Госпрограмме добавят бизнес-инициатив

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
11743

НПП "Атамекен" инициировала процесс обсуждения госпрограммы развития агробизнеса.

Госпрограмме добавят бизнес-инициатив

Бизнес-сообщество приступило к обсуждению проекта госпрограммы развития агропромышленного комплекса до 2020 года, разработанного министерством сельского хозяйства. Как оказалось, у представителей сельхозбизнеса есть немало вполне конкретных предложений по программе, однако значительная их часть в документ уже явно не войдет.

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Нуржан Альтаев сообщил, что сегодня поступило уже более 60 различных предложений от ассоциаций сельхозпроизводителей, Так, есть пакет предложений от Казахской хлопковой ассоциации по включению в приоритетные отрасли производство и переработку хлопка-сырца.

При этом они предлагают сохранить существующий комбинированный порядок субсидирования хлопководства: 1 транш – за гектары, 2 транш – за объем урожая. 

Есть предложения Ассоциации кредитных товариществ Казахстана по развитию системы фондирования кредитных товариществ через привлечение депозитов членов КТ для перераспределения свободной ликвидности через Центральное кредитное товарищество. "Поэтому в представленной Концепции хотелось бы увидеть дальнейшее развитие кредитных товариществ в части привлечения альтернативных источников фондирования", - отметил господин Альтаев.

Кроме того, ряд сельхозпроизводителей считают "неэффективными субсидирование мяса, молока и других видов продукции и предлагает делать ставку на инвестиционном субсидировании и субсидиях, направленных на увеличение маточного поголовья, так как, приобретая технику, фермер тем самым укрепляет свою материально-техническую базу. А увеличивая маточное поголовье, мы увеличиваем производство мяса, молока, шубата, шерсти и т.д.

"Учитывая сложности сельхозтоваропроизводителей со сбытом произведенной продукции, предлагают предусмотреть строительство овощехранилищ и заготовительных центров на принципах ГЧП. И здесь необходимо отметить, что многие сельхозпроизводители предлагают решить вопросы сбыта продукции путем выстраивания системы на принципах ГЧП, и мы полностью поддерживаем данное предложение", - подчеркнул господин Альтаев. 

Молочные предприятия выражают обеспокоенность субсидированием кормовых культур. Их предложение заключается в сохранении погектарной субсидии для производства сочных кормов для животноводства. Это кукуруза на силос, подсолнечник на силос, а также для однолетних трав. На переработку они сдаваться не будут, а для молочного животноводства, где продуктивность зависит от присутствия в рационе сочных кормов, это очень важно.

Председатель комитета социальной политики бизнеса НПП "Атамекен" Талгат Доскенов обратил внимание на общестрановые проблемные вопросы, касающиеся всех без исключения фермеров. Так, по его мнению, сегодня необходимо обратить внимание на, так называемую, "желтую корзину ВТО", потому что "разрешенный уровень мер государственной поддержки сельского хозяйства в виде прямых дотаций при вступлении в ВТО составляет 8,5%, а фактически по программе "Агробизнес 2020" - это порядка 4,8%". "Перед бюджетной комиссией необходимо ставить эти вопросы, что позволит увеличить долю финансирования сельского хозяйства", - убежден он. 

Кроме того, подчеркнул господин Доскенов, предлагаемая программа не содержит новых экономических стимулов для развития сельхозкооперации. "Тем более, что практика показала, что при кооперации есть барьеры, которые сдерживают на сегодняшний день, и все эти барьеры пока еще не сняты", - подчеркнул он. 

В ответ на эти замечания вице-премьер - министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов заверил, что все предложения бизнес-сообщества будут внимательно рассмотрены. Но по уже озвученным вопросам позицию Минсельхоза изложил. К примеру, увеличения размеров господдержки ждать фермерам явно не стоит. 

"Что касается желтой корзины, мы сейчас отталкиваемся от возможностей бюджета. Сейчас кризисный период, поэтому мы пока для того, чтобы нас поддержали министерства экономического блока, исходили из того, что пока мы ориентируемся на тот бюджет, который был утвержден для существующих программ. А так - да, мы согласны, что мы еще не добираем на тот уровень, который мы согласовали при вступлении в ВТО", - сказал он.

Не стоит ждать бизнесменам и налоговых реформ. Хотя в ходе обсуждения проекта программы они обратили внимание на статью 488 налогового кодекса, не только препятствующую развитию сельхозбизнеса, но и способствующую коррупции. 

"Эта статья говорит о том, что, если инвестиции в сельское хозяйство идут со стороны аффилированных фирм, тогда другие аффиллированные фирмы теряют льготы как инвесторы, - отметил общественный деятель Мухтар Тайжан. - Но вопрос об их аффилированности решает сам налоговый инспектор. Нет четкого определения, аффилирован или нет. Здесь (в налоговом кодексе) определяется так, что они имеют влияние на решение друг друга, и решает это налоговый инспектор. На мой взгляд, это основа для коррупции. Я считаю, это сдерживает (развитие сельхозпредприятий), мешает бизнесу в сельском хозяйстве". 

С ним полностью солидарен и вице-президент Ассоциации кондитеров Казахстана Талгатбек Алихан. "Допустим, я продал как сельхозпроизводитель неаффилированному лицу, он экспортировал и вернул НДС, или же я продал своему аффилированному лицу, и он также экспортировал и также вернул НДС. В чем разница? Эта льгота предоставляется сельхозпроизводителю. И он имеет право продать и на экспорт, и внутри Казахстана. Поэтому неважно, он продаст своей компании или чужой компании - если продавать на рынке", - считает он. 

Как оказалось, у правительства уже готов ответ на этот вопрос - отменять норму по аффилированности кабмин не планирует даже в проекте нового налогового кодекса, который в настоящее время разрабатывается. Как заявил господин Мырзахметов, если механизм определения аффилированности, вероятно, можно конкретизировать, то сама норма должна остаться. "Речь идет о том, что когда компания пытается реализовать на экспорт какую-то продукцию, государство возмещает 70% НДС. Чтобы еще минимизировать затраты, даже эти 30% (оставшиеся) компания-экспортер ставит еще одну компанию - до экспорта и там накручивает всю эту стоимость. И государство начинает компенсировать НДС не от 100%, а от 130%. Это известная схема", - объяснил он. 

Впрочем, пока дискуссия только началась, и, возможно, бизнесменам удастся по ряду позиций изменить настрой Минсельхоза. Тем более, что ключевая задача у всех одна - сделать аграрный сектор действительно устойчивым и конкурентоспособным, с тем, чтобы сельхозпредприятия обеспечивали как внутренний рынок качественной продукцией, так и заняли свою нишу на мировом рынке - в числе ведущих производителей.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться