/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 403,19 Brent 36,55
Что ждет тенге, если нефть упадет до $20

Что ждет тенге, если нефть упадет до $20

Панический, но маловероятный прогноз?

15:09 11 Март 2020 16000

Что ждет тенге, если нефть упадет до $20

Автор:

Ольга Фоминских

Вслед за упавшими ценами на нефть до 31-33 долларов за баррель в понедельник курс тенге к доллару снизился на 15-17 тенге и в некоторых обменниках достиг 400 тенге. Эксперты поспешили пересчитать прогнозы по нефти в связи с разразившейся «нефтяной войной». Американский инвестбанк Goldman Sachs не исключил, что цена на нефть марки Brent может обвалиться до $20 за баррель. Bloomberg сообщил, что обвал цен на нефть аналитики Goldman Sachs связывают с развалом нефтяной сделки между Россией и ОПЕК, о чем стало известно 6 марта. По сути, отмечается в отчете, ОПЕК и Россия начали ценовую войну. По словам аналитиков, сейчас прогноз для рынка нефти еще более плачевный, поскольку речь идет о падении спроса на нефть из-за коронавируса.

Обоснованная паника

В понедельник, 9 марта, обменные пункты несколько раз меняли курсы валют, вопрос пикирующего тенге уже обсуждали эксперты и аналитики. Тогда же Нацбанк и правительство опубликовали обращение, чтобы успокоить население и предотвратить панику. Нацбанк пообещал провести необходимые валютные интервенции для обеспечения стабилизации валютного рынка. Собственно, на следующий день он это и сделал.

Айдар Калиаскар, финансовый скаут Forex Club, все же видит в этой ситуации элемент паники. По его мнению, вероятно, в скором времени ситуация на валютном рынке немного стабилизируется и обменные курсы станут более обоснованными, вернувшись как минимум к 390 тенге за доллар.

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев считает падение тенге обоснованным.

«Было очевидно, что события на мировых рынках непременно отразятся и на нас. Но курс повысили не только обменные пункты, в приложениях банков курсы конвертации валют между счетами тоже утром в понедельник росли с каждым часом. Как выяснилось вчера после торгов на KASE, устоявшийся в понедельник курс примерно и отражал рыночный курс валют на данный момент», – отметил аналитик.

Вчера по итогам вечерних торгов средневзвешенный курс доллара на Казахстанской фондовой бирже (KASE) составил 394 тенге. Сегодня в ходе утренних торгов курс американской валюты подрос до 394,41 тенге. По данным kurs.kz, рыночный курс покупки американской валюты в среднем на сегодняшний день составляет 395,23 тенге, продажи – 396,83 тенге. Казалось бы, валютная лихорадка немного успокоилась.

Нефть за $20

И все же, несмотря на это затишье, мы решили выяснить, что ждет тенге, если цена на нефть упадет до 20 долларов.

Начальник отдела инвестиционного анализа «Астана-Инвест» Серик Козыбаев считает сценарий снижения нефти до 20 долларов маловероятным.

«Падение до 20 долларов – больше похоже на панический прогноз. Представьте, что себестоимость добычи нефти абсолютно во всех странах выше 20 долларов, тогда нет смысла производить нефть и продавать ее по цене ниже себестоимости. Цена 20 долларов – это серьезный удар по экономике слишком многих стран. Поэтому такой сценарий крайне маловероятен», – отметил он.

С этим согласен и Мурат Кастаев. По его словам, нефть по 20 долларов не выгодна никому, ни странам ОПЕК, которым нужно финансировать свои бюджеты, ни России, которая балансирует бюджет около отметки 40 долларов, ни США, где начнут сворачивать деятельность сланцевые производители. В выигрыше останутся только страны – крупные импортеры нефти, как Китай, Япония или Индия.

Если все же цена на нефть продолжит стремительно падать и опустится до 20 долларов за баррель, это нанесет серьезный удар по тенге.

«В этом случае можно ждать его падения вплоть до 420 тенге за доллар. Но этого, скорее всего, все же не произойдет, так как цены на нефть уже начали корректироваться вверх, обвал понедельника был паническим, и велика вероятность того, что черное золото отыграет понесенные потери и вскоре вернется к 50 долларам, что приведет к восстановлению курса тенге», – предположил Айдар Калиаскар.

Впрочем, даже в случае падения цены на нефть Нацбанк имеет достаточно ресурсов, чтобы удержать курс на текущих уровнях даже при цене на нефть в 20 долларов.

«Другой вопрос в целесообразности такого удержания и его продолжительности. Нужно отметить, что для нашей экономики имеет большее значение не краткосрочное падение нефти до 20 долларов, а удержание цен на низких уровнях, скажем, в 30-35 долларов. Т. е., если нефть на неделю упадет до 20 долларов, это будет менее болезненно, чем если цена будет в 35 долларов до конца года», – подчеркнул глава DAMU Capital Management.

По мнению ведущего аналитика аналитического центра АФК Рамазана Досова, согласно актуальным данным МНЭ РК, доля нефти в структуре казахстанского экспорта составляет 58%. В этой связи логично ожидать, что при дальнейшем падении котировок нефти давление на нацвалюту, вероятно, возрастет, тем не менее, Нацбанк будет сглаживать резкие колебания курса путем продажи валюты. Но также, отметил он, баланс спроса и предложения на валютном рынке в том числе зависит и от монетарной политики Нацбанка, который вчера принял внеочередное решение по повышению базовой ставки до 12% с 9,25% годовых, что заметно повысит привлекательность тенговых активов. В настоящий момент уже были повышены максимальные рекомендуемые ставки по несрочным депозитам (до 12,5% годовых), а также по срочным и сберегательным депозитам на коротких сроках (до 13% годовых).

«После продолжительных выходных и значительного падения котировок нефти спрос на валюту в стране значительно вырос, вынуждая Нацбанк проводить интервенции. Однако по мере стабилизации ситуации на внешних рынках эмоциональная составляющая на валютном рынке спадет, приглушая необходимость в участии регулятора», – считает Рамазан Досов.

Не исключает аналитик и возможность нахождения компромисса между Саудовской Аравией и РФ по сделке ОПЕК+, что будет способствовать не менее значительному восстановлению котировок нефти.

Ольга Фоминских

Теги:

Доллар доллар к тенге доллар курс доллар в тг доллар в казахстане доллар продажа доллар цена доллар тенге курс доллар в тенге покупка доллар к тенге покупка доллар к тенге курс доллар к тенге прогноз доллар к тенге 2020 доллар к тенге нацбанк доллар к тенге в 2020 году доллар вырос доллар вырос почему доллар вырос казахстан доллар вырос в цене почему доллар вырос валюта доллар курс доллара к тенге нацбанк курс доллара к тенге прогноз курс доллара к тенге продажа почему вырос курс доллара почему растет доллар за счет чего вырос доллар Цена на нефть цена на нефть марки brent цена на нефть казахстан цена на нефть упала цена на нефть 2020 цена на нефть динамика цена на нефть wti цена на нефть прогноз цена на нефть и курс доллара цена на нефть по годам цена на нефть график за год цена на нефть марки брент цена на нефть за баррель цена на нефть brent график опек переговоры цена на нефть график по годам динамика цен на нефть за 20 лет мировые цены на нефть цена на нефть прогноз аналитиков

Нефтегазовый сектор: пит-стоп длиной в квартал

Аналитики «Ренессанс Капитал» считают, что II квартал стал худшим периодом года для производителей и переработчиков нефти: весь сектор накрыл «идеальный шторм», состоящий из упавшего спроса на нефть, резкого снижения цен на сырьевые товары и маржи НПЗ, а также сокращения объемов добычи и переработки.

09 Июль 2020 08:30 234

Нефтегазовый сектор: пит-стоп длиной в квартал

Тем не менее мы считаем, что худшее уже позади, в особенности для перерабатывающего сегмента. В России нашими фаворитами в секторе являются «Роснефть», «Татнефть» и «НОВАТЭК»; в развивающихся странах Европы мы отдаем предпочтение MOL Group, Grupa LOTOS и Tupras.

II квартал оказался слабым для российских нефтяных компаний

Во II кв. 2020 г. целая совокупность негативных факторов, а именно падение цен на нефть и нефтепродукты из-за пандемии и снижение спроса на нефть, способствовали усугублению положения российских нефтяных компаний – сокращению объемов добычи на 11,2% относительно предыдущего квартала ввиду соглашения ОПЕК+. Средняя цена на нефть марки Brent в II квартале составила $31,44/барр., что ниже на 54% г/г и на 38% меньше, чем в I квартале. Цена на нефть марки Urals снизилась на 53% г/г и на 33% кв./кв. Разница в цене Urals/Brent оказалась положительной во II кв. 2020 г. и составила в среднем $0.89/барр. В рублевом выражении цена на марку Urals снизилась на 47% г/г и 28% кв./кв.

Маржа переработки на европейском рынке резко упала во II квартале

Маржа переработки резко снизилась во II квартале после сильных показателей I квартала: отрасль попала под негативное влияние «идеального шторма», состоявшего из сниженного спроса на продукцию, меньших крек-спредов по ключевым нефтепродуктам (дизельное топливо, бензин и авиационный керосин), растущей разницы в цене между марками Urals и Brent и сокращения объема переработки; даже резкое падение средней цены на нефть и крек-спреды по мазуту лучше ожиданий не смогли компенсировать потери. В мае маржа оказалась минимальной, данные за июнь также был слабыми ввиду восстановления цен на марку Brent (+38% м/м), снижения крек-спредов по дизельному топливу (-17% м/м) и мазуту (-17%), а также уменьшения на $0,9/барр. разницы в цене между марками Urals и Brent, которое, однако, оказалось нивелировано ростом на 26% м/м крек-спредов по бензину.

Мы ожидаем более высоких результатов во второй половине 2020 г. и в целом сохраняем прогноз цены на марку Brent в 2020 г.

Мы считаем, что второе полугодие будет более позитивным для всего сектора, и оставляем наш прогноз цен на нефть преимущественно без изменений – в среднем $42/барр. для марки Brent в 2020 г. и $50/барр. далее. Мы полагаем, что восстановление спроса вкупе с сокращением запасов и ожидаемым нами соблюдением договоренностей ОПЕК+ должно обеспечить дальнейшее восстановление цены на нефть марки Brent до уровня, который мы считаем предельными издержками производства, а именно $50/барр. Особо отметим, что заседание ОПЕК+ 6 июня 2020 г. (по итогам которого сокращение добычи было продлено на один месяц) продемонстрировало важную вещь: страны – участницы ОПЕК+ полностью возобновили сотрудничество после мартовской размолвки и продолжают контролировать ситуацию на нефтяных рынках. Решение также создало прецедент пересмотра сокращения объемов добычи на ежемесячной основе и указало на то, что при неблагоприятной динамике цен возможно дополнительно сокращение объемов добычи.

После того как в мае-июне цена Brent восстановилась на 73%, текущая цена на нефть ($42,6/барр.) теперь превышает наш прогноз средней цены на III кв. 2020 г. – $40/барр.; при этом приверженность ОПЕК+ поддержанию равновесия на рынке нефти укрепляет нас в ожиданиях дальнейшего восстановления цен на нефть в среднем до $40/барр. в III квартале и $45/барр. в IV квартале 2020 г. Мы считаем этот уровень достаточным для поддержания адекватного уровня резервных добывающих мощностей в краткосрочной перспективе, которые позволят удовлетворить посткарантинный подъем спроса. При этом мы по-прежнему ожидаем, что в 2021 г. цена на нефть вернется к долгосрочному равновесному значению $50/барр. Наши ожидания роста цен на нефть также поддерживаются существенным уменьшением контанго по фьючерсам на один год, который снизился всего до 5% с пикового значения 80% на 21 апреля 2020 г.

«Ренессанс Капитал»


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Владельцы трубопровода второй год отстаивают свои права в судах.

06 Июль 2020 08:24 2154

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Торговая война или экономический конфликт между железнодорожниками и нефтяниками в Мангистауской области входит в новую фазу. Первые не желают терять прибыль от перевозки нефтепродуктов в цистернах, а вторые хотят оптимизировать и логистику, и финансовые потоки, построив свой 20-километровый нефтепровод, избавившись от лишних затрат.

Самый наглядный пример торговых войн – это битва титанов: США и Китая. Еще в ходе своей предвыборной кампании осенью 2016 года Дональд Трамп постоянно критиковал торговые отношения с Поднебесной, заявляя, в частности, что «Китай насилует нашу страну несправедливой торговой политикой».

«Изнасилование» орла драконом состояло в гигантском торговом дисбалансе: в 2017 году США импортировали из Китая товаров на сумму 526 млрд долларов, в то время как импорт Китая из США составил всего 154 млрд долларов. Притом для самого Трампа совсем не важно, что Поднебесную как раз и развивали для того, чтобы она была дешевой мировой мастерской.

Как бы то ни было, но «тоталитарный Китай» не дает житья «светочу мировой демократии», а потому в рамках продвижения этой самой демократии совершенно недемократическими методами его нужно уничтожить.

Если же говорить о нашем примере, то и здесь все достаточно просто.

В этой торгово-судебной войне с одной стороны участвует собственник некоторого количества железнодорожных путей, которого назовем региональный перевозчик, а с другой – ТОО Caspian Oil Trans, которое строит «Приемо-сдаточный пункт (ПСП) с подводящим трубопроводом».

Трубопровод первоначальной длиной 14,4 км и пропускной способностью до 1 млн тонн в год соединяет два значимых объекта нефтегазовой промышленности города Актау – битумный завод ТОО «СП CASPI BITUM» и головную нефтеперекачивающую станцию «Актау» Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл».

И если ТОО запустит трубопровод, то железнодорожная компания, которая пока еще в цистернах перевозит нефть для этих объектов, потеряет ежегодный объем перевозок даже не в один миллион долларов.

Caspian Oil Trans, получив все необходимые разрешения – от местных органов власти до соответствующих министерств и экспертных организаций, эту ветку построило. Поскольку трубопровод по проекту пересекал железную дорогу регионального перевозчика, то разрешение было получено, в том числе, и от него.

Но, когда нефтепровод был уже построен, транспортники отозвали свое разрешение и обратились в суд.

Исковые требования регионального перевозчика

Стороны в течение года доказывали законность/незаконность своих требований и действий. Когда рассматриваются такого рода дела с массой документов и необходимостью их сортировки на две стопки «за» и «против», то на память сразу приходит мультфильм «Как лечить удава» со сценой, в которой мартышка и слоненок размышляли: «Три ореха – это куча? А шесть орехов?».

В конечном итоге региональный перевозчик и ТОО Caspian Oil Trans добрались до Верховного суда, который удовлетворил исковые требования железнодорожников. И нефтяникам пришлось разобрать 4 тыс. метров.

Схема трубопровода, красным выделен первоначальный вариант. Желтым – новый обходной участок

Но Caspian Oil Trans разработало новую проектно-сметную документацию, пустив 9,5 км трубопровода в обход железнодорожных путей.

Однако позже выяснилось, что еще 28 метров трубопровода проходит по земле, которая на правах аренды принадлежит Другому Перевозчику. Он эту землю получили ещё в далёком 2011 году для строительства и эксплуатации железнодорожного пути, однако «железку» за девять лет так и не построил. Так что государство при соблюдении норм Земельного Кодекса (ст. 92, 94) эту землю у них имеет полное право изъять.

16 января 2020 года нефтяники обратились к этому Другому Перевозчику с просьбой о предоставлении сервитута на 28-метровый клочок земли, но те не только ответили отказом, но и подали на Caspian Oil Trans в суд.

Требования истца были таковы:

Исковые требования Другого Перевозчика

Ничего не напоминает?

Стоит ли в этом случае говорить об иронии судьбы, но единственным учредителем Другого Перевозчика является уже известный нам Региональный Перевозчик. Потому вполне естественно, что ТОО Caspian Oil Trans нарвалось на новый иск.

Но суд первой инстанции встал на сторону нефтяников.

Решение суда первой инстанции

Война железнодорожников с нефтяниками идет не только в судах: началось активное формирование общественного мнения. Уже появились статьи о «негативном влиянии» 20-километрового трубопровода на экосистему всей области, в которых для сравнения приводится недавняя авария в Норильске с разливом 17 тыс. тонн нефтепродуктов. Но не говорится о том, что в Мангистауской области по трубам перекачивается до 95% всей добытой нефти, а в некоторых областях Казахстана этот показатель доходит до 100%.

К слову, протяженность магистральных нефтепроводов регионального нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл» составляет почти 1000 км.

По данным сайта kaztransoil.kz.

Однако никто «плач Ярославны» по этому поводу не устраивает, и не требует признать их незаконными.

Также жителям региона, опять же – в связи со строительством нефтепровода, напоминают о крушении жилищного комплекса «Бесоба» в Караганде, и о говорят о влиянии ветки трубопровода даже на работу подразделения «Казатомпрома» – Мангистауского атомного энергетического комбината.

1 июля 2020 года Другой Перевозчик – дочернее предприятие Регионального Перевозчика, подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, опять добиваясь запрета строительства нефтепровода. Еще раз напомним: если трубопровод будет запущен, Региональный Перевозчик потеряет весьма крупного клиента, а вместе с ним и весьма немалые деньги. Так что эта торговая война будет длиться ещё долго.

Саян Абаев


 Подпишитесь на наш канал Telegram!