Геологию предложили оцифровать

4898

Недропользователи обсудили проект своего Кодекса.

Геологию предложили оцифровать

В рамках VIII горнопромышленного форума "Майнекс – Центральная Азия – 2017" в Астане состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проекта Кодекса РК о недрах и недропользовании. В нем приняли участие представители отраслевых ведомств, компаний-недропользователей, мажилисмены и международные эксперты.

Круглый стол, как и сам форум, прошел под общей темой "Сбалансированное госрегулирование и технологическая компетентность – основа успешного недропользования".

Открывая обсуждение, вице-министр министерства по инвестициям и развитию РК Тимур Токтабаев сообщил, что работа над проектом кодекса идет полным ходом: проведены общественные слушания и отчетные встречи в акиматах регионов. Кроме того, текст кодекса направлялся экспертам ОЭСР, иностранным инвесторам и недропользователям. Все их пожелания и замечания учитываются в работе над документом. На сегодняшний день объем текста изменений и поправок в нормативно-правовые акты в связи с принятием кодекса как минимум в 2 раза больше, чем сам кодекс.

Все должно быть конкретно и понятно
Галина Баймаханова, секретарь Комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилиса парламента РК, призвала разработчиков документа наполнить декларируемые в кодексе принципы конкретным содержанием.

"Что означает "добросовестность недропользователей предполагается" (статья 8. – прим. автора)? Далее. "Недрами признается часть земной коры, расположенная ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и использования". Скажите, пожалуйста, куда подевался почвенный слой, являющийся уникальным образованием и объектом деятельности аграриев? Разработчикам проекта кодекса предлагается создать терминологический словарь, включающий понятийную базу проекта кодекса, и тщательно её отработать", - предложила депутат мажилиса.

Затем Галина Баймаханова отметила, что после проведения нескольких общественных слушаний по проекту кодекса появляются новые вопросы, которые, по ее мнению, следует предупреждать по ходу.

"Это касается поправок Ассоциации KAZRC относительно действия международных стандартов публичной отчётности на территории Казахстана. На нашей территории будет действовать Кодекс KAZRC, в котором адаптированы нормы международных стандартов. Это вещи принципиальные".

Отдельную часть своего выступления Галина Александровна посвятила проблемам в такой дисциплине, как геологическое картирование.

"Сегодня по качеству геологической базы данных Казахстан занимает 114-е место из 122 юрисдикций. А уже возникает необходимость перехода к объемному картированию. Существующие геоинформационные системы на эти задачи не рассчитаны и требуют разработки дополнительных программных ресурсов. Нужна программа использования материалов дистанционного зондирования Земли в геологических исследованиях, опережающего получение данных прогноза по результатам дешифрирования и интерпретации много- и гиперспектральных космических изображений поисковых масштабов (среднемасштабных). Задачи такого типа сложности геология в одиночку не потянет. Геологии надо войти в национальную программу "Цифровой Казахстан". Этот этап, выполненный государством, позволяет выделять перспективные участки и объекты под геологоразведку, тем самым снижая и без того высокие риски в недропользовании и повышая инвестиционную привлекательность наших недр", - заявила Галина Баймаханова.

С водой не выплеснуть ребенка
Давид Оберхубер, руководитель программы "Минеральные ресурсы для развития" федерального предприятия Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ), отметил, что многие условия недропользования отражены в существующем законодательстве РК: экологические стандарты, тендерные процедуры и так далее. Но закон требует достижения согласия по вопросам фискального режима, социальных обязательств путем переговоров. Кроме того, некоторые положения контракта могут превалировать над положениями законодательства.

"Практика же, характерная для развитых стран, проста: все требования для инвесторов установлены в законе, а инвестору выдается только лицензия. Законодательство должно определять условия для инвестиционного проекта и наделять стороны четко установленными правами и обязательствами", - считает глава GIZ.

Кроме того, он полагает важным развивать коммуникации не только между национальным правительством и деловыми кругами, но и заинтересованными сторонами на местном уровне.

И здесь Давид Оберхубер сто раз прав. Конечно, довольно сложно представить, чтобы в Казахстане решение центрального правительства заблокировали местные активисты или региональные власти. Но в международной практике такое случалось не раз.

Например, в Индии ведущая корейская металлургическая компания POSCO хотела построить меткомбинат стоимостью 10 млрд долларов. И в 2005 году это могло быть крупнейшей прямой иностранной инвестицией в экономику Индии. Однако вначале возникли большие проблемы с приобретением земли. А в 2015 году администрация штата Одиша, ранее обещавшая POSCO предоставление бесплатной лицензии на добычу железной руды, предложила компании приобрести ее на аукционе на общих основаниях. От проекта пришлось отказаться.

Вслед за POSCO уже индийская группа Tata Steel отказалась от строительства в штате Чхаттисгарх меткомбината мощностью 5,5 млн тонн в год и стоимостью 2,9 млрд долларов. И здесь типичные для Индии проблемы с приобретением земли стали причиной провала проекта. Будущий  комбинат должен был располагаться на участках, принадлежащих десяти деревням. По местному законодательству эта земля сначала должна была быть выкуплена государством и только потом передана Tata Steel. Однако с 2005 года этого сделать так и не удалось.

К тому же в феврале 2016 года Tata Steel лишилась лицензии на расположенное поблизости железорудное месторождение. Причем не по своей вине: из-за протестов местных жителей компания так и не смогла приступить к работам, вследствие чего и нарушила лицензионное соглашение.

Далее глава GIZ отметил, что правовая реформа должна стать только частью процесса, а правительство должно осуществить переход от роли собственника-оператора к роли прозрачного регулятора.

"Законодательная реформа должна работать как процесс получения обратной связи, способный найти решение для непредвиденных препятствий и адаптировать государственную политику к изменяющимся обстоятельствам. Все вовлеченные стороны принимают риски. Самый лучший закон не может предусмотреть все. Но и изменения не должны дестабилизировать процесс", - сказал в заключение обсуждения Давид Оберхубер.

Согласно плану законопроектных работ, срок внесения проекта кодекса в канцелярию премьер-министра – июль, в парламент – сентябрь 2017 года.

В целях гармонизации и приведения в соответствие с предлагаемыми в кодексе концептуальными подходами предусмотрены поправки в ряд сопутствующих законодательных актов.

Олег И. Гусев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться