/img/tv1.svg
RU KZ
«ЧП как повод перестроить рабочий процесс» – Адхам Умаров, сеть магазинов готовой еды

«ЧП как повод перестроить рабочий процесс» – Адхам Умаров, сеть магазинов готовой еды

Бизнесмен из Шымкента делится своим опытом предпринимательства в экстремальных условиях пандемии COVID-19.

12:29 13 Апрель 2020 2510

«ЧП как повод перестроить рабочий процесс» – Адхам Умаров, сеть магазинов готовой еды

Автор:

Мира Бахытова

Это история о том, как сеть успешных ресторанов однажды превратилась в сеть столовых, а теперь по велению режима ЧП преобразовалась в магазины по продаже готовой еды, сохранив при этом минимальные цены.

Inbusiness.kz уже писал, что МСБ третьего мегаполиса страны, как и предприниматели из других регионов, переживает в эти дни непростые времена. Прерваны годами налаженные поставки, срываются договорные обязательства, сокращается персонал. Бизнесмены уже не думают о прибыли, стараясь хоть как-то остаться на плаву. При этом стоит отметить, что и те сферы бизнеса, которые, казалось, карантинные запреты касаются в меньшей степени, это объекты по продаже и производству продуктов питания, все равно уходят в минус. Телефоны местных журналистов разрываются от жалоб предпринимателей, которых штрафуют или кидают в КПЗ за то, что они закрылись на 10 минут позже или их сотрудники посетили уборную без масок. При этом сами проверяющие требования режима ЧП не соблюдают, снимают маски и не надевают перчатки. А вот арестованных на сутки или двое «злостных нарушителей», большинство из которых женщины старше 50 лет, держат в тесных грязных камерах на восемь мест и выводят на прогулки по 50 человек в закрытый двор без каких-либо средств санитарной защиты.

Директор сети точек общепита Адхам Умаров тоже попал под карающий меч закона. Предприниматель знает, что после окончания карантина, как только заработает административный суд, ему придется заплатить немалый штраф за то, что на его объектах все еще красовались вывески «столовая», их просто не успели поменять на новые названия «магазин готовой еды». Но, в отличие от остальных, бизнесмен почему-то реагирует на это философски, мол, надо так надо, поясняет, что не раз в своей практике приходилось начинать с нуля или ломать давно настроенный бизнес-организм.

«В 2007 году мы нашли помещение, взяли кредит, сделали ремонт, появилось название, которое теперь знают шымкентцы. Два года вообще работали без ИП и чего-либо, боялись всех, не знали, как выживем. Потом открыли ИП. Успех пришел. Пришли первые деньги, пришел кураж. Каждый год стали открывать по одной точке. Открытие каждой точки обходилось нам от $100 до $500 тыс. На тот момент оборот составлял $3 млн, деньги сумасшедшие. 200 человек у нас работали, был офис, раздутый штат. Тупик был, не знали, как дальше развиваться. Все на нас с супругой было завязано, все нити через нас шли. Бизнес нас достал, можно сказать, потеряли удовольствие. Хотя мы могли позволить каждый год отдыхать за границей, сын учился в Малайзии, но удовлетворения уже не было», – делится предприниматель Адхам Умаров.

Бизнесмен рассказывает, что не нашел другого решения, как полностью перестроить структуру дела, для этого закончил курс MBA. В 2016 году начались масштабные изменения в компании, которые принесли оптимизацию, пришлось отказаться от половины персонала, а несколько кафе передать под франшизу. Но самое главное, изменился сам формат, привычные для обывателя кафе превратились в столовые самообслуживания, что привело к потере прибыли в четыре раза.

