Городской транспорт раздора

5074

Трамвайный парк Усть-Каменогорска опять на грани банкротства, а владельцы автопарков жалуются на власть, на регулярных внутриобластных маршрутах орудуют нелегалы.

Городской транспорт раздора Фото: tengrinews.kz

Больше 1,2 млрд пассажиров в Восточном Казахстане с начала года перевезено электрическим городским и автотранспортом, по данным областного Департамента статистики. Это на 1,2% больше, чем в 2017 году. Но власть, бизнес, общественников тревожит ситуация с трамвайным парком Усть-Каменогорска, нелегальными автоперевозками на внутриобластных маршрутах, а также будущее автопредприятий Усть-Каменогорска.

По поручению акима ВКО Даниала Ахметова сейчас областное Управление транспорта и автомобильных дорог разбирается с трамвайным парком, в очередной раз готовит программу по его реабилитации.

С 1990-х годов он находился в частной собственности, причём между совладельцами парка не затихали разборки. Некоторые акционеры даже отправились в места лишения свободы за хищения, мошенничество с акциями. При этом эксперты говорили, что одна из причин – возможность трамвайщиков работать "в чёрную", высокий неучтённый доход, "живые" деньги ежедневно. При последних частных владельцах ситуация в трамвайном парке только усугубилась, они жаловались на конфронтацию с властями, росли долги предприятия, в том числе по зарплате. Как уже сообщал abctv.kz, в начале года государство сделало вливания в предприятие свыше 620 млн тенге, выкупило его с торгов, приобрело старые трамваи в Алматы по цене, которая, по мнению ряда экспертов, была явно завышена. Был создан муниципальный трамвайный парк. Владельцем имущества трамвайного парка стал СПК "Ертiс", которую передали в аренду ТОО "Транспортная компания" со 100-процентным участием акимата Усть-Каменогорска. Но СПК, по словам Даниала Ахметова, повела себя "более чем некорректно".

"Прекрасно понимая, что ежедневный доход трамвайного парка составляет не более миллиона тенге, они установили арендную плату в 80 миллионов тенге (в месяц. – Прим. авт.). Прекрасно понимая, что это ведёт к банкротству, – высказался глава региона на недавнем заседании областного акимата. – Этот СПК должен был кто-то контролировать, почему это не сделали? Мы не можем допустить, чтобы 30 процентов пассажиров в Усть-Каменогорске, которых возили трамваи, остались без транспорта".

Аким ВКО считает, что для выхода трамвайного парка нужно составить программу, сделать в неё при необходимости дополнительные финансовые вливания, отработать общий контроль.

"Но мне не нужны общие фразы. Сейчас вы скажете, что на ремонт трамвайных путей нужно столько и столько. Вы детально, пожалуйста, разберитесь. Трамваи в критическом состоянии, их 25 лет никто не ремонтировал, я сам смотрел – тяговая подстанция в плохом состоянии", – высказался Даниал Ахметов.

Пока фигуранты истории до окончания изучения ситуации по трамвайному парку воздерживаются от комментариев.

"На сегодня конкретного ответа сказать не могу, потому что ведётся разбирательство по этому поводу, аким ВКО нам дал месяц для предоставления анализа. После мониторинга сможем предоставить анализ в полном порядке, – отметила на заседании рабочей группы Общественного совета ВКО по поддержке малого и среднего бизнеса руководитель отдела пассажирского транспорта ГУ "Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог" Айжан Рахимбаева. – Всю эту информацию полностью после анализа данного предприятия мы вам в официальном порядке представим".

Антон Крамаренко на просьбу пояснить ситуацию сообщил по телефону, что уже вторую неделю не является председателем правления АО "НК "СПК "Ертiс" и не работает в этой корпорации, у неё сейчас новое руководство. Связан ли уход с очередным скандалом у трамвайщиков, г-н Крамаренко не пояснил.

Автоперевозки атаковали нелегалы

Что касается автоперевозок, то самая большая проблема – наличие нелегальных перевозчиков по области, в результате чего сегодня многие регулярные маршруты дублируются.

"Они забирают доход регулярных перевозчиков, которые в связи с этим прекращают свою деятельность на таком маршруте. Нерегулярный перевозчик опасен для пассажиров: не проходит медосмотр, у него нет соответствующей ремонтной базы, диспетчера. Он привлекателен для пассажиров тем, что цена за перевозку у него дешевле в два раза. Он довозит пассажира до места назначения, до дома, – говорит Айжан Рахимбаева. – Нелегальный перевозчик может быть зарегистрирован как ИП на один вид деятельности, а на самом деле занимается другим – автоперевозками".

Для пресечения деятельности нелегальных перевозчиков, по её словам, в прошлом году заключили соглашения с инспекцией транспортного контроля, транспортной прокуратурой, общественниками. Специальные группы выезжают на основные направления, где есть нелегалы – это Усть-Каменогорск – Зыряновск, Урджар – Алматы, Акжар – Алматы, Семей – Зайсан, Семей – Жезкент, но эти меры малоэффективны. По словам Айжан Рахимбаевой, на некоторых маршрутах на два легальных рейса приходится пять нелегальных.

Директор ТОО "Институт анализа и прогнозирования", депутат областного маслихата Олег Чернышов считает, что с нелегалами можно разобраться в два счёта при желании. По его словам, представители полиции в ряде населённых пунктов сами занимаются покровительством нелегальных перевозчиков.

"Если нелегалы есть, значит, маршруты востребованы. У регулярных легальных перевозчиков качество услуги выше. Они надежнее для пассажира, которому обеспечено время проезда, стоимость и безопасность, – говорит он. – Можно организовать специальную платформу в социальных сетях, и пусть пассажир выбирает, что для него лучше. Тогда будет нормальная конкуренция".

Но Айжан Рахимбаева заверяет, что у легальных перевозчиков просто нет средств на повышение качества услуги, а платформы типа Аparu, inDriver в Казахстане действуют незаконно. Сейчас чиновники и регулярные перевозчики возлагают надежды на изменения в законодательство по правилам перевозки пассажиров автотранспортом.

"Нелегальные перевозчики действуют с разрешительными документами. У них есть лицензия на осуществление права нерегулярной перевозки. Мы выдаём им эти документы и лицензию, – говорит Айжан Рахимбаева. – Мы вносили предложение, чтобы нерегулярные перевозчики работали по системе уведомительного характера, не оказывали свои услуги ночью. С 22:00 до 6:00 они должны остановить свои автобусы в каком-то населённом пункте и прекратить своё движение. Пока эти правила не утверждены".

Грядут перемены в городском автотранспорте

В Усть-Каменогорске и Семее, по заверению властей, грядёт большая модернизация общественного автотранспорта. Это закуп новых автобусов, а сейчас речь идёт о 255 единицах, а также внедрение электронной системы билетирования. Акимат рассчитывает реализовать проекты в рамках ГЧП, уже заключён договор гражданско-частного партнёрства на разработку конкурсной документации.

По словам Айжан Рахимбаевой, новые автобусы планируют передавать в лизинг тем автопаркам, которые пройдут конкурсный отбор на наличие необходимой ремонтной базы, кадрового состава, у кого хорошая репутация в сфере пассажирских автоперевозок.

Но автоперевозчики Усть-Каменогорска выразили сомнение, что электронная система билетирования будет выгодна владельцам автотранспортного бизнеса, более того, по их словам, она может негативно отразиться на безопасности движения, ведь кондукторов система не предусматривает, и водителю придётся часто отвлекаться на пассажиров, чтобы требовать оплату.

"Кондукторы жалуются, что человек зашёл в автобус, сел, и до него не достучишься. Некоторые ругаются, у них там всякие липовые справки, начинаешь проверять – они в драку лезут. А если не будет кондуктора, а только электронное обилечивание, то кто будет вести контроль? Нет контроля – нет дохода", – считает Марат Мейербаев из ТОО "Марат-М".

Но никто из властей, по словам автоперевозчиков, не поинтересовался их мнением об электронной системе билетирования. И вообще, состоянием их дел.

"Нужен комплекс мероприятий по развитию городского автотранспорта, а его в ВКО нет, на него нет денег, а есть только отдельные проекты. Нас никто ни на одно совещание в акимат по электронному билетированию не пригласил, – сказал финансовый директор ТОО "Воска" Марат Калелов. – Акимат Усть-Каменогорска спорит со мной по поводу стоимости проезда, но в прошлом году при стоимости дизтоплива в 120 тенге мы доказали тариф в 175. А сейчас 127 солярка, а нам говорят, мол, разве у вас убытки появились? Если одна из составляющих тарифа повышается на 60 процентов, то он тоже должен вырасти? Комиссия по перерасчёту тарифа на том же самом месте. Пришёл новый аким Усть-Каменогорска, а мы его не видели. Если автобусов нет – перевозчики виноваты. Если есть – акимат с нами разговаривать не хочет. Вот отношение власти к нам. Пренебрежительное".

По словам Айжан Рахимбаевой, в ВКО действует 326 регулярных маршрутов, в том числе 18 международных, 22 междугородних межобластных, 76 междугородних внутриобластных, 51 внутрирайонный, 14 внутрипоселковых, 145 внутригородских. Населённые пункты области связаны регулярным сообщением с городами РФ и КНР. Транспортная связь населённых пунктов районов с областным центром и райцентрами организована с помощью автомобильных межрайонных и межобластных маршрутов. Перевозки внутри районов организованы несколькими маршрутами либо вообще отсутствуют. Из 586 населённых пунктов ВКО с населением больше 100 человек и которые подлежат автобусному сообщению, регулярным транспортным сообщением обеспечены 409. Это 73,6%. Для обеспечения населённых пунктов регулярным сообщением с райцентрами совместно с акиматами городов и районов определён перечень социально значимых сообщений. Туда вошли 65 маршрутов по 12 районам. Этот перечень утверждён маслихатом и находится в органах юстиции на утверждении.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться