/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 27 966,50 Hang Seng 26 910,80
РТС 1 464,71 FTSE 100 7 105,71
KASE 2 337,39 Золото 1 648,30
Денежные переводы: куда уходят деньги из страны?

Денежные переводы: куда уходят деньги из страны?

За три года через системы денежных переводов из Казахстана отправлено на 740 млрд тенге больше, чем пришло.

07 Февраль 2020 12:18 2530

Денежные переводы: куда уходят деньги из страны?

Автор:

Алексей Никоноров

Новости

Все новости

Согласно официальной статистике Национального банка, за три года было переведено за границу 1,75 трлн тенге, получено 1,01 трлн тенге. Разберемся по порядку.

Казахстанцы стали реже отправлять денежные переводы в Россию. В 2019 году через СДП (системы денежных переводов) ушло 208,3 млрд тенге. Это на 10,7% меньше показателя 2018 года – тогда объемы составляли 233,4 млрд. В среднем в 2019 году в РФ уходило по 17,4 млрд тенге ежемесячно – годом ранее показатель был на уровне 19,5 млрд.

К концу года объемы переводов и вовсе упали до трехлетнего минимума. Если в IV квартале 2017-го в Россию было направлено 59,4 млрд тенге, в 2018-м – 64,9 млрд, то в 2019-м всего 55,9 млрд.

При этом данное направление остается главным: ни в одну страну мира казахстанцы не отправляют так много средств посредством СДП. Однако доля России постепенно падает. Если в начале 2017 года туда шел почти каждый второй тенге, то в период с июля по октябрь 2019 года доля стабильно держалась ниже 30%.

Переводы из России упали почти на 30%

Но еще более серьезным выглядит падение объема переводов, полученных из России. В начале года этого ничего не предвещало: за четыре месяца было получено более 50 млрд тенге, что на 37% больше, чем в январе-апреле 2018-го. Однако после этого динамика резко изменилась:

  • Вместо традиционного летнего роста случился обвал объемов переводов. Если в мае-августе 2018 года из РФ в Казахстан было отправлено 75,1 млрд тенге, то год спустя почти на 45% меньше (42,1 млрд тенге).
  • В ноябре объем переводов составил 8,2 млрд – это минимум с февраля 2018-го.
  • За второе полугодие в РК пришло 67,7 млрд тенге – это в 1,9 раза меньше, чем за аналогичный период 2018-го, и более чем в полтора раза меньше показателей июня-декабря 2017-го.

Как итог: за год из России в Казахстан через СДП отправлено 129,4 млрд тенге. Это на 28,6% (или 51,9 млрд) меньше, чем в 2018-м. По сравнению с 2017 годом падение составило 18,4% (29,2 млрд тенге).

Таким образом, в прошедшем году произошло значительное снижение взаимных денежных потоков, направляемых по СДП. Суммарный объем составил 337,7 млрд тенге, снизившись за год на 18,6%. Одна из возможных причин – переход на альтернативные способы переводов. Но динамика показателей с другими странами мира показывает – отказываться от Western Union, «Золотой короны» и других систем казахстанцы не намерены.

Юг в помощь

Общий объем отправленных из Казахстана переводов (даже с учетом снижения потоков в направлении России) за год увеличился на 8,8%. Если в 2018-м за границу ушло 601,8 млрд тенге, то год спустя – 654,5 млрд. Падение переводов северному соседу с лихвой было компенсировано увеличением в южном направлении:

  • Объем переводов в Узбекистан за год вырос на 27,4 млрд тенге (24,6%), до 139 млрд.
  • В Кыргызстан – на 21,3 млрд (32,4%), до 87,2 млрд.
  • В Турцию – на 23 млрд (32,7%), до 93,4 млрд.

На эти три страны приходится около половины от всех отправляемых за пределы Казахстана денежных переводов. Так что не удивительно, что они во многом формируют общую динамику. Например, в октябре объем переводов в Кыргызстан и Турцию достиг рекордных значений (9,5 млрд и 10,4 млрд тенге соответственно). Это помогло установить новый рекорд по объемам переводов за пределы Казахстана – во все страны мира ушло в общей сложности 66,6 млрд тенге.

Впрочем, не все страны стали получать больше переводов из Казахстана. Помимо России, негативная динамика наблюдается еще с двумя странами. Так, отправления в Китай по итогам 2019-го составили 36,6 млрд тенге, что является трехлетним минимумом. За год показатель упал на 15,2%. На 16% меньше средств стало уходить и на Украину (итог 2019 года – 10,7 млрд).

Переводы из Кореи продолжают расти

А вот компенсировать падение переводов из России не удалось. Общий объем средств, пришедших в Казахстан через СДП, по итогам 2019 года составил 344,2 млрд тенге. Это на 4,9% (или 17,8 млрд) меньше, чем в 2018-м. Однако и тут есть ряд направлений, откуда в РК идет все больше денег:

  • В первую очередь к ним относится Южная Корея. По сравнению с 2017 годом объемы переводов увеличились почти втрое. По итогам 2019-го они составили 65,7 млрд тенге. Рекорд был поставлен в августе – 6,2 млрд.
  • Из Узбекистана пришел 31 млрд тенге. Это на 30,5% больше, чем годом ранее.
  • Переводы из США увеличились за год на 45%, достигнув 19 млрд тенге.

Одновременно с этим стало поступать меньше средств из Кыргызстана (на 0,6%, до 30,1 млрд) и Таджикистана (на 41%, до 3,4 млрд).

Итог года: минус 310 млрд

В вопросе переводов через СДП Казахстан остается донором – за границу уходит больше средств, чем возвращается. При этом эти позиции укрепляются с каждым месяцем. В июле 2019 года объем отправленных переводов впервые вдвое превысил объем полученных. И с тех пор  ситуация не изменилась.

По итогам года разница между отправленными и полученными средствами составила 310,4 млрд тенге. По итогам 2018 года показатель составлял менее 240 млн, в 2017 году – 190,5 млрд тенге. Таким образом, чистый отток средств через СДП за два года увеличился на 63%, а его объем с начала 2017 года превысил 740 млрд тенге.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Дебют на 16,4 миллиарда тенге

Как биржа встретила первое размещение Казахстанского фонда устойчивости.

21 Февраль 2020 08:00 2094

Дебют на 16,4 миллиарда тенге

В торговой системе Казахстанской фондовой биржи (KASE) состоялось дебютное размещение трехлетних облигаций АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ). По итогам торгов привлечено 16,4 млрд тенге со средневзвешенной доходностью 10,7% годовых. Держателями облигаций КФУ стали частные инвесторы – брокерские организации, банки второго уровня и страховые компании.

Привлеченные средства будут направлены на выкуп ипотечных портфелей коммерческих банков, реализующих жилищные программы «7-20-25» и «Баспана Хит».

Напомним, решением единственного акционера – Национального банка Республики Казахстан – в текущем месяце была проведена реорганизация КФУ путем присоединения к нему АО «Ипотечная организация «Баспана». В связи с этим на KASE была произведена замена эмитента с «Баспаны» на КФУ. При этом все преимущества ценных бумаг предшественника сохранились. С учетом агентского статуса бумаги сохранили налоговые льготы и нулевые ставки резервирования по облигациям. Плюс к этому облигации КФУ, входящие в корзину ГЦБ на площадке KASE, остались инструментом рынка автоРЕПО, что позволяет инвесторам под залог данных облигаций привлекать финансирование на короткие сроки. Ожидается, что спрос на бумаги КФУ останется таким же высоким. К примеру, в 2018-2019 годах спрос на облигации «Баспаны» заметно превышал предложения. В результате ею было привлечено 325 млрд тенге.

Слияние двух компаний Национальный банк осуществил с целью объединения государственных программ, касающихся вопросов ипотеки и поддержки финансовой стабильности банков второго уровня, под управление единого оператора. Это позволило повысить эффективность деятельности компании и оптимизировать расходы.

10 февраля Fitch Ratings уже подтвердило долгосрочный рейтинг эмитента «КФУ» в иностранной и национальной валютах на уровне BBB/прогноз «Стабильный».

В ближайших планах КФУ увеличение срока обращения облигаций до пяти лет и более. Все привлекаемые средства будут направляться на выкуп ипотечных займов БВУ согласно утвержденным индикаторам. По программе «7-20-25» планируется выкуп на 1 трлн тенге ипотечных займов, из которых освоено свыше 150 млрд тенге. В рамках программы «Баспана Хит» предусмотрена выдача займов на 300 млрд тенге, из которых освоено 160 млрд тенге. На сегодня благодаря двум ипотечным программам свое жилье обрели свыше 33 тысяч казахстанских семей. 

Что касается других направлений деятельности КФУ, то компания продолжит работу в направлении содействия финансовой стабильности банковского сектора, участия в реализации механизма рефинансирования ипотечных займов, кредитования приоритетных секторов экономики и реализации мер по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан.

На правах рекламы

Кто предотвратит финансовый кризис в Казахстане?

Идею возрождения совета оценили эксперты.

20 Февраль 2020 08:00 2709

Кто предотвратит финансовый кризис в Казахстане?

В этом году в Казахстане был возрожден Совет по финансовой стабильности (СФС). Это не первая попытка создать подобный орган. Еще в 2010 году заработал Совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка. Тогда его появление обосновывалось необходимостью повышения устойчивости и эффективности развития финансового сектора в посткризисный период.

Сегодня, судя по всему, вновь появилась актуальность создания совета на фоне внешних факторов и поддержки банков, которая будет озвучена в ближайшее время. Согласно указу президента от 18 декабря 2019 года, СФС заработал с 1 января 2020 года и начал осуществлять межведомственную координацию по вопросам обеспечения финансовой стабильности.

В его состав входят: заместитель руководителя администрации президента или помощник президента, курирующие социально-экономические вопросы, председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), министры финансов и национальной экономики. Председатель СФС – глава Нацбанка.

Старый совет для новых проблем

Основной задачей возрожденного совета является содействие обеспечению финансовой стабильности и предупреждению и (или) снижению системных рисков. В его функции входят предварительное рассмотрение и предоставление рекомендаций по вопросам обеспечения финансовой стабильности, в том числе:

  • меры реализации макропруденциальной политики, направленной на снижение системных рисков финансовой системы;
  • меры по предотвращению возникновения финансового кризиса и минимизации его последствий;
  • меры урегулирования неплатежеспособного банка, принудительная ликвидация которого несет системные риски финансовой системы, в том числе по государственному участию при его урегулировании;
  • финансирование мер по оздоровлению банков, в том числе за счет средств Нацбанка и (или) его «дочек» и т. д.

«Решения совета принимаются простым большинством голосов и носят рекомендательный характер. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим», – отмечается в документе.

Эффективность или бюрократия?

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев считает, что нет никакой необходимости плодить дополнительные советы, комиссии и прочие государственные органы. По его словам, в Казахстане государство и так чрезмерно присутствует в экономике, и это присутствие необходимо срочно сокращать, как надо сокращать и госаппарат.

«Что касается созданного Совета по финансовой стабильности, то в него входят чиновники, которые по должностным обязанностям исполняют роли, вменяемые им советом. Ничто не мешает им встречаться, обсуждать вопросы и координировать свою работу без формализации и бюрократизации этой процедуры в виде какого-то дополнительного межведомственного органа. Они могут встречаться (хотя и так встречаются в рабочем порядке), созваниваться, создать чат в WhatsApp, в конце концов», – отметил Мурат Кастаев.

По его мнению, совет будет эффективным настолько, насколько эффективен каждый входящий в него член совета. «Само создание какой-то надведомственной структуры и формализация, бюрократизация этого процесса никак не поможет, если каждый ответственный чиновник не будет эффективно выполнять свою работу», – считает эксперт.

Говоря о том, будет ли независимым Нацбанк после создания совета, глава DAMU Capital Management отметил, что, безусловно, Нацбанк должен обсуждать свои действия и в какой-то мере их координировать с правительством в лице минфина и миннацэкономики, а также новым ведомством АРРФР. Однако, напомнил он, при этом должна сохраняться независимость Нацбанка, поскольку долгосрочная денежно-кредитная политика не должна подстраиваться под текущие краткосрочные нужды правительства и президента. В качестве примера эксперт напомнил о ФРС США, которая ведет независимую монетарную политику, самостоятельно принимая решения на основании экономических данных, несмотря на открытое давление президента Трампа.

Деятельность нового совета, по мнению заместителя председателя Совета АФК Ирины Кушнарёвой, никак не ограничивает независимость Нацбанка в его прямых функциях.

«Финансовая система не может развиваться изолированно от развития экономики, поэтому вопросы СФС – это координация действий НБРК, министерства экономики, минфина по общим вопросам, касающимся финансового сектора.

В 2010 году в Совете по финстабильности был представитель АФК, в новом его нет.

«Участие АФК было бы целесообразным для обеспечения постоянной осведомленности и своевременном выражении позиции и рекомендаций финансовых организаций по актуальным вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета. В то же время АФК аккредитована в НБРК, АРРФР, МНЭ и МФ РК, и у нас с каждым из госорганов складывается эффективное двустороннее сотрудничество, мы также участвуем и в межведомственных рабочих группах, поэтому возможности и механизмы для обсуждения всех важных для финансового сектора вопросов у нас есть», – подчеркнула Ирина Кушнарёва.

Директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group, к. э. н. Марат Каирленов считает, что создание Совета по финансовой стабильности «теоретически» имеет несколько факторов «за» его создание. Во-первых, инфляция.

«Мы видим нарастание инфляции. К двузначным цифрам приблизилась инфляция на продукты. В прошлом году они преимущественно выросли за счет снижения курса тенге к рублю (на начало года курс был 5-5,5 тенге, а к концу опустился до 6-6,2 тенге). И за счет того, что Россия наш крупнейший торговый партнер, это сказалось на ценах на продукты питания. Кроме того, в этом году возникли проблемы у еще одного нашего крупного партнера по торговле – Китая. Отдельные эксперты высказывают опасения, что проблема не только в коронавирусе, но, возможно, и во внутриполитическом кризисе в Китае. Это может простимулировать рост инфляции у нас в стране напрямую и через давление на курс тенге из-за снижения цен на сырьевые товары», – рассказал экономист. По его мнению, в этом году инфляция выйдет за пределы коридора, обозначенного Нацбанком.

«Еще одним позитивным фактором в пользу согласованности действий властей и создания совета может являться то, что сегодня государство «ищет» варианты пополнения госбюджета за счет населения. Это, например, видно по введению дополнительных выплат в Фонд обязательного медицинского страхования или повышению акцизов на бензин. Также миннацэкономики обсуждает снижение порога НДС с 30 000 МРП до 20 000 МРП. Но экономические власти слабо представляют себе эффект на инфляцию, который может последовать за такими решениями», – подчеркнул глава Ulagat Consulting Group.

Вместе с тем, по его словам, есть ряд очень важных аргументов и против создания совета.

«Самая главная опасность создания подобного рода советов – это «коллективная безответственность». По сути, никто из представленных там министерств, регулятора и Нацбанка не будет нести ответственности, поскольку решения будут коллективными. Такой совет уже существовал в Казахстане, и он даже публиковал отчеты по финансовой стабильности в разные годы», – уверен экономист.

«Не ясно, насколько будет эффективен этот совет. Но свои действия власти все же должны согласовывать, но для этого не обязательно создавать совет. Каждый год Нацбанк выпускает документ о направлениях денежно-кредитной политики, который и представляет собой механизм согласования действий, которые будут предпринимать экономические власти и Нацбанк. Кроме того, такие решения можно было бы обсуждать на заседаниях правительства, без лишней бюрократии», – подытожил Марат Каирленов.

Ольга Фоминских

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: