ЕБРР передумал финансировать строительство моста через Бухтарму

6089

Власти региона ищут другие источники финансирования проекта, который уже успел подорожать на 11,4 млрд тенге до 35 млрд тенге.

ЕБРР передумал финансировать строительство моста через Бухтарму

Проект строительства моста через Бухтарминское водохранилище успел подорожать на 11,4 млрд тенге - до 35 млрд тенге. Власти Восточно-Казахстанской области ищут замену Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), который решил не финансировать проект. Об этом abctv.kz сообщил председатель правления АО "Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО" Шакарым Буктугутов.

"ЕБРР прислало письмо, что банк воздерживается от финансирования в связи с удорожанием проекта и низкой эффективностью. В ближайшее время руководство области примет решение о финансировании совместно с правительством РК либо как концессионный проект", – отметил он.

"Главой региона Даниалом Ахметовым дано поручение администратору программы, управлению транспорта и пассажирских перевозок ВКО, успеть подготовить заявку в республиканский бюджет, который утверждается в июле. В случае если софинансирования со стороны правительства не будет, то региональный центр государственно-частного партнерства области будет вновь рассматривать вопрос концессии. И этот вопрос может отодвинуться еще на несколько лет", – рассказал Шакарым Буктугутов.

Стало известно, что в отличие от первоначальной стоимости проект подорожал на 11,4 млрд тенге, сейчас он оценивается в 35 млрд тенге. На изменение стоимости проекта, как сказал Шакарым Буктугутов, повлияли "дополнительные виды работ плюс удорожание материалов".

В данное время проектно-сметная документация (ПСД) на строительство моста направлена на государственную экспертизу. Отметим, что на подготовку ПСД в прошлом году из областного бюджета было выделено 62 млн тенге, в этом году еще 195 млн тенге.

Напомним, впервые о строительстве мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе заговорили в 2014 году, хотя вопрос остро стоит уже на протяжении десятилетий.

По проекту, мост должен быть двухполосным, длиной 1300 метров, шириной 13 метров. Изначально он предусматривался как концессионный, с возможным участием  Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР). Первоначальная стоимость проекта – 23,6 млрд тенге. Но банк долго не мог принять окончательного решения по данному вопросу даже при этой стоимости. Представители финансового института в июле прошлого года выразили свои сомнения в быстрой окупаемости.

Глава региона Даниал Ахметов недавно лично побывал в Курчумском районе и во время общественных слушаний пообещал жителям, что мост в любом случае будет построен в ближайшем будущем – с участием ЕБРР или без.

"Камень преткновения" для развития бизнеса
Между тем отсутствие необходимого перехода через Бухтарму значительно осложняет жизнь курчумских жителей. По информации акимата Курчумского района, из-за труднодоступности за последние годы население района сократилось вдвое. 

"Проживало 45 тысяч человек, осталось 27 тысяч. Населенные пункты пустеют. Люди уезжают. Почему? Потому что нет рынка сбыта, выращенный урожай не могут продать, развитие туризма тоже этот фактор сдерживает. Некоторые предприятия законсервированы, хотя у нас также много запасов золота и меди. Если бы был мост, а не паром, то и предприниматели бы активно заработали, и инвесторы бы пришли, и туристы бы хлынули к нам. Выгоды от этого моста огромные. Мост соединит с Зайсанским, Катон-Карагайским, Большенарымом. Все бы через нас проезжали", – перечисляет плюсы мостовой переправы председатель общественного совета Курчумского района Советхан Искаков.

Пока район с "цивилизацией" связывает паром, который курсирует с одного берега на другой до девяти вечера. Но цены за перевозку товара недешевые, жалуются предприниматели. Следовательно, с торговыми надбавками продукция на прилавках магазинов дороже, чем в других районах. К примеру, пастеризованное молоко в Курчумском районе стоит 360 тенге за литр, сметана – от 900 тенге за литр.  Причиной  дороговизны поставщики, крупные предприятия области ТОО "Эмиль" и ТОО "Восток-Молоко", называют дополнительные расходы на перевозку паромом по Казнаковской переправе. К примеру, за один молоковоз вместимостью 3000 литров паромщики берут 7000 тенге в один конец. 

Поэтому в районе пытаются наладить свою переработку. И восстановить простаивающий молокозавод.

"Паром "съедает" всю прибыль. Из-за парома вся молочная продукция дорогая. Скота здесь много, если бы сами начали перерабатывать, то могли не только свой район, но и другие обеспечивать более дешевым молоком и молочной продукцией. Пастеризованное молоко было бы по 180-200 тенге, также и с другой продукцией", – рассказывает директор ИП "Абдрахманова" Алия Абдрахманова.

По данным акимата Курчумского района, только местная система образования потребляет 30 тонн молока в год. На закуп молока для школ бюджет выделяет около 10 миллионов тенге ежегодно. Система здравоохранения потребляет свыше четырех тонн. В общем, по данным акимата, район потребляет более 150 тонн молока в год, не считая молочной продукции.

"В основном у нас мясное направление, молочного нет. Но, к сожалению, мы не вошли в пилотный проект по развитию молочного производства, который реализуется на уровне области, потому что наш район находится далеко", – отмечает аким Курчумского района Сейсенгазы Чукаев.

Интерес проявляет "WAHAHA"
ИП "Абдрахманова" уже вложило в проект простаивающего молокозавода 21 миллион заемных  средств по программе "Дорожная карта занятости – 2020". На эти деньги проведен ремонт простаивающего здания и частично закуплено оборудование. Чтобы предприятие заработало, говорит предприниматель Алия Абдрахманова, необходимо еще свыше 70 миллионов тенге.

"Мы хотели через аграрную кредитную корпорацию взять деньги, просили около 50 миллионов тенге. Их оценщики завод очень дешево оценивают. Говорят, вот если бы в городе стояло это здание, мы бы оценили на 100 миллионов тенге, а так, мол, в деревне, еще и в труднодоступном районе. К тому же, чтобы взять 50 миллионов, им нужен залог на 100 миллионов. Но, включая дом, крестьянское хозяйство, у нас не наберется такого залога. Гарантом по залогу выступит нацкомпания "Даму", но при этом залога в два раза больше просят", – говорит госпожа Абдрахманова.

Мощность молокозавода предполагается 5000 тонн молока в месяц, при этом первоначально планируется перерабатывать до тысяче тонн молока в месяц и производить три-четыре вида продукции. Даже в таком случае завод выйдет в небольшую прибыль и значительно удешевит продукцию, уверена госпожа Абдрахманова. По ее словам, чистая прибыль от производства при выходе на доходность в среднем ожидается не менее трех миллионов тенге в месяц.

При этом интерес к проекту, согласно словам Алии Абдрахмановой, проявила крупная китайская компания WAHAHA. Однако и здесь проблема так или иначе связана с труднодоступностью района. Чтобы ускорить окупаемость, инвесторы могли бы вложить сразу крупную сумму в проект, не менее 400 миллионов тенге.

"Чтобы молочный кластер был, с оборотом в сутки 100 тонн молока. Но мы боимся, что не справится с задачей именно из-за отсутствия моста", – отмечает предприниматель.

Перспективы хороши
Между тем местные власти все еще считают, что у района есть перспективы с учетом рынков Китая.

"К примеру, экспортный потенциал нашего предприятия по переработке рыбы, ТОО "Торе Тогам", очень высокий. Сейчас они перерабатывают порядка 12 видов рыб. Они уже вышли на рынки Китая, России, Литвы. Ведут переговоры с Германией, Францией", – отмечает глава района Сейсенгазы Чукаев.

В прошлом году удалось найти инвесторов для ТОО "Бухтарминское нерестово-вырастное хозяйство", рассказывает аким района.

"До 2016 года это предприятие задолжало 100 миллионов СПК "Ертис". С прошлого года инвесторы в лице предприятия "Акмола Холдинг" вкладывают свои средства в производство. Они уже вложили 75 миллионов тенге и погашают долги предприятия. Сейчас порядка 70 человек там работают. До конца года предприятие хочет до девяти миллионов сигалеток карпов вырастить, чтобы выпускать в водоемы нашей области.  В прошлом году из Астаны, Павлодара брали этих сигалеток", – говорит он.

Жанар Асылханова, Курчум

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться