DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Городской транспорт раздора

Городской транспорт раздора

Трамвайный парк Усть-Каменогорска опять на грани банкротства, а владельцы автопарков жалуются на власть, на регулярных внутриобластных маршрутах орудуют нелегалы.

25 Октябрь 2018 07:00 2958

Городской транспорт раздора

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: tengrinews.kz

Больше 1,2 млрд пассажиров в Восточном Казахстане с начала года перевезено электрическим городским и автотранспортом, по данным областного Департамента статистики. Это на 1,2% больше, чем в 2017 году. Но власть, бизнес, общественников тревожит ситуация с трамвайным парком Усть-Каменогорска, нелегальными автоперевозками на внутриобластных маршрутах, а также будущее автопредприятий Усть-Каменогорска.

По поручению акима ВКО Даниала Ахметова сейчас областное Управление транспорта и автомобильных дорог разбирается с трамвайным парком, в очередной раз готовит программу по его реабилитации.

С 1990-х годов он находился в частной собственности, причём между совладельцами парка не затихали разборки. Некоторые акционеры даже отправились в места лишения свободы за хищения, мошенничество с акциями. При этом эксперты говорили, что одна из причин – возможность трамвайщиков работать «в чёрную», высокий неучтённый доход, «живые» деньги ежедневно. При последних частных владельцах ситуация в трамвайном парке только усугубилась, они жаловались на конфронтацию с властями, росли долги предприятия, в том числе по зарплате. Как уже сообщал abctv.kz, в начале года государство сделало вливания в предприятие свыше 620 млн тенге, выкупило его с торгов, приобрело старые трамваи в Алматы по цене, которая, по мнению ряда экспертов, была явно завышена. Был создан муниципальный трамвайный парк. Владельцем имущества трамвайного парка стал СПК «Ертiс», которую передали в аренду ТОО «Транспортная компания» со 100-процентным участием акимата Усть-Каменогорска. Но СПК, по словам Даниала Ахметова, повела себя «более чем некорректно».

«Прекрасно понимая, что ежедневный доход трамвайного парка составляет не более миллиона тенге, они установили арендную плату в 80 миллионов тенге (в месяц. – Прим. авт.). Прекрасно понимая, что это ведёт к банкротству, – высказался глава региона на недавнем заседании областного акимата. – Этот СПК должен был кто-то контролировать, почему это не сделали? Мы не можем допустить, чтобы 30 процентов пассажиров в Усть-Каменогорске, которых возили трамваи, остались без транспорта».

Аким ВКО считает, что для выхода трамвайного парка нужно составить программу, сделать в неё при необходимости дополнительные финансовые вливания, отработать общий контроль.

«Но мне не нужны общие фразы. Сейчас вы скажете, что на ремонт трамвайных путей нужно столько и столько. Вы детально, пожалуйста, разберитесь. Трамваи в критическом состоянии, их 25 лет никто не ремонтировал, я сам смотрел – тяговая подстанция в плохом состоянии», – высказался Даниал Ахметов.

Пока фигуранты истории до окончания изучения ситуации по трамвайному парку воздерживаются от комментариев.

«На сегодня конкретного ответа сказать не могу, потому что ведётся разбирательство по этому поводу, аким ВКО нам дал месяц для предоставления анализа. После мониторинга сможем предоставить анализ в полном порядке, – отметила на заседании рабочей группы Общественного совета ВКО по поддержке малого и среднего бизнеса руководитель отдела пассажирского транспорта ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог» Айжан Рахимбаева. – Всю эту информацию полностью после анализа данного предприятия мы вам в официальном порядке представим».

Антон Крамаренко на просьбу пояснить ситуацию сообщил по телефону, что уже вторую неделю не является председателем правления АО «НК «СПК «Ертiс» и не работает в этой корпорации, у неё сейчас новое руководство. Связан ли уход с очередным скандалом у трамвайщиков, г-н Крамаренко не пояснил.

Автоперевозки атаковали нелегалы

Что касается автоперевозок, то самая большая проблема – наличие нелегальных перевозчиков по области, в результате чего сегодня многие регулярные маршруты дублируются.

«Они забирают доход регулярных перевозчиков, которые в связи с этим прекращают свою деятельность на таком маршруте. Нерегулярный перевозчик опасен для пассажиров: не проходит медосмотр, у него нет соответствующей ремонтной базы, диспетчера. Он привлекателен для пассажиров тем, что цена за перевозку у него дешевле в два раза. Он довозит пассажира до места назначения, до дома, – говорит Айжан Рахимбаева. – Нелегальный перевозчик может быть зарегистрирован как ИП на один вид деятельности, а на самом деле занимается другим – автоперевозками».

Для пресечения деятельности нелегальных перевозчиков, по её словам, в прошлом году заключили соглашения с инспекцией транспортного контроля, транспортной прокуратурой, общественниками. Специальные группы выезжают на основные направления, где есть нелегалы – это Усть-Каменогорск – Зыряновск, Урджар – Алматы, Акжар – Алматы, Семей – Зайсан, Семей – Жезкент, но эти меры малоэффективны. По словам Айжан Рахимбаевой, на некоторых маршрутах на два легальных рейса приходится пять нелегальных.

Директор ТОО «Институт анализа и прогнозирования», депутат областного маслихата Олег Чернышов считает, что с нелегалами можно разобраться в два счёта при желании. По его словам, представители полиции в ряде населённых пунктов сами занимаются покровительством нелегальных перевозчиков.

«Если нелегалы есть, значит, маршруты востребованы. У регулярных легальных перевозчиков качество услуги выше. Они надежнее для пассажира, которому обеспечено время проезда, стоимость и безопасность, – говорит он. – Можно организовать специальную платформу в социальных сетях, и пусть пассажир выбирает, что для него лучше. Тогда будет нормальная конкуренция».

Но Айжан Рахимбаева заверяет, что у легальных перевозчиков просто нет средств на повышение качества услуги, а платформы типа Аparu, inDriver в Казахстане действуют незаконно. Сейчас чиновники и регулярные перевозчики возлагают надежды на изменения в законодательство по правилам перевозки пассажиров автотранспортом.

«Нелегальные перевозчики действуют с разрешительными документами. У них есть лицензия на осуществление права нерегулярной перевозки. Мы выдаём им эти документы и лицензию, – говорит Айжан Рахимбаева. – Мы вносили предложение, чтобы нерегулярные перевозчики работали по системе уведомительного характера, не оказывали свои услуги ночью. С 22:00 до 6:00 они должны остановить свои автобусы в каком-то населённом пункте и прекратить своё движение. Пока эти правила не утверждены».

Грядут перемены в городском автотранспорте

В Усть-Каменогорске и Семее, по заверению властей, грядёт большая модернизация общественного автотранспорта. Это закуп новых автобусов, а сейчас речь идёт о 255 единицах, а также внедрение электронной системы билетирования. Акимат рассчитывает реализовать проекты в рамках ГЧП, уже заключён договор гражданско-частного партнёрства на разработку конкурсной документации.

По словам Айжан Рахимбаевой, новые автобусы планируют передавать в лизинг тем автопаркам, которые пройдут конкурсный отбор на наличие необходимой ремонтной базы, кадрового состава, у кого хорошая репутация в сфере пассажирских автоперевозок.

Но автоперевозчики Усть-Каменогорска выразили сомнение, что электронная система билетирования будет выгодна владельцам автотранспортного бизнеса, более того, по их словам, она может негативно отразиться на безопасности движения, ведь кондукторов система не предусматривает, и водителю придётся часто отвлекаться на пассажиров, чтобы требовать оплату.

«Кондукторы жалуются, что человек зашёл в автобус, сел, и до него не достучишься. Некоторые ругаются, у них там всякие липовые справки, начинаешь проверять – они в драку лезут. А если не будет кондуктора, а только электронное обилечивание, то кто будет вести контроль? Нет контроля – нет дохода», – считает Марат Мейербаев из ТОО «Марат-М».

Но никто из властей, по словам автоперевозчиков, не поинтересовался их мнением об электронной системе билетирования. И вообще, состоянием их дел.

«Нужен комплекс мероприятий по развитию городского автотранспорта, а его в ВКО нет, на него нет денег, а есть только отдельные проекты. Нас никто ни на одно совещание в акимат по электронному билетированию не пригласил, – сказал финансовый директор ТОО «Воска» Марат Калелов. – Акимат Усть-Каменогорска спорит со мной по поводу стоимости проезда, но в прошлом году при стоимости дизтоплива в 120 тенге мы доказали тариф в 175. А сейчас 127 солярка, а нам говорят, мол, разве у вас убытки появились? Если одна из составляющих тарифа повышается на 60 процентов, то он тоже должен вырасти? Комиссия по перерасчёту тарифа на том же самом месте. Пришёл новый аким Усть-Каменогорска, а мы его не видели. Если автобусов нет – перевозчики виноваты. Если есть – акимат с нами разговаривать не хочет. Вот отношение власти к нам. Пренебрежительное».

По словам Айжан Рахимбаевой, в ВКО действует 326 регулярных маршрутов, в том числе 18 международных, 22 междугородних межобластных, 76 междугородних внутриобластных, 51 внутрирайонный, 14 внутрипоселковых, 145 внутригородских. Населённые пункты области связаны регулярным сообщением с городами РФ и КНР. Транспортная связь населённых пунктов районов с областным центром и райцентрами организована с помощью автомобильных межрайонных и межобластных маршрутов. Перевозки внутри районов организованы несколькими маршрутами либо вообще отсутствуют. Из 586 населённых пунктов ВКО с населением больше 100 человек и которые подлежат автобусному сообщению, регулярным транспортным сообщением обеспечены 409. Это 73,6%. Для обеспечения населённых пунктов регулярным сообщением с райцентрами совместно с акиматами городов и районов определён перечень социально значимых сообщений. Туда вошли 65 маршрутов по 12 районам. Этот перечень утверждён маслихатом и находится в органах юстиции на утверждении.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как помочь общественному транспорту справиться с пандемией?

О трудностях, с которыми придется столкнуться в посткарантинный период, перевозчики рассказали на встрече с председателем президиума НПП РК «Атамекен» Тимуром Кулибаевым.

27 Май 2020 09:27 626

Как помочь общественному транспорту справиться с пандемией?

Фото: Серикжан Ковланбаев

В Казахстане в связи с введением режима ЧП приостановлены международные перевозки пассажиров и багажа всеми видами автомобильного транспорта с КНР, Россией, Кыргызстаном, Узбекистаном и Монголией, в том числе 117 регулярных маршрутов, а также транзитные пассажирские перевозки.

Также во время ЧП приостановлены городские и пригородные перевозки пассажиров в г. Нур-Султане, в г. Алматы и остальных регионах перевозки пассажиров были ограничены (временное ограничение, снижение частоты движения, а также перевозка пассажиров только по сидячим местам).

«Закрытие маршрутов общественных пассажирских перевозок на период карантина с учетом запрета международных, междугородних, городских, внутриобластных маршрутов предприятия общественного пассажирского транспорта понесли потери доходов. Доходы упали на 40%. Предприятия общественного пассажирского транспорта оказались в такой же ситуации, как другие закрытые виды деятельности (общепит, ТРЦ, ТД, рынки)», – сказал в ходе встречи директор ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» Марат Абдрахманов.

Выход из сложившейся экономической ситуации предприниматели видят в получении введенных антикризисных налоговых преференций, также обеспечении акиматами выплат субсидий компаниям, осуществляющим социально-значимые перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах.

На 2020 год местные исполнительные органы регионов утвердили объем субсидирования в размере 36 млрд тенге, по плану сумма составляла 71 млрд тенге. При этом субсидирование не предусмотрено в Алматинской, Актюбинской, Костанайской и Мангистауской областях, транспортные компании находятся на грани закрытия. В остальных регионах, несмотря на снижение пассажиропотока, автобусные компании осуществляли перевозки пассажиров по установленным маршрутам, объем субсидирования остался на прежнем уровне.

«Нам необходимо получить субсидирование. На сегодня загрузка транспорта компании составляет 50%, или 38 маршрутных автобусов, ежедневная выручка едва перекрывает расходы на обслуживание и содержание транспорта, приобретение топлива, а также фонд оплаты труда. Наша компания работает более 22 лет, в штате у меня работает 180 водителей, 21 кондуктор, которых в связи с остановкой общественного транспорта мы были вынуждены отправить в отпуска без содержания. Часть затрат мы смогли компенсировать за счет социальной выплаты по потере дохода в размере 42 500 тенге», – говорит генеральный директор ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Асия Шаримова.

С объявлением ЧП в городах заметно снизился пассажиропоток. Например, в Алматы пассажиропоток снизился в 10 раз (с 1,4 млн до 140 тысяч человек в день). На городских и пригородных маршрутах задействовано 12,5 тысячи автобусов и работают более 60 тысяч человек.

В этом году «Атамекеном» совместно с бизнесом и госорганами был разработан комплекс мер по развитию городских пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

«Разработка комплексных мер началась после поручения главы государства по итогам расширенного заседания правительства РК от 24 января. Комплексный план направлен на обеспечение стабильности пассажирских перевозок, его утверждение планируется в мае-июне 2020 года», – рассказал директор департамента логистики и перевозок Мурат Амрин.

Комплексный план предусматривает пять направлений:

  • пересмотр стоимости проезда пассажиров на городских маршрутах;
  • определение перечня социально значимых городских маршрутов;
  • обеспечение полноценного субсидирования городских маршрутов;
  • совершенствование законодательства в сфере пассажирских перевозок;
  • внедрение электронного билетирования и диспетчеризации.

Также Нацпалата инициировала в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предложение по освобождению деятельности пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам от уплаты НДС, что позволит снизить налоговую нагрузку на перевозчиков.

Карантинный транспортный коллапс

Проблемы авиа-, авто- и ж/д транспорта в Казахстане из-за введения ЧП.

10 Апрель 2020 16:15 2352

Карантинный транспортный коллапс

Фото: zakon.kz

Какие проблемы испытывает авиа-, авто- и железнодорожный транспорт в Казахстане. Сегодня на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» под председательством зампреда НПП Евгения Больгерта состоялось обсуждение ситуации в транспорте в период режима ЧП и мер по поддержке рынка.

Пассажиропоток на автотранспорте упал в 10 раз

Автомобильный транспорт в части пассажирских перевозок выполняет задачи по передвижению граждан. Как рассказал гендиректор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев, из-за ограничивающих мер пассажиропоток по всем регионам в среднем упал в 10 раз. Перевозчики жалуются на сложившуюся тяжелую ситуацию, и особенно в регионах, в которых перевозки не субсидируются.

«Финансовое состояние предприятий неудовлетворительное. Мы не сможем покупать топливо, обеспечивать ремонт техники. Начнутся срывы маршрутов. Поэтому мы ставим вопрос о необходимости распоряжения правительства, чтобы местные исполнительные органы возмещали расходы предприятий по топливу и заработной плате водителей. Затем мы хотели попросить, чтобы на этот год предприятия автотранспорта освободили от налога на транспорт и фонд оплаты труда», – сообщил Сабит Аманбаев.

По его данным, несмотря за запрет применения штрафных санкций, банки звонят и требуют оплачивать займы. В этой связи перевозчики просят о введении официального запрета на штрафные санкции по всем видам займов.

«По вопросам возмещения прямых расходов на топливо и заработную плату каждый акимат должен сам просчитать, потому что ситуация ежедневно меняется. То мы добавляем технику по заданиям акимата, то уменьшаем количество графика», – отметил глава Союза автотранспортников.

По его словам, в Алматы с 16 марта по 31 марта затраты перевозчиков составили 1 млрд тенге, а доходность от реализации билетов составила 500 млн. Таким образом, убытки оцениваются в сумме полмиллиарда тенге. Идет взаимодействие с акиматом Алматы, который планирует возместить стоимость топлива.

«Так же должны взаимодействовать и во всех других регионах. Расчеты мы представим в скором времени», – резюмировал Аманбаев.

Доходы авиакомпаний и аэропортов рухнули на 95-97%

С 29 марта 2020 года практически приостановлены все пассажирские рейсы среди аэропортов Казахстана, как внутренние, так и международные. Осуществляются только транзитные, грузовые и ряд гуманитарных рейсов, которые выполняются по особым разрешениям. Доходы авиакомпаний и аэропортов снизились практически на 95-97%. Об этом в ходе обсуждений рассказал исполнительный директор АО «Международный аэропорт Нур-Султан Назарбаев», председатель подкомитета по гражданской авиации комитета логистики и перевозок НПП «Атамекен» Даулет Хамзин.

По его данным, некоторые региональные аэропорты практически остались без доходов. Доходы, связанные с не авиационной деятельностью, также в связи с закрытием терминалов аэропортов практически были сведены к нулю.

«В такой ситуации ясно, что авиапредприятия республики не смогут самостоятельно преодолеть кризис и необходимы меры господдержки, чтобы восстановить отрасль после снятия карантинных мероприятий», – сообщил Даулет Хамзин.

Он напомнил, что 26 марта было направлено совместное обращение от аэропортов Казахстана в канцелярию премьер-министра. Они касаются как освобождения, так и предоставления отсрочки уплаты налогов по разным видам налогов, начиная с налога на имущество, налога на транспорт, налога на землю, платы за использование гособъектов. Второй пункт – это предоставление налоговых каникул на налоги, начисляемые по фонду оплаты труда, социальные отчисления и выплаты в Фонд медицинского страхования. Также были просьбы от аэропортов, по крайней мере, тех, которые активно обслуживают международные рейсы и рейсы иностранных перевозчиков, произвести полный возврат невозмещенного НДС за 2019-2020 годы, который с трудом получают практически все аэропорты.

«Учитывая, что аэропорты – это субъекты естественной монополии и постоянно сдают отчеты в КРЕМ, естественно, необходимо предусмотреть отсрочку по исполнению всех инвестиционных программ, которые вкладываются в регулируемые тарифы, и освободить от штрафов и других видов наказаний за неисполнение этих инвестиционных программ в 2020 году. Так как все инвестиционные проекты практически во всех аэропортах были приостановлены», – отметил Даулет Хамзин.

Также, по его словам, есть проблемы, связанные с приобретением ГСМ и их стоимостью в условиях резкого падения цен на нефть. Тренд по снижению стоимости авиакеросина в Казахстане наметился, но, тем не менее, средняя оптовая стоимость поставок процентов на 30 выше, чем среднерыночная стоимость в Европе и других частях мира.

«То есть наши ресурсодержатели и давальцы не такими темпами снижают стоимость керосина, как идет во всем мире. И опять возникает ситуация, когда в Казахстане авиакеросин становится самым дорогим в мире. Чтобы как-то поддержать авиаперевозчиков, которые, надеюсь, возобновят работу после снятия карантинных мероприятий, мы вышли с предложением рассмотреть покрытие части затрат авиакомпаний на аэропортовые услуги за счет государства. Таким образом, аэропорты смогут предоставить скидки для авиаперевозчиков, чтобы те могли возобновить авиаперевозки», – подчеркивает Д. Хамзин.

По мнению и. о. директора столичного аэропорта, данный пункт является одним из самых важных, потому что позволит максимально быстро восстановить авиаперевозки, стимулировать авиаперевозчиков восстановить рейсовую инфраструктуру. Также авиаперевозчики вышли с предложениями субсидировать и компенсировать потери, которые они понесли в связи с выполнением гуманитарных рейсов, рейсов по репатриации казахстанцев из зарубежных стран, а также с вынужденным возвратом билетов в большом объеме. Для многих авиакомпаний этот денежный отток является существенным ударом. Как одно из предложений от наших авиакомпаний – ввести нулевой НДС на внутренние перевозки и обеспечить освобождение от таможенных пошлин и уплаты НДС при ввозе запасных частей для обслуживания воздушных судов.

Также Даулет Хамзин отметил проблему утечки квалифицированных кадров. По его словам, многие авиакомпании привлекают иностранных граждан.

«В связи с этим выходит с предложением упростить для иностранных граждан процедуру получения рабочих виз без выезда с территории Казахстана, так как многие из них оказались невыездными во время карантина», – озвучил проблему и. о. директора столичного аэропорта.

Также он отметил, что в части по «Казаэронавигации» предприятие просит предоставить понижающие коэффициенты до 50% на выполнение внутренних рейсов. Со стороны государства предлагается освободить от дивидендов за 2020 и 2019 год компании с госучастием. Такие как «Казаэронавигация», государственные аэропорты и так далее.

Стоимость авиакеросина мешает конкурировать с аэропортами России

В свою очередь директор авиационного маркетинга АО «Международный аэропорт Алматы» Кусаев Абдул отметил, что на сегодняшний день стоимость керосина в Казахстане не отражает реальную стоимость, которая сейчас идет на рынках.

«Нам очень мешает конкурировать с аэропортами России, у которых стоимость существенно ниже, на 10-15% дешевле, чем у нас. Соответственно, многие авиакомпании выбирают в качестве транзита аэропорты России. Наши ресурсодержатели, по идее, тоже заинтересованы в продаже керосина в больших объемах. Сейчас идет затоваривание складов. Поэтому мы бы хотели, чтобы они были более гибкими и быстрее реагировали на то, что происходит сейчас на рынке. Особенно на рынке России, и что бы цены держали на том же уровне», – подчеркнул Кусаев Абдул.

Также Даулет Хамзин отметил, что ресурсодержатели обратились в министерство энергетики и получили квоты на экспорт авиакеросина из Казахстана.

«Вместо того чтобы привести цены на авиакеросин в соответствие с мировыми трендами и дать возможность увеличить заправки в аэропортах, они пытаются вывести авиакеросин в те страны, у которых нет таких ресурсов – Таджикистан, Узбекистан, и тем самым заработать максимальную маржу. В то время как мы не можем привлечь транзитный потенциал и в достаточной степени предложить конкурентные цены для компании, которые летят через аэропорты Казахстана», – констатировал Даулет Хамзин.

По его словам, в среднем все аэропорты и авиакомпании Казахстана, по статистике, потребляют от 650 тысяч тонн за год. Учитывая огромный рост, который начался с прошлого лета в связи с вводом FlyArystan и активностью грузовых перевозок и транзитных перевозок, предполагалось, что на текущий год, если бы не карантин, потребность в керосине выросла бы до 850 тысяч тонн в год.

Прогнозное падение на 10-30% в железнодорожном транспорте

По словам председателя наблюдательных советов АНЭК и КазАПО Ильи Сегала, ситуацию анализировали в январе, когда пошла проблема от коллег по перевозкам с Китаем. По его словам, какие проблемы сегодня появились у компании: на 14% вырос курс швейцарского франка – это валюта ж/д тарифа, на 15% – валюта расчета между экспедитором и иностранным партнером. После введения 16 марта ЧП ассоциация на основании опроса и обсуждения с компаниями определила основные проблемы и сформировала основные причины их возникновения и предложения по поддержке. 8 апреля письмо направлено на имя премьер-министра Казахстана.

По данным ассоциации, до 10% вагонов стоят без работы или не могут быть отремонтированы в связи с тем, что проблемы с закупом и поставками колесных пар.

«Компания прогнозирует, что к уровню девяти месяцев прошлого года падение составит 10-30%, причем убытки на 55% связаны с введением режима ЧП и его последствиями, а остальные – от роста курса доллара и швейцарского франка. У компаний стоят проблемы по сохранению подготовленного высококвалифицированного персонала, оплате труда и возможности продолжения своей деятельности, к сожалению», – рассказал Илья Сегал.

По его словам, без господдержки национальные ж/д компании и предприятия МСБ, которые работают в сфере ж/д перевозок, не устоят в этой ситуации. По оценкам, это может ухудшить качество жизни с учетом коэффициента семейственности – более 100 тысяч человек. В качестве мер поддержки Илья Сегал озвучил налоговые каникулы, отсрочки платежей других видов налогов без начисления штрафов и пени, освобождение от налога на имущество, транспорт, землю, отсрочки выплат по банковским займам до 1 октября, рефинансирование текущих кредитов. А также введение запрета на начисление банками, кредитными и лизинговыми организациями штрафов и пени, отмена сбора на хранение порожних вагонов на эксплуатационных путях, представление скидок АО «НК «КТЖ», если будет господдержка, она тоже сможет это сделать, резюмировал председатель наблюдательного совета.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: