Дополненная реальность (AR) – это технология, позволяющая пользователям видеть цифровую информацию, проецируемую на реальный мир. От виртуальной реальности (VR) она отличается тем, что не заменяет реальный мир полностью цифровым. AR позволяет видеть человеку ту же реальность, только с цифровыми объектами или информацией поверх него.
Известные примеры применения AR – игра Pokemon Go, в Google Maps добавлены функции AR и другие приложения для смартфонов, которые по-новому используют AR за счет встроенных камер. Смарт очки Microsoft HoloLens или Google Glass, делают дополненную реальность более практичной, чем приложения для смартфонов. Предполагается, что дополненная реальность станет экономическим двигателем для технологической индустрии. Согласно прогнозам отраслевых аналитиков, к 2024 году рыночная стоимость AR достигнет $50 млрд.
Сегодня существует бесчисленное множество способов, с помощью которых цифровая информация, наложенная на реальный мир, может быть практичной и прибыльной. Считается, что технология AR – восходящая звезда в бизнесе и потребительских технологиях.
Корреспондент Inbusiness.kz поговорил с руководителем проекта казахстанского мобильного приложения дополненной реальности Focus on Бинуром Макеевым и unity-разработчиком Алишером Жумагали. Они рассказали о перспективах применения дополненной реальности в бизнесе, сложности ее монетизации и технической составляющей.
Сферы применения дополненной реальности
По словам Бинура Макеева, маркетинг – это первая сфера, где технология дополненной реальности находит активное применение. С помощью нее можно создать эффективную презентацию нового или еще не существующего продукта, спроектировав его в 3D. Большой потенциал применения технологии собеседник видит в образовании, как обычном, так и промышленном. Она позволит проводить обучение без риска для здоровья или материальных потерь.
По словам Макеева, в бизнесе компании применяют дополненную реальность тогда, когда хотят удивить или выделиться. В этом случае она производит WOW-эффект и выполняет имиджевую функцию.
"Если мы говорим про коммерческую нацеленность, тот тут могут быть разные результаты. Для наших заказчиков прибыль не всегда стоит в приоритете. Эти показатели могут достигаться и другими способами. Однако при правильном подходе и хорошем понимании своего бизнеса и аудитории – маркетинговые и имиджевые кейсы для бизнеса с дополненной реальностью не могут быть неинтересными и ограничиваются лишь фантазиями и профессионализмом самих маркетологов", – отметил Макеев.
В свою очередь Алишер Жумагали добавляет, что сегодня стало возможным применение технологии во время хирургических операций. Надевая специальные очки, хирург будет видеть все органы по верх ткани человека. "Пока это звучит как что-то из области научной фантастики, но это уже возможно", – говорит Алишер Жумагали.
Сфера туризма также остается не затронутой технологией
"Например, мы видим большой потенциал ее применения в туризме по GPS и планируем сделать навигацию в горах Алматы. Наведя камеру на пик, можно будет увидеть над ним название, высоту, маршрут в сторону города и т.д. Если говорить про городской туризм, то тут тоже есть много интересных моментов, учитывая то, что Алматы всегда выделялся своим культурным многообразием и богат на памятники, фонтаны и множества красивых муралов", – рассказывает Бинур Макеев.
По словам экспертов, уже в ближайшей перспективе можно будет "оживлять" вышесказанные объекты с помощью специальных приложений. К примеру, в феврале молодые люди планируют, в рамках социального сотрудничества, развесить картины в дополненной реальности из музея им.Кастеева в стенах целой сети популярных ресторанов города.
Как работает технология
Как объясняет Алишер Жумагали, в основе маркерной технологии лежит машинное обучение. После того, как камера воспринимает картинку, нейросеть запускает распознавание изображения. Идеальным маркером для камеры служат QR-коды, по краям которых есть три точки. Она цепляется за них и затем считывает изображение между ними. Маркер не должен блестеть, на нем должно быть минимум текста, больше контраста. Это помогает камере распознать изображение, уловить и зацепится за него.
