Национальный банк снизил на 0,5 процентных пункта (до 12,5%) базовую ставку. Его глава Данияр Акишев мотивировал решение позитивной динамикой параметров внешнего и внутреннего рынка. Мировые нефтяные цены стабилизировались на комфортном для Казахстана уровне в 45-50 долларов за баррель, наблюдается снижение волатильности курсов валют в странах основных торговых партнеров Казахстана. А, кроме того, на внутреннем рынке затухают инфляционные и девальвационные ожидания.
Вместе с тем, довольно скромное смягчение монетарной политики Национальным банком свидетельствует о крайней осторожности в вопросе среднесрочных перспектив. Мировые финансовые рынки остаются нестабильными, стоимость нефти все чаще определяется не фундаментальными факторами: запасами, уровнем добычи, а вербальными интервенциями со стороны ведущих игроков. Также не все гладко и во внутренней экономике. В Национальном банке считают, что казахстанская экономика адаптировалась к внешним шокам и к волатильности обменного курса рубля. Тем не менее, нынешняя приспособленность экономики не означает автоматический рост. Самый достоверный индикатор экономического развития – промышленное производство по-прежнему не показывает положительной динамики. Так, по итогам января-августа, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, индекс физического объема промышленной продукции составил 97,7%, за январь-июль – 98,6%, за январь-июнь – 98,4%.
В августе сократились темпы строительства: индекс физического объема ввода в эксплуатацию общей площади жилых зданий составил 90,1% против 121,6% в июле и 105,5% в июне. Как светлое пятно –итоги сельского хозяйства. На волне сбора урожая в августе "сельхозка" выросла на 11,6%, тогда как в июле рост не превышал 1,8%, в июне – 2,8%. Внутренняя торговля показала нулевой рост за август, и отрицательный -- в июле и в июне.
Падение темпов производства проходит на фоне годовой двузначной инфляции, которая никак не хочет снижаться, несмотря на усилия Национального банка. Понятно, что двузначный уровень повышения цен, может быть, и радует производителя, но мало стимулирует его к расширению производства и инновациям, поскольку стоимость денег растет адекватно инфляции. Единственным частным поставщиком ликвидности в экономику остаются коммерческие банки, для которых стоимость фондирования через привлечение депозитов привязана именно к инфляции.
Иными словами, деловая активность казахстанского бизнеса замедлилась, и потребность в кредитовании снизилась. На фоне высоких кредитных ставок, желание использовать заемные ресурсы еще более снижается.
Снижение базовой ставки на 0,5 процентных пункта вряд ли оживит кредитование и разбудит деловую активность. Скорее всего, это символический жест со стороны Национального банка, который пытается выстраивать последовательную и четкую денежно-кредитную политику для увеличения доверия со стороны финансового и делового сообщества. В этом плане корреляция базовой ставки с текущим "здоровьем" финансовой системы только приветствуется.
Тот факт, что финансовый регулятор оставляет без изменений ширину процентного коридора: +\- 1%, когда ставки по операциям изъятия ликвидности и по операциям предоставления ликвидности будут находиться внутри коридора от 11,5% до 13,5%, свидетельствует, что поле для маневров остается широким.
К слову сказать, ставки денежного рынка слабо отреагировали на изменение базовой ставки. В последнюю декаду сентября и на начало октября средневзвешенная процентная ставка по сделкам открытия репона 1 день и на 7 дней составляла 12%.
Здесь надо сказать, что в последнее время Национальный банк активно проводит операции на рынке репо в ущерб активности на рынке валютных свопов, связывая это с желанием расширить доступ финансового сектора к тенговой ликвидности.
"Мы не сознательно ограничиваем свое участие на рынке свопов. Привлекательность этого рынка для банковского сектора существенно снизилась. Сейчас есть предложение от банков создать некую площадку, где бы банки могли получать и предоставлять валютную ликвидность под залог госбумаг, номинированных в тенге. Национальный банк никак не комментирует эту инициативу, но она свидетельствует, что на горизонте нескольких месяцев возможна нехватка валютной ликвидности. Процесс дедолларизации необратим. У нас было изменение скорости, но общий тренд на привлекательность тенговых активов не поменялся, - прокомментировал для abctv.kz ситуацию с ликвидностью заместитель председателя правления Национального банка Олег Смоляков. - Задача Национального банка – таргетирование ставок на денежном рынке по тенговым инструментам. Понятно, что сегменты связаны, и ликвидность перетекает из валютных свопов в операции репо, в той мере, в какой валютный своп влияет на рынок репо, мы участвуем на рынке свопов".
В свою очередь министр национальной экономики Куандык Бишимбаев видит в снижении базовой ставки общий "понижательный тренд" и рассчитывает на дальнейшее его продолжение. "Нас радует общий тренд на снижение базовой ставки и соответственно ставок кредитования экономики уже последовательно на протяжении 3-4 месяцев наметился", - заявил он abctv.kz.
Господин Бишимбаев считает, что уже можно говорить о "тенденции" понижения базовой ставки, что связано со снижением уровня инфляции. "У нас по итогам сентября инфляция составила 0,2%, за 9 месяцев - 5,6%, общегодовая инфляция с октября 2016 по октябрь 2015 года где-то 16%. И мы, и Национальный банк, видим, что годовая инфляция будет в районе 8% за 2016 год, соответственно, уже опережающими темпами Национальный банк идет на снижение базовой ставки, что открывает возможности для кредитования", - отметил глава Миннацэкономики.
Также Куандык Бишимбаев подчеркнул, что есть "достаточно большая уверенность, что инфляция по итогам года составит 8%". "Соответственно, от этого и надо отталкиваться – 8, плюс какой будет спрэд относительно инфляции", - добавил он. Однако делать дальнейшие прогнозы господин Бишимбаев остерегается: "Не заставляйте меня делать прогнозы, которые могут не сбыться".
Напомним, согласно стратегическому плану социально-экономического развития страны на предстоящие пять лет, предполагается поэтапное снижение уровня инфляции с действующего коридора 6-8% до 3-4% в 2020-2021 годах.
Несмотря на то, что правительство и Национальный банк детально не объясняют, за счет каких параметров будет достигнуто двукратное сокращение инфляции к концу года, сигнал Национального банка о снижении стоимости тенговой ликвидности будет положительно воспринят бизнес-собществом, уставшим от беспредельно высоких денежных ставок.
В то же время, председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова в разговоре с abctv.kz пояснила, что снижать (базовую ставку - прим. Авт.) однозначно есть куда. "Если мы дойдем до уровня инфляции 6-8%, как об этом заявляется. Но это, наверное, перспективы следующего года. То, что понизили на полпроцента, это хорошие тенденции. Как уже не раз говорили, чем ниже базовая ставка, тем для нас выгоднее кредитовать. Я думаю, что уже сегодня эта ставка отражает (экономические реалии - прим. Авт.). Она ориентируется на инфляцию, которая у нас пока еще высокая, но тенденция идет к ее снижению к концу года", - резюмировала она.
Татьяна Батищева, Ирина Севостьянова, Куралай Абылгазина