/img/tv1.svg
RU KZ
Есть ли жизнь для энергосервисных компаний в казахстанском ЖКХ?

Есть ли жизнь для энергосервисных компаний в казахстанском ЖКХ?

11:10 18 Сентябрь 2016 2470

Есть ли жизнь для энергосервисных компаний в казахстанском ЖКХ?

Автор:

Игорь Воротной

Энергосервисные компании неохотно идут в казахстанский сектор ЖКХ из-за разницы в стоимости их услуг и тарифов, которая не позволяет отбивать инвестиции, уверены в USAID.

Разговоры о необходимости привлечения в республику энергосервисных компаний для развертывания в Казахстане масштабной работы по энергосбережению ведутся давно, однако пока все это остается в области разговоров. Очередной виток этих разговоров состоялся в среду, в ходе международной конференции "Зеленый мост – мост к зеленым технологиям, инновациям и доступной энергии", когда первый вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау напомнил, что в стране практически с нуля создан институт энергоаудиторов, разработано порядка двух тысяч планов энергосбережения различных предприятий. И теперь в работе по энергосбережению наступает новый этап – привлечения энергосервисных компаний, которые помогут эти планы сделать реальностью.
"Схема проста – мы имеем уже планы энергосбережения компаний, и энергосервисная компания заходит туда со своими технологиями, а возврат инвестиций осуществляется через реально сэкономленные средства", - пояснил Альберт Рау. Однако эту кажущуюся простоту опроверг руководитель проекта USAID "Казахстанская программа по сдерживанию изменения климата" Алексей Санковский. По крайней мере, в той ее части, которая касается жилищно-коммунального хозяйства. "Стоимость любого практически оборудования в секторе энергосбережения в Казахстане выше, чем в США или в Европе, или в Японии, потому что оно на 99 % - импортное, - утверждает Алексей Санковский. - Оно завозится либо из России, либо из Китая, либо из Японии, либо из Европы, но стоимость того же оборудования здесь выше, чем, скажем, в Германии в пересчете на эквивалент в валюте. Это факт – можно зайти в магазин и посмотреть, причем никаких скидок нет на энергосберегающее оборудование. А тарифы, в том числе для ЖКХ, ниже", - констатировал он.
Поэтому, по мнению эксперта, все проекты, которые могут успешно работать в жилом секторе Германии, Японии или Кореи, в Казахстане "окупаться не будут просто потому, что существует дельта между высокой стоимостью инвестиций и низкой стоимостью тарифов". Этот комментарий относился к реплике первого вице-министра по инвестициям и развитию по поводу того, что в секторе энергосбережения Казахстан опирается на опыт Германии: по мнению Алексея Санковского, пока этот разрыв между дороговизной ввозимого оборудования и непривлекательностью тарифов не будет устранен "тем или иным образом" (а способов здесь два – либо поднимать тарифы, либо субсидировать затраты инвестора), иностранные инвесторы в сектор не пойдут. Можно, конечно, создавать собственные энергосервисные компании, но проблема убыточности бизнеса от этого никуда не исчезнет.
"Когда мы говорим об энергосервисе, все говорят – должны прийти компании, то есть таких компаний в самой стране не существует, - констатировал представитель проекта USAID. – У иностранных компаний, помимо озвученной проблемы с прибыльностью, есть определенные сложности с регистрацией, с адаптацией, с лицензированием – то есть если Казахстан хочет применять механизм энергосервиса, то нужно создавать свои родные энергосервисные компании, другого выхода нет. Естественно, эти компании должны обладать необходимыми знаниями и квалификацией", - подчеркнул он. При этом эксперт отметил, что в настоящее время существует большая проблема с тем, чтобы просчитать емкость рынка для такой компании.
"Производство любой технологии в Казахстане, увеличение казахстанского содержания требует рынка по этим технологиям. Если спрос ограничен десятками или даже сотнями образцов, ни один инвестор в это никогда вкладывать не будет ни копейки. Все это будет завозиться по импорту, это будет высокая стоимость - и проекты по энергоэффективности снова окупаться не будут за счет той дельты, о которой говорилось выше, - заявил Алексей Санковский. - Это относится не только к ЖКХ, это относится ко всем секторам. Если государство хочет развивать этот сектор, нужно обеспечить предсказуемость просто в ближайшие 10 лет. Если мы говорим об автоматизированных тепловых пунктах, то нужно определить емкость рынка и сказать: "Вот, ребята, десять тысяч единиц на рынок вы можете поставить: хотите, делайте фабрику, хотите – ограничьтесь центром производства, купив лицензию у кого-нибудь и стройте". Но, по крайней мере, будет понятно, за счет чего отдача пойдет".
С этой точки зрения, по его мнению, основным пилотным сектором для внедрения механизмов энергосбережения должен стать государственный сектор. "Промышленный сектор, частный сектор если захочет этим заниматься, будет делать это за свои деньги, - уверен Алексей Санковский. - Помогать ему особо на мой взгляд и не нужно, он сам справится, а что касается бюджетного сектора, то там нужно проводить интервенции. Нужно работать с комбанками, которые ничего сейчас не знают про это, но их нужно подталкивать. Прибыльность сектора ограничена, поэтому государство должно брать на себя в некоем роде гарантии возврата. В рамках ГЧП это предусмотрено, но на практике это, к сожалению, не апробировано, то есть мы сейчас говорим о двух-трех проектах, сейчас наша программа написала три концепции, пытаемся их согласовать в областных акиматах".
Еще одна проблема сектора связана с тем, что ответственные органы, которые сейчас пытаются создать в республике центр зеленых технологий, по мнению представителя USAID, сами не представляют, что должен подразумевать под собой процесс передачи тех или иных технологий в реальный сектор. "Когда я слышу – "передача", я не понимаю, что это такое, - заметил Алексей Санковский. - Я понимаю: пришли в магазин, купили, понимаю, когда вы купили патент. То есть все это должно конкретизироваться в каких-то ощутимых вещах, иначе это будут бесконечные разговоры о передаче технологий. Поэтому роль центра или хаба, который должен быть создан, она, прежде всего, должна быть в том, что технологию можно коммерциализировать. То есть те технологии, которые реально работают в Казахстане, уже они на пилотных проектах отработаны, должны коммерциализироваться".
В связи с этим эксперт напомнил, что в советские времена в Москве функционировала Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ), на которой "все выглядело красиво, но отъедешь от нее на два километра – нет уже этих достижений народного хозяйства". "То же самое - этот центр: он будет хорош, если он будет давать акиматам, малому и среднему бизнесу, сектору многоквартирных домов реальные инструменты – когда они могут эти инструменты не только увидеть, пощупать руками, но и могут привезти их к себе в регион, в город и там ее внедрить реально. Не в одном доме и не в одной школе, а в десятках и тысячах домов и школ. Вот это называется передачей технологий, все остальное, к сожалению, лишь подготовительные шаги", - констатировал эксперт.

Игорь Воротной, Астана

Холодные отношения с теплосчетчиком

В Костанае потребители отказываются принимать на баланс теплосчетчики, которые были установлены в рамках госпрограммы в лизинг пять лет назад.

11 Октябрь 2020 09:35 2000

Возьми счетчик

Государственная программа по установке приборов учета тепла в Костанайской области начала работать в 2015 году. Жители многоквартирных жилых домов получили возможность установить теплосчетчики в рассрочку. В стоимость, согласно договору лизинга, были включены: сам теплосчетчик, расходы на его установку и обслуживание в течение первых четырех лет эксплуатации, а также первая поверка. Всего в рамках госпрограммы в Костанае в жилых домах было установлено 640 приборов учета тепла. За 393 из них жители рассчитались весной 2020 года. Именно тогда перед ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» (КТЭК), как оператором программы, встал вопрос передачи оборудования в собственность потребителей. Все эти годы теплосчетчики состояли на балансе предприятия.

Практика показала, что потребители не горят желанием оформлять документы и принимать имущество в пользование. К работе подключили ПКСК, которые этому противились. Однако по факту львиную часть из почти 400 теплосчетчиков на баланс приняли именно потребительские кооперативы. Это ожидаемо привело к повышению тарифа, в который изначально не входили расходы по обслуживанию и поверке теплосчетчиков.

Сами председатели ПКСК подчеркивают, что население части домов категорично против дальнейшей эксплуатации теплосчетчиков. Свои слова они подкрепляют опросными листами, которые заполнили жильцы многоэтажек. В теплокомпании в ответ разводили руками: значит потребители будут платить по тарифу. Расчеты специалистов КТЭКа показывают, что потребители, использующие приборы учета тепла тратили на обогрев зданий на 20-25% меньше средств в среднем за сезон. Наибольшая экономия складывается в весенне-осенние месяцы. По мнению директора ГКП «КТЭК» Аскара Бекпаганбетова, отказавшиеся от теплосчетчиков просто увеличили свои затраты на коммунальные расходы.

По данным, представленным теплокомпанией, на 12 сентября на баланс жильцов либо ПКСК не было передано 77 теплосчетчиков. Среди них дома, где жильцы категорически отказывались платить за обслуживание прибора учета, оправдывая это отсутствием экономии. Есть факты, когда КТЭК просто не мог передать документы (акт приема-передачи и техдокументацию) жильцам из-за отсутствия старшего по дому, а ПКСК отказывались брать на свой баланс оборудование, требующее дополнительных затрат. Работа с населением и кооперативами привела к тому, что по факту к началу отопительного сезона лишь 20 домов не заключили договоры на обслуживание теплосчетчика. Без договора с сервисной организацией, которая подтвердит исправность оборудования, КТЭК будет начислять плату по тарифу, а не фактическому потреблению. Среди них большая часть просто отказалась от дальнейшей эксплуатации прибора учета.

Не экономите

Если говорить об экономии, то в теплокомпании отмечают, что по львиной части многоквартирных жилых домов она была. Где-то большая, где-то меньшая. Многое зависит от грамотного управления, как самим прибором учета, так и наличия или отсутствия теплого пола и дополнительных секций радиаторов, отапливаемых площадей в том или ином доме. Переменных много. В ответ потребители озвучивают претензии в части дороговизны обслуживания теплосчетчиков: около 40 тыс. тенге ежегодно за обслуживание и раз в четыре года поверка, которая сегодня уже стоит более 100 тыс. тенге. Чем меньше в доме квартир, тем выше эта нагрузка на каждого жильца.

Возникшая ситуация настораживает как теплокомпанию, так и власти города. Рост платежей приведет к росту задолженности за услуги отопления, как самой большой статьи коммунальных расходов. В Костанайской области отопительный сезон длится семь месяцев с октября по апрель включительно. По данным теплокомпании, на начало отопительного сезона общая задолженность потребителей перед КТЭКом составляла около 700 млн тенге. Почти 60% из них – долги населения. На сайте теплокомпании вывешены списки злостных неплательщиков, каждый их которых должен не менее 50 тыс. тенге, у многих эти цифры переваливают за 500 тыс. тенге.

Юристы отмечают, что отопление – это услуга, которую нельзя отключить для одной конкретной квартиры, чем и пользуются должники. Вместе с этим нет возможности объединить все счета за коммунальные услуги в одну базу и за долги перед теплокомпанией, отключать потребителя от, скажем, электроэнергии. Проблема в том, что среди коммунальных предприятий не только компании квазигоссектора, но и частные организации. Все это затрудняет работу с должниками всем игрокам рынка коммунальных услуг.

Сохранить тепло

Несколько иная ситуация с прибора учета тепла в секторе юрлиц. Высокие тарифы вынуждают эту категорию потребителей идти на различные ухищрения для экономии тепла.

Таблица. Утвержденные тарифы на тепло с 1 апреля 2020 года (тенге/гигакалория)

Карантин и вынужденные простои во второй половине отопительного сезона 2019-2020 годов значительно ухудшили ситуацию с платежами. С непростом положении оказались владельцы торговых домов, которые не могли отказаться от отопления зданий и понесли чистые убытки. Как признали в теплокомпании, со многими сегодня проведены переговоры и составлены графики погашения задолженности, которая в сравнении с осенью 2019 года выросла на 64%.

Изучая вопрос использования теплосчетчиков юрлицами, узнала, что именно в этом секторе сегодня активно развивается мода на АТП – автоматические тепловые пункты. Это «надстройка» на теплосчетчики, которая не просто считает, а регулирует температуру, давление в сети в зависимости от погодных условий. Практика показывает, что АТП позволяет при грамотной эксплуатации, экономить еще до 15-20% тепла. Если сравнить эти показатели с точкой отсчета, то теплосчетчик и автоматический тепловой пункт вкупе способны почти вдвое снизить расходы на обогрев зданий.

«Средняя экономия по году зависит от расположения здания относительно котельной. Играет роль и то, были ли проблемы с отоплением, насколько хорошо следили за системой, насколько в здании было тепло или жарко. Если в здании были холодные зоны, а мы когда приходим, их устраняем, то часть высвобожденной энергии идет на обогрев этих зон. Если мы говорим о Костанайской области, где открытая система отопления, 15-20% экономии с АТП очень реальны. В жилых домах экономия меньше за счет круглосуточной работы системы отопления», – говорит разработчик запатентованной и применяемой в нескольких регионах Северного Казахстана схемы комплектации АТП Федор Губенков.

Показательный пример

Эта компания помогла реализовать в 2019 году Костанайской области проект «ЭнергоЭффект», профинансированный Глобальным экологическим фондом (ГЭФ). Глава ОФ «Перекресток» Алексей Куликов стал автором и разработчиком этого проекта. Необходимое оборудование установили для двух социальных организаций: колледжа в Костанайском районе и здания, принадлежащего рудненскому обществу инвалидов.

За один отопительный сезон колледж сумел сэкономить на отоплении почти 1,5 млн тенге. Этому способствовала и некоторая модернизация схемы отопления, на которую по заявке учебного заведения из бюджета выделили около 8 млн тенге. Еще около одного млн тенге было затрачено на установку самого оборудования и его отладку в рамках проекта ГЭФ.

Если говорить об обществе инвалидов города Рудного, то здесь экономия за сезон составила около 400 тыс. тенге. Сумма меньше за счет того, что к системе отопления был добавлен гараж СТО общественного объединения площадью 300 квадратных метров. Раньше это помещение не отапливалось, и зимой люди работали в холоде.

Алексей Куликов подчеркнул, что по ходу реализации проекта владельцам обоих зданий были дан рекомендации по утеплению. И если в случае с колледжем это больше касалось самой системы отопления и ее комплектации, то в случае с обществом инвалидов речь шла больше о замене некоторых окон, создании тамбура при входе здания для сокращения теплопотерь.

Сегодня вопрос установки АТП в жилых домах актуален, потому что для многих вопросы холодных и жарких квартир в одном подъезде актуален. Внутридомовые системы несбалансирован: есть холодные зоны, высокие теплопотери, нарушенная система теплоснабжения из-за монтажа некоторыми жителями теплых полов и т.д.. Именно этот фактор (несбалансированность) может быть причиной отказа потребителей от теплосчетчиков.

Решить вопрос в нынешних условиях (законодательство, отношение потребителей к собственному имуществу, низкое доверие ПКСК и теплокомпании в целом) не представляется возможным. Специалисты признают, что переход на ОСИ (объединения собственников имущества), особенно если его будут проводить в добровольно-принудительной форме, приведет лишь к увеличению проблемных домов и ухудшению состояния жилого фонда на вторичном рынке жилья.

Татьяна Шестакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Готовы ли казахстанцы управлять своим жильем?

Новая реформа в ЖКХ уже дает сбои.

11 Октябрь 2020 08:18 9684

На смену так и не ставшими популярными КСК среди горожан должна прийти новая структура – объединение собственников имущества (ОСИ). Правда, если эти самые кооперативы, плохо или хорошо, за эти годы научились решать вопросы подготовки жилья к зиме, уборки территории и прочее, то теперь эту науку придется осваивать самим собственникам жилья. Насколько им это по силе, разбирался корреспондент Павлодарской области Inbusiness.kz.

Их пример – другим наука?

Год назад один из жилых домов Павлодара – стандартная трехподъездная пятиэтажка вышла из КСК. Как рассказала Inbusiness.kz глава по дому Роза Аубакирова, расстаться с обслуживающей организацией подтолкнули извечные проблемы: худая крыша, плохая подготовка коммуникаций к зиме.

«Если требовалось отключить воду по стояку для проведения ремонтных работ, то ее не было во всем доме, т. к. задвижки и вентили не работали. Посовещались и решили от них отделиться. Когда встал вопрос, кто возглавит дом, попросили меня, поскольку я на пенсии и есть свободное время», – говорит она.

За год без КСК жильцы отремонтировали все коммуникации в подвале, затратив на это более 2,3 млн тенге. На следующий год планируют взяться за крышу дома и обновить фасад. В конце сентября вокруг дома высадили 60 деревьев, по числу квартир, разбили цветники. А на День пожилых людей проживающим в доме пенсионерам сделали подарки.

На какие средства создаются эти блага. На те отчисления, которые прежде уходили в бездонный карман КСК, часть средств собирали дополнительно после составления сметы.

«У нас остался прежний тариф – 20 тенге за квадратный метр. Это значит, что семья, проживающая в двухкомнатной квартире, вносит 1300 тенге, в четырехкомнатной – 2300 тенге. В месяц собираем по 100 тысяч тенге, из которых 38 тысяч тенге выплачиваем дворнику и техничке в одном лице. Она убирает двор и два раза в месяц моет подъезды. По десятке иногда отдаем жильцам, которые привлекаются для работ, например сварка или замена труб в подвале. Я, как старшая по дому, освобождена от этого платежа. Впрочем, эта вся моя привилегия на данной должности», – говорит Роза Аубакирова.

Она действительно не получает никакой заработной платы за свой ежедневный труд. Это скорее привычка советского человека: сначала общее дело, а потом личные интересы. Вот и она решила, что пенсии ей хватит. Да и хозяйство, доставшееся в наследство от КСК, не позволяет что-то брать из общих сборов. Повышать же стоимость за квадратный метр старшая по дому считает мерой непопулярной. Во всяком случае, на сегодня. Все вопросы, касающиеся дома, обсуждаются в общем чате. Сегодня здесь нет никого, кто бы уклонялся от оплаты.

«В КСК особенно над этим не работают. Главное, собрать себе на заработную плату, а все остальное уже никого не касается», – уверена старшая по дому.

Что касается создания ОСИ, здесь пока не спешат. Приглядываются, собирают информацию. По сути, они уже работают по новой системе, лишь без регистрации в юстиции и счета в банке.

Как это работает?

Авторы поправок к законодательству по вопросам ЖКХ были уверены, что уже к 1 июля текущего года новшество широко разойдется по стране. Не случилось. Причин несколько. Главная, на которую ссылаются чиновники на местах, – пандемия, которая не позволяла проводить собрания. Не стали подспорьем в этом вопросе и КСК: кто же добровольно откажется от куска хлеба с маслом. И, наконец, инертность населения, которому, по большому счету, все равно, кому платить деньги, лишь бы все работало и никто не беспокоил. К сожалению, таких, как тетя Роза из Павлодара, единицы. Никто не хочет взваливать на себя это бремя, тем более бесплатно. Если говорить о заработной плате, то этот вопрос решается коллегиально жильцами дома, но она должна быть не меньше минимальной заработной платы. Возможно, поэтому пока в стране зарегистрировано, по данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, только 145 ОСИ. Причем в основном это в Алматы и Нур-Султане. Идут на это те, кто давно и категорически разочаровался в своих КСК.

По информации министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, процедура регистрации дома проводится до создания ОСИ или простого товарищества. После того, как собственники примут решение о создании новой структуры и изберут управляющего домом, последнему необходимо выполнить целый перечень мер. А именно, сформировать список собственников квартир, нежилых помещений и заключить с ними договоры; открыть текущий и сберегательный счета в банках второго уровня, ранее накопленные средства жителей на счету КСК при создании ОСИ перейдут на новый счет; заключить и исполнить договоры об оказании услуг с субъектами сервисной деятельности и многое другое. К слову, о сервисных компаниях. На сегодня их можно по пальцам пересчитать. Так что, придется побегать в поисках тех, кто мог бы заняться уборкой территории, сантехническими работами и прочее. По мнению заместителя руководителя отдела жилищной инспекции Павлодара Нурлана Рашитова, большое количество сервисных компаний появится тогда, когда на них будет спрос.

В случае, если жильцы дома откажутся от создания ОСИ, вернее, не найдется человек, готовый взяться за эту работу, им будет необходимо привлечь управляющего домом или управляющую компанию. И тут как раз их и будут поджидать нынешние руководители КСК, которые должны быть реорганизованы до 1 июля 2022 года. Как говорится, на ловца и зверь. В любом случае, жильцам придется сделать этот выбор. 

О новых тарифах
О том, что они увеличатся, не стоит и сомневаться. Это сегодня павлодарская тетя Роза добровольно отказалась от заработной платы. Но если она решит снять с себя полномочия и на ее место придет другой, то он точно не будет работать бесплатно. Минимальный оклад его устроит только в случае, если у него имеется основанная работа. Многие захотят заработную плату повыше. И это нормально, за одно общение с жильцами дома по любому поводу необходимо за вредность платить. Увеличатся и эксплуатационные расходы, если жильцы сами не захотят взять на себя выполнение тех или иных работ, то им придется заключать договора с сервисными компаниями, а те мелочится не будут. Спрос рождает цену. Возможно, мы еще не раз вспомним про КСК, но уже не только в непечатных выражениях.

Впрочем, всякое новшество воспринимается критично. Да и жильцов никто не спрашивал, когда принимались поправки в законодательство. Впрочем, казахстанцы пережили уже ни одну жилищную реформу, переживут и эту.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!