"Через unity движок камера телефона понимает к какому маркеру какой цифровой объект нужно выдать. Если мы хотим сделать что-то новое, то сначала должны вшить в телефон маркер, чтобы программа знала, что ей искать в камере и за что зацепиться. Сам 3D объект, может быть статичным или динамичным", – дополняет Бинур Макеев.
При разработке 3D модели объекта учитывается не только его текстура, контур и детализация. Важную роль играет и постановка света, как объект будет реагировать на него и взаимодействовать с ним. Качественным цифровой объект получается тогда, когда он хорошо детализирован, выглядит натурально, прошел обработку, знает, как реагировать на дневной и ночной свет. Этими факторами определяются – объем и время работы.
"3D контент разрабатывают дизайнеры. Сначала они моделируют модель объекта, затем прорисовывают и программируют анимацию. Уже потом этот ассет интегрируется в приложении. В чем сложность реализации таких проектов в сфере медицины или, например, промышленности? У дизайнеров должны быть корневые компетенции по части медицины или, соответственно, инженерии, и даже при этом это очень большой объем работ по созданию ассетов. С образованием тоже самое. В этом деле самой трудозатратной производственной частью является разработка контента. Но через 5-10 лет – это может стать чем-то повсеместным в нашей жизни", – делится собеседник.
Усовершенствование моделей телефонов открывает новые возможности для разработчиков. Так модель телефона, считывающая расстояние от человека до стены, может быть не привязана к маркеру для воспроизведения цифрового объекта.
Спрос и сложности
По словам Бинура Макеева, препятствием для развития технологии дополненной реальности в Казахстане является дефицит кадров.
"В наших вузах нет таких специальностей, как разработка цифровых игр, 3D дизайн и т.д. Поэтому специалистам приходится заканчивать дополнительные курсы, либо учиться технологии самостоятельно. При этом спрос на кадровом рынке им никто не гарантирует. Это узкоспециализированное направление, где работодателям тяжело найти разработчиков, а разработчикам сложно найти применение своим знаниям и опыту", – поясняет он.
Небольшое количество проектов вокруг технологии дополненной реальности обусловлено экономическими и техническими нюансами. Проблема всех приложений с технологией AR кроется в низком показателе удержания уже привлеченных пользователей (retention rate), и высоком показателе оттока пользователей (churn rate). Взаимодействие с AR приложением редко обуславливается конкретной потребностью, чаще всего это импульсный интерес, который не ярко выражен и базируется на любопытстве, развлекающей составляющей.
"После взаимодействия людей с продуктом нужно придумывать что-то новое, делать призыв к действию. Если этот интерес не поддерживать, то будет отток. Например, в нашем приложении старого образца был функционал, который нес практическую ценность для пользователя при взаимодействии, в приложении были подарки, скидки и т.д. Другой вариант – объединение пользователей в идеологическое сообщество, условно прогрессивных любителей Алматы. Для охвата пользователей мы, в первую очередь, стараемся по максимуму использовать сарафанное радио, задействуем собственные каналы распространения информации – соцсети и push-уведомления. Отлично работают росс-маркетинговые активности с партнерами, которые тоже к нам приводят определенную часть своей аудитории. Обычно это обоюдные старания по части увеличения охвата пользователей", – объясняет он.
Как отмечает Бинур Макеев, AR не избежать развития, в случае создания на нее искусственного спроса государством. Если же этого не случится, то развитие технологии по-прежнему будет зависеть от энтузиастов и общих изменений и трендов технологии в мире. По словам собеседника, у дополненной реальности есть еще два направления, которые могут стать популярными в будущем.
"Первое – производство контента с дополненной реальностью, сейчас это, например, маски в Instagram и прочие специальные фото-видео фильтры. Второе – развитие красочных шоу в дополненной реальности. Когда люди через очки смогут смотреть, например, виртуальные бои монстров на стадионе", – сказал Бинур Макеев.
Мария Галушко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!