/img/tv1.svg
RU KZ
Газетные киоски могут закрыться в Усть-Каменогорске

Газетные киоски могут закрыться в Усть-Каменогорске

Местные власти решили, что они не смотрятся на фоне «хорошеющего» города.

09:30 06 Октябрь 2020 1149

Газетные киоски могут закрыться в Усть-Каменогорске

Автор:

Жанар Асылханова

Фото:

Владельцы и продавцы киосков считают, что городской акимат в непростое для страны время «своими руками губит» сеть газетно-журнальных киосков. По их словам, власти подходят к этому вопросу избирательно.

«В городе немало «уродливых» ларьков, но к ним почему-то не предъявляют требований об их замене или улучшении дизайна. Но именно наши, по мнению акимата, портят архитектурный облик. Более 20 лет работаем. В создание этой сети вложены большие средства и силы. До этого никогда никаких претензий не было. Внешний вид и дизайн некогда одобрен главным архитектором Усть-Каменогорска, наделенным по закону таким правом. А чем основываются требования акимата, что наши киоски не соответствуют архитектурному облику?» – негодует заместитель директора ТОО «Агентство распространения печати «Регион» Марина Ингачева.

Впервые, говорит она, им отказали в продлении аренды земельных участков, где расположены киоски, в прошлом году. Однако после вмешательства акима области Даниала Ахметова сроки были пролонгированы. С условием, что предприниматели предоставят эскизные проекты, либо обновят киоски, либо заменят их на новые.

«Но ситуация кардинально изменилась. Пандемия коронавируса привела к экономическому кризису. Долгое время мы вообще пребывали в неопределенности. Из-за режима самоизоляции, падения уровня доходов населения, закрытия границы с Россией значительно снизился объем продаж. Работаем на грани рентабельности, в отдельные месяцы – с убытком. В этой ситуации нет средств даже на разработку эскизов, не говоря уже о замене. Это и так бизнес с малой прибылью. Для их замены нужны огромные по нашим меркам средства», – продолжает Марина Ингачева.

Замена одного киоска, по предварительным подсчетам, говорит она, обойдется примерно в 5-6 млн тенге, а на обновление уйдет порядка 2 млн тенге. Чтобы только обновить все киоски, а их всего у них 19, понадобится порядка 40 млн тенге.

В июне 2020 года земельная комиссия во главе с экс-заместителем акима Усть-Каменогорска Тамарой Рахимжановой отказала в предоставлении права на земельные участки для размещения шести киосков с интересной мотивировкой «поскольку сооружения должны соответствовать архитектурно-художественным требованиям городского дизайна и характеру сложившейся городской среды и не ухудшать визуальное восприятие среды города и благоустройства территории и застройки». Во как! В июле вынесено соответствующее постановление городского акимата об отказе.

«По шести киоскам нам отказали. А они как раз находятся в самых оживленных местах, соответственно, и приносят основной доход. Без них мы не сможем существовать. Мы уйдем в убыток, закроем остальные киоски. Порядка 50 человек останутся без работы, люди лишатся возможности покупать газеты и журналы. К тому же в непростой ситуации окажутся редакции местных газет», – заключает заместитель директора ТОО «Агентство распространения печати «Регион» Марина Ингачева.

При этом в городском акимате подчеркивают, что владельцы киосков были уведомлены о необходимости обновления внешнего вида ларьков еще два года назад. Однако до сих пор ими так ничего и не предпринято.

«Некоторые уже обновили свои киоски, обновили свои фасады, те же овощные, фруктовые, фастфуды. А в данном случае человек не идет нам навстречу. Два года все-таки приличный срок, чтобы где-то что-то поменять. Также тут необходимо отметить тот фактор, что работники в холодные, морозные дни там сидят. Условия очень плохие. Не созданы условия для работников. Но вопрос закрытия газетных киосков не стоит. Мы знаем, что у нас в городе люди любят читать газеты. Мы не хотим вредить бизнесу. В первую очередь задача нашего акимата, исполнительной власти – помогать развиваться бизнесу. Но в данном случае у нас тоже есть свои требования, которые просим соблюдать, одно из них – это обновление внешнего вида киосков», – пояснили там.

К слову, сейчас идут судебные разбирательства. Экономический суд отклонил иск ТОО «Агентство распространения печати «Регион» о признании незаконным рассмотрение земельной комиссией вопроса о предоставлении права землепользования для размещения киосков, признании незаконным и отмене постановления акимата Усть-Каменогорска от 7 июля 2020 года. На решение подана апелляционная жалоба.

Жанар Асылханова, ВКО


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Как правильно купить готовый бизнес? Советы аудитора

Мадина Майкибаева рассказала, на что обратить внимание при приобретении компании.

19 Октябрь 2020 12:08 1064

Даже сегодня, в условиях экономической нестабильности, свой бизнес может стать основным или дополнительным источником дохода. Для того чтобы не создавать компанию с нуля, в Интернете размещено множество предложений о продаже готового бизнеса. Но как приобрести компанию и не ошибиться, рассказала основатель и генеральный директор Black&River Consulting LLP Мадина Майкибаева.

Перед покупкой важно определиться, в какой сфере покупатель хочет приобрести готовый бизнес. Для этого, во-первых, нужно подумать, каким бизнесом хотелось бы заниматься, ведь один из факторов успеха – это выбор дела, которое приносит удовольствие.

Во-вторых, важно и то, в какой области вы являетесь экспертом. Возможно, есть опыт работы в какой-то сфере. Он, безусловно, пригодится вам в ведении бизнеса. К примеру, мой девятилетний опыт проведения аудита финансовой отчетности компаний, а также трехлетний опыт работы консультирования по международным стандартам финансовой отчетности подсказал мне, что наиболее верным выбором будет собственная аудиторская компания.

В-третьих, нужно понять потребность рынка в определенном товаре или услуге. С одной стороны, хорошо бы найти нишу, которая недостаточно развита на рынке Казахстана. Это даст преимущество в виде небольшого числа конкурентов и высокого спроса (при условии, что данный продукт или услуга востребованы). С другой стороны, можно пойти и в бизнес, который широко представлен на рынке, так как это может сигнализировать о том, что спрос на данный товар или услугу не удовлетворен. Поэтому, сделав акцент на качестве предоставления услуг или товара, можно выйти в лидеры в данном сегменте.

Определившись с видом бизнеса, нужно изучить рынок. А именно каков спрос на данные товар или услугу, количество конкурентов, законодательные требования к этому виду бизнеса, возможность его развития онлайн, наличие аналогов товаров или услуг, поставляемых из-за рубежа.

На какие показатели и документы обратить внимание при покупке бизнеса?

Ознакомившись с рынком, нужно выбрать компанию, которую вы хотите приобрести. При этом нужно изучить следующие документы:

  1. Устав компании. В нем указаны собственники бизнеса, виды деятельности компании и т. д. Важно знать, кто является собственником компании, чтобы иметь дело именно с ним и не попасться на «развод». Кроме того, устав может запрещать продавать долю третьему лицу или продавать ее с согласия всех участников компании. Если вы приобретаете долю компании у одного из учредителей, при наличии приоритетного права покупки доли другими участниками необходимо заранее получить от остальных участников письменный отказ от покупки. Между учредителями компании также может быть заключен корпоративный договор, в котором прописаны порядок продажи доли и различные запреты. С ним тоже надо ознакомиться.
    Необходимо понять и то, соответствует ли реальная деятельность компании видам деятельности, указанным в уставе, а также какие виды деятельности можно развивать.
  2. Финансовая отчетность компании, из которой можно понять, насколько прибыльна компания, за счет каких средств существует, какие имеет активы и обязательства и т. д. С помощью финансовой отчетности можно рассчитать важные финансовые показатели, которые помогут определить ее финансовое здоровье. К примеру, количество дней дебиторской задолженности позволит увидеть, насколько быстро клиенты оплачивают поставленные товары или оказанные услуги. Показатель соотношения долга к собственному капиталу подскажет, насколько сильно компания зависит от внешнего финансирования. Показатель оборачиваемости активов, коэффициент ликвидности покажут, какая доля краткосрочных обязательств может быть покрыта краткосрочными активами. Таким образом, можно понять, как быстро мы можем погасить первостепенные долги.
    Чистый оборотный капитал свидетельствует о возможности поддержания финансовой устойчивости компании, так как показывает превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами, т. е. остаются ли у компании резервы для расширения деятельности.
    О прибыльности бизнеса можно судить по таким показателям, как коэффициент рентабельности продаж, который показывает, какую прибыль приносят продажи, либо коэффициент рентабельности капитала, сигнализирующий об эффективности использования собственного капитала, другими словами, сколько денежных средств чистой прибыли зарабатывается на единицу вложенного капитала.
  3. Налоговые декларации компании. При приобретении готового бизнеса нужно понять, какими налогами облагается деятельность компании, и запросить налоговые декларации по данным налогам, чтобы проверить, все ли налоги были уплачены компанией.
  4. Свидетельство регистрации компании. По БИН можно проверить компанию на благонадежность: ее статус (не банкрот ли она), наличие судебных разбирательств, аффилированных лиц, заключенные госконтракты и т. д.
  5. Договоры займов компании, включая графики гашения обязательств. Важно при приобретении бизнеса знать, какие вам предстоят выплаты по обязательствам, суммы и сроки.

Кроме того, очень важно проверить репутацию компании на рынке. Для этого можно изучить отзывы покупателей о работе этой компании или связаться с основными поставщиками и поинтересоваться их мнением.

Если компания участвует в госзакупках, необходимо проверить ее в реестре недобросовестных участников.

Обратите внимание и на требования отчетности компании. К примеру, мы сдаем отчеты: в министерство финансов РК, в палату аудиторов, в агентство по статистике, в налоговый комитет. У каждого из отчетов есть своя периодичность и штрафы за нарушение сроков сдачи. Поэтому важно проверить, какие отчеты должна сдавать компания и сданы ли они все в срок. Сейчас процесс сдачи отчетности существенно упростился в связи с внедрением электронного формата сдачи отчетности с использованием ЭЦП. С этим процессом также нужно будет ознакомиться новому собственнику компании.

Обратите внимание, если продавец бизнеса состоит в браке, то необходимо получить согласие супруга/супруги на отчуждение доли компании.

Вдобавок ко всему желательно сразу договориться, кто несет расходы на нотариуса при приобретении бизнеса, чтобы в дальнейшем не было недопонимания.

Важным для покупателя являются гарантия и заверения продавца об отсутствии долгов по налогам, кредитам, кроме тех, которые указаны в договоре, а также гарантии и заверения продавца о наличии имущества, указанного в договоре, отсутствия притязаний со стороны третьих лиц на это имущество.

Немаловажным моментом при приобретении готового бизнеса является выяснение причины его продажи. И порой сделать это непросто. Если бывший хозяин переезжает в другую страну, либо собирается попробовать свои силы в другом виде бизнеса, либо не имеет средств для дальнейшего расширения бизнеса – это одно дело. Если же продажа происходит из-за того, что компания перестала генерировать прибыль, находится под угрозой банкротства или замешена в криминальных аферах, то это совсем другое дело.

Как определить стоимость бизнеса?

Для определения цены компании можно использовать три метода:

  1. Метод доходов: производится расчет дисконтированных денежных потоков от деятельности компании. Предполагается, что стоимость компании составляет сумму, не бОльшую текущей стоимости будущих доходов компании за интересующий его период. Данный метод используется в случае наличия стабильной положительной прибыли.
  2. Метод затрат: производится расчет затрат, которые потребовались бы сейчас для организации аналогичного бизнеса. Часто данный метод используется, когда принимается решение, приобретать ли готовый бизнес или создать аналогичный самостоятельно.
  3. Рыночный метод: находится похожая компания на рынке, которая была реализована недавно, берется данная цена и корректируется с учетом особенностей приобретаемого бизнеса. Этот подход применяется на достаточно развитом рынке.

Как правильно заключить сделку по покупке готового бизнеса?

Покупка готового бизнеса в виде ИП и в виде ТОО отличается. В первом варианте вы приобретаете имущество компании и нематериальные активы. В таком случае должен быть заключен договор купли-продажи имущества и договор отчуждения исключительных прав. Во втором варианте при покупке ТОО вы приобретаете бизнес со 100% доли, и здесь уже заключается договор купли-продажи доли. При этом долю нужно будет выкупить у каждого участника. В любом случае при приобретении готового бизнеса лучше всего воспользоваться помощью юриста, специализирующегося на сделках такого типа.

Какую помощь могут оказать профессионалы?

Если средства позволяют, то желательно при приобретении бизнеса обратиться к профессионалам, а именно к услуге due diligence. Это независимая оценка объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексная проверка ее финансового состояния и положения на рынке.

Также полезным будет прибегнуть к услугам независимого аудитора, который осуществит независимую проверку финансовой отчетности компании, а также выявит нарушения при ведении бухгалтерского учета. Это позволит покупателю бизнеса понять реальное финансовое состояние компании, ошибки в ведении учета и, соответственно, размер штрафов, которые приобретаемая компания должна заплатить. В итоге стоимость предприятия скорректируется в меньшую сторону. При этом стоимость аудита напрямую зависит от размера компании, ее структуры и наличия сложных для учета статей финансовой отчетности. Если бизнес небольшой, не имеющий дочерних компаний и сложных с точки зрения учета статей, то стоимость аудита будет невысокой.

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Половина субъектов МСБ в период ЧП и карантина работали в ограниченном режиме в Караганде

Налоговые льготы и послабления в Карагандинской области в этот период получили более 30 тыс. предпринимателей на сумму 23 млрд тенге.

19 Октябрь 2020 10:51 866

Во время карантинных ограничений в том же ограниченном режиме в регионе работали 39,7 тыс. субъектов (45%) МСБ, причем в основном в это были представители сферы торговли и услуг. Об этом Inbusiness.kz сообщили в облакимате. На данный момент в связи с действующими карантинными мероприятиями остается приостановленной деятельность 1054 предприятий, где занято 2,9 тыс. человек. Это объекты с наиболее массовым посещением людей: банкетные залы объектов общественного питания, объекты общественного питания, расположенные в ТД, ТРЦ, БЦ, административных зданиях, на рынках и т. д.

По оценке управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области предприятия МСБ региона за этот период сэкономят порядка 20 млрд тенге налогов (в целом по стране – 382 млрд тенге), которые смогут направить на расширение бизнеса или переформатирование и открытие новых, менее рисковых сфер бизнеса.

Также традиционно поддержка бизнеса осуществляется в рамках действующих программ развития предпринимательства: это «Дорожная карта бизнеса 2025», программа развития массового предпринимательства «Енбек», программа «Экономика простых вещей» и новая программа льготного кредитования.

С целью повышения доступа к тенговому финансированию для предпринимателей с этого года по программе «Дорожная карта бизнеса – 2025» финансирование оказывается без отраслевых ограничений: раньше существовала планка до 2,5 млрд, сейчас она поднята до 7 млрд тенге. Значительно расширены условия гарантирования кредита, кроме того, конечная ставка составляет 6%. На реализацию программы выделено 2,9 млрд тенге, что на 65% больше показателей прошлого года (2019 г. – 1,72 млрд тенге).

По программе «Экономика простых вещей» конечная ставка для бизнеса также составляет 6%, причем с этого года значительно расширен перечень товаров и услуг, а общий объем возможного кредитования по данной программе по всей стране увеличен до 1 трлн тенге. За 9 месяцев текущего года в Карагандинской области при плане 80 проектов профинансировано 107 бизнес-планов на сумму 8,7 млрд тенге, что на 33,8% больеше запланированного на этот год.

По программе массового предпринимательства «Енбек» выдано более 1100 микрокредитов на 4,4 млрд тенге, что составляет 97% от годового плана.

Наряду с этим, по новой программе льготного кредитования МСБ, которая направлена непосредственно на поддержку пострадавшего во время ЧП предпринимателей (здесь нет отраслевых ограничений), в том числе для и для ИП, выдано 111 кредитов на 25,1 млрд тенге.

Inbusiness.kz уже рассказывал об одной из программ в материале «Как получить грант по программе «Енбек». На 2020 год запланировано охватить грантовым финансированием почти 1000 человек на сумму 600 млн тенге. На сегодняшний день в рамках непосредственно программы «Енбек» выдано 650 грантов (200 МРП = 555,6 тыс. тенге) на 361,1 млн тенге. Еще 138 грантов выдано молодым предпринимателям из средств бюджетов городов и районов области. До конца года будет охвачено еще 122 предпринимателя на сумму 161,2 млн тенге.

На фоне этой помощи малому и среднему бизнесу региона руководство области отмечает необходимость увеличения местного содержания в госзакупках, чтобы бюджетные деньги не покидали пределов области:

«Нужно максимально ориентироваться на местных производителей, чтобы загрузить [местное] производство. Все областные управления должны начинать конкурсную кампанию по закупкам как можно раньше – сразу же после утверждения бюджетов», – подчеркнул на одном из совещаний аким Карагандинской области Женис Касымбек.

Олег И. Гусев


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!