Специально созданная комиссия по контролю местного содержания на базе НПП "Атамекен" в этом году проводит мониторинг хода работ на 102 объектах общей стоимостью 67,7 млрд тенге. Под контроль попали объекты стоимостью более 100 млн тенге. Это те объекты, которые строят в Костанайской области на государственные деньги по заказу местных госорганов. Разночтения начинаются уже на стадии подсчета количества операторов госпрограмм. И. о. руководителя Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития региона Роза Горянная озвучивает цифру 1665 операторов и добавляет: по данным Управления финансов – 1631.
Часть проектов, реализуемых на бюджетные деньги и подходящих под требования мониторинга, вовсе не попала в поле зрения специальной комиссии.
Проекты стоимостью более 100 млн тенге в Костанайской области
По тем проектам, что попали в мониторинг, комиссия при Палате предпринимателей Костанайской области принимает во внимание наличие данных в соответствии со специальным приложением-К. Этот документ, по данным НПП, включает в себя информацию о перечне строительных материалов, оборудования, конструкций с указанием страны происхождения. Однако члены комиссии сумели получить необходимые данные лишь по 77 объектам из 102. Еще по восьми объектам документация не готова, поскольку договоры только заключили. Не стоит ждать приложений по среднему ремонту дорог и вертикальной планировке – таких проектов пять. По оставшимся 12 объектам областные управления информацию не предоставили: три проекта Управления строительства и девять – Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области.
"Согласно приложениям-К, общая стоимость материалов составляет 29 млрд тенге, из них рекомендовано к закупу казахстанского производства 27,1 млрд тенге, или 93,5%. Фактическая сумма закупленных материалов, по отчетам управлений, составила 14,9 млрд тенге, в том числе 10,6 млрд тенге, или 71%, закуплено у отечественных товаропроизводителей. Между тем только 8,3 млрд тенге, или 55,7% от стоимости закупленных материалов, подтверждается сертификатами CT-KZ. Доля местного содержания составляет 28,6% от общей стоимости материалов по приложению-К", – отметил директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат Абенов.
Наличие сертификата CT-KZ, как пояснили в Управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития, является единственным подтверждением того, что товар произведен в Казахстане. По закупкам строительных материалов проблема заключается в отсутствии в реестре базы данных АО "Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC" действующих сертификатов СТ-KZ в целом по республике.
"Без подтверждения сертификатов СТ-KZ закуплены строительные материалы в Джангельдинском, Костанайском районе, а также районе Беимбета Майлина и в Лисаковске. По товарам легкой промышленности без подтверждения сертификатов произведены закупки в Житикаринском районе и Лисаковске. Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех регионах, в том числе и по закупкам товаров мебельной промышленности. Среди областных управлений ситуация выглядит следующим образом. Не на все товары, которые подлежат мониторингу, предоставлены сертификаты СТ-КZ Управлением здравоохранения и Управлением занятости и социальных программ. По Управлению образования план госзакупок по товарам легкой промышленности составлял 4,2 млн тенге, фактически закупки состоялись на 3,7 млн тенге, из которых доля местного содержания подтверждена лишь на уровне 0,2%, или 80 тысяч тенге", – отметила Роза Горянная.
Служебная записка на имя акима области, которую направляли специалисты Управления предпринимательства, уведомляя главу региона о сложившейся ситуации, не дала ожидаемых результатов. После дисциплинарного наказания одного из сотрудников информацию предоставил лишь Аулиекольский район. Акиматами Наурзумского, Денисовского и Алтынсаринского районов информация не предоставлена вообще.
Г-н Абенов подчеркнул, что, несмотря на все усилия, направленные на поддержку местных производителей, немалую часть стройматериалов завозят из-за рубежа. По оценкам специалистов, чаще всего импортируют асфальтобетонные смеси, полиэтиленовые трубы, стеновые панели.
"Детальный анализ мониторинга государственных закупок необходим для выявления причин закупа импортной продукции при наличии ее производства в Казахстане, а также для предложения бизнесу внедрения новых видов продукции с целью импортозамещения", – отметил Мурат Абенов.
Вместе с тем в Управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития сомневаются в достоверности и тех данных, что все же предоставлены акиматами и управлениями региона. На протяжении несколько недель подряд отчеты ряда районов приходили без изменений. Речь об акиматах Костаная, Рудного и Аркалыка, Мендыкаринского, Узункольского, Алтынсаринского, Денисовского и Федоровского районов. Однако за короткий промежуток времени акиматы показали ярко выраженную динамику как в сторону увеличения объемов закупок, так и в сторону их уменьшения.
"По состоянию на 06 сентября текущего года план по закупкам товаров легкой промышленности составлял 78,6 млн тенге, а по состоянию на 13 сентября резко увеличился до 145,3 млн тенге. По строительным материалам план вырос с 26 млн до 159,8 млн тенге, а по товарам мебельной промышленности, наоборот, уменьшился с 48,5 млн до 43,2 млн тенге. Таким образом, некорректное предоставление отчетов по плановым и фактическим показателям не дает возможности для полноценного мониторинга", – отметила Роза Горянная.
В акимате Костанайской области отметили, что сегодня в Казахстане в рамках развития "экономики простых вещей" ведется работа по поддержке отраслей стройиндустрии, легкой и мебельной промышленности. Для реализации поставленных Правительством задач были утверждены дорожные карты по развитию мебельной и легкой промышленности, производству строительных материалов на 2019-2021 годы. Одной из самых действенных мер господдержки этих отраслей должно стать расширение для бизнеса рынков сбыта за счет госсектора. Отсюда и жесткий контроль закупаемых товаров в рамках госзакупок.
В Палате предпринимателей напомнили, что расчет местного содержания регламентирован приказом МИИР от 20 апреля 2018 года № 260 "Об утверждении единой методики расчета организациями местного содержания при закупке товаров, работ и услуг". Согласно п. 3 приказа, расчет проводится с целью мониторинга и контроля соблюдения обязательств по закупкам в части местного содержания, определения степени вовлеченности отечественных предприятий в поставки товаров, работ и услуг, оценки уровня конкурентоспособности отечественной промышленности. Также на основании п. 426-3 приказа МФ РК от 11декабря 2015 года № 648 заказчик проверяет соблюдение подрядчиком требований о приобретении отечественных материалов, заложенных в ПСД.
Татьяна Шестакова