Скульптуру высотой 12,5 метра под названием "Раскрывающаяся энергия" (Unfurling Energy), напоминающую бронзовый смерч, специально для международной выставки в Астане создал знаменитый австралийский скульптор Эндрю Роджерс.
"Вместе со мной над ее созданием работали те же инженеры, которые построили новый Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Должен сказать, что это чудо инженерной мысли: 6,5 тонны бронзы держатся на основании 30 сантиметров в диаметре. Очень сложно было сделать бронзовую громаду, которая могла бы выдержать ветровые и температурные нагрузки и другие вызовы Астаны", – рассказал он abctv.kz.
Как выяснилось, этот арт-объект несет еще и колоссальную смысловую нагрузку. Среди любителей искусства распространилась легенда, что Роджерс создал свою скульптуру под впечатлением от астанинских ветров. Сам же автор отметил: скульптура символизирует все силы природы, перекликаясь с ветром и перепадами температуры.
Скульптура "Раскрывающаяся энергия" – часть серии фигуративных скульптур Роджерса, которая называется "Я есть" (I am).
"Это репрезентация одной конкретной личности: я существую, я двигаюсь, я мыслю. Я энергия, я в движении, в ветре, в окружающей среде. Я часть матери-земли, которой нужно выжить. Думаю, эта скульптура должна стать "фокусом" "Экспо", потому что она в некотором смысле постулирует ситуацию с энергиями и окружающей средой и дает надежду будущим поколениям. Это своего рода памятник времени", – поделился скульптор.
Хотя "Раскрывающаяся энергия" – одна из самых больших бронзовых скульптур современности, для самого Эндрю Роджерса это небольшой проект. Мировую известность он получил как автор самых масштабных работ в жанре ленд-арта. Отметим, ленд-арт (искусство земли, ландшафтное искусство) – направление, в котором художник создает произведение под открытым небом, используя в качестве "холста" и главного материала природный ландшафт.
Эндрю Роджерс создает свои геоглифы (наземные рисунки) и инсталляции из каменных глыб по всему миру, от Антарктики до Китая, от Скандинавии до Южной Америки, в самых экзотических местах: пустынях, горах, фьордах. Его главный проект "Ритмы жизни" (Rhythms of Life), начатый в 1998 году, считается крупнейшим событием в мире ленд-арта. Он включает в себя уже 51 каменную инсталляцию в 16 странах на семи континентах.
Роджерс не считает циклопические масштабы чем-то абсолютно необходимым для выражения своих идей. "Масштаб – не главное, но это помогает", – говорит он. – Иногда самые великолепные идеи приходят в маленьких "упаковках". Произведение искусства не обязательно должно быть огромным. Но художественное высказывание, растянутое до такого масштаба, позволяет искусству стать заметнее и оказать большее влияние на аудиторию. Сама Земля – это большой объект, и климат – большой объект. Если хочешь, чтобы твое высказывание не затерялось, ты должен мыслить в масштабах этих гигантских объектов. Маленькая скульптура утонет в современном мире".
Несомненно, художника вдохновляют загадочные памятники древности: идолы острова Пасхи, геоглифы Наска, пирамиды майя, кромлехи, дольмены и так далее. По словам Эндрю Роджерса, он повидал множество таких древних сооружений.
"Я был на острове Пасхи, взбирался на пирамиды майя, пешком, с рюкзаком. Работал в трех странах Южной Америки, где обошел все памятники древней архитектуры. Я считаю эти сооружения прекрасными и очень важными. Но важными не из-за своего содержания. Никто не знает, в чем было их послание на самом деле. Иногда у людей, которые это делали, не было особой цели. Искусству не нужна цель. Вы когда-нибудь рисовали что-то на бумажке, не задумываясь? Возможно, и эти памятники представляют собой нечто подобное. Это заложено в нас с очень давних пор – желание рисовать без особой цели, будь то бараны на стене пещеры или каракули на бумаге".
И признается: занимается тем, что "предсказывает прошлое". Но это не имеет ничего общего с исторической мистификацией или созданием альтернативной истории.
"В серии "Ритмы жизни" я делал гигантские скульптуры из камней. Потом туристы приходят и спрашивают: сколько тысяч лет этим скалам? Так что я строю будущую историю! Но это не трюк. Я не творю мифов и не стремлюсь ввести людей в заблуждение. Мои работы – о пространстве и времени. Но не об исчисляемом времени, а о времени квантофизическом. Время – это действие. В моей работе очень много от математики. Я люблю выстраивать свои работы вокруг цифр. Например, на Ибице я сделал скульптурную композицию, основанную на последовательности Фибоначчи, где солнечный свет отражается от 24-каратного золота в разных направлениях так, что отблеск можно увидеть за несколько километров", – рассказал он.
Художественные проекты Роджерса часто становятся событием и в экономике региона, потому что при этом требуется немало рабочих рук. В проекте "Ритмы жизни" участвовали в общей сложности более 7500 человек. На вопрос, как же осуществляются такие грандиозные проекты, скульптор ответил, что сначала он находит место, а потом ищет деньги. Интересно, что, прежде чем стать художником, Эндрю Роджерс сделал успешную карьеру финансиста.
"Вообще-то, я занимаюсь искусством уже около 35 лет. Но даже ребенком я всегда что-то мастерил. Это во мне настолько давно, что я даже не могу отметить момент перехода. Мои самые большие, амбициозные проекты начались в 1998 году, но только в последние пять-шесть лет я действительно нахожусь на вершине и достиг точки невозврата. Я был экономистом, а правила игры в искусстве и в экономике в общих чертах похожи. Искусство – это тоже немного про математику, а в экономике есть элемент творчества. Экономисты тоже сильны в том, чтобы предсказывать прошлое".
На вопрос, понравилась ли художнику казахстанская степь и не собирается ли он создать здесь что-нибудь в жанре ленд-арта, Эндрю Роджерс ответил:
"Да, здесь очень много истории, очень красивый ландшафт. Я буду рад проектам в Казахстане и открыт для предложений".
Отметим, участие Эндрю Роджерса в оформлении "Экспо-2017" состоялось благодаря сотрудничеству с общественным объединением "Евразийский культурный альянс", которое вот уже семь лет развивает паблик-арт в Казахстане. Таким же образом на территории "Экспо" появились скульптуры Марка Форнеса "Коралл" и Сакена Нарынова "Магия энергии" и "Во времени и пространстве".
Ксения Татаринова