Во вторник утром тенге прервал боковую динамику и подешевел по отношению к доллару на 4,51 тенге. Согласно данным торгов на Казахстанской фондовой бирже (KASE) на 11:00, курс доллара к тенге впервые в этом году превысил отметку в 325 тенге.
На утренней сессии минимальный курс доллара сложился на уровне 323,5 тенге за доллар (рост 3,68 тенге), максимальный – 325,21 тенге (рост 4,51 тенге), средневзвешенный курс – 324, 62 тенге (рост 4,51 тенге). Торги закрылись на отметке 325,21 тенге за доллар.
Объем торгов составил 331,2 млн долларов, что на 245,3 млн единиц выше итогов вчерашней сессии. Число сделок достигло 248 транзакций.
Вместе с долларом по отношению к тенге рос китайский юань, который прибавил в цене 0,8 тенге, до 51,6 тенге за юань. По китайской валюте прошла одна сделка с небольшим объемом в 2,9 тыс. юаней (прирост на 1,6 тыс. юаней). Падение показал российский рубль, который по итогам единственной сделки незначительно (на 0,14 тенге) подешевел к казахстанской валюте.
Внезапный ценовой рывок доллара связан с общей мировой нестабильностью. Нефтяные цены остаются на комфортном для Казахстана уровне в 69-70 долларов. Однако стремительно падающий из-за новых санкций российский рубль вполне способен обвалить доллар в Казахстане. На утренней сессии на Московской бирже курс доллара подорожал по сравнению с закрытием вчерашних торгов на 3 рубля, до 63,7 рубля, евро вырос на 4 рубля, до 78,5 рубля.
На KASE по состоянию на 15:00 ставка однодневного валютного свопа по предоставлению доллара (изъятию тенге) составила 8,53%, с ростом на 0,53% к итогам предыдущей сессии.
Вполне возможно, что и рубль, и тенге еще не до конца отыграли негативную информацию. На фоне сегодняшних событий интересным будет смотреться ожидаемое на следующей неделе (16 апреля) решение Нацбанка об изменении базовой ставки. Как показал опыт последнего, мартовского снижения, казахстанский центробанк пошел на снижение ставки вопреки мнению большинства экспертов о том, что ставка останется прежней.
В свою очередь управляющий директор АФК Павел Афанасьев прокомментировал abctv.kz ситуацию с ростом доллара, указав на фундаментальные причины.
"Существуют определенные основания полагать, что ревальвационная динамика тенге, которую мы наблюдали, по сути, с октября 2017 года, вновь испытывает сильную коррекцию, где последние, уже всеми неоднократно обсужденные события выступили триггером. Вероятно, текущее (девальвационное) движение продлится какое-то время, однако фундаментально и экономически ситуация для Казахстана коренным образом не поменялась. За последние годы мы уже неоднократно видели и рубль выше 60 долларов за баррель, да и нефть по-прежнему находится вблизи 70 долларов за баррель (Brent). Так что для Казахстана объективно ничего сверхординарного не произошло. Конечно, в текущем движении есть эмоциональная составляющая, но базируется она все же на системной неуверенности", – полагает эксперт.
"Лично для меня практически перманентным фактором риска остается страновой бюджет, который хоть и постепенно улучшается, но сильно зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, которая, свою очередь, не может не влиять на бизнес-активность в стране, – продолжает г-н Афанасьев. – Риском является также большой объем ликвидности в инструментах денежного рынка и в нотах Нацбанка, позиция по которым, кстати, продолжает расти. После очередного в истории перехода к условно свободно плавающему валютному курсу в 2015 году существенная часть валютных активов экономических субъектов была конвертирована в тенге. Удовлетворяя подобный спрос на тенге, денежные агрегаты были постепенно увеличены Нацбанком: фактически он был вынужден отвечать предложением национальной валюты".
Эксперт обращает внимание, что в Казахстане денежная масса за последние пять лет выросла практически вдвое, в то время как экономика показывала куда более скромные результаты – в среднем около 3,5% в год. Даже если из текущей денежной массы условно убрать стерилизованные на нотах 4 трлн тенге, то денежная масса сократится примерно до 15,5 трлн тенге, а это все равно на 50% больше, чем пять лет назад.
"Соответствует ли рост денежной массы произведенным за это время в экономике благам? Вопрос открытый. И решать его нужно системно – экономика страдает от кейнсианских, интервенционистских подходов в фискальной и монетарной политике. Это является основной причиной снижения реальных доходов населения, но причина эта многогранна, – резюмирует представитель АФК. – На мой взгляд, именно в этом лежит ответ на вопрос, почему люди у нас привыкли ждать девальвации, нежели ревальвации".
Татьяна Батищева