/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 404,07 Hang Seng 27 821,31
РТС 1 534,89 KASE 2 322,02
FTSE 100 7 409,13 Пшеница 544,40
Экономика правит медициной

Экономика правит медициной

Международные эксперты посоветовали Казахстану не брать пример с Германии.

20 Июнь 2018 14:57 9666

Экономика правит медициной

Автор: Алина Альбекова Фото: Руслан Мухамадеев

Школа медицины Назарбаев Университета на два дня превратилась в диалоговую площадку для 30 казахстанских и зарубежных экспертов в области экономики и медицины. Основной темой для дискуссии стали реформы финансирования здравоохранения для обеспечения всеобщего охвата населения медицинской помощью.

Казахстан вошел в глобальную сеть

Первая межстрановая конференция по партнерскому сотрудничеству, организованная совместно Министерством здравоохранения и Республиканским центром развития здравоохранения (РЦРЗ), собрала на столичной площадке представителей сразу всех организаций – партнеров глобальной сети P4H. Среди них: Всемирная организация здравоохранения, Всемирный банк, Международная организация труда, Африканский и Азиатский банки развития, Глобальный фонд, а также институты здравоохранения Франции, Германии, Марокко, Испании, Швейцарии и США.

Казахстан, точнее РЦРЗ, вступил в эту организацию только в прошлом году, но уже претендует на звание «контактного пункта», то есть некоего хаба для регионального сотрудничества сети в Центральной Азии. С помощью таких пунктов, по словам координатора сети P4H Клода Мейера, организация намерена расширять свое присутствие во всех странах и регионах.

«У нас много партнеров, и с годами мы только разрастаемся. Сейчас на стадии рассмотрения находятся заявки от Школы общественного здравоохранения Сеула, Банка развития Совета Европы, также ведутся переговоры с Филиппинами. Казахстан – один из немногих, кто вошел в состав управляющего комитета», – отрапортовал г-н Мейер в ходе конференции.

Цели организации, по его словам, актуальны для всего мира. Это обеспечение здоровья и финансовая защита населения, а также мониторинг качества медуслуг. Одним из главных вопросов при этом является адекватное финансирование здравоохранения. В этом вопросе, по его словам, много заинтересованных сторон и людей, которые хотят этим заниматься. Но вся беда в том, что их действия не скоординированы.

«Кто-то работает над фискальным пространством, кто-то занимается распределением бюджета, и очень часто всем им не хватает сотрудничества. Наша организация создана для того, чтобы помогать решать подобные проблемы», – уточнил он.

Эксперт напомнил, что «дружественными» секторами для здравоохранения являются сектор социальной защиты и финансирования. Именно эти три организации и стали 11 лет назад основателями сети P4H: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ) и Всемирный банк. В то время, по словам координатора сети, никто не рассматривал здравоохранение с точки зрения финансирования и всеобщего охвата, говорилось лишь о борьбе с конкретными заболеваниями. Поэтому он назвал создание этой организации инновационным шагом.

«Сейчас мы рассматриваем здравоохранение совсем в другом контексте. У нас теперь общая для всех стран мира цель – устойчивое развитие. Если ранее фокус был сделан на развивающихся странах или странах с уровнем доходов ниже среднего, повестка сегодняшнего дня универсальная для всех стран – достичь более лучших результатов и всеобщего охвата населения в мире медицинским обслуживанием. Во многих странах, в том числе и в Казахстане, финансирование здравоохранения и всеобщий охват обсуждаются только с технической стороны, а должны рассматриваться в политическо-экономическом аспекте. Еще мы считаем важным говорить о роли тех людей, которые играют определенную роль в финансировании здравоохранения и во всеобщем охвате, какой вклад они вносят в изменения, мы хотим, чтобы они стали командой, которая бы доверяла друг другу и взаимодействовала», – добавил зарубежный эксперт.

Напомним, ранее в интервью abctv.kz руководитель центра экономики здравоохранения РЦРЗ Зарина Темекова отмечала, что площадка P4H призвана обеспечить международное сотрудничество в сфере финансирования здравоохранения и защиты здоровья, а также содействовать укреплению систем здравоохранения в странах-участницах.

К слову, сеть имеет свою цифровую платформу www.p4h.world, подписавшись на которую любой человек может получить доступ к обсуждению вопросов финансирования здравоохранения в разных странах мира, связаться с экспертным сообществом, где сегодня насчитывается более чем 1300 экспертов. Здесь же, как выяснилось, можно найти интересные документы по финансированию здравоохранения и поучаствовать в различных проектах.

Медицина без границ

Главный специалист по вопросам здравоохранения из кластера секторального консультативного отдела департамента по устойчивому развитию и изменению климата Азиатского банка развития Эдуардо Банзон, который работает не только с тихоокеанскими странами, но и с Центральной Азией, в том числе с Казахстаном, разъяснил: то, что в некоторых странах до сих пор называют всеобщим охватом, многие сегодня называют социальным медицинским страхованием. И на эти цели, по его данным, сегодня выделяется немало средств. С 2014 года финансирование здравоохранения во всем мире в реальном выражении увеличилось в два раза. Только в Республике Фиджи было выделено 2,4 млрд на субсидии для малоимущих, получивших медуслуги.

Меж тем в Казахстане, согласно данным национальных счетов здравоохранения, в совокупности со всех источников финансирования на эту отрасль расходуется значительно меньше средств (3,6% к ВВП), чем в группе стран с аналогичным уровнем социально-экономического развития (6,3% к ВВП) и в странах – членах ОЭСР (9,3% к ВВП). Тогда как для обеспечения эффективности функционирования системы здравоохранения ВОЗ рекомендует выделять как минимальную необходимую величину 6-8% ВВП при бюджетном финансировании в развитых государствах и не менее 5% от ВВП в развивающихся странах, к которым относится Казахстан.

Г-н Банзон заметил, что причиной создания фондов страхования, или так называемых единых плательщиков, во многих странах стало неэффективное использование государством средств, выделенных на здравоохранение. Он уверен, что система медстрахования даст новый стимул для развития здравоохранения: если медики будут получать соответствующую оплату, они станут принимать сто пациентов вместо двух, если будут получать надбавку за качество услуг, будут соответственно работать.

Однако при этом эксперт отметил, что инвестировать нужно не только в кадры, но и в поставщиков, чтобы улучшить их работу. Тогда как те в обязательном порядке должны использовать информационные системы, которые помогают не только усовершенствовать процесс оказания помощи, но также обеспечить прозрачность и открытость процесса финансирования.

Неформальный, точнее, «бедный» сектор в большинстве стран, по словам представителя Азиатского банка развития, обычно субсидируются из бюджета, что создает определенную нагрузку на государства и заставляет искать ответы на вопрос, как перевести их в формальный сектор. Но остаются еще страны, в которых неформальный сектор должен самостоятельно вносить за себя взносы в фонд страхования. В странах, как Индия или Индонезия, вообще проблема определить, кто бедный, а кто нет, за кого нужно субсидировать, а за кого нет. Жителям Филиппин, например, из бюджета оплачивается только гемодиализ, в остальных случаях страховка не покрывает расходы.

Эксперт предложил Казахстану подумать об охвате медуслугами рабочих-мигрантов, которые сегодня передвигаются по всему миру и в большинстве случаев никак не охвачены услугами здравоохранения. А также по включению в пакеты страхования услуги по оплате лечения за рубежом.

«Если 10 лет назад мне было сложно прилететь в Казахстан, потому что нужны были визы и самолеты летали только три раза в неделю, а сейчас уже есть разные рейсы из разных стран мира. Границы стираются, и это большая проблема для многих стран, потому что люди могут получить те услуги, которые не получили у себя в стране, за границей. Вы должны подумать над тем, чтобы всеобщий охват в рамках медстрахования был обеспечен не только внутри страны, но и вышел за пределы государства», – поделился он своим мнением.

Перед всеми странами, по словам Эдуардо Банзона, на сегодняшний день стоит вопрос, как измерять успех медстрахования. Споры на эту тему начались еще тогда, когда начали разрабатывать цели устойчивого развития.

«Хорошие цифры – это не показатель хорошей охраны здоровья. Если даже вы покажете, что у вас в фонде много человек, это не говорит о том, что ваши люди защищены от разных заболеваний, ведь от незапланированных катастрофических затрат на здравоохранение никто не застрахован. Поэтому успешность реформ в финансировании здравоохранения сложно измерить и объяснить. Непонятно, где взять информацию, чтобы обосновать эти данные. Как можно объяснить всеобщий охват, когда текущий индикатор – это индекс услуг здравоохранения, как объяснить, что в этот индекс не входят услуги психологического здоровья? Мы над этим сейчас работаем», – заверил он.

Германия – не пример

Список участников межстрановой конференции в Астане не ограничился только лишь партнерами сети, к «диалогу» также подключились: Великобритания, Эстония, Австралия, Польша, Сингапур, Турция, Россия, Таиланд, Китай, Шри-Ланка, Монголия, Кыргызстан, а также представители таких агентств, как GIZ (German Internayional Cooperation Agency) и TITCK (Turkish Medicines abd Medical Devices Agency).

Одной из старейших систем медстрахования в мире признана германская, заработавшая еще в 1881 году и действующая по сей день.

«За 137 лет наша система пережила несколько смен режима, диктаторство, коммунизм, две мировые войны, финансовый кризис, рецессии и высокую безработицу. Да, за это время у нас были фундаментальные изменения в демографии, но социальное медицинское страхование все еще существует. Это показывает, что правильно выстроенная система может быть гибкой и адаптивной. Я думаю, все дело в принципах солидарности и солидарной ответственности, то есть совместное признание рисков разными группами людей: молодежью и пожилыми, семьями и одиночками, здоровыми и больными. Это абсолютно другой подход, нежели в частном страховании, когда высчитывается страховая выплата при наступлении рисков. И, если вы высокоразвитое общество, вы должны это учитывать. Я думаю, что вам, как стране бывшего Советского Союза, где всеобщий охват был всегда, легче понять и принять эту концепцию», – высказал свое мнение директор программы GIZ Жан Оливье Шмидт.

Несмотря на эти принципы и «долгую жизнь» системы, эксперт заметил, что на сегодняшний день даже в Германии нет стопроцентного охвата населения страхованием, потому как, помимо коренного населения, в качестве получателей услуг рассматриваются еще мигранты и беженцы.

Причиной «неэффективной» работы фонда в большинстве стран, по его мнению, являются не плохая медицина или нехватка высококвалифицированных кадров, а неправильные люди в управлении фондом. В Германии этот процесс выстраивался годами, и на сегодняшний день уже разработаны трехлетние программы, дающие профессию «клерка по социальному страхованию». Больше 85% нынешнего персонала фонда страхования в Германии, по словам Жана Оливье Шмидта, прошли обучение именно по этой программе.

«Они рассчитывают все страховые премии, учитывают все требования и консультируют работодателей по законодательству, они взаимодействуют с потребителями, то есть с клиентами. Это их основная функция. Однако в фонде не ограничиваются только юристами, там есть и врачи с медицинским образованием, чтобы оценивать поступающие требования и, конечно, осуществлять контроль с помощью информационных технологий», – разъяснил он.

И если системой медстрахования Германия может гордиться, то с цифровым здравоохранением все плохо. По словам профессора Мангеймского института общественного здравоохранения и Гейдельбергского университета в Германии Конрада Оберманна, все попытки Германии перейти к информационным технологиям остаются безуспешными.

«Исландия и Южная Корея показывают хорошие примеры, но, к сожалению, не Германия. Целая плеяда врачей сопротивляется этому, потому что понимает, что это ведет к увеличению прозрачности, чего они не хотят. Поэтому на протяжении 10 лет большого прогресса в электронном здравоохранении у нас нет. И если смотреть на прогресс технологий, пожалуйста, не смотрите на пример Германии», – посоветовал эксперт.

Кроме того, по его мнению, всеобщий охват населения медуслугами является недостижимой целью. Обеспечение ста процентов качественной помощи и финансовой защиты, по словам г-на Оберманна, это постоянная политическая борьба, нежели сиюминутная техническая задача или цели.

«Недостаточно просто рассмотреть какие-то специфические вопросы медицинского характера здравоохранения, их нужно еще дополнять сильными программами общественного здравоохранения, для того чтобы достичь значительного улучшения здоровья населения», – дополнил он.

Конрад Оберманн также отметил, что слепое копирование опыта других стран не приведет к успеху, наоборот, может привести к колоссальным и совсем не нужным расходам. По его мнению, в этом вопросе важен поиск национального пути – казахстанского.

Алина Альбекова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На что тратит деньги фонд обязательного медстрахования

С финансовой отчетностью фонда ознакомился inbusiness.kz.

12 Февраль 2020 11:08 6988

На что тратит деньги фонд обязательного медстрахования

Начнем с цифр. Фонд обязательного социального медстрахования (ФОМС) за время своего существования получил от казахстанцев в виде отчислений и взносов миллиарды тенге. Если быть более точным, то в 2017 году на свои счета фонд получил 32,2 млрд тенге, а в 2018 году – 100,7 млрд (отчета за 2019 год в открытом доступе пока нет). Большую часть всех собранных денег фонд должен потратить на лечение граждан, а меньшую (не более 5,18%) взять в качестве комиссионного вознаграждения для оплаты своего труда и на административно-хозяйственные расходы.

2017 год: зарплата, имидж, инвестиции

Как следует из отчетности, фонд получил 32,2 млрд и из этих денег взял себе 6,85% в качестве комиссионного вознаграждения. На что были потрачены эти деньги? 697 млн – на зарплаты 250 сотрудникам (при этом 83,6 млн составило вознаграждение восьми членов правления), еще 107,7 млн ушло на аренду имущества, еще 39,5 млн – на рекламу, услуги по информационному и имиджевому сопровождению…

Порядка 2 млн были потрачены на услуги банков, и еще 2,6 млн – на аудиторские. Почти 4 млн в таблице расходов указаны как «Совет директоров» и более 5 млн – как «Сопровождение программного обеспечения» (не исключено, что речь идет о медицинской информационной системе Damumed).

На общие и административные расходы ФОМС потратил 995,5 млн тенге. Кроме этого, на сайте госзакупок размещена информация о 513 контрактах на сумму около 300 млн тенге (в планах у фонда было заключить 712 сделок на 659 млн тенге).

Порядка 30 млрд фонд передал в управление Нацбанку. Согласно договору, заключенному с регулятором, Нацбанк не гарантирует получение дохода и не несет ответственности за какие-либо убытки и неполученные доходы, связанные с неудачным инвестированием. Главный банк страны в качестве управляющего несет ответственность только за оплату услуг кастодианов, депозитариев, организаторов торгов, расходы по проведению платежей, а также другие расходы, которые могут возникнуть при доверительном управлении. Независимо от успеха или провала (как уж получится) Национальный банк берет за свои труды комиссионное вознаграждение. В 2017 году услуги по доверительному управлению обошлись фонду почти в 2,5 млн тенге. Сколько доходов или убытков принесло инвестирование страховых миллиардов Нацбанком, в отчете, к сожалению, не сказано.

С такими финансовыми показателями фонд закончил свои первые полгода работы.

2018 год: изучить общественное мнение

Денег от населения и от работодателей поступило почти в три раза больше, чем в 2017-м. Расходы фонда и штат сотрудников тоже выросли.

В фонде уже работало 416 сотрудников, их годовой фонд оплаты составил 3 млрд тенге (в среднем каждый сотрудник в 2018 году получал 610,5 тыс. тенге в месяц). Общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала составила 190 млн тенге. Аренда имущества – 447,6 млн тенге, рекламные и имиджевые услуги – 60 млн, сопровождение программного обеспечения – 66 млн.

В пять раз выросли командировочные расходы – в 2017 году на перелеты фонд потратил 8,6 млн, а в 2018-м – 47 млн тенге. Появилась и новая статья расходов – на услуги по изучению общественного мнения у фонда ушло почти 30,5 млн тенге. Еще 24,8 млн фонд потратил на страхование (в 2017-м страхование обошлось всего в 40 тысяч тенге).  8 млн тенге ушли на обучение сотрудников.

За услуги по доверительному управлению фонд заплатил 21,5 млн тенге. Услуги банков стоили около 7,5 млн тенге, а аудиторские – 6,7 млн. Информации об инвестиционной прибыли в отчете нет.

За год, согласно документам, на общие и административные расходы фонд потратил 4,4 млрд тенге. На сайте госзакупок есть информация о 222 заключенных контрактах на сумму 922,1 млн тенге. По плану у фонда было 256 пунктов на 2,3 млрд тенге.

2019 год: три дня в Лондоне

На момент публикации статьи финансового отчета за 2019 год на сайте ФОМС нет. В министерстве здравоохранения на запрос inbusiness.kz касательно финансовых показателей фонда медицинского страхования в течение девяти дней не ответили.

На сайте госзакупок сообщается о 324 заключенных сделках на сумму 1,3 млрд тенге. Фонд активно арендовал офисы, покупал мебель, оргтехнику, заказывал рекламу и полиграфию, проводил семинары и обучал сотрудников… К примеру, трехдневный курс «Управление в здравоохранении» в Лондоне для трех сотрудников обошелся почти в 5 млн тенге.

На 2020 год на сайте госзакупок фондом запланировано 272 пункта на 3,3 млрд тенге…

Катерина Клеменкова

Миллиардные вложения не искоренили младенческую и материнскую смертность в ВКО

Даниал Ахметов указал на ошибки в сфере здравоохранения.

06 Февраль 2020 10:26 525

Миллиардные вложения не искоренили младенческую и материнскую смертность в ВКО

По данным руководителя управления экономики и бюджетного планирования Сауле Улаковой, которые она озвучила на заседании акимата, область завершила 2019 год в положительном ключе. Валовой региональный продукт достиг объема 4 трлн тенге с ростом 104%. Однако услуги для населения подорожали на 102% в связи с ростом цен на услуги здравоохранения, образования, связи, транспорта, электроснабжения. В сфере здравоохранения в 2019 году снизились показатели заболеваемости туберкулезом на 6%, смертности от туберкулеза – на 26%, от злокачественных образований – на 1,4%.

В то же время отмечается рост младенческой смертности на 3,9%. При этом, сколько младенцев умерло, в государственной структуре не озвучивают, отметив лишь, что зарегистрировано пять случаев материнской смертности. Между тем, по данным департамента статистики ВКО, только за первое полугодие 2018 года в области умерло 105 младенцев в возрасте до одного года.

Беременных направляют на роды за сотни километров

«Мы вас обеспечили всем необходимым, чтобы сократить детскую и материнскую смертность. Закупили беспрецедентное количество оборудования, обучаем врачей. В чем проблема? Как управленец, я могу сказать, в чем концептуальная ошибка. 80% матерей области рожают в медицинских учреждениях Усть-Каменогорска и Семея. То есть, чтобы приехать в областной центр, они, будучи беременными, вынуждены преодолеть путь в 700-800 км. И они ждут направления. Это и есть структурная системная ошибка», – подчеркнул аким области Даниал Ахметов.

В результате разнится и уровень заработной платы медицинских работников.

«Максимальное количество врачей имеет высокие доходы и зарплату. А в других районных центрах вы сделали другую картину», – пожурил глава региона руководителя управления здравоохранения.

В течение месяца ведомству он поручил разработать механизм и внести предложения по изменению структуры оказания помощи в пяти приграничных районах и в девяти населенных пунктах, которые в результате объединения потеряли статус районных центров, «немедленно организовать соответствующую работу», открыть в отдаленных селах медицинские учреждения второго уровня.

А ведь вливается немало

Между тем в области последние несколько лет акцентировано внимание на развитии здравоохранения. За три года, сообщают в акимате, на развитие здравоохранения направлено 22,3 млрд тенге. Так, закуплено 1086 единиц нового медицинского оборудования. Открыты центры роботохирургии, трансплантологии, политравмы, ортопедии, гибридные операционные отделения. Кроме того, в двух районах были запущены инсультные центры. Внедрено более 130 новых методов диагностики и лечения. Обучено за рубежом свыше 200 медицинских работников. С 2020 по 2023 год, по данным управления здравоохранения, планируется обучить 8700 медработников по трехуровневой системе. Сначала они пройдут переподготовку на базе медицинского университета Семея, а затем стажировку в ведущих медицинских клиниках Англии, Италии, Израиля, Литвы, Польши, России, Украины по направлениям: гинекология и акушерство, педиатрия, кардиология, нейрохирургия, травматология, онкология, неотложная медицина, реабилитология и первичная медицинская скорая помощь. Третий уровень предполагает обучение специалистов навыкам работы на современном оборудовании, менеджмента и в информационных системах. За три года на эти цели планируется направить свыше 3,5 млрд тенге.

Жанар Асылханова, ВКО

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: