Аида Жумабекова – инженер-программист в компании X, the Moonshot Company. Ранее работала четыре года в Google Daydream над AR/VR-технологиями. В Алматы Аида провела виртуальную встречу на площадке Go Viral, где рассказала о технологиях AR/VR и их применениях.
– Как попали в Google?
– Будучи на четвертом курсе, в июне 2015 года подала на вакансию инженера-программиста в Google. В сентябре позвонил рекрутер, чтобы назначить интервью, но я попросила перенести на конец ноября. У меня не было достаточного опыта в интервью, поэтому решила вначале пройти в других компаниях. К тому же тогда я была занята организацией хакатона в университете.
Интервью в Google проходят в четыре этапа: звонок с рекрутером, phone-screening интервью, четыре собеседования на местах и еще одно интервью по телефону. Из-за коронавируса все интервью проходят по телефону. Ответ получила в течение двух недель, и в начале декабря на руках было приглашение на работу. В мае окончила университет и уже в июле приступила к работе.
Среди знакомых и друзей-казахстанцев многие пришли в Google после завершения программы магистратуры в США, Казахстане и странах Европы. Чтобы попасть в Google сразу после бакалавриата, необходимо проходить разные стажировки во время учебы. Практику можно пройти и в самом Google, после успешного завершения многие получали предложения о работе.
– На бакалавра учились в Штатах? В каком университете?
– Первый год училась в Назарбаев Университете, и одна из первых, кто поступил на дайрект – без Foundation. Программа только открывалась, поэтому были неясности и недочеты. Через год решила продолжить учебу в Штатах и подавала в скромные университеты, так как не планировала учиться в MIT или других дорогих университетах. Поступила в колледж Маунт Холиоки, штат Массачусетс, который на первом месте по стипендиям для студентов. Он один из самых старых женских университетов в США, известный как один из "Семи сестер".
Это первый из "Семи сестер" университетов, которые по уровню качества приравнивались семи университетам "Лиги плюща", когда те еще были только для мужчин. Впоследствии два университета из "Семи сестер" слились с партнерскими из "Лиги плюща". Оставшиеся пять, в том числе Маунт Холиоки, решили не сливаться с другими университетами, так как считают, равноправие для женщин не достигнуто в полной мере и есть нужда в женском образовании.
Спустя 150 лет с основания "Семи сестер" вопрос остается актуальным. Будучи студенткой, проходила курсы по программированию в университетах Массачусетса и Амросте, и давление со стороны было очевидным. У себя в университете я чувствовала себя свободной, в классах сидело по тридцать человек, и все друг друга знали. В Университете Массачусетса, где брала предметы, из 120 студентов в классе только четыре были девушками. Помню случай, как одна девушка задала вопрос на уроке, и парни сзади смеялись. Когда же парень задавал очевидный вопрос, никто не смеялся.
Мне повезло учиться в женском университете, и другим девушкам-программистам также рекомендую. Сфера IT позволяет беспрерывно самостоятельно учиться онлайн, и это главное, так как имя университета отпадает на второй план. Знания в программировании могут быстро устаревать, поэтому надо все время учиться и развиваться.
– Что важно для того, чтобы попасть в Google?
– Самостоятельный характер, как говорится на английском, быть self-driven. У многих знакомых, даже если не было диплома программиста, были свои проекты. Не важно, был ли проект мультимиллионным стартапом или получал финансирование, главное, чтобы это было свое – игры, веб-сайты или приложения. Важно набраться практики и иметь драйв.
На третьем и четвертом курсах университета, помимо того, что часто работала над независимыми исследованиями и участвовала на хакатонах, я работала над VR-игрой. Мне очень нравилось играть во всякие хорроры, и с самого начала была заинтересована в технологии VR. Когда вышел Oculus dev kit 2, я уговорила Computer Science департамент университета взять один, чтобы студенты могли экспериментировать с новыми технологиями. Это был первый раз, когда я попробовала VR.
– На каких проектах работали?
– Сначала я была в команде Streetview VR – виртуальное изображение окружения на картах Google. Потом работала над Lullaby – это коллекция библиотек C++ для помощи в создании виртуальной и дополненной реальности. Позже присоединилась к команде Google Lens. Приложение позволяет с помощью камеры искать и видеть то, что происходит вокруг. Я работала над возможностями для шопинга, оживления ресторанного меню, и последний проект был – рекомендации по стилю. Пользователь наводит камеру на одежду, которая понравилась, и получает рекомендации, с чем эта одежда будет сочетаться.
Больше месяца работаю в "Иксе"/ X company, я не могу сказать, над каким именно проектом работаю, могу лишь сказать, в какой сфере. Это робототехника. Работа здесь – самое технически сложное, что мне приходилось делать в университете или на работе в Google. Многие заблуждаются, считая Х дочерней компанией Google, тогда как они как брат и сестра, а не дочерняя и родительская компании. Если Google старается запускать продукты в течение года или двух лет, то практически все проекты в X долгосрочные – от пяти до пятнадцати лет. У обеих компаний разные миссии, которые влияют и на то, какие люди работают над проектами.
– Как выглядит Ваш рабочий день?
– В Х я пробыла на работе два дня, после чего нас отправили по домам из-за коронавируса. В Google же рабочий день начинается тогда, когда это удобно каждому сотруднику. Кто-то приезжал на работу в восемь утра, кто-то – в 10 утра. Я приезжала на работу до 10:00, чтобы успеть на бесплатный завтрак, который был вкусным. Первые полтора часа посвящала прочтению е-майлов, что накапливались за ночь. На обеденный перерыв выделялся промежуток с 11:30 до 14:00 и длился час. До четырех часов у нас были кофе-брейки, старалась в день пить не больше одной чашки кофе. С работы уходила в 19:00-19:30. Офис открыт в любое время, неоднократно приходила в выходные дни или ночью, когда необходимо было что-то закончить.
– Согласны с тем, что коронавирус подстегнул интерес к технологии VR?
– Да, если рассматривать позитивное изменение из-за коронавируса, то возобновленный интерес к технологиям дополненной и виртуальной реальности, несомненно, один из плюсов. До этого AR/VR-технологии рассматривались как нечто дополнительное и в индустрии развлечений, как гейминг. Теперь же все больше людей видят актуальность использования виртуальных технологий в тех же онлайн-встречах или на уроках. Если бы уроки для детей младших классов проходили бы в виртуальном классе, где можно было бы с предметами или геометрическими фигурами взаимодействовать, то было бы легче удержать внимание к уроку. Мы видим возрастающий интерес к AR/VR-технологиям для использования в социальных приложениях, образовании, телемедицине и подготовке медицинского персонала.
– Что будет следующей технологией будущего после AR/VR?
– Мы все ждем очков. Очки, оптические или солнцезащитные, являются частью нашей повседневной жизни. Расширенные возможности, такие как приближать объект или видеть дополнительную информацию по нему, – вопрос времени. Многие коллеги считают, что придет день, когда появится настолько легкая аппаратная технология (hardware на английском языке), что можно будет поместить AR-технологию в простую оправу. Пока что вопросы, куда поместить батарею или как проектировать изображение на поверхности линз, остаются открытыми.
Некоторые многообещающие стартапы подходят к этому вопросу с другой стороны и рассматривают возможность изменения работы человеческих глаз. Наибольшая сложность в использовании подобных технологий будет состоять в том, чтобы убедить людей в их безопасности. Будущее AR-технологии – за интеграцией в повседневную жизнь человека.
– Как пандемия COVID-19 повлияла на Кремниевую долину?
– Многие потеряли деньги из-за падения цен на акции. Однако, если сравнивать с другими секторами экономики страны, Кремниевая долина пострадала меньше всех. Многие продолжают работать удаленно, имеют возможность поддерживать семьи, зарплаты выплачиваются, чего не скажешь о других штатах.
– Будут ли изменения в IT-секторе после пандемии?
– Возрастает вера в технологии, и произойдет бум разработок. Если раньше были те, кто принципиально отказывался пользоваться приложениями, социальными сетями и другими технологиями, то сегодня многие убедились, что технологии делают нашу жизнь легче. Поэтому после коронавируса увеличится количество рискованных стартапов, инвестиций и идей.
– Чувствуется ли давление по отношению к женщинам-программистам?
– В социальной жизни чувствуется, куда бы ты ни пошла, везде в основном мужчины. Мужчинам больше верят во время разговоров, когда они приходят в новую команду или озвучивают какую-нибудь идею. Женщинам же продвигать бизнес-идею сложнее. В крупных компаниях, как Google, Microsoft или Facebook, равные отношения к женщинам-коллегам и корпоративная культура стремится поддерживать многообразие. В маленьких стартапах ситуация более обостренная в этом вопросе.
– Рекомендации для тех, кто хотел бы работать в Google?
– Делать больше независимых проектов, которые будут демонстрировать ваши интересы и специализацию. Если это игры, то продолжайте разрабатывать игры. Не думайте, что если Google – это поисковая система, то, написав схожую программу, вы заинтересуете их. Если вам нравится писать моды в "Майнкрафте", делать веб-сайты, решать задачи на литкоде, то продолжайте совершенствовать навыки и расширять портфолио. Google – большая компания, где есть команды, разрабатывающие игры, приложения, машинное обучение, аппаратную технологию, а также есть команды, которым нужны специалисты по звуку, если вы диджей. Попасть в Google легче, чем в стартап, где требуются только определенные программисты с конкретными навыками.
Во время интервью не важно, решил ли кандидат задачу или нет, главное – продемонстрировать навыки мышления. Кандидат должен показать, как быстро справляется и решает неизвестную проблему, так как в этом и будет заключаться работа.
Айнур Искакова, менеджер по коммуникациям Go Viral