицы и согласился на мои условия. Оказалось классно, я понял, что машины не нужны постоянно, загруженность упала до 20-30%. А все остальное время они раньше протирали штаны. Работу потеряли два моих зама, отдел HR, в офисе осталось четыре человека из 25. Я стал управлять по удаленке всеми расходами и доходами компании. Мы подошли к сегодняшней ситуации уже подготовленными", – говорит Адхам Умаров.

Переделав вывески, отправив три четверти персонала в вынужденные отпуска, торговая сеть сейчас перешла только на режим доставки. Параллельно супруга предпринимателя меняет процесс производства согласно философии Кайдзен. Это позволяет только за счет каких-то перестановок повысить производительность в несколько раз.

"Благодаря карантину, эпидемии мы остановились и просмотрели со стороны, что мы можем сделать, как перестроить бизнес-процесс. Сохранили 12 человек, остальных без содержания, и сократили рабочее время. После карантина я возьму всех обратно, потому что готов увеличить производительность. Может, и плохо карантин, но, с другой стороны, хорошо, что я смог перестроить рабочий процесс", – находит радость и плюсы в сложностях предприниматель из Шымкента Адхам Умаров.

Мира Бахытова, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться