/img/tv1.svg
RU KZ
Формальный контроль местного содержания

Формальный контроль местного содержания

Проверка местного содержания в госзакупках по Костанайской области показала, что для понимания ситуации нужно разобраться с достоверностью данных, которые предоставляют акиматы на местах.

11:49 18 Сентябрь 2019 14838

Формальный контроль местного содержания

Автор:

Татьяна Шестакова

Специально созданная комиссия по контролю местного содержания на базе НПП «Атамекен» в этом году проводит мониторинг хода работ на 102 объектах общей стоимостью 67,7 млрд тенге. Под контроль попали объекты стоимостью более 100 млн тенге. Это те объекты, которые строят в Костанайской области на государственные деньги по заказу местных госорганов. Разночтения начинаются уже на стадии подсчета количества операторов госпрограмм. И. о. руководителя Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития региона Роза Горянная озвучивает цифру 1665 операторов и добавляет: по данным Управления финансов – 1631.

Часть проектов, реализуемых на бюджетные деньги и подходящих под требования мониторинга, вовсе не попала в поле зрения специальной комиссии.

Проекты стоимостью более 100 млн тенге в Костанайской области

По тем проектам, что попали в мониторинг, комиссия при Палате предпринимателей Костанайской области принимает во внимание наличие данных в соответствии со специальным приложением-К. Этот документ, по данным НПП, включает в себя информацию о перечне строительных материалов, оборудования, конструкций с указанием страны происхождения. Однако члены комиссии сумели получить необходимые данные лишь по 77 объектам из 102. Еще по восьми объектам документация не готова, поскольку договоры только заключили. Не стоит ждать приложений по среднему ремонту дорог и вертикальной планировке – таких проектов пять. По оставшимся 12 объектам областные управления информацию не предоставили: три проекта Управления строительства и девять – Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области.

«Согласно приложениям-К, общая стоимость материалов составляет 29 млрд тенге, из них рекомендовано к закупу казахстанского производства 27,1 млрд тенге, или 93,5%. Фактическая сумма закупленных материалов, по отчетам управлений, составила 14,9 млрд тенге, в том числе 10,6 млрд тенге, или 71%, закуплено у отечественных товаропроизводителей. Между тем только 8,3 млрд тенге, или 55,7% от стоимости закупленных материалов, подтверждается сертификатами CT-KZ. Доля местного содержания составляет 28,6% от общей стоимости материалов по приложению-К», – отметил директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат Абенов.

Наличие сертификата CT-KZ, как пояснили в Управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития, является единственным подтверждением того, что товар произведен в Казахстане. По закупкам строительных материалов проблема заключается в отсутствии в реестре базы данных АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC» действующих сертификатов СТ-KZ в целом по республике.

«Без подтверждения сертификатов СТ-KZ закуплены строительные материалы в Джангельдинском, Костанайском районе, а также районе Беимбета Майлина и в Лисаковске. По товарам легкой промышленности без подтверждения сертификатов произведены закупки в Житикаринском районе и Лисаковске. Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех регионах, в том числе и по закупкам товаров мебельной промышленности. Среди областных управлений ситуация выглядит следующим образом. Не на все товары, которые подлежат мониторингу, предоставлены сертификаты СТ-КZ Управлением здравоохранения и Управлением занятости и социальных программ. По Управлению образования план госзакупок по товарам легкой промышленности составлял 4,2 млн тенге, фактически закупки состоялись на 3,7 млн тенге, из которых доля местного содержания подтверждена лишь на уровне 0,2%, или 80 тысяч тенге», – отметила Роза Горянная.

Служебная записка на имя акима области, которую направляли специалисты Управления предпринимательства, уведомляя главу региона о сложившейся ситуации, не дала ожидаемых результатов. После дисциплинарного наказания одного из сотрудников информацию предоставил лишь Аулиекольский район. Акиматами Наурзумского, Денисовского и Алтынсаринского районов информация не предоставлена вообще.

Г-н Абенов подчеркнул, что, несмотря на все усилия, направленные на поддержку местных производителей, немалую часть стройматериалов завозят из-за рубежа. По оценкам специалистов, чаще всего импортируют асфальтобетонные смеси, полиэтиленовые трубы, стеновые панели.

«Детальный анализ мониторинга государственных закупок необходим для выявления причин закупа импортной продукции при наличии ее производства в Казахстане, а также для предложения бизнесу внедрения новых видов продукции с целью импортозамещения», – отметил Мурат Абенов.

Вместе с тем в Управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития сомневаются в достоверности и тех данных, что все же предоставлены акиматами и управлениями региона. На протяжении несколько недель подряд отчеты ряда районов приходили без изменений. Речь об акиматах Костаная, Рудного и Аркалыка, Мендыкаринского, Узункольского, Алтынсаринского, Денисовского и Федоровского районов. Однако за короткий промежуток времени акиматы показали ярко выраженную динамику как в сторону увеличения объемов закупок, так и в сторону их уменьшения.

«По состоянию на 06 сентября текущего года план по закупкам товаров легкой промышленности составлял 78,6 млн тенге, а по состоянию на 13 сентября резко увеличился до 145,3 млн тенге. По строительным материалам план вырос с 26 млн до 159,8 млн тенге, а по товарам мебельной промышленности, наоборот, уменьшился с 48,5 млн до 43,2 млн тенге. Таким образом, некорректное предоставление отчетов по плановым и фактическим показателям не дает возможности для полноценного мониторинга», – отметила Роза Горянная.

В акимате Костанайской области отметили, что сегодня в Казахстане в рамках развития «экономики простых вещей» ведется работа по поддержке отраслей стройиндустрии, легкой и мебельной промышленности. Для реализации поставленных Правительством задач были утверждены дорожные карты по развитию мебельной и легкой промышленности, производству строительных материалов на 2019-2021 годы. Одной из самых действенных мер господдержки этих отраслей должно стать расширение для бизнеса рынков сбыта за счет госсектора. Отсюда и жесткий контроль закупаемых товаров в рамках госзакупок.

В Палате предпринимателей напомнили, что расчет местного содержания регламентирован приказом МИИР от 20 апреля 2018 года № 260 «Об утверждении единой методики расчета организациями местного содержания при закупке товаров, работ и услуг». Согласно п. 3 приказа, расчет проводится с целью мониторинга и контроля соблюдения обязательств по закупкам в части местного содержания, определения степени вовлеченности отечественных предприятий в поставки товаров, работ и услуг, оценки уровня конкурентоспособности отечественной промышленности. Также на основании п. 426-3 приказа МФ РК от 11декабря 2015 года № 648 заказчик проверяет соблюдение подрядчиком требований о приобретении отечественных материалов, заложенных в ПСД.

Татьяна Шестакова

Особенности усть-каменогорских госзакупок

16 Октябрь 2020 08:01 1567

Как в городе глубокой осенью хотят освоить 203 млн тенге за две недели при среднем ремонте улицы.

В предельно сжатые сроки в Усть-Каменогорске провели конкурс с использованием спецпорядка на средний ремонт улицы Тракторной, в котором второе место заняло предприятие, уже признанное недобросовестным участником госзакупок. Inbusiness.kz разбирался в существующих схемах при проведении госзакупок в Усть-Каменогорске.

Конкурс по спецпорядку

На днях в Усть-Каменогорске подвели итоги конкурса, проведенного с применением спецпорядка, по среднему ремонту улицы Тракторной. Стоимость лота, по информации с сайта goszakup.gov.kz, свыше 203,1 млн тенге. Интересно то, что конкурс, организатором которого выступило ГУ «Отдел финансов Усть-Каменогорска» в лице руководителя Кайрата Танекенова, а заказчиком – ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска», провели в кратчайшие сроки, и большинство потенциальных поставщиков-дорожников не успело с ним ознакомиться. Само объявление о конкурсе на сайте было опубликовано 30 сентября 2020 года, срок начала приема заявок обозначен 1 октября, а окончания – 5 октября. С учетом того, что 3 и 4 октября в этом году выпали на выходные, то потенциальным поставщикам было дано всего три дня, чтобы подготовиться к конкурсу. А вот протокол итогов опубликован только 12 октября. Согласно условиям конкурса завершить средний ремонт улицы Тракторной необходимо также в предельно короткие сроки – до 31 октября 2020 года. С учетом осенней непогоды, дождей и того, что договор с победителем, юридический адрес которого находится в Алматинской области, еще не заключен, этот срок выглядит нереальным. Да и как он отразится на качестве работ? Кстати, для выполнения аналогичного ремонта на улицах Шоссейной и Мызы предоставлялся срок в два-три месяца.

К чему была такая спешка?

Как рассказали inbusiness.kz предприниматели, до 1 октября госзакупки по спецпорядку можно было проводить тремя способами: методом прямого заключения договора, конкурса и запроса ценового предложения, но с 1 октября такой спецпорядок действует только в части госзакупок из одного источника. Проводить госзакупки из одного источника по среднему ремонту улицы Тракторной не было основания, и чиновники успели объявить этот конкурс по спецпорядку, чтобы освоить бюджетные средства в этом году. Поэтому в своем письменном запросе заказчику и организатору этого конкурса inbusiness.kz задал вопрос, почему он проводился в столь краткие сроки? Более того, у нас есть сведения, что ремонт на улице Тракторной начали еще до проведения этого конкурса. Так это или нет, официального подтверждения нет, но в Усть-Каменогорске были случаи, когда производство работ, которые касаются сферы госзакупок, начинали вести еще до проведения конкурсов. Самое интересное, что уполномоченные органы до сих пор сохраняют тишину по поводу этих возможных проявлений коррупции. Об этом можно прочитать здесь, здесь и здесь.

Кстати, заявки на конкурс по среднему ремонту улицы Тракторной в Усть-Каменогорске подали четыре потенциальных поставщика: ТОО «БИС-Проект» с юридическим адресом в селе Камертоган Алматинской области, ТОО «Компания «Ремпуть», зарегистрированное в селе Отеген-батыра Алматинской области, ТОО «Казахстанский проектно-инжиниринговый центр «Литера-3» и ТОО «Востоквзрывпром». Юридические адреса двух последних предприятий зарегистрированы в Усть-Каменогорске. Согласно протоколу об итогах конкурса, заявка ТОО «Казахстанский проектно-инжиниринговый центр «Литера-3» членами комиссии была отклонена единогласно как не соответствующая квалификационным требованиям. По итогам конкурса ТОО «Компания «Ремпуть», предоставившее наибольшую сумму скидки в сравнении с ТОО «Востоквзрывпром», заняло первое место. ТОО «Востоквзрывпром» значится в протоколе итогов как потенциальный поставщик, занявший второе место.

Здесь любопытно то, что по постановлению коллегии по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда ТОО «Востоквзрывпром» было признано недобросовестным участником государственных закупок.

И снова к «Востокзрывпрому»

Нарушили ли при проведении этого конкурса чиновники действующее законодательство – компетенция уполномоченного органа, департамента внутреннего государственного аудита по ВКО. Но inbusiness.kz выяснил, что само по себе вступившее в законную силу решение суда о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок, как бы это ни выглядело парадоксальным, не является основанием для отклонения его от участия в госзакупках. Согласно правилам формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденных приказом министра финансов РК от 28 декабря 2015 года, необходимо, чтобы предприятие было внесено в реестр недобросовестных участников госзакупок. В правилах сказано, что заказчики в течение трех рабочих дней после получения посредством веб-портала вступившего в законную силу решения суда о признании потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок представляют уполномоченному органу электронную копию этого решения суда, а также сведения о таком потенциальном поставщике или поставщике в электронном виде. Для этого есть специальная форма. Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня представления заказчиком посредством веб-портала сведений о недобросовестном участнике государственных закупок рассматривает их и включает такие сведения в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

В случае с ТОО «Востоквзрывпром» постановление, которое было вынесено в апелляционной инстанции 29 сентября 2020 года, готовилось, по данным РГУ «Востказнедра», несколько дней и появилось на веб-портале только через две недели. Еще нужно добавить время на формальные процедуры подачи и рассмотрения заявки, внесение в соответствующий реестр. На сайте ТОО «Востоквзрывпром» до сих пор не значится в реестре недобросовестных участников госзакупок. Получается, формально закон со стороны конкурсной комиссии, которая провела госзакупки по ремонту улицы Тракторной в Усть-Каменогорске, не нарушен. Руководство предприятия просто успело «запрыгнуть в последний вагон». Вопрос – зачем?

Закон нарушен, но ничего не изменить

Тут любопытно еще вот что. В апреле-мае текущего года были проведены конкурсы с применением спецпорядка по среднему ремонту улиц Усть-Каменогорска. Департамент внутреннего государственного аудита впоследствии установил четыре факта незаконного отклонения от участия в конкурсах потенциальных поставщиков. В одном случае такое незаконное отклонение повлияло на итоги конкурса. От участия в конкурсе по среднему ремонту улицы Виноградова было незаконно отклонено ТОО «Ремдор», которое имело все шансы стать в нем победителем. Но победителем было определено ТОО «ДСУ-11», а вот договор на производство работ заключен с ТОО «Востоквзрывпром». Когда же все работы на улице Виноградова были выполнены, уполномоченный орган в сфере госзакупок признал, что конкурс проходил с нарушением законодательства, но в связи с тем, что договор был уже исполнен, его нельзя было признать недействительным в соответствии со статьей 18 Закона «О государственных закупках».

Поэтому в среде дорожников давно сложилось мнение, что должностные лица лоббируют интересы определенных компаний при госзакупках и даже не исключают такой возможности, что договор по среднему ремонту улицы Тракторной успеют подписать с ТОО «Востоквзрывпром». Пока на сайте госзакупок информация о заключенных договорах по этому конкурсу отсутствует.

Нарушители снова в конкурсной комиссии

К слову, ряд чиновников уже понесли ответственность за нарушения при проведении госзакупок. В отношении руководителя отдела ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска» Еркына Турарова ДВГА по ВКО составил протокол об административном правонарушении с наложением штрафа в 277,8 тыс. тенге, который сейчас чиновник обжалует в судебном порядке. Поводом для такого протокола стал тот факт, что госзакупки по двум лотам «Средний ремонт улицы Шоссейной в Усть-Каменогорске» и «Средний ремонт улицы Виноградова в Усть-Каменогорске» в апреле этого года до подведения итогов конкурса были преждевременно отменены ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска». Позже госзакупка была проведена с применением спецпорядка, и вновь ДВГА по ВКО установил нарушения законности – необоснованное отклонение потенциальных поставщиков от участия в конкурсе.

Аналогичные нарушения были выявлены аудиторами по двум другим конкурсам – «Средний ремонт улицы Восточной в Усть-Каменогорске», «Средний ремонт улицы Калихан Ыскак в Усть-Каменогорске». По данным фактам в отношении троих членов конкурсной комиссии – все того же Еркына Турарова, его заместителя Ерназа Мукатаева, руководителя ГУ «Отдел финансов Усть-Каменогорска» Кайрата Танекенова – составлены протоколы об административных правонарушениях. По четыре на каждого! Всего 12 административных протоколов. Постановлениями административного суда Усть-Каменогорска от 10 сентября 2020 года, вступившими в законную силу, Ерназ Мукатаев и Кайрат Танекенов признаны виновными в совершении этих административных правонарушений и подвергнуты административному взысканию в виде штрафа. Кайрат Танекенов – более 1 млн тенге, Ерназ Мукатаев – 777 тыс. тенге. ДВГА по ВКО в адрес ГУ «Отдел финансов Усть-Каменогорска» внес предписание об устранении выявленных нарушений и рассмотрении ответственности виновных лиц, которое сейчас, по официальным сведениям, находится «на стадии исполнения».

Интересно, что в состав конкурсной комисии по госзакупкам на средний ремонт улицы Тракторной в Усть-Каменогорске вошли и Кайрат Танекенов, и Ерназ Мукатаев. Исправились?

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Дорожные знаки раздора: «страшное» наказание

15 Октябрь 2020 09:45 3179

По итогам проверки полицейских партия Nur Otan рассмотрит «партийные ответственности».

Областная комиссия партийного контроля ВК филиала партии Nur Otan обсудила резонансный факт закупок дорожных знаков по 500 тысяч тенге каждый

Как выяснилось, заседание комиссии партийного контроля, где приняли участие представители областного и городского акиматов, правоохранительных органов, также ТОО «Восток-Автопром», состоялось вчера. СМИ туда приглашены не были.

«Комиссией партийного контроля ВК филиала партии Nur Otan рассмотрены резонансный новостной сюжет, транслированный на «31 канале», «В Усть-Каменогорске установили дорожные знаки по полмиллиона за штуку» и статья информационного агентства inbusiness.kz «В Усть-Каменогорске разгорается скандал вокруг новых дорожных знаков»… Комиссией партийного контроля принято решение по итогам проверки правоохранительных органов рассмотреть партийные ответственности должностных лиц акимата Усть-Каменогорска», – сообщили представители комиссии.

Правда, какого итога проверок ждут в партии, не понятно. Насколько нам известно, места установки дорожных знаков были определены административной полицией совместно с городским отделом ЖКХ. Получается, правоохранительные органы проверят себя сами?

Тем временем после публикации материала по этой теме одна из учредителей ТОО «Восток-АвтоПром», депутат городского маслихата Юлия Миронова подала заявление в местную полицию на корреспондента inbusiness.kz Жанар Асылханову. Также досудебные претензии от учредителей ТОО «Восток-АвтоПром», депутата городского маслихата Юлии Мироновой и депутата городского маслихата, председателя специальной мониторинговой группы Станислава Каримова получили редакция республиканского телеканала и общественник Роман Честных.

Напомним, 17 сентября inbusiness.kz рассказывал о том, что в Усть-Каменогорске акиматом закуплены дорожные знаки стоимостью 500 тысяч тенге за единицу. Поставщик – ТОО «Восток-АвтоПром», заказчик – отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска. Общественники возмутились этим фактом, отметив, что необходимости установки дорогих светодиодных дорожных знаков в городе не было. 26 сентября стало известно, что на автора публикации подано заявление в полицию и к ней пожаловал участковый. Редакция республиканского портала восприняла это как давление на СМИ.

Первым на публикации обратил внимание общественный совет по противодействию коррупции Усть-Каменогорского филиала партии Nur Otan, который после обсуждения вопроса рекомендовал председателю Усть-Каменогорского городского филиала партии Nur Otan, акиму города Усть-Каменогорска, взять на контроль возврат бюджетных средств в казну государства, потраченных на закуп дорогостоящих дорожных знаков к 5 октября. Однако остается открытым вопрос: заинтересован ли в этом аким Усть-Каменогорска, если заказчиком закупок является подведомственный акимату отдел?

В начале октября по факту установки дорожных знаков в областном центре была проведена аудиторская проверка. Inbusiness.kz рассказывал о том, что сотрудники департамента внутреннего государственного аудита выявили нарушения законодательства о госзакупках. Аудиторский отчет был направлен в антикоррупционную службу по ВКО и областной филиал партии Nur Otan. Так, аудиторы выявили, что оснований для проведения госзакупок из одного источника не было, что в договоре заказчика с поставщиком речь идет о приобретении товара «знак дорожный», а не комплекса. Стало известно, что заказчик внес возражение против такого решения.

Али Айдаров, ВКО 


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!