Текущие совместные проекты деятельности в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не носят массовый и масштабный характер, тогда как взаимной интеграции нужен подход на реализацию таких проектов, которые были бы поддержаны странами-участницами. Об этом заявил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян.
"Первое, следует определить приоритеты, исходя из интересов каждой страны. Мы столкнулись с тем, что сложно найти интеграционный проект, который в равной степени будет отвечать высоким национальным интересам всех стран [участников ЕАЭС]. Руководить [каждым] проектом должна [страна, у которой есть] мотивация сделать проект. Для каждой страны определить проект, и чтобы она взяла его под свою координацию и контроль", – подчеркнул он, выступая на XIV ежегодной конференции "Евразийская экономическая интеграция", организованной Евразийским банком развития (ЕАБР).
Финансировать подобные проекты должны за счет проектного бюджета, продолжил Саркисян. По его словам, можно рассмотреть возможность перечислять 1% всех ввозных таможенных пошлин, а это порядка 100 млн долларов ежегодно, чтобы направить их на реализацию евразийских проектов.
Более того, глава ЕЭК в очередной раз акцентировал внимание на необходимости создания наднациональных предприятий.
"Здесь для нас важен опыт стран (Европейского союза), которые работают на территории нескольких стран и создают продукцию. Премьеры наших стран дали поручение разработать концепцию евразийской компании и создания законодательного поля, что создало бы мотивацию для компаний объединяться и выступать в рамках евразийской. Мы заинтересованы в том, чтобы это поле было создано и стимулировало бы интеграцию", – подчеркнул Тигран Саркисян.
Страны ЕАЭС, по мнению замминистра экономического развития России Михаила Бабича, находятся на этапе перезагрузки интеграционных процессов, а именно в вопросе определения дальнейшего вектора.
"Новым импульсом послужит документ – [мы сейчас] усиленно работаем в вопросе стратегического развития до 2025 года, чтобы в какой-то степени перезагрузить процессы с учетом актуализации. С учетом необходимости развития новых сфер активности и интересов сторон. Важно помнить, что в формировании евразийской интеграции страны-участницы вступили в новый этап развития, который характеризуется наличием большой национальной компетенции. В данном направлении надо развиваться и в дальнейшем", – отметил Бабич.
По его мнению, роль ЕЭК должна трансформироваться из переговорной площадки сторон в независимый, самостоятельный и наднациональный орган.
"В этих условиях надо направить совместные усилия на детальный анализ регуляторных практик, в том числе практик, позволяющих качественно контролировать допуск на рынок услуг и защиту прав потребителей, – добавил он. – С учетом трансграничных рисков выстроить правильную регуляторику".
В свою очередь председатель Счетной палаты РФ, Леонид Кудрин, отметил, что интеграционные союзы становятся полюсами развития в мире, и задался вопросом, будет ли ЕАЭС привлекателен и станет ли таким центром притяжения?
"Интеграционные процессы [в ЕАЭС] замедлились. Наращивание торговли отстает от прироста ВВП [стран-участниц], хотя всегда опережало. Сейчас, я думаю, потенциал для будущего рывка существует. Сейчас, видимо, сделана пауза. (…) В этом году Россия потеряла в торговле ЕАЭС. Возможно, [взаимная торговля в ЕАЭС по итогам года] покажет отрицательную динамику", - диагностировал он динамику интеграционных трендов.
По его мнению, в дорожной карте интеграции фокус делается на снижение транснациональных и производственных издержках для компаний союза и "это очень
здорово". Даже если внешний соседствующий рынок союза будет с нами конкурировать, внутри ЕАЭС нужно продолжать снижать издержки для отечественных компаний для взаимодействия, подчеркнул глава российской Счетной палаты.
В качестве практического вектора воплощения своей идеи он указал на формирование общего финансового рынка ЕАЭС к 2025 году, который включает в себя банковский и страховой рынки, а также рынок ценных бумаг.
"1 октября была утверждена концепция общего финрынка ЕАЭС и соответственно до 2025 года должны быть приняты согласованные подходы к признанию лицензий; требования к трансграничной поставке финуслуг в секторе рынка ценных бумаг; частичная гармонизация регулирования банковского и страхового рынка. После 2025 года предполагается создание наднационального органа, который не возьмет на себя конечно все функции центральных банков, но в общем создаст новые возможности и будет проводить большую координацию. Это правильная цель для нашего рынка. И таких примеров много, как например, общий рынок нефти и газа, который является также важным процессов в звене евразийской интеграции", - пояснил Кудрин.
Главным риском, стоящим перед ЕАЭС, является сползание в спираль протекционизма, в свою очередь отметил директор департамента торговой политики ЕЭК, Антон Кудасов.
"У нас текущий год [в части взаимной торговли] может оказаться рекордно неудачным. О каких совместных интеграционных проектах можно говорить, если вся взаимная торговля последние годы находится в районе 50 млрд долларов (при планке почти 1 трлн долларов до девальвации валют в 2014 году, и 600-900 млрд в последующем). Даже эффект девальвации рубля и других валют не оказал никакого влияния – в физическом объеме товарооборот остался прежним. Это серьезный звонок (…) Мы скопировали от ЕС не то, что нужно было. Мы скопировали взаимный протекционизм", - акцентировал он.
Другим барьером на пути интеграции является институциональная слабость ЕЭК, признает Антон Кудасов.
"Наша комиссия, в силу договоров, не может наказать стороны союза за протекционистские меры. К сожалению, это создало определенный месседж Орган по надзору [за соблюдению взаимных правил] есть, но больно он не ударит, а соответственно, все можно. Это создало индульгенцию. К чему это привело? Мы в Коллегии ЕЭК сбились со счета, сколько у нас нарастает взаимных мер во взаимной торговле. Некоторые из них мы пытаемся устранить – но их возникает еще больше", - резюмировал спикер.
Султан Биманов