Базовыми потребностями у казахстанского бизнеса для восстановления остаются: доступное финансирование, сбыт продукции и налоговые послабления. В текущих условиях предприниматели также ждут оперативных мер по решению возникающих проблем из-за карантина и чрезвычайного положения в стране. Об этом говорит статитиска обращений частного сектора в Национальную палату предпринимателей "Атамекен".
Жесткие ограничительные меры, принятые в Казахстане в связи с распространением коронавируса, по прогнозам министерства национальной экономики РК, приведут к снижению всех макроэкономических показателей. ВВП страны упадет до отрицательных значений, составив в 2020 году -0,9%, инфляция достигнет корридора 9-11%, безработица увеличится до 5,8%. Больше всего потеряют: горнодобывающая промышленность – 6,6%, обработка – 5,8%, торговля и сельское хозяйство – 4,8%, транспорт и складирование – 4,2%, строительство – 2,7%.
Недостача налоговых поступлений в бюджет оценивается в 1,7 трлн тенге. Ожидается, что недоимка по налогу на международную торговлю составит 772,6 млрд тенге, по КПН – 180 млрд тенге, по НДС – 551,4 млрд тенге, по НДПИ – 156,4 млрд тенге.
С момента введения чрезвычайного положения большая часть бизнеса в стране оказалась парализованной. По данным оперативного штаба НПП, в который с момента создания обратились более 36 тысяч представителей частного сектора, 45% предприятий не смогли функционировать и полностью закрылись, 29% перешли на сокращенный рабочий день и лишь 26% продолжили работу в обычном режиме.
У пятой части опрошенных предпринимателей с началом ЧП встал вопрос о сокращении штата. Более половины – 54% – рассматривали бессрочный отпуск или частичную занятость сотрудников. 60% бизнеса столкнулись с обязательствами по уплате аренды в условиях приостановки работы. У 22% появились проблемы с выплатой заработных плат.
После принятых в стране мер поддержки предпринимателей, а в частности предоставления отсрочек по кредитам, налогам и платежам в фонд оплаты труда, а также увеличения объемов льготного кредитования, повестка сложностей бизнеса стала выглядеть следующим образом: 56%, обратившихся в Нацпалату с 21 по 22 апреля, испытывали проблемы с передвижением на период карантина, 12% – с ограничениями работы со стороны госорганов, 11% – с проблемами с заявкой на пропуск.
К слову о финансировании: на льготное кредитование бизнеса было направлено 1,7 млрд тенге. Так, по линии поддержки деловой активности и занятости через приобретение инфраструктурных облигаций АО "НУХ "Байтерек" и по программе льготного кредитования МСБ предусматривается по 600 млрд тенге. Что касается финансирования госпрограмм, то в рамках дорожной карты занятости предусматривается 300 млрд тенге, "Экономики простых вещей" – 400 млрд тенге. На проведение весенних полевых работ выделяется 170 млрд тенге.
По данным уполномоченного по защите прав предпринимателей РК Рустама Журсунова, актуальным сегодня для бизнеса также является вопрос оперативной отработки по предоставлению отсрочек по кредитам. Бизнес-омбудсмен направил в агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка предложения по повышению эффективности принятых мер. В настоящий момент, отмечает он, необходимо: утвердить четкий механизм по взиманию отсроченных платежей, ввести рефинансирование в программу льготного кредитования предпринимателей, включить рефинансирование кредитов и возможность финансирования пополнения оборотного капитала до 100% в рамках "Экономики простых вещей" и государственных программ поддержки. Также необходимы меры, направленные на поддержание финансового состояния клиентов при рисках неплатежеспособности.
Директор центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев считает, что программы по поддержке предпринимательства, а в частности дорожная карта бизнеса и "Экономика простых вещей", должны охватывать системообразующие предприятия. Правительство рассматривает список организаций частного сектора, которым будет оказана поддержка. Он подчеркнул, что заявление главы государства Касым-Жомарта Токаева, сделанное 27 апреля, внесло понимание, что ориентироваться нужно на предприятия с большим количеством работников.
"Давайте возьмем для примера строительную отрасль. У нас порядка 200 действующих строительных объектов в двух столицах, в которых, по оценкам нашего центра, вместе с субподрядчиками занято около 200 тысяч человек. Это молодые люди, в основном из регионов, средний возраст которых от 18 до 40 лет. И если сейчас эти стройки встанут, то сотни тысяч этих людей одномоментно останутся без работы. Этого ни в коем случае нельзя допустить", – отметил директор центра прикладных исследований "Талап".
Карина Алимова