В 2018 году ключевым трендом рынка безналичных платежей в Казахстане стал его быстрый рост: 26% по объемам и 33% по числу транзакций. По региону Центральной Азии эти показатели составляют 19% и 38% соответственно. При этом средний чек по безналичным платежам по Казахстану снизился на 3% (в тенге); по итогам последних 12 месяцев средняя сумма – 32 доллара. Средний чек по региону Центральной Азии также снизился – на 14% (в долларах) и сейчас составляет 33 доллара (среднее за последние 12 месяцев). Такие данные приводит старший вице-президент и директор регионального подразделения Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Вера Платонова.
По ее словам, платежные сервисы сейчас видят тренд – рост мобильной коммерции. И это вызывает с их стороны необходимость развивать мобильные платежи.
"Также тренд, не новый, но на который нужно обращать внимание, – развитие Интернета вещей. К 2025 году этот рынок достигнет 13 триллионов тенге. Необходимо думать, как мы (платежные сервисы. – Ред.) будем участвовать в распределении этого портфеля", – отмечает эксперт.
Страны СНГ являются лидерами по скорости апробации новых технологий и "по энергии и желанию людей пользоваться этими технологиями". По мнению Веры Платоновой, в пользу этого говорит тот факт, что такие игроки, как Apple Pay, приходят именно на рынки СНГ, то есть тренд заметен глобальным компаниям – не только платежным системам, но и монстрам вроде Apple, Google и т. д.
"Казахстан сегодня является одним из мировых лидеров по внедрению QR-платежей. Это один из тех немногих рынков, где QR летит с огромной скоростью и подхватывается населением. Бесконтактные платежи в Казахстане занимают 33% от общего объема платежей", – говорит спикер.
Вместе с тем, по данным старшего менеджера по консультированию в области IT KPMG в Казахстане Константина Аушева, в Казахстане именно бизнес меньше всего готов к изменениям, в то время как население, наоборот, воспринимает технологические перемены. Объяснение этому, по его мнению, – демографический фактор: в Казахстане молодое население, и оно как раз и воспринимает новшества с легкостью.
"Кто задает спрос? Конечно, в первую очередь – потребители. Работая с Нацбанком по стратегии развития платежного рынка, мы проводили опрос населения и в Интернете, и офлайн. И увидели: все понимают, что Казахстан идет к безналичной экономике. Это понимание есть на уровне продавцов в торговых точках, в овощных киосках, и есть готовность с их стороны переходить на оплату карточками и так далее", – говорит эксперт.
Причем, по его словам, в качестве препятствий во внедрении безналичных платежей участники опроса зачастую называли не комиссии, а налоговые барьеры и регулирование.
"Всем хочется, чтобы было взаимодействие между регулятором и министерствами, чтобы были льготы и преференции при безналичной экономике. Многие не готовы показывать официально свои обороты", – отметил Константин Аушев.
О необходимости корреляции регулирования с тенденциями рынка и глобализацией говорит директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак. По его словам, самый крупный "электронный коммерсант" в Казахстане – это AliExpress, который потеснил с этой позиции авиаперевозчиков, продавцов билетов и сегмент продажи бытовых товаров.
"С этой торговой площадки ежедневно в Казахстан приходит 50000 посылок, это последняя цифра, которую я слышал, и она растет вдвое каждый год. Огромное количество казахстанцев являются клиентами не казахстанских банков, а системы Alipay", – отмечает спикер.
Развитие электронных платежей в Казахстане он иллюстрирует такой цифрой: общий объем операций по платежным картам в Казахстане сейчас ежемесячно достигает двух триллионов тенге. Эксперт предлагает использовать для понимания, много это или нет, общую сумму официальной заработной платы населения страны – она составляет 1,3 триллиона тенге. Сравнение двух цифр делает очевидным то, насколько велик объем транзакций.
На что банкам нужно обратить внимание?
Для перехода на новый этап безналичной экономики, в частности мобильные платежи, по мнению Веры Платоновой, в Казахстане недостаточно развита инфраструктура с точки зрения выхода в регионы и возможностей бесконтактной оплаты.
"33% POS-терминалов поддерживают бесконтактные платежи – это мало. Потому что с той скоростью, с которой наши консьюмеры адаптируют эту технологию, есть требование рынка получить хотя бы 70-80% за ближайшие пару лет. Это очень агрессивная цифра. Если этого не произойдет, то консьюмер получит негативный опыт: придет в торговую точку, попытается оплатить, у него не получится, и это может стать негативным трендом", – описывает возможное развитие событий эксперт.
В целом, по ее мнению, залог успеха в развитии безналичной экономики – в совокупности трех составляющих. Это развитие инфраструктуры, понимание и желание населения адаптироваться (к новшествам и тенденциям в этой сфере. – Ред.), а также гибкость и способность банков интегрировать с финтехом. Последний пункт Вера Платонова называет челленджем для финансовых институтов. Несколько лет назад в банковском мире был глобальный страх: что же будет, если появится много финтех-компаний? Они заберут банковский бизнес. Этого не произошло. Но произошло другое: банки смогли договориться с финтехами и сделать свои услуги лучше. Думаю, это будет происходить и в Казахстане", – отмечает эксперт.
Продолжая тему компаний из сферы финансовых технологий, Константин Пак указывает на то, что в Казахстане есть значительная избыточная ликвидность, которую можно было бы вкладывать в финтех.
"Проблема в другом. База для создания финтех-компаний и стартапов – это ИТ-специалисты. По моей оценке, для того чтобы появился постоянный поток стартапов, нужно 50-100 тысяч ИТ-специалистов. У нас хорошо, если в год 500 выпускается. Лучшие 30% из них в первые три года уезжают работать в Google, Amazon и так далее, это я сейчас как руководитель ИТ-компании говорю. Соответственно, среда для возникновения технологий не появляется. Возможно, вопрос в том, что не всегда технологию нужно изобретать, а каким-то образом использовать уже изобретенное. Возможно, это как раз наш путь", – предполагает эксперт.
В сфере безналичных платежей в Казахстане Константин Пак видит еще одну тенденцию – размывание границы между платежами и р2р-переводами (денежными переводами. – Ред.). "Та часть малого и среднего бизнеса, которая боится показывать обороты и не ставит POS-терминалы, начинает очень активно использовать р2р-переводы, потому что они не так сильно мониторятся. И это замечательно. Пожалуйста, не меняйте этого", – обратился спикер к регулятору.
"В экономике должна быть зона, где малый низкомаржинальный бизнес может чувствовать себя комфортно и при этом пользоваться современными технологиями. Как только у таких предпринимателей все станет хорошо, они сами купят POS-терминал и выйдут в белую зону", – аргументирует свою точку зрения эксперт. И в заключение делает предположение о том, что, возможно, именно это станет драйвером для развития или маркетинговой воронкой для входа в бизнес для МСБ.
Елена Тумашова