Экспорт угля предложили ограничить

6817

МНЭ предлагает ввести ограничения на экспорт угля в период пикового его потребления в сентябре и октябре.

Экспорт угля предложили ограничить

Ситуация с ажиотажным спросом на уголь в Астане и в Карагандинской области, а также с ростом цен на него стала темой отдельного разбирательства на заседании правительства 17 октября. Итоги этого разбирательства были следующие: угля на внутреннем рынке достаточно, но на всякий случай надо ввести возможность ограничения его экспорта в периоды пикового спроса. Цены на него также вполне приемлемы (на разрезах и в тупиках), но потом в ситуацию вмешиваются многочисленные посредники, утяжеляющие каждую тонну в ценовом измерении, и их для стабилизации ситуации надо просто отсечь.

Угля стране дали больше, чем надо
По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, за девять месяцев этого года в Казахстане добыто 75,3 миллиона тонн угля, что на 13,2% больше аналогичного периода прошлого года. На внутренний рынок было поставлено 54,7 миллиона тонн угля, из них 41,1 тонны отгружено энергопроизводящим предприятиям.

"Экспорт составил 21,1 миллиона тонн, что на 16,6% больше, чем за соответствующий период прошлого года", – продолжил Канат Бозумбаев. Таким образом, динамика роста экспорта выше динамики роста добычи (16% против 13,2%), но не настолько, чтобы создать на внутреннем рынке дефицит. Тем более что за девять месяцев, по сведениям Минэнерго, населению было поставлено более миллиона тонн угля, что на 26,8% выше уровня соответствующего периода прошлого года.

Таким образом, связывать ажиотаж с нехваткой угля на складах нельзя, тем более что министерством энергетики по поручению премьер-министра была проведена инспекция остатков на топливных тупиках во всех регионах. И, по оценке специалистов Минэнерго, по состоянию на 17 октября поставка угля бытовым потребителям осуществляется "ритмично и в необходимом объеме".

"К примеру, в Акмолинской области остаток угля в торговых точках – от 40 до 700 тонн, в Алматинской – около 300 тонн, в Жамбылской – 490, в Северо-Казахстанской – 600 тонн, в Южно-Казахстанской – 20000, в Астане – около 1000 тонн", – утверждает Канат Бозумбаев.

"В Карагандинской, Павлодарской и в Восточно-Казахстанской областях отпуск угля также осуществляется с угледобывающих предприятий напрямую населению", – добавил он.

Тем не менее, хотя Минэнерго и продемонстрировало, что добытого угля в стране хватает, вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин выступил с предложением по аналогии с рынком нефтепродуктов ограничивать его экспорт в начале отопительного сезона.

"Уголь является сезонным товаром, это товар сентября-октября, по аналогии с рынком нефтепродуктов, в период его высокого потребления предлагаем ограничивать экспорт угля, я имею в виду коммунально-бытового угля", – сказал он. Это предложение было поддержано акимами двух регионов, из-за ажиотажа которых угольный сыр-бор и разгорелся – акимом Астаны Асетом Исекешевым и акимом Карагандинской области Ерланом Кошановым. При этом оба акима в один голос заверили премьер-министра, что дефицита угля во вверенных им регионах нет.

"В области основной поставщик угля для коммунально-бытовых нужд – "Шубарколь Комир", разрез нарастил объемы производства на треть, и только для нужд населения республики за девять месяцев отгружено два миллиона тонн, – заявил Ерлан Кошанов. – Это на 18 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Разрез работает в две смены, мы увеличили суточную отгрузку на казахстанский рынок с 40 вагонов до 180, эта мера позволит снизить спрос на самовывоз угля с разреза. Уголь есть в достаточном количестве, хотел бы обратиться к коллегам – в связи с растущими объемами поставок необходимо организовать оперативную приемку угля и доставку его до населения".

"Для нужд предприятий коммунальных заблаговременно уголь закуплен, у нас 30-дневный запас, ситуация по углю для населения сегодня стабильная, находится под контролем, проблемных вопросов нет. С 1 сентября по сегодняшний день в Астану поступило 130 тысяч тонн угля разных марок, что на 30% больше прошлого года", – вторил ему Асет Исекешев.

"Поддерживаю предложение ограничить экспорт угля перед отопительным сезоном", – заключил он.

Инфраструктура хромает – посредники наживаются
Таким образом, экспорт оказался крайним в этой ситуации, хотя тот же Серик Жумангарин предположил, что в создании ажиотажного спроса и несвоевременного отпуска угля населению повинны и другие факторы. Например, устаревшая инфраструктура рынка продаж угля.

"Существующая ситуация показала, что, несмотря на увеличение количества вагонов до норм ежедневных отгрузок угля с карьеров и увеличение количества поступлений угля на железнодорожные тупики, существующая инфраструктура, к сожалению, не справляется с этим потоком", – заметил вице-министр.

"Она устаревшая, количества погрузчиков недостаточно. Акиматам необходимо промониторить существующую инфраструктуру угля, принять меры по развитию этой инфраструктуры, по созданию субъектов частного предпринимательства в этом сегменте бизнеса", – добавил он.

Ну а что касается роста цены на уголь, то тут все участники заседания были единодушны: во всем виноваты "непродуктивные посредники" между разрезом и населением.

"Цена угля для коммунально-бытовых нужд и населению складывается из цены отгрузки разреза, а это сегодня в Казахстане в пределах от 2000 до 5000 тенге за тонну в зависимости от месторождений, железнодорожных тарифов на транспортировку, обслуживания подвижных составов, а также маржи посреднических, торговых организаций и физлиц, поставляющих уголь населению", – напомнил Канат Бозумбаев.

В результате уголь с Шубаркульского месторождения, отпускаемый собственником разреза по 5000 тенге за тонну, продается в стране по цене от 8000 до 18000 тенге за тонну. Уголь Майкубинского месторождения в местах реализации – от 8000 до 16000 тенге при отпускной цене производителя в 3200 тенге за тонну. Угли месторождения "Богатырь" – от 5000 тенге до 9700 тенге, а цена производителя – 1680 тенге за тонну.

"Нами проанализирована ситуация, которая возникла на прошлой неделе, с некоторой напряженностью на рынке угля, главным образом, Астаны и Караганды. Изучение показало, что существующая ценовая политика крупных угледобывающих компаний связана с реализацией по сложной схеме через различных трейдеров", – прокомментировал эту ценовую разницу Серик Жумангарин.

"В результате этого вертикальная схема реализации угля "карьер – оптовый поставщик – розничный потребитель" нарушена, возникают различные горизонтальные схемы перепродажи угля через непродуктивных посредников. В этой связи нами вчера открыто расследование в 13 регионах страны, за исключением Западно-Казахстанской, Атырауской и Мангистауской областей, где потребление угля мизерное ввиду стопроцентной газификации", – добавил он.

Как будут отсекать "непродуктивных" посредников
По словам вице-министра, его ведомство предлагает для исправления ситуации министерству энергетики совместно выработать комплексные предложения по установлению требований к оптовым и розничным поставщикам. В их число должны войти требования по наличию производственных баз, складов хранения и подъездных путей к этим объектам.

"Это позволит исключить непродуктивных посредников, но все это надо сделать до нового года, законодательно", – убежден Серик Жумангарин.

Помимо этого, министерство национальной экономики предлагает установить минимальный объем реализации угля через товарные биржи в размере 500 тонн против нынешнего требования в 3000 тонн, что позволяет многочисленным непродуктивным посредникам обходить требования биржевого законодательства.

"Все это сделает рынок продажи угля прозрачным и обеспечит его четкое функционирование", – считает вице-министр.

Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев в ответ напомнил всем, что вопрос обеспечения внутреннего рынка углем, как и нефтепродуктами, находится на личном контроле главы государства.

"Вчера президент еще раз напомнил об ответственности, когда принимал Каната Алдабергеновича в Акорде, и поручил нам всем принять соответствующие меры по недопущению дефицита", – напомнил Бакытжан Сагинтаев о встрече президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с министром энергетики Канатом Бозумбаевым, в ходе которой последний узнал, что полученный им выговор равен увольнению.

"В этой связи, Канат Алдабергенович, продолжайте работу совместно с акиматами и по углю, и по нефтепродуктам. На следующей неделе еще раз вернемся к рассмотрению этого вопроса. Антимонопольным органам по возбужденным расследованиям продолжить работу в части выявления того, каким образом были допущены нарушения по ценообразованию, по согласованным действиям наших трейдеров", – заключил премьер-министр.

Игорь Воротной​

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться