/img/tv1.svg
RU KZ
Цифровизация глазами бизнеса

Цифровизация глазами бизнеса

Как предприниматели оценивают уровень технологического развития отраслей в Казахстане.

08:00 07 Май 2020 3099

Цифровизация глазами бизнеса

Автор:

Карина Алимова

Технологическое развитие цифровых технологий, коммуникаций связи и информации в Казахстане, согласно независимому рейтингу «Деловой климат 2019» НПП «Атамекен», оценивается предпринимателями сравнительно высоко. Хуже обстоят дела в глазах бизнеса с технологичностью в машиностроении, сборочных производствах.

Общее технологическое развитие частного сектора оценивается ниже среднего. По четырехбалльной шкале показатель по внедрению инноваций и модернизации предприятий составил 2,5 балла.

Наиболее высокая цифровизация в региональном разрезе в 2019 году отмечается в Мангистауской и Акмолинской областях. Последние позиции занимают Костанайская, Павлодарская и Западно-Казахстанская области.

Если говорить о внедрении цифровых технологий в отраслевой разбивке, то лидирующими сферами стали: электроснабжение, водоснабжение и ТБО. Сельское хозяйство и торговля отстают, показали результаты опроса.

Как отмечается в исследовании, цифровые технологии больше всего применялись в коммуникациях, банках, сдачах отчетности и цифровизации систем безопасности.

Использование современных технологий в коммуникациях, банковской деятельности, при сдаче отчетности высоко оценивается в Нур-Султане, Акмолинской и Актюбинской областях, в сферах образования, электроснабжении и строительстве.

Чаще всего внедрялись инновации в системе безопасности. Особенно в этом преуспели в Западно-Казахстанской, Кызылординской и Атырауской областях, а также в таких отраслях, как: проживание и питание, обрабатывающая промышленность, здравоохранение.

Отметим, социологическое исследование «Деловой климат 2019» проводилось с сентября по ноябрь минувшего года. Участниками опроса стали 3091 представитель малого и среднего предпринимательства. По результатам данной работы выработаны рекомендации по улучшению ситуации в сфере технологического развития.

В частности, отмечается о необходимости принятия программы развития местных электросетей, трансформаторных подстанций и других коммуникаций, которые в данный момент не могут обеспечить потребности бизнеса и производства, при существующем профиците по республике в размере 10-15% из-за изношенности местных коммуникаций. Также рекомендуется обеспечить независимый аудит качества выполнения технологических, строительных работ при государственных закупках. Заявляется о необходимости создания программы, аналогичной дорожной карте бизнесае, в сфере развития технологических и научных частных предприятий. Помимо этого, государству нужно поддерживать специалистов в сфере технологий. Регионы и населенные пункты нуждаются в широкополосном Интернете.

Автоматизация налогового администрирования

Одним из наиболее автоматизированных госорганов по оказанию госуслуг в Казахстане, отмечают в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», является комитет государственных доходов министерства финансов РК. Комитет внедрил контроль прослеживаемости товаров, работ и услуг на базе ЭСФ. Также в КГД имеется централизованная база данных, что позволяет вести аналитический контроль центральным аппаратом. Однако в системе налогового администрирования есть несовершентства. Так, полагают в НПП, требует пересмотра система налогового контроля, которая бы не доставляла сложностей налогоплательщикам.  

В Казахстане для всех налогоплательщиков действует единственный электронный сервис «Кабинет налогоплательщика». Это не позволяет направлять адресную информацию, подавать в электронном виде запросы в налоговый орган для получения информации, необходимой для исполнения налогового обязательства.

Также в Казахстане поэтапно вводилось применение онлайн-ККМ, внедряется трехкомпонентная интегрированная система (онлайн-ККМ, складской учет и POS-терминал). В этой связи имеет смысл рассмотреть вопрос отмены требования по представлению налоговой отчетности налогоплательщикам, использующим ТИС.

Карина Алимова

НПП «Атамекен»: для новых IT-продуктов в сфере здравоохранения будет создана площадка

14 Август 2020 16:06 4288

Вопросы реализации мероприятий дорожной карты электронного здравоохранения обсудили на площадке НПП «Атамекен».

Открывая совещание, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что дорожная карта позволила сделать работу по развитию электронного здравоохранения более системной.

«С 2017 года НПП «Атамекен» поднимает вопрос цифровизации процессов в медицинской сфере. Внедрение электронного паспорта здоровья должно было позволить отслеживать все записи пациента – посещения врача, его анализы, снимки и т. д. Интеграция баз данных медорганизаций должна была сделать прозрачной всю систему прохождения финансов в сфере здравоохранения. Результаты цифровизации мы уже видим – внедрена электронная очередь, медорганизации в основном ведут карты пациентов в электронном виде, есть достаточно широкий функционал медицинских IT-систем. Пациенты получили доступ к своим записям и увидели приписки – это тоже плюс цифровизации. Двойной контроль, о котором мы всегда говорили. Но этого, конечно, недостаточно. Основная проблема – отсутствие интеграции информационных систем не решена, и это все еще создает неудобства как медработникам, так и пациентам,» – отметила Юлия Якупбаева

Дорожная карта, подписанная минздравом и НПП «Атамекен» в начале июня т. г., разработана в тесном сотрудничестве с медицинским и IT-сообществом. Она состоит из пяти разделов:

  • архитектура платформы;
  • обмен и защита персональных данных;
  • улучшение бизнес-процессов и изменения в НПА;
  • взаимодействие с Фондом обязательного медицинского страхования;
  • взаимодействие с аптечными сетями и другими организациями.

И содержит 44 мероприятия.

Директор департамента цифровизации здравоохранения МЗ РК Бейбут Есенбаев рассказал о проводимой минздравом работе в рамках дорожной карты по решению проблемных вопросов электронного здравоохранения.

«Мы сформировали пакет материалов по каждому пункту. Разработка проекта архитектуры уже закончена и направлена в комиссию по цифровизации. Разработка единого классификатора медицинских услуг в работе, и мы просим бизнес оказать нам содействие в его разработке. Разработка и утверждение единого классификатора лекарственных средств реализована в виде проекта приказа. Однако разработка классификатора медизделий затруднена, и мы просим помощи экспертов. Пакет документов достаточно большой, нам важно, чтобы рынок ознакомился и дал обратную связь», – отметил Бейбут Есенбаев.

Председатель наблюдательного совета ТОО «ЦИТ «ДАМУ» Наталья Киль заострила внимание на несовершенстве нормативной базы. По словам спикера, пока нет четкого описания бизнес-процессов, из-за этого страдают как НПА, так и практическая реализация.

«Разработчикам в укор ставят временные затраты на заполнение данных, которые необходимо вводить медикам. Но это не наша вина, а нормы приказа. В итоге врачу не остается времени на работу с пациентом. И какой бы метод ввода данных мы ни предложили, первое, что нужно сделать, – описать стандартные бизнес-процессы для медорганизаций. Должна быть очерчена минимальная номенклатура данных, которые необходимы для минздрава, а лишние поля и сведения необходимо убрать», – сказала Наталья Киль.

Спикер добавила, что, например, при направлении на ПЦР-тест медики заполняли форму из 30 полей.

В процессе обсуждения участники пришли к выводу, что необходимы отдельные подгруппы для обсуждения вопросов:

  • интеграции МИС;
  • мониторинга информбезопасности;
  • подготовки описания бизнес-процессов;
  • хранения тяжелых файлов;
  • телемедицины;
  • оптимизации форм отчетности;
  • оценки качества оказанных медуслуг;
  • по санитарному паспорту и эпиднадзору;
  • по вопросам ФСМС и т. д.

Также, учитывая большой поток предложений по развитию IT-продуктов в сфере здравоохранения, поддержано предложение по созданию отдельной площадки с участием широкого круга экспертов, «Атамекена», минздрава и МЦРИАП.

Так, по словам руководителя ТОО «Учет и управление» Виталия Ермоленко, представлявшего решение по созданию сервиса «Электронный рецепт»:

«Мы предлагаем оттолкнуться от существующих наработок на базе РЦРЗ. Работа практически завершена на площадке «МедЭлемента», затраты на это составят ноль тенге. Кроме того, мы предлагаем, помимо оцифровки лекарственных средств, провести оцифровку инструкций и предоставить свободный доступ как медорганизациям, так и аптекам, гражданам. Готовы рассмотреть варианты оцифровки медизделий», – сказал спикер.

Свои предложения относительно внедрения информационной системы PACS (хранение «тяжелых» файлов) озвучил директор ТОО «ЛАБМЕДСЕРВИС Еникеев Рустам Рамисович.

Резюмируя итоги совещания, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила:

«Если мы реализуем хотя бы 60% мероприятий дорожной карты, то нас ждет реальное продвижение в вопросах цифровизации медицинской отрасли. Для проработки ключевых задач необходимо создать проектный офис. Причем подгруппы по направлениям, которые были обозначены, должны возглавить практики из рынка. Также важно создать площадку для обсуждения конкретных IT-продуктов в сфере здравоохранения. Участников и предложений много, и, если минздрав откроет API, рынок будет развиваться стремительно».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Цифровизация – новый, старый тренд

31 Июль 2020 08:39 6787

Как пандемия изменит банковские технологии?

Самоизоляция и карантин ускорили многолетний переход клиентов банков от традиционных отделений к мобильным и интернет-приложениям. Из-за covid зависимость от наличных платежей существенно снизилась в большинстве стран, отмечается в опросе McKinsey. Судя по этому исследованию, многие потребители намерены и дальше пользоваться дистанционным банковским обслуживанием.

В Казахстане с марта по июнь, по данным Нацбанка, число пользователей онлайн-сервисов банков выросло на 8,9 млн человек и составило на начало июля 25,3 млн пользователей. «Если говорить о наиболее выраженных трендах, то главный из них – самоизоляция и социальная дистанцирование, а соответственно повышение спроса на цифровые услуги. Карантин способствовал перетоку большой части наших клиентов из офлайна в онлайн. С завершением карантина данная тенденция сохранится», – рассказали в Jýsan Bank.

В Банке ЦентрКредит также считают, в ближайшее время ключевым трендом в развитии банковского сектора станет продвижение удаленных каналов обслуживания, повышение скорости и качества предоставляемых услуг, что в свою очередь требует активного внедрения автоматизации процессов, цифровизации данных, гибкости и технологичности решений.

«Тотальная цифровизация охватила практически все участки работы банков, и именно она предоставляет возможность кардинально улучшить качество обслуживания, персонализировать продукты и услуги при существенном сокращении издержек», – отмечает председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло. Именно поэтому цифровизация, увеличение доли дистанционных каналов продаж и обслуживания клиентов, а также уменьшение доли операций с наличностью в пользу увеличения объемов безналичного оборота – вот главные тренды на ближайшее будущее в банковской сфере. «Банки, которые смогут быстрее перестроить свои продукты, услуги и сервисы, сориентировав их на новые потребности клиентов, выйдут из этого кризиса с меньшими потерями», – считает глава банка.

Осторожность к технологиям

Однако, как считает директор, руководитель группы консультирования в области ИТ, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Константин Аушев «на рынке все же преобладало осторожное поведение, нежели ускорение работы над программами цифровизации, у банков – особенно. В плане предложения онлайн-услуг они и до карантина были в «передовиках», а с ожидаемым замедлением роста экономики, определенными шагами регулятора, сдерживающими рост доходности банковских услуг, банки стали еще аккуратнее, чем раньше, относиться к любым инвестиционным проектам». По его словам, клиенты стали больше пользоваться онлайн-каналами в силу недоступности отделений, а банки стали больше работать с клиентами в плане обучения пользования этими каналами и где-то слегка нарастили количество доступных в онлайне операций.

«Я думаю, что как раз с ослаблением карантинных мер и переходом к росту экономики у банков появится новый импульс к цифровизации», – отметил он. На пике карантина в мире аналитики прогнозировали, что бизнес ИТ-интеграторов и разработчиков покажет наибольшее падение в 2021 году, но уже в 2022 сможет выйти и обогнать докризисные показатели.

«Сейчас мы видим, что банки активно выходят с различными запросами и к нам, как к ИТ-консультантам, и к рынку ИТ-разработчиков. Решения принимаются долго, проекты зачастую ограничиваются небольшими и недорогими пилотами, но в целом можно проследить явный интерес к облачным технологиям (особенно, по обработке больших данных), роботизации процессов и искусственному интеллекту, поиску новых моделей партнерства с финтех-игроками и телеком-операторами и, конечно, к продвинутым решениям по информационной безопасности. В связи с этим, я думаю, что в течение года и сами ИТ-компании смогут нарастить свой портфель интересных предложений для банков», – считает Константин Аушев.

В будущем, по его мнению, фокус будет оставаться на создании удобных платежных механизмов. «Поэтому мы будем видеть больше интеграций на рынке между операторами платежных систем, полноценную работу механизмов удаленной идентификации, не требующих прихода в офис банка для, скажем, открытия счета, будет появляться больше встроенных средств оплаты (в различные ритейловые сервисы, маркетплейсы, мобильные приложения). Я думаю, что все-таки мы увидим принципиально по-новому функционирующие электронные или цифровые деньги, которые будут запускаться под руководством инфраструктурных участников рынка (бирж, МФЦА, Национального банка, различных министерств)», – подчеркнул он.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!