Эксперты предлагают паспортизацию сельхозпродуктов

7201

Спрос на органическую продукцию растёт во всём мире, и цифровизация цепочек поставок от поля до прилавка позволит покупателю моментально выявлять "чистые" продукты питания.

Эксперты предлагают паспортизацию сельхозпродуктов

Директор Organic Services GmbH (Германия) Джеральд Хэррманн продемонстрировал на семинаре в Астане возможности программного обеспечения – системы, которая позволяет получить всю информацию об органической продукции: фермере, площади полей, посредниках, заводе. С помощью системы можно увидеть всю цепочку поставок вплоть до прилавка магазина. "Светофоры" программы покажут, где всё "чисто", а где есть вопросы. По его словам, полагаться сегодня только на сертификаты не стоит. Данное программное обеспечение позволяет также бороться с фальсификатами.

"Очень легко заработать деньги на продуктах питания. Гораздо сложнее сделать это с лекарствами или финансовым мошенничеством. Потому мафия сейчас переходит к созданию контрафактной продукции. Есть исследование, которые показывает, что ряд продукции активно подвержен фальсификации. Это молоко, мы знаем, был крупный скандал в Китае, когда фальсифицировался молочный порошок, а также мясо, мёд, алкоголь", – говорит зарубежный эксперт.

В целом проект вызвал интерес у представителей Минсельхоза.

"Попасть на другой рынок сложно, и нужно доказать, что вы произвели масло из органических семян, а это возможно, лишь создав путь прослеживаемости и учёта. То есть сейчас уже бумаге (сертификату) не верят, нужны доказательства", – говорит начальник управления Министерства сельского хозяйства (МСХ) Зейнулла Шарипов в кулуларах семинара по органической продукции.

Мировой рынок органической продукции оценивается на уровне 80 млрд евро и растёт.

"Мы понимаем, что нас пока не будут признавать с нашими документами, но сдаваться и опускать руки мы не собираемся, поэтому хотим решить вопрос сертификации и аккредитации", – говорит представитель Минсельхоза.

В планах ведомства привлечение международных организаций для сертификации в Казахстан. Минсельхоз изучает опыт США и ЕС в вопросах господдержки. В США фермерам оказывают больше консультационную помощь, там рынок сам стимулирует производителей к переходу на органическую продукцию. В Европейском союзе предоставляются субсидии на сертификацию и гектар.

Субсидировать органические удобрения в Казахстане пока не планируется.

"Мы понимаем, что это неправильно, но надо наладить технологический процесс, выстроить чёткий механизм администрирования, чтобы исключить возможность коррупциогенных факторов и махинаций со стороны производителей тех же органических удобрений и тех, кто их применяет. Там достаточно высокие риски", – пояснил участникам Шарипов.

Пока же, считают в ведомстве, различных субсидий в сфере АПК вполне достаточно.

По словам Шарипова, в Казахстане порядка 20 производителей органической продукции. Отвечая на вопрос журналистов о стоимости органической продукции, он ответил, что надбавка к ней составляет от 30%.

"Это минимум. Например, органическая курица в Турции стоит на 200 процентов дороже. Здесь не столько сертификация важна, сколько новые технологии. Производство такой продукции немного рискованно, потому что нужно отказаться от химических средств защиты, минеральных удобрений и перейти на биологические, механические средства защиты. Оно более трудоёмкое, но по завершении переходного периода, когда баланс в земле восстановится, сами производители пройдут все этапы, урожайность во многих случаях восстанавливается, объёмы производства возвращаются к обычным, и затрат не так много", – пояснил представитель МСХ.

По словам зарубежного эксперта Джеральда Хэррманна, для развития органической продукции в Казахстане и в Центральной Азии важнее всего построить доверие на рынке.

"Необходимо решить проблему недостоверной информации, простыми словами, мошенничества, именно из-за этого участники рынков органической продукции из Европы, США могут не захотеть прийти в Казахстан", – сказал он в интервью корреспонденту abctv.kz.

Важно создать систему регулирования производства органической продукции на законодательном уровне, продолжает эксперт.

"Если такая система есть, то легче объяснить потребителю, что такое органическая продукция. Если будет, к примеру, логотип, и он хорошо рекламируется, то тогда уже потребитель будет видеть и доверять этому логотипу", – сказал он, отметив, что производство "органики" – это устойчивый тренд в пищевой промышленности, мир идёт к этому, поскольку вопросы загрязнения земель, качества продуктов питания становятся острее.

Айгуль Тулекбаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться