Григорий Марченко: "Алматы часто не везет с акимами"

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
44760

Экс-глава Нацбанка РК поделился видением на развитие экономик Казахстана и Кыргызстана.

Григорий Марченко: "Алматы часто не везет с акимами"

Экс-председатель Национального банка РК Григорий Марченко поделился мнением относительно разницы в развитии экономик Казахстана и Кыргызстана. В интервью Kaktus Media он отметил, что не будет спорить с г-ном президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым, потому что "спорить надо с фактами, излагаемыми концепциями".

В том числе Григорий Марченко привел сравнение размеров ВВП Алматы и Кыргызстана.

"Когда были эти разговоры о том, кто лучше живет и так далее, говорилось о том, что ВВП Алматы в несколько раз выше, чем у Кыргызстана. Да. Хочу напомнить, что в городе Алматы, где я родился и вырос, я ни разу не видел ни нефтяных вышек, ни цехов по выплавке меди и алюминия. Те самые ресурсы, которые нам Бог дал, как стране, и за счет которых мы якобы хорошо живем, они все находятся в других частях Казахстана. При этом мы еще часть налогов, собираемых у нас, отдаем в государственный бюджет, чтобы поддерживать другие регионы страны. Мы всегда город-донор. И нам часто не везет с градоначальниками", – сказал он.

По его мнению, разница в ВВП между Алматы и Кыргызстаном была бы больше, будь у Алматы хорошие акимы и отличное от настоящего распределение собранных налогов и сборов.

"Если бы нам оставляли все налоги и градоначальники были бы хорошими, то разница была бы еще больше. Поэтому дело не в ресурсах. Как раз у нас был период, когда треть всех налогов, собираемых в городе, шла из финансового сектора. И вот как раз те реформы, которые были проведены в финансовом секторе, и пенсионная в 1990-е годы, и привели (не только, конечно, они) к развитию города Алматы. Поэтому то, что здесь не было сделано, там привело к результатам, в том числе к дополнительным налоговым поступлениям, как-то игнорируется. Говорится, что вот им Бог дал, поэтому они хорошо живут", – сказал г-н Марченко.

Что касается разницы в размере пенсий, то экс-глава Нацбанка РК отметил, что при подсчете их размера надо считать "по-честному".

"Если считать по-честному, то нужно считать все источники. У нас как раз есть накопительная пенсионная система, которой в Кыргызстане нет в связи с отсутствием той самой реформы, о которой я несколько раз говорил", – сказал он.

Экс-глава Нацбанка РК напомнил, что казахстанцы получают пенсии из трех источников: солидарная система, базовая пенсия, которую получают все казахстанцы при достижении пенсионного возраста, и пенсионные отчисления.

"Если считать из всех трех источников, то у нас пенсия в 2016 году была ровно в три раза больше, чем в Республике Кыргызстан", – резюмировал Григорий Марченко.

Кроме того, экс-глава Нацбанка РК рассказал, что у него с г-ном Атамбаевым хорошие отношения с тех времен, когда тот занимал должность премьер-министра Кыргызстана. 

"Когда он был премьер-министром, то приглашал меня к себе. Мы много разговаривали. Потом он приглашал своих министров. В общей сложности провели так больше пяти часов. И потом, когда виделись в Астане несколько раз, он всегда тепло ко мне относился. Я им рассказывал про наши финансовые реформы, про пенсионную реформу. Потом мы с ним обедали вместе", – вспомнил Марченко. 

Напомним, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев обвинил Казахстан в попытке повлиять на выборный процесс в руководимой им стране. Выступая на церемонии вручения государственных наград, лидер соседнего государства заявил, что "нам хотят навязать своего кандидата казахские власти".

"Они любят Бакиева. Бакиевы до сих пор проводят в Казахстане праздники. Потому что мы подаем плохой пример для казахского народа. Правильно говорит Нурсултан Назарбаев, что даже ВВП Алматы в пять раз больше, чем ВВП всего Кыргызстана, что ВВП Казахстана больше экономики Кыргызстана в 20 раз. И средний валовой продукт Казахстана в доходах в 10 раз больше Кыргызстана. Почему тогда пенсии Казахстана больше всего в полтора раза, а не в 10, а тарифы выше в пять раз? (Минимальная пенсия в Кыргызской Республике – 1500 сомов (7500 тенге), минимальная пенсия в Республике Казахстан – 45711 тенге (около 9123 сомов); средняя пенсия в КР – 5150 сомов (около 25801 тенге), средняя пенсия в РК – 66051 тенге (13183 сомов). Обменный курс: 1 сом = 5,03 тенге. Таким образом, в Казахстане минимальная пенсия в шесть раз превышает минимальную пенсию в Кыргызстане, средняя пенсия – в два с половиной раза. – Прим. ред.) Потому что разворовывают богатства Казахстана. И мы подаем плохой пример. Атамбаев – плохой пример справедливой власти. У меня не обогащались бы олигархи, подобные Утемуратову, к которому на поклон едут такие, как Бабанов и Сариев (Омурбек Бабанов и Темир Сариев – кандидаты в президенты КР. – Прим. ред.). Правильно Назарбаев на встрече с Бабановым говорил о молодом президенте. Но кому нужен молодой президент? Нам или Казахстану? Я поддерживаю слова Назарбаева о том, чтобы молодой президент к нам пришел. Если наши соседи не очухаются, не опомнятся, я буду говорить по-другому", – неожиданно распалился президент Кыргызстана.

В течение своего более чем двадцатиминутного выступления лидер КР неоднократно возвращался к "казахской проблематике", и было видно, что она его наряду с предстоящими выборами волнует сильнее всего.   Также глава Кыргызстана пригрозил "разобраться" с кандидатами в президенты Омурбеком Бабановым и Темиром Сариевым до 1 декабря 2017 года, когда истекут его президентские полномочия. 

При этом Григорий Марченко считает, что в скандальной речи Алмазбека Атамбаева, произнесенной 7 октября, прозвучали "некоторые вещи, которые не соответствуют действительности".

"Первое, что не соответствует действительности, это то, что в Казахстане уровень доходов выше из-за того, что у нас есть нефть, а в Кыргызстане ее нет. Вот это глубокое заблуждение, которое сознательно проталкивается кыргызскими руководителями уже очень много лет. А я на это всегда рассказываю одно. Что мы в 1993 году, причем я к этой сделке не имел никакого отношения, приняли тяжелое решение – приватизировали наши самые большие месторождения нефти Тенгиз и Королевское. Там было совместное предприятие с участием американцев. Потом через несколько лет приватизировали другое крупнейшее месторождение – Карачаганак. Да, можно было говорить, что можно было продать дороже, что можно было выторговать условия для Казахстана, но тогда, в начале 1990-х годов опыта такого не было. Но в результате инвесторы вложили большие деньги, построили необходимую инфраструктуру. Производство нефти и газа в Казахстане выросло в несколько раз. Американцы, а потом и китайцы, построили экспортные нефтепроводы. И в результате мы имеем этот уровень доходов в нашем бюджете, налоговые поступления от нефтегазового сектора", – сказал Григорий Марченко.

По мнению г-на Марченко, если бы в Кыргызстане в 1993 году по такой же схеме приватизировали ГЭС, достроив новые каскады ГЭС, о чем слышно на протяжении всего этого времени, построили экспортные линии электропередач в Китай, Индию, Пакистан и другие страны, то сейчас "все было бы по-другому".

Президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон, занимавший эту должность с 1995 по 2005 год, активно занимался данным вопросом, разговаривал с руководством Кыргызстана, проработав это с китайской стороной.

"И до сих пор ничего! Вот если бы вы это сделали в 1993 году, то легко посчитать, что сейчас поступления в бюджет Кыргызстана с учетом разницы в размерах населения были бы приблизительно такие же, как и поступления от нефтегазового сектора в Казахстане. Поэтому разница в доходах – это не разница в том, что Бог что-то дал Казахстану и не дал Кыргызстану, а разница в проводимой экономической политике", – сказал Григорий Марченко.

Экс-глава Нацбанка РК отметил, что одна из причин разницы в уровне доходов кроется в реформах, в частности пенсионной.

"Те реформы, в частности пенсионная, которые мы проводим, здесь не проведены до сих пор. При этом я хочу сказать, что миссия Всемирного банка, который этим занимался, одновременно проводилась в России, Украине, Казахстане и Кыргызстане. USAID одновременно это поддерживал. В Украине и в Кыргызстане не было сделано ничего. В России несколько лет спустя была сделана полуреформа – мы видим, к каким результатам она привела. Полноценная пенсионная реформа была сделана только в Казахстане", – считает Марченко.

По его словам, казахстанская сторона обо всем этом рассказывала руководству Кыргызстана: Аскару Акаеву, Феликсу Кулову, Алмазбеку Атамбаеву.

"И до сих пор не сделано ничего", – сказал Григорий Марченко.

Экс-глава Нацбанка РК рассказал и о банальном желании получить "мзду" при решении национальных экономических вопросов.

"Третья тема – это то, что мы говорим про региональное развитие, транзитный потенциал, который есть и у Казахстана, и у Кыргызстана. Вот пример. У нас есть старый советский газопровод Бухара – Алматы, который шел через Бишкек, и было много проблем с кыргызским участком. Потому что его не ремонтировали из-за отсутствия средств. Периодически случалась остановка газа в Узбекистане, как правило, это происходило зимой. У нас в Алматы были с этим проблемы, потому что Кыргызстан или не платил, или были проблемы. Наша сторона предложила за свой счет отремонтировать кыргызский участок газопровода. Премьер-министром был господин Бакиев. И нашим специалистам предложили внести определенную сумму помощнику Бакиева, чтобы мы получили право за свои деньги отремонтировать кыргызский участок газопровода. Естественно, мы от этого отказались. Ремонт не провели, а потом большой экспортный газопровод, который строили китайцы, прошел мимо Кыргызстана. И вот кто в этом виноват? Точно ни казахские олигархи, ни румынские хакеры, ни козни американских спецслужб, ни рука Москвы и так далее", – отметил он.

Поэтому, поделился он мнением, "все проблемы внутри страны".

Григорий Марченко отметил, что для эффективного развития страны нужно несколько факторов.

Первый – это легитимный президент, имеющий доверие народа. Второй – группа реформаторов.

"Это могут быть 10-15 человек, которые будут по разным направлениям. Лучше, чтобы большинство из них были местные. Потому что если привезти 15 американцев или поляков, то адаптация того, что они предлагают, к местным условиям будет проходить очень тяжело", – сказал он.

При этом Григорий Марченко вспомнил американского экономиста Джеффри Сакса, который был советником в Кыргызстане, но не помог продвижению реформ в республике.

Третьим фактором, по мнению Григория Марченко, является профессиональный аппарат.

"Реформаторы могут написать пакет реформ, руководство проведет их через правительство и парламент, но аппарат должен правильно их провести, чтобы там не было саботажа. И чтобы было правильное применение реформ на местах и не было искажений", – сказал он.

Последним фактором г-н Марченко называет необходимость проведения разъяснения проводимых реформ среди населения. 

"Если мы посмотрим на 1990-е годы, то понятно, что у нас практически все было одинаковым. От Алматы до Бишкека три часа езды. Для нас Бишкек – это самый близкий город. Талдыкорган на семь километров дальше. У нас, я не знаю, у трети правительства или жены были из Кыргызстана, или они сами там наполовину или на четверть кыргызы. Народ у нас такой же. Уровень аппарата был практически тот же самый. Реформаторы и у нас были, и у вас были. Но их у вас никто не объединил. И у вас не было самого главного для реформ – политической воли. Это вопрос не к кыргызскому народу и даже не к кыргызским чиновникам, а именно к верхнему эшелону руководства страны. То есть это три президента и 30 премьер-министров. При этом некоторые из них продолжают баллотироваться и говорят, что они все сделают. А кто им раньше-то мешал? Они во многом являются заложниками своих собственных проблем и бизнес-интересов", – отметил экс-глава Нацбанка Казахстана.

По мнению Григория Марченко, необходимо разобраться с мотивами кандидатов в президенты Кыргызстана.

"Ваш президент сказал, что он проведет честные выборы, а те люди относятся к нашей родине как к коммерческому "комку". Наверное, это все-таки преувеличение. Понятно, вот Бабанов. Он крупный предприниматель. У него есть инвестиции и бизнес-интересы и в Кыргызстане, и в России, и в других странах. Он инвестор. Главное правило инвестора, которое сформулировал знаменитый господин Грем еще в 1940-е годы, очень простое: защищай свои инвестиции. Поэтому можно как угодно к нему относиться, всякими эпитетами называть его или других людей. Это рациональное поведение. Он защищает свои инвестиции, а если у него получится, то он их еще и преумножит. Правильно? И он обращается за поддержкой к своим друзьям и партнерам вне зависимости от их гражданской принадлежности, – полагает экс-глава Нацбанка РК. – То есть Утемуратов – это крупный казахский бизнесмен, у которого тоже есть бизнес-интересы в Кыргызстане. И они вместе защищают свои интересы, и если получится, они, естественно, да. Но вы меня извините, Атамбаев же тоже предприниматель. Страной должны руководить люди, которые не относятся к стране и своей власти как к бизнес-проекту, а такие люди, которые бы хотели изменить эту страну к лучшему и проводили бы какие-то реформы в интересах всего народа, а не только в интересах какой-то бизнес-группы".

По его мнению, предприниматели имеют полное право на участие в президентских выборах в Кыргызстане. При этом все руководители данной республики должны понимать участие страны в глобальной конкуренции с другими странами.

"Мы живем все больше в глобальном мире, где построить отдельно развитую, