Министерство финансов Казахстана в первом полугодии текущего года подготовит проект законодательных инициатив в части перевода госзакупок на принцип централизованной службы, а также интеграции всех имеющихся электронных баз закупок, включая нацкомпании, недропользователей и монополии. Об этом на заседании коллегии ведомства, посвященной итогам за 2016 год, заявил министр Бахыт Султанов.
"Министерством финансов запланировано уже в первом полугодии текущего года совместно с заинтересованными госорганами и организациями разработать соответствующий проект закона. По плану, в первом квартале мы должны защитить концепцию в правительстве", – заявил Бахыт Султанов.
Законодательные новеллы коснутся двух аспектов, рассказывает abctv.kz директор департамента законодательства в сфере госзакупок Минфина Сабит Ахметов.
Во-первых, планируется внедрить единую систему госзакупок по принципу централизованных служб. Цель – максимальная централизация госзакупа, а также освобождение от несвойственных функций госучреждений, которые в целом не занимаются закупками.
"Допустим, школа или детский сад закупает парты в количестве 10 штук. Идея следующая – объединить аналогичные закупки на уровне области или республики. На каком уровне будет централизация, пока точно не определено. Но в результате вместо 10 парт покупать сразу 10 тыс. В результате мы решаем три вещи: сможем закупать большие партии напрямую у поставщика и избегать посреднические структуры, решаем вопрос стандартизации и за счет масштаба будем добиваться больших скидок", – поясняет г-н Ахметов.
Другой немаловажной проблемой, поднимаемой со стороны бизнес-сообщества, которую планируется решить в новом законодательном пакете, является интеграция баз данных закупок в стране. По мнению заместителя председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП) Рустама Журсунова, на сегодня это "один из ключевых вопросов для развития новых бизнесов".
"Сейчас [в Казахстане] существуют как минимум три базы закупок. Это Центр электронной коммерции (курирует все госзакупки), "Самрук-Казына Контракт" (закупки всех нацкомпаний) и NADLoC (закупки недропользователей). Сейчас идет интеграция номенклатурных справочников. Предпринимателям Казахстана сейчас важно и нужно понимать емкость рынка. Сколько потребляется в стране того или иного вида товаров. Тогда бизнесу будет проще понимать и принимать управленческие решения по созданию того или иного производства", – раскрыл важность инициативы топ-менеджер НПП.
На сегодня, по словам г-на Ахметова, объем госзакупок составляет 3,2 трлн тенге в год. И интеграция электронных баз позволит бизнесу увидеть все закупки на общую сумму свыше 13 трлн тенге.
"На сегодня госзакупки государства идут на своей площадке. У квазигоссектора и недропользователей своя. Мы хотим для удобства бизнесменов создать единое окно. Чтобы он заходил на единую точку, и сразу были видны потребности в том или ином товаре или услуге. Была система фильтрации, удобная для поиска. Чтобы, увидев все потребности в закупках, имел представление и больше возможностей поучаствовать", – детализирует представитель Минфина.
При этом ресурс будет носить информационный характер. Законопроектом не предусмотрено внесение изменений в основной свод правила закупок со стороны организаторов. Хотя, как отметил министр в своем выступлении, "различные правила закупок являются одной из причин недостаточного уровня прозрачности процедур таких закупок".
"Законодательная основа такова, чтобы была интеграция и единая точка доступа (веб-ресурс, интегрированный со всеми базами данных). Мы сейчас создаем сайт. В какой форме и кто его будет администрировать, пока вопрос остается открытым. Но концепция его такая, что будет отдельный веб-ресурс, через который можно будет увидеть емкость рынка и уже дальше двигаться к своим площадкам", – подчеркнул Сабит Ахметов.
Новый ресурс можно будет использовать в качестве эффективного превентивного инструмента в борьбе с коррупцией в этой сфере, уверен Рустам Журсунов.
"На базе Центра электронной торговли НПП делали соответствующую business intelligence (BI) систему, через которую можно крутить все цифры в закупках государства. И мы с уверенностью видим некий коридор цен. Например, дизтопливо в разных областях закупается по разным ценам. И завышение порой составляет 60-70%. И это как раз тот ключевой фактор, когда видно сразу, где есть коррупция. Если данный ценовой коридор публиковать, люди сразу будут понимать и видеть свою зону риска", – добавил зампред правления НПП.
С 1 января 2016 года 100% государственных закупок были переведены в электронный формат, а также внедрен камеральный контроль, отметил со своей стороны министр финансов РК. При этом в части борьбы с коррупцией активно внедряются превентивные практики.
"На сегодня 39 тыс. закупок были приведены в соответствие. Более 10 тыс. должностных лиц освобождены от административной ответственности за самостоятельное устранение нарушений. Это прямой результат внедрения камерального контроля. Наблюдается тенденция к снижению нарушений в этой сфере. В 2016 году камеральным контролем было охвачено свыше 220 тыс. конкурсов. Если в начале прошлого года с нарушением признавалась каждая 3-я закупка, то к концу года это уже каждая 5-я", – резюмировал Бахыт Султанов.
Арман Джакуб