Весь прошлый год казахстанская актриса Дина Тасбулатова была в центре внимания. В прокат вышли сразу две казахстанские картины с ее участием: это драма Тулегена Байтукенова "Саташ", премьера которой состоялась на Варшавском кинофестивале, и комедия Валерия Задарновского "Свадьба.kz" с Таукелем Муслимом в главной роли. Кроме того, на экраны вышел российский сериал "Золотая Орда", и сейчас готовится к выходу другой сериал, снятый для НТВ, – "АЛЖИР". Почему ей хочется сыграть Лару Крофт, каково женщинам в казахстанском кино и зачем Дине два высших образования?
– Дина, я пробежалась по Вашей фильмографии и вот что меня поразило: большие проекты у Вас появились только сейчас, но начали Вы сниматься в кино и ассоциировать себя с актерской профессией как минимум семь-восемь лет назад. Вам долгое время не давали большие роли, но Вы не сдавались. Что Вас удерживало все это время?
– Не знаю, откуда это во мне, но у меня абсолютная твердая убежденность в том, что я могу играть, могу сниматься в кино, я никогда не сомневалась в том, что у меня есть способности и актерские данные. И теперь, спустя время, поработав с разными съемочными командами, в том числе и с российскими, я поняла, что все-таки была права насчет себя. После съемок в российском сериале "АЛЖИР" – он о женщинах, попавших волею судьбы в Акмолинский лагерь жен изменников родины – режиссер проекта Александр Касаткин поблагодарил за работу и сказал, что у меня есть редкий драматический талант. Он сказал: "Не растеряй его, снимайся в хороших проектах". Это были очень приятные мне слова, которые вселяют в меня надежду и подкрепляют мою веру в то, что я на правильном пути.
– А как вообще началась эта Ваша эпопея с российскими проектами? Говорят, Вы понравились российскому режиссеру, который приезжал сюда, чтобы подготовить фильм про Афганистан?
– Да, они тут снимали, он искал здесь подходящих актеров, мы с ним познакомились, подружились, на тот проект он меня не взял, но запомнил и, когда начали искать азиатских актрис на роли в "Золотой Орде", он про меня вспомнил. Я отправила пробы, после чего были различные переговоры. Все это тянулось примерно пять месяцев, что, к слову, абсолютно нормально. Кино – это не быстрый процесс, и меня окончательно и бесповоротно утвердили.
– Трудно было?
– Поначалу – да. Я, конечно, очень переживала, ведь никогда раньше не была на российских съемочных площадках, думала, что у них все совсем по-другому. Переживала сложится ли у меня контакт с российскими актерами, думала вдруг мой уровень намного ниже их уровня. Но в первый же съемочный день все сомнения и страхи улетучились и я поняла, что те, кто занимаются кино, всегда найдут общий язык, откуда бы они ни были, что у их актеров тоже разный уровень профессионализма, что бывают очень талантливые и менее талантливые, и успокоилась.
– В историческом сериале "Золотая Орда" Вы играли степную красавицу, дочь купца, в которую влюбился хан и сделал ее насильно младшей женой, и у Вас там, насколько я знаю, довольно витиеватая любовная линия. Расскажите подробнее?
– Да, моя героиня – наложница хана. Он где-то увидел ее в степи, влюбился без памяти, а когда всю ее семью перерезали, женился на ней против ее воли. Поскольку она его не любила и сердце ее было свободно, однажды она влюбилась в художника, которого привезли из русского княжества, чтобы он украсил мечеть. Любовь была взаимной, после чего влюбленные сбежали вместе. Что мне нравится в этой моей роли, так это как раз-таки любовная линия, ведь благодаря ей я там не просто красивая девица в красивом этническом костюме, как из сказки, а любящая и любимая женщина. Это мне давало возможность выкладываться по-актерски, и я считаю, что как актриса я там сильно выросла.
– В сериале "АЛЖИР", где все, наверняка, сплошная драма, актерский класс было повысить еще проще…
– Да, сложных сцен там было достаточно много, у меня хотя и роль второго плана, но она одна из основных, и линия моей героини есть аж до седьмой серии, а всего там 10 серий, так что это хорошая, большая роль.
– Как готовились к ней?
– Я читала биографии и истории узниц этого лагеря, их воспоминания. Это помогало погрузиться в атмосферу того времени. Но знаете, когда я оказалась на съемочной площадке и все уже были в гриме – грязные, оборванные, кругом эти страшные бараки, около 100 человек массовки, энкавэдэшники с ружьями, собаками, даже готовиться к роли особым образом не нужно – даже изображать ничего не пришлось, страх был абсолютно естественный. Атмосфера делала свое дело.
– У Вас же нет актерского образования, и при этом Вам достаются довольно сложные роли, как Вы с ними справляетесь? Ходили Вы когда-нибудь на какие-нибудь актерские тренинги? Или, может, занимались у кого то?
– Нет, но я много смотрю фильмов, читаю об актерской профессии, наблюдаю за тем, как работают другие артисты, причем это не обязательно исполнители женских ролей, это и мужские работы тоже. Я самоучка и, играя очередную роль, опираюсь в первую очередь на свое внутреннее состояние и переживания, ведь то, что ты чувствуешь внутри, как правило, отражается и внешне. На тренинги я не ходила, и даже жаль, что у нас нет хороших мастер-классов для актеров, я бы пошла. А еще я очень жалею, что пока у меня нет театрального опыта, ведь театр держит актеров в тонусе, это как постоянный фитнес, и мне он нужен.
– Я читала, что многие актеры, не только западные, но и российские, бывает, дописывают своего персонажа – его биографию, его драмы и перипетии судьбы, даже если его герой на момент съемок уже старик. Это им помогает вжиться в роль. А Вы пробовали так делать когда-нибудь?
– С некоторыми режиссерами мы говорим о наших героях. Так было, когда я работала с Тулегеном Байтукеновым на его дебютной картине "Саташ", где я сыграла жену главного героя – полицейского. Мы долго разбирали мою героиню, то, чем она живет, о чем она мечтает и тревожится, что, когда я играла, у меня был весь бэк-граунд этой героини, и это очень помогало. И, возможно, поэтому, хотя роль там у меня относительно небольшая, хоть и главная женская в этом фильме, многим она понравилась. Но такой разбор проводят не все.
– Вы с этим фильмом ездили же на Варшавский кинофестиваль и участвовали в творческих встречах. Как принимали картину, о чем Вас спрашивали?
– Принимали с интересом. Все вопросы не помню, я была только на одной встрече, но один из часто задаваемых был про то, насколько правдив фильм, действительно ли у нас так живут или это декорации? На что мы отвечали, что это обычная казахская деревня, наш среднестатистический аул.
– Когда Вы рассказывали о том, как готовились к "Золотой Орде", сказали, что предварительные переговоры шли пять месяцев. Если это нормально, то как планировать актеру график?
– В том то и дело, ты можешь ждать проект, и, даже если тебе пообещали и ты уже отказался от других ролей, это совсем не означает, что ты будешь стопроцентно там сниматься. Мы не застрахованы от неверных решений. А что делать? Профессия такая.
– Я как-то слушала Ваше интервью, и там была такая фраза, что Вас часто просят пойти по цене на уступки, но теперь Вы постараетесь отказываться от таких предложений, потому что Вам тоже зарабатывать надо…
– Нет, здесь все зависит от проекта. Если я понимаю, что на проекте я не получу ни достаточного опыта, ни денег, ни условий и при этом не смогу добавить этот проект в свой шоу-рил, то я буду думать о надобности этого проекта в моей жизни. Но если я вижу потенциал проекта, если я в него верю, то, возможно, пойду навстречу. Недавно у меня был такой опыт. Я снималась в одном авторском фильме, не буду пока говорить в каком – режиссер не хочет, но это был крайне сложный для меня проект. Единственное, что грело в тот момент душу, – это то, что автор картины знает, чего хочет, и что он, несмотря на все трудности и проблемы, не отступал от первоначальной идеи ни на минуту и в итоге снял то, что хотел. Я надеюсь, что с этим проектом все получится. Но такие трудности я готова пройти (хотя не знаю, смогу ли пойти), только если это будет какой-то крутой авторский проект, а если фильм коммерческий и продюсеры ставят цель заработать, то тогда почему я не должна на этом заработать?
– Гонорары актрисам у нас, наверняка, меньше, чем у актеров?
– Конечно, это общая проблема. Мужчинам платят больше, чем женщинам. Тем более у нас. Поскольку нам, казахстанским актрисам, доверяют в основном роли-функции: матери, жены, подруги, и не сильно важно, кто их играет – ты или какая-то другая актриса, поэтому соглашаешься на все более или менее приличное, ведь если не твоя мордашка, то возьмут другую. А о дискриминации мы даже не заикаемся, нам хотя бы роли давали нормальные, и на том спасибо.
– Но когда Вы только начали играть в кино, если это было шесть-восемь лет назад, то ситуация ведь была намного хуже? Сейчас Ваш типаж лирической героини ведь более востребованный?
– Вообще, не хотелось бы зацикливаться на типажах и определять себя в какие-то категории – лирическая героиня, романтическая…Хочется играть все, без ограничений. И что-то мне подсказывает, что однажды это станет возможным. Я рада, наша киноиндустрия развивается, жанровое разнообразие растет, и кто знает, может, когда-нибудь у нас снимут какой-нибудь боевик в стиле Лары Крофт? Я мечтаю однажды сыграть такую спортивную девушку.
– Я видела одно видео, где Вы занимаетесь рукопашным боем…
– Да, это были пробы на один проект, не наш, который, увы, заморозился. Но я бы запросто, мне кажется, сыграла такую спортивную девушку. Тем более я сейчас увлечена спортом. А подкачаться немного для роли для меня вообще не проблема. Главное – мотивация.
– А еще Вы, кажется, хотели сыграть сумасшедшую?
– Да, я вообще люблю психологические триллеры и фильмы, где герои находятся где-то на грани или переживают какое-то душевное расстройство. Мне они очень интересны, ведь это богатый материал. Но жаль, что у нас пока нет таких сценариев и таких героинь. Что-то в этом духе мне удалось попробовать в фильме Нурлана Батырова "Проявление".
– Ваша первая роль, говорят, была у режиссера Еркина Ракишева, чьи фильмы любит простой народ и не понимают критики. Кого Вы там играли?
– Да, это был мой первый фильм, и сразу главная роль, и я ему за это всегда буду благодарна. У меня вообще не было никакого опыта и никакого представления об актерстве, но я что-то там играла. Про что история? Это такая была душещипательная история одной тяжело больной девушки, у которой была собачка. В финале фильма собака умирает, а хозяйка остается живой. Что касается критики, то он просто снимает для простых людей, они смотрят его фильмы и любят.
– С тех пор прошло восемь лет, и Вы уже целуетесь с Таукелем Муслимом в фильме "Свадьба.KZ"… Как Вы, кстати, относитесь к постельным сценам в кино?
– Абсолютно нормально отношусь. Если это требуется с художественной точки зрения, если это надо – сделаем. Кстати, в новом авторском фильме, про который я вам рассказывала и про который информация все еще в секрете, у меня есть постельная сцена.
– Между актрисами есть конкуренция. Как у Вас складываются отношения с коллегами по цеху – меряетесь ли Вы ролями и числом подписчиков в Инстаграме?
– Казахстанское кино как одна большая семья, поэтому вражды и зависти у нас нет. Во всяком случае, лично я себя считаю не завистливым человеком. Я не лицемерка, которая будет смеяться с тобой, а как только ты отвернешься говорить плохое. Ну бывало, что "мои" роли уходили другой, но это профессия, никакой зависти нет. Это же выбор режиссера.
– А аудитория в Инстаграме – важный показатель успеха актрисы?
– Не для меня, это не моя основная площадка, я там не зарабатываю и не так активна, как следовало бы. А там ведь знаете как – если твоя активность падает, то твой аккаунт перестают видеть, он все реже и реже попадается на глаза. А потом выкладывать регулярные посты, пытаться угодить публике, выплясывать перед аудиторией мне не нравится. Мне же не 20 лет, и быть звездой Инстаграма мне неинтересно.
– Но у Вас там есть чудесная рубрика – Вы читаете стихи? Любовь к поэзии после оконченного филфака?
– Я люблю поэзию, но не всю, а скорее отдельные стихотворения, которые подходят под мое настроение, ощущения и как-то совпадают с внутренним состоянием. Некоторые актеры могут читать любые стихи, а я люблю только особенные, подходящие мне. Я, например, не люблю стихи с четкой рифмой, я их плохо воспринимаю. Гораздо больше мне нравится свободный стиль, необычная рифма, что-то вроде произведений Маяковского, Цветаевой, Ахматовой. Если я увидела какое-то новое произведение или у меня настроение, когда какая-то поэзия во мне откликается, я записываю видео. Стараюсь, чтобы не было фальши, если сама ее чувствую, то просто не выкладываю.
– Продолжая тему филфака, у Вас, оказывается, два высших образования? Вы еще и режиссер и даже успели срежиссировать социальные ролики. Есть амбиции в этом поле?
– Я окончила Академию им. Жургенова, поскольку у меня уже было высшее, я училась по сокращенной программе, с третьего курса. Зачем мне режиссура? Интересно. Но про режиссерские амбиции я пока молчу, не готова, может, когда-нибудь в будущем.
– Все у нас не стесняются мечтать о больших проектах, даже о Голливуде. А Вы не струсите, если вдруг предложат такую роль? Справитесь?
– Конечно.
– Вы так уверены в своих силах?
– Я не уверена лишь относительно мюзикла: я не пою и не танцую. Со всем остальным, пусть это будет челлендж, но я справлюсь. Недавний авторский проект, в котором я снялась, стал для меня огромным испытанием, но я ведь дошла до конца. Это была моя маленькая победа.
Галия Байжанова