«Я хотел понизить все расходы и сделать еду дешевой, чтобы средний чек 500 тенге, так и сделали, но потеряли клиентов. Поменяли формат на столовую самообслуживания, а кокешки, которые у нас обслуживались, хотели полный сервис, они ушли от нас. Товарооборот упал. Выручку потерял, в 2016 году максимум в месяц 48 млн тенге было, стало по 13 млн тенге. Стало тяжело платить по счетам, только зарплата была 12 млн, аренда 6 млн, налоги огромные около 3 млн, плюс коммуналка. Не знал, чем закрывать. Кредит 3-4 млн. Период был болезненный, чуть семью не потерял, супруга не поддержала, считала, что я развалил бизнес», – делится бизнесмен.

Два года ушло на восстановление, одних долгов накопилось 400 млн тенге, вспоминает предприниматель. За это время всю бухгалтерию отдали на аутсорсинг, автопарк пришлось распродать, чтобы расплатиться по счетам.

«Выход какой, все равно нужны машины. Предложил водителям продать им же машины, открывать ИП и платить им те же деньги, но заправлять, ремонтировать и отвечать перед ГАИ они будут сами. Они не захотели, зато пришел мальчик с улицы и согласился на мои условия. Оказалось классно, я понял, что машины не нужны постоянно, загруженность упала до 20-30%. А все остальное время они раньше протирали штаны. Работу потеряли два моих зама, отдел HR, в офисе осталось четыре человека из 25. Я стал управлять по удаленке всеми расходами и доходами компании. Мы подошли к сегодняшней ситуации уже подготовленными», – говорит Адхам Умаров.

Переделав вывески, отправив три четверти персонала в вынужденные отпуска, торговая сеть сейчас перешла только на режим доставки. Параллельно супруга предпринимателя меняет процесс производства согласно философии Кайдзен. Это позволяет только за счет каких-то перестановок повысить производительность в несколько раз.

«Благодаря карантину, эпидемии мы остановились и просмотрели со стороны, что мы можем сделать, как перестроить бизнес-процесс. Сохранили 12 человек, остальных без содержания, и сократили рабочее время. После карантина я возьму всех обратно, потому что готов увеличить производительность. Может, и плохо карантин, но, с другой стороны, хорошо, что я смог перестроить рабочий процесс», – находит радость и плюсы в сложностях предприниматель из Шымкента Адхам Умаров.

Мира Бахытова, Шымкент

https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/zg892nnD.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/qM5ABLYy.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/KUMq3fVv.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/sRhHMZdG.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/U5aq1cXe.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/itzbiV34.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/2AqafU28.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/PLECqaOo.jpg

МСБ продлят освобождение от налогов с ФОТ до 1 января 2021 года

Опубликовано соответствующее постановление правительства.

24 Сентябрь 2020 17:25 5015

Субъектам малого и среднего предпринимательства продлят освобождение от налогов с фонда оплаты труда до 1 января следующего года. Соответствующее постановление правительства опубликовано на площадке нормативно-правовых актов.

В постановлении указывается установить: поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование; поправочный коэффициент «12/19» к ставке социального налога, за исключением лиц, занимающихся частной практикой.

Данное положение применяется в отношении лиц, занимающихся частной практикой, а также субъектов микро, малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по перечню видов деятельности, и их работников по обязательствам, срок уплаты (перечисления) по которым наступает в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года, за исключением уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя. Постановление вводится в действие с 1 октября 2020 года.

Однако в проекте приказа отсутствует перечень отраслей.

Напомним, с 1 апреля по 1 октября этого года 29 видов деятельности в Казахстане были освобождены от отчислений в фонд оплаты труда и взносов в ЕНПФ. Подробный перечень отраслей представлен по ссылке . В частности, данная норма коснулась наиболее пострадавших отраслей в период карантина и ЧП.

Как ранее рассказал председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов, бизнесмены ставили много вопросов по теме исчерпывающего перечня отраслей, которые можно считать пострадавшими, на которые распространяются налоговые послабления, особенно по фонду оплаты труда.

По ситуации в настоящее время глава НПП рассказал о результатах опроса 10% казахстанского МСБ (порядка 70 тыс. субъектов бизнеса) в наиболее пострадавших отраслях экономики.

«Так, опрос показал следующие результаты. Более 30% опрошенных к началу сентября были вынуждены пойти на оптимизацию персонала, 16% из опрошенных уже провели сокращения – 80 тысяч работников уже сокращены, 90 тысяч сотрудников отправлены в отпуск без сохранения заработной платы. Эти цифры мы не наблюдаем в официальной статистике, стоит задача – как нивелировать эти последствия. Более 30% опрошенных находятся в преддверии закрытия бизнеса – общепит, частные школы и сады, туризм. Если экстраполировать полученные данные на остальной бизнес, то можно понять, с каким масштабом сокращений и закрытия бизнеса мы столкнемся в ближайшее время», – резюмировал Аблай Мырзахметов.

Редакция inbusiness.kz обратилась в министерство труда с запросом уточнить перечень отраслей, которым продлено освобождение от налогов с ФОТ.

Майра Медеубаева

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

Какие выводы делают бизнесмены после пандемии и карантина, и как в Нур-Султане спасался цветочный бизнес

19 Сентябрь 2020 09:00 2501

Нурлан Баукенов больше трех лет занимается цветочным бизнесом в Нур-Султане. Его компанию хорошо знают столичные красавицы и местные романтики. А в период жестких ограничений во время карантина клиентская база пополнилась обычными казахстанцами, которым вдруг захотелось сделать приятное родным, приободрить их в домашнем заточении или поздравить с днем рождения, находясь при этом в другой стране с закрытыми границами. Вот так выживал цветочный бизнес. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Нурлан рассказал, какой главный опыт он извлек из работы в режиме пандемии и почему не готов отказаться от роз, орхидей и пионов в пользу менее рискованного бизнеса.   

Нурлан, порадуйте нас, расскажите, что все карантинные месяцы казахстанцы вдруг стали внимательными к своим домочадцам, активно закупали у Вас цветы и Ваш бизнес сегодня «цветет и пахнет» во всех смыслах?

Да, рассказать есть что. В первые дни карантинных ограничений и мы, и наши заказчики пребывали в небольшом замешательстве. Никто не знал, какие новые сюрпризы подготовит нам завтрашний день. Люди массово скупали крупы, консервы, маски, антисептики и туалетную бумагу. Поэтому мысли о цветах или о каких-либо других подарках немного отошли на второй план. Но Вы правы, с течением времени мы стали замечать, что с каждым днем ситуация стабилизируется. Стали преобладать заказы просто так, без повода, чтобы подбодрить и поднять настроение своим близким. Также, конечно, с гордостью можем заявить, что стали неким связующим звеном для людей, которые из-за закрытых границ не смогли поздравить своих родных людей с памятными датами вживую. Тогда они обращались к нам посредством мессенджеров, заказывали букеты, писали тексты для открыток и курьер уезжал радовать получателя неожиданным презентом. К сожалению, не могу сказать, что сейчас все «цветет и пахнет». Все-таки пандемия ударила практически по всем направлениям бизнеса, и мы не исключение. Если посмотреть на статистику, то с каждым годом мы отмечали постепенный рост продаж. В нынешней же ситуации мы наблюдаем замедление темпов роста. Но мы не опускаем руки и верим, что скоро все вернется на круги своя.

Вернемся к первым ограничениям в марте. Как Вы поступили со своим цветочным бизнесом тогда, когда стало впервые понятно, что грядет непростое время и актуальным останется только разве что аптечный бизнес и продуктовый. Какие решения тогда приняли?

Самая важная мысль, которая была у меня в голове, – это сохранить все то, что создавалось нашей командой упорным трудом на протяжении нескольких лет. Мы посоветовались с сотрудниками, взвесили все «за» и «против», и приняли решение работать до тех пор, пока это будет возможным. Также, конечно, я чувствовал большую ответственность перед своими коллегами. Мы вместе работаем уже более трех лет, и оставить нас всех в подвешенном состоянии было бы крайне безответственным. Я очень благодарен нашему небольшому коллективу, что мы просто взяли себя в руки и продолжили делать то, что умеем, несмотря ни на что.

Вы работали на доставку. Но тогда здесь вопрос – было ли что продавать? Насколько я знаю, у Вас поставки цветов идут из Голландии в основном. И кстати, да, почему Вы не продаете цветы, выращенные в Казахстане?

Да, как только правительство начало вводить карантинные меры, мы стали работать исключительно в режиме доставки. С поставками из Голландии и других стран, выращивающих цветы, действительно были большие проблемы. Но некоторые наши партнеры-поставщики смогли обеспечивать нас ограниченным количеством растений. Также не стоит забывать о стабилизированных растениях и сухоцветах, которые не портятся и тоже очень нравятся покупателям. Что по поводу местных производителей. К сожалению, большей частью цветы, выращенные в нашей стране – это розы классических сортов и расцветок. Но мы работаем в несколько ином направлении.

Простые розы можно купить везде, а мы больше ориентируемся на букеты, составленные из экзотических сортов цветов, которые не продают в каждом цветочном киоске. Еще одним немаловажным фактором является то, что пока что наши плантации цветов, к сожалению, не могут конкурировать по цене и качеству с зарубежными производителями. Мы бы были рады поддерживать наших производителей, но на данный момент это направление в Казахстане только-только набирает обороты. Радует, что появляются небольшие фермы, выращивающие что-то помимо роз. Мы с большим любопытством наблюдаем за ними и потихонечку начинаем сотрудничать.

Кто был Вашим покупателем чаще всего? Какие цветы приобретали, были ли в ходу дорогие, роскошные букеты, к которым мы привыкли в Instagram, или все-таки чувствовалось социальное напряжение, финансовые затруднения казахстанцев даже в выборе цветов?

Карантин карантином, но жизнь ведь все-таки продолжалась. У людей также были дни рождения, юбилеи и другие памятные даты. Также, повторюсь, в карантин цветочные магазины стали связующим звеном между вынужденно разлученными людьми в разных городах и странах. Дети отправляли цветы мамам, внуки бабушкам и так далее. Конечно, многие заказчики хотели подарить что-то роскошное, но из-за перебоев с поставками мы не всегда могли удовлетворить запросы всех покупателей. Но они прекрасно видели всю сложившуюся ситуацию и с пониманием к этому относились. Люди, так же, как и в «докарантинное» время, покупали как недорогие букеты, так и букеты подороже. Но мы не планировали снижать планку своих работ, и когда понимали, что ничего красивого и необычного из оставшихся в наличии цветов мы предложить не можем, закрывались и не принимали заказы до следующих поставок.

Подобьем кассу – как в финансовом выражении карантин повлиял на Ваш бизнес? Есть ведь и позитивные моменты, когда не нужно тратиться на аренду – много случаев, когда арендодатели входили в положение – и владельцы хорошо экономили, активизируясь в онлайн-магазинах. Другими словами, в цифрах – сегодня Вы в плюсе или в минусе?

Конечно, наши арендодатели пошли нам навстречу и сделали хорошую скидку на аренду, за что им большое спасибо. Но и я, в свою очередь, понимал, что это тоже заработок владельца помещения, и как только ситуация начала стабилизироваться, снова начал оплачивать сумму по договору. В финансовом положении, естественно, пострадали практически все сферы. Кто-то больше, кто-то меньше. Но те, кто изначально был заточен под онлайн-торговлю, почувствовали изменения в своей работе немного меньше. По поводу вопроса в плюсе мы или нет, отвечу так: мы в плюсе, но карантин замедлил темпы нашего развития.

Не секрет, что цветочный бизнес очень зависим от праздничных дат. В Вашем случае упущены мартовские праздники, майские школьные звонки и выпускные, 1 сентября. Получается, Ваш бизнес всем этим может быть парализован очень долгое время. Вы можете успешно работать только при возврате к полноценной жизни…

8 марта – день, являющийся самым главным в работе каждого цветочного магазина, к счастью, мы не упустили. А что касается других праздников, то мы изначально сильно не акцентировали на них внимания. Считаю, что работать только из-за праздников и сильно на них концентрироваться не совсем правильно. Лучше работать над тем, чтобы ежедневно были стабильные продажи, чем «выстреливать» несколько раз в году.

Нурлан, не возникало желания заняться менее рискованным бизнесом? Таким, чтобы мог выжить в любых, самых экстремальных условиях? Согласитесь, цветы – и в спокойное время весьма сложный бизнес.

Я работаю с 9 класса, и за все свои 29 полных лет занимался разными сферами бизнеса. И то, чем я занимаюсь сейчас, мне очень нравится. Да, продажа живых цветов – достаточно рискованная сфера деятельности, но все приходит с опытом. Бизнес – это всегда определенные риски, как ни крути. Иногда, конечно же, возникают мысли о другом виде деятельности. Но это не значит, что нужно закрывать одно и начинать что-то другое. При желании, можно успешно управлять несколькими направлениями одновременно.

Вы большой оптимист. Чему из позитивного научил Вас опыт работы в карантин? Какие выводы Вы для себя сделали? С каким багажом готовы к работе в условиях второй волны коронавируса, о которой сегодня много говорят?

Самый главный вывод, который я для себя сделал в очередной раз: «Будущее за онлайн услугами, обучением и торговлей». За время карантина мы выявили свои сильные и слабые стороны. Но сейчас вопрос в другом: с каким опытом и багажом знаний придет к возможной второй волне наше правительство. Удастся ли им продумать свои постановления так, чтобы дать функционировать как можно бОльшим сферам деятельности и тем самым сохранить рабочие места своих граждан.

Подсчитывали ли Вы, сколько должно пройти времени – мы говорим о формате прежней жизни – чтобы Ваш бизнес нормально функционировал, и можно было бы строить планы на его масштабирование?

Нет, такие подсчеты я не производил. Но считаю, что как только снимут все ограничения, во всех сферах ситуация начнет выравниваться. Потому что все сферы деятельности связаны между собой. Сотрудник офиса идет тратить заработок в магазины одежды, салоны красоты, кафе и рестораны, сотрудники этих заведений едут в путешествия, идут покупать технику, смотреть кино, дарят цветы и так далее по цепочке. И пока что-то функционирует, а что-то нет, этот баланс нарушен, а это отражается на нас всех.

Вы правильно отметили ответственность государства. Как считаете, Нурлан, достаточную ли поддержку предусмотрело правительство для отечественного МСБ в период ЧП и карантина? Вы обращались за предложенной помощью – я говорю о единовременных выплатах, мораториях по налогам и прочее?

Я не подавал заявок на выплаты и не обращался в банки за бизнес-кредитом, поэтому мне сложно о чем-либо рассуждать. Конечно, большим облегчением стало освобождение от налоговых выплат макро и малого бизнеса с 1 января 2020 года. В сложившейся ситуации это оказалось как никогда кстати. Но хотелось бы обратить внимание правительства на еще одну большую проблему, с которой мы столкнулись во время карантина – постановления санитарных врачей. К примеру, работать в режиме доставки, согласно документу, было можно, но при попытке оформить пропуск на передвижение по городу, в ответе Оперативного штаба, который пришел только через 19 дней, мы получили отказ. Обращались с этим вопросом в Палату предпринимателей, там отвечали, что согласно этому же постановлению, работать нам можно и нам должны были выдать разрешение. Хотелось бы, чтобы правила и алгоритмы работы были продуманы более детально, и пункты не противоречили сами себе.

Успехов Вам, Нурлан. Спасибо за беседу.

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!