DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,48 Brent 36,55
Госсектору – кнут, частному – пряник

Госсектору – кнут, частному – пряник

Министерство по инвестициям и развитию подготовило поправки в законодательство в части энергосбережения.

10 Ноябрь 2018 16:40 3079

Госсектору – кнут, частному – пряник

Автор:

Карина Алимова

Изменить подход по регулированию энергосбережения в частном и государственном секторах намерено Министерство по инвестициям и развитию (МИР) РК. Соответствующая работа со стороны ведомства начата. На I Международном форуме энергосбережения в Астане концепцию новелл презентовал заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК Тимур Нурашев. 

Представляя пакет законодательных поправок, он подчеркнул, что для частного сектора готовятся послабления, а для государственного – ужесточения.

«Мы понимаем, что применение только лишь административных мер своих результатов не даст для развития энергосбережения. Поэтому для частного сектора мы предлагаем частичное исключение жёстких норм регулирования, ведение профилактического контроля, передачу контрольных функций уполномоченного органа по вопросам электроэнергетики, создание стимулирующих механизмов. Это те концептуальные блоки, которыми мы отходим от жёсткого регулирования в сторону стимулирующих механизмов. И наоборот, для квазигосударственного сектора, где у нас затрачиваются бюджетные средства, мы предлагаем ужесточить, проводить полный мониторинг энергопотребления. В частности, мы хотим расширить ГЭР за счёт всех государственных учреждений, применять в отношении руководителей данных организаций ,как бюджетных, так и квазигосударственных, более жёсткие меры регулирования, а также становления нормативов энергопотребления», – сообщил Тимур Нурашев. 

Для частных юридических лиц, входящих в Государственный энергетический реестр (ГЭР), предлагается упростить перечень информации. Например, исключить необходимость в предоставлении данных о потреблении и потерях воды в натуральном и денежном выражении, а также об оснащённости приборами учёта энергоресурсов. Для госучреждений же перечень информации будет, напротив, расширен.

Энергоаудиторов сертифицировать   

Энергоаудиторскую деятельность в Казахстане сегодня осуществляют 135 юридических лиц и 260 физических. Однако анализ 525 заключений вынесенных энергоаудиторами за последние три года показал несоответствия более чем 60% документов. 

«Этот анализ ежегодно проводится, затем энергоаудиторским организациям выдаются замечания, которые, конечно, они принимают в работу и впоследствии исправляют. Проблема сама по себе не решается. Мы считаем, что проблема в низкой квалификации энергоаудиторов. Мы перевели аттестацию энергоаудиторских организаций в уведомительный порядок, и, по сути, любое юрлицо, предоставив только минимальный перечень сведений в наш комитет, сразу же становится энергоаудиторской организацией. Конечно, после этого мы проводим какие-то проверки, но они должного эффекта не дают. И в этой связи мы предлагаем пересмотреть определённые механизмы. В частности, предлагается ввести органы по подтверждению соответствия персонала. Так, сегодня работают органы по сертификации продукции. Это апробированный в международной практике инструмент. Это означает, что, во-первых, органы сертификации сами несут ответственность за тех лиц, которых они аттестовали», – пояснил представитель министерства.   

Разрешительный документ на деятельность энергоаудиторы должны будут подтверждать каждые два-три года. Также предлагается наложение обязанности по проведению обязательного энергоаудита крупным предприятиям, проведение обязательного энергоаудита в виде экспресс-энергоаудита при выполнении определённых условий.  

Разработчики поправок намерены инициировать: назначение ответственных лиц по энергосбережению и энергоэффективности на крупных субъектах ГЭР; освобождение субъектов ГЭР, не имеющих на своём балансе объектов потребления энергоресурсов, от обязательного энергоаудита; введение запрета на проведение энергоаудита у субъектов ГЭР аффилированными юридическими лицами или энергоаудиторскими организациями. Кроме того, планируется внедрить механизм саморегулирования энергоаудиторской деятельности на обязательной основе. 

Энергосервис вести своим

Энергосервисные компании в рамках концепции предусматривается наделить возможностью заключать договоры вне госзакупок. При этом сопровождение энергосервисных проектов по механизму ГЧП предлагается передать Институту развития электроэнергетики и энергосбережения.   

«На сегодня законодательством закреплено, что сопровождение проектов ГЧП имеет право проводить только Центр ГЧП, но, когда мы обсуждали вопрос с Министерством национальной экономики, в принципе, допускается возможность наделения такими полномочиями в части отраслевой специфики каких-то других организаций. Мы хотим, чтобы энергоаудит стал первым направлением, где создан отдельный институт, который будет сопровождать проекты ГЧП», – отметил Нурашев. 

Пока же при реализации проектов по механизму государственно-частного партнёрства энергосервисные компании сталкиваются с проблемами, связанными со структурированием и сопровождением. Сроки прохождения процедур срываются, а разработанная подрядными организациями документация недостаточно проработана. В итоге зачастую конкурсы по выбору партнёра остаются несостоявшимися. 

«Это уже одна из больших проблем при реализации проектов. И для повышения результативности проводимой работы в части усиления государственной административной поддержки бизнеса по реализации проектов ГЧП целесообразно ввести юридическое лицо по сопровождению таких проектов с учётом из отраслевой особенности», – полагает спикер. 

Акиматы посадить на индикаторы  

Реализация политики по энергосбережению на региональном уровне сегодня, мягко говоря, не внушает оптимизма. В республике имеются целевые показатели и комплексные планы по энергосбережению, но закреплённых целевых показателей энергосбережения нет. По этой причине мероприятия по энергосбережению в регионах финансируются по остаточному принципу. 

«Мы предлагаем утверждать совместно с заинтересованными органами показатели по энергосбережению для местных исполнительных органов, а в частности, есть программа развития территорий, где определяются основные показатели развития того или иного региона, туда включить индикатор по энергосбережению. У МИО нет даже компетенций по разработке отраслевых региональных решений, а также компетенций по их реализации. Для частного сектора это непонятно, но, когда работает государственный орган, зачастую просто элементарная бюрократическая заковырка, когда нет компетенции на выполнение той или иной функции, мешает государственным органам чётко, более полноценно заниматься вопросами», – сказал Тимур Нурашев. 

Надзор и профилактика

В сфере энергосбережения авторы законодательных поправок предлагают ввести новый институт профилактического контроля, который будет отличаться от действующей системы введением профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений без адмпроизводства. 

«Это делается в рамках снижения нагрузки на бизнес. Мы будем вводить профилактический контроль и надзор без посещения объекта контроля», - сообщил замглавы КИРПБ МИР РК. 

В закон об энергосбережении предлагается внести изменения следующего содержания: введение адмответственности для первых руководителей госучреждений за нарушение сроков по предоставлению информации, вносимых в ГЭР; установление адмответственности государственного и квазигосударственных секторов по соблюдению нормативов энергопотребления; установление сроков разработки и утверждение планов мероприятий не более шести месяцев по итогам энергоаудита. 
В настоящий момент для объектов энергетического сектора установлены требования по соблюдению нормативных значений коэффициента мощности в электросетях и нормативов по расходу энергии на собственные нужды электростанций и подстанций. Для качества эффективной реализации предлагается передать в компетенцию уполномоченного органа в области электроэнергетики функции по контролю соблюдения вышеуказанных индикаторов. 

Дать стимул 

В противовес ужесточению контроля также предусматриваются стимулирующие меры по повышению энергоэффективности. На сегодняшний день, кроме выдачи квот на выбросы предприятиям при достижении плана по снижению энергопотребления, других схем, которые могли бы заинтересовать организации больше экономить энергоресурсы, нет. 

«В условиях, когда стоимость электроэнергии у нас относительно невысокая, без стимулирующих механизмов, без того, что предприятие само не будет заинтересовано экономить, мы ничего не добьёмся. И административных мер здесь на самом деле принимать не следует. Поэтому необходимо такие механизмы внедрять», – пояснил Тимур Нурашев. 

В этой связи предлагается: частичное возмещение затрат энергосервисных компаний на реализацию энергосберегающих мероприятий; субсидирование ставки вознаграждения по кредиту с частичной гарантией по погашению задолженности заёмщика в размере до 50% от суммы кредита; производителям энергоэффективного оборудования и материалов предоставлять налоговые льготы в части освобождения от НДС на импорт ввозимого оборудования и запчастей. Наряду с данными изменениями планируется предусмотреть механизмы налоговых льгот для предприятий, достигших определённых показателей  энергоэффективности.   

Карина Алимова 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Ряд поправок предлагается внести в закон по режиму ЧП

Возможность экстренно корректировать законодательство в период ЧП предлагают предусмотреть в министерстве национальной экономики, сообщает inbusiness.kz.

29 Апрель 2020 10:51 616

Ряд поправок предлагается внести в закон по режиму ЧП

Фото: primeminister.kz

Глава ведомства Руслан Даленов внес в мажилис парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам чрезвычайного положения».

«Целью документа является возможность принятия оперативных мер в период ЧП для обеспечения социально-экономической стабильности. Он определяет механизм функционирования государственного управления в период чрезвычайной ситуации», – пояснил он.

Для этого, по словам министра, вносятся поправки в законы «О чрезвычайном положении» и «О правовых актах».

«Законопроектом к ним отнесены 14 сфер. В их числе налоговое, бюджетное, таможенное, банковское, трудовое, антимонопольное законодательство. А также законодательство о здоровье, государственных закупках, о валютном регулировании. Кроме того, в сфере социальной защиты, государственного имущества, государственного контроля и надзора, а также реализации международных обязательств страны», – уточнил Даленов.

Правовые акты, принятые в период чрезвычайного положения, в целом будут действовать до окончания срока его действия, продолжил он. Исключение составят акты, в которых будет установлен иной срок их действия.

«Также предложена поправка, согласно которой действие нормативного правового акта или отдельных его норм может быть приостановлено в случае и порядке, установленном Законом «О чрезвычайном положении». В целом указанные поправки направлены на обеспечение социально-экономической стабильности в период чрезвычайного положения. Принятие проекта закона не повлечет дополнительных финансовых затрат из бюджета и негативных социально-экономических и (или) правовых последствий», – резюмировал он.

Дана Карина

Айдос Сарым: «Люди у нас превратно и узко воспринимают законодательство»

В Казахстане обсуждают первый пакет политических инициатив.

14 Февраль 2020 12:33 1277

Айдос Сарым: «Люди у нас превратно и узко воспринимают законодательство»

Фото: Серикжан Ковланбаев

«Детский сад» или спящие пенсионеры в парламенте? Одна из поправок, входящая в первый пакет политических инициатив президента, – предоставление 30%-ной квоты в избирательных партийных списках для женщин и молодежи – вызвала интересную дискуссию на заседании общественного совета в минюсте.

Неоднозначным оказался вопрос возраста. Прозвучало мнение, что возрастной порог, который установлен законодательством для определения молодежи, 29 лет, не подходит для «пропуска» в депутаты. В таком возрасте человек «жизни не видал еще» и потому не сможет работать с населением, отвечать на его вопросы, считает председатель общественного совета минюста Серик Акылбай.

«Не надо наш законодательный орган превращать в детский сад», – сказал он и предложил поднять возрастную планку до 35 лет.

Другая участница обсуждения – директор союза профессиональных медиаторов «Келiсу» Сара Идрисова, напротив, уверена в том, что «омоложение» парламенту необходимо.

«Мы работаем с парламентом, даже в Интернете есть… как спят наши депутаты, которые занимаются такой важной работой», – говорит она.

Более того, Сара Идрисова считает, что если депутаты будут получать более низкую, чем сейчас, заработную плату и будут лишены всех льгот, это повысит профессиональный уровень законодателей, поскольку в эту сферу придут те, кто хочет искренне работать во благо государства.

Льготы, зарплаты, возраст

«Заработная плата депутатов – это вопрос, который регламентируется внутри парламента. В мировой практике если к власти приходит «очень популистская» либо очень богатая партия, то зарплата снижается, как правило. В истории США есть опыт, когда миллиардеры, работая в правительстве, парламенте, назначали себе зарплату в один доллар и работали за свои деньги», – комментирует для inbusiness.kz политолог Айдос Сарым.

Ссылаясь на свои накопленные еще с 1990-х годов наблюдения за тем, как это происходит в Казахстане, он делится таким мнением:

«Парламентарии, даже приходя на популистских лозунгах, как правило, постепенно начинают требовать себе квартиры, льготы, проездные, командировочные, зарубежные поездки и т. д. Я более чем уверен: все, кто сегодня предлагает что-то (отменить льготы или снизить зарплаты для депутатов. – Ред.), попадя в парламент и не имея при этом сильной материальной базы, уже через полгода начнут эти темы поднимать», – говорит политолог.

По его мнению, каждый депутат, «если он честный человек и за эти лозунги всю жизнь бился», может персонально отказаться от льгот и высокой зарплаты.

«Но опять же законотворчество – это непростая работа, не митинговщина. Это на самом деле большая интеллектуальная деятельность. У нас тоже есть депутаты, которые сутками сидят на рабочих комиссиях, на конференциях, изучают мировой опыт. Если кто-то думает, что интеллектуальный труд менее трудоемок или более легок, чем труд шахтера или водителя, то он сильно ошибается. И если кто-то считает, что такой труд не должен оплачиваться, – тоже», – говорит собеседник.

По поводу возрастного порога: некоторый жизненный опыт, на взгляд эксперта, депутатам, безусловно, необходим.

«После окончания вуза и магистратуры надо еще успеть где-то поработать. Если вы знаете школьников и первокурсников, которые могут спасти страну сейчас, я скажу: давайте поменяем возрастной ценз. Думаю, 25-27 лет – более или менее оптимальный возраст, когда человек может становиться депутатом», – считает Айдос Сарым.

В пакете – четыре реформы

«Мы должны стимулировать активный приход женщин в политику, особенно в законотворческий процесс. Точно так же мы должны способствовать приходу в парламент и местных представительных органов молодежи. Для молодежи необходимо создавать не только социальные, но и общественно-политические лифты», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев на втором заседании Национального совета общественного доверия в декабре прошлого года, когда представлял первый пакет политических инициатив.

В целом пакет включает четыре меры реформирования политической системы: внедрение уведомительного принципа организации митингов, снижение порога регистрации политической партии с 40 тыс. до 20 тыс. подписей, предоставление 30%-ной квоты для женщин и молодежи, создание института парламентской оппозиции.

«Прививать общественному сознанию культуру митингов и совершенствовать законодательство о мирных собраниях» – таким был посыл главы государства по поводу митингов.

Законопроект «Об организации и проведении мирных собраний в РК» представили в среду, 12 февраля, на заседании межведомственной комиссии по законопроектной работе в минюсте.

Уведомительный характер организации митингов, пикетов, собраний возможен при условии, что участвовать будет не более 250 человек. Если же количество участников демонстрации, митинга, шествия превышает эту цифру, то предлагается применять регламентированный порядок получения разрешения. Для мирных собраний определят специальные места. Кроме того, в проекте закона прописан механизм рассмотрения уведомлений и заявлений, указан перечень оснований для отказа, введен институт агитации.

Митинги: почему 250

«Норма в 250 человек связана с тем, что у нас в основном больше этого количества на митинги не ходит, – комментирует Айдос Сарым. – Пока идут разговоры по этой теме, я убедился, что люди очень сильно «упираются» в отдельные слова, не понимая сути. Основная дискуссия шла вокруг двух слов – «разрешительный» и «уведомительный». Что такое «уведомительный характер»? Представьте, вы сидите дома, к вам приходят 25-30 друзей и говорят: мы же позвонили. Иногда на таких примерах нужно объяснять. Что будет, если 20 тысяч человек выйдут на улицы или площадь? Ни одна площадь такого количества не выдержит, это большая нагрузка на инфраструктуру».

По словам эксперта, в результате долгих дискуссий было выработано решение – до определенного количества участников можно организовывать митинги в уведомительном порядке, свыше, если говорить о шествии и большом количестве людей, – согласовывать.

«Я в этом ничего страшного не вижу», – комментирует собеседник.

«Люди у нас, к сожалению, превратно и узко воспринимают законодательство, то, каким оно должно быть, – продолжает он. – Ни в одной стране мира, тем более в Европе, законов в том идеалистическом понимании, в каком их представляют, нет. Наоборот, все последнее десятилетие по всей Европе шло ужесточение законов и дальнейшее детальное регламентирование всех событий».

Айдос Сарым считает, что цифра 250 появилась на основе сложившейся в Казахстане практики.

«Повестка проходящих митингов интересна максимум 10-15 тыс. активных пользователей соцсетей. В противном случае мы бы видели другое – по 100 тыс. человек на площадях. Но этого нет. На площади выходят все те же 250 человек. Значит, это их норматив и, значит, у них права кому-то что-то диктовать. Есть закон аналогии и закон прецедента. Если бы у нас на улицах собиралось по 80 тыс. человек и при этом у нас нет подходящих для этого пространств, тогда можно было бы о чем-то другом говорить. Пока этого нет, исходим из всех тех норм и прецедентов, которые есть в нашей недавней истории», – заключает политолог.

Отметим, ранее эксперты обсуждали предложенный пакет реформ. Говорили, в частности, о формате реформ – революционный он или эволюционный, об ожиданиях и о том, что по экономической и социальной корзинам предстоит еще большая работа и «есть шанс более или менее концептуализированные программы или идеи двигать».

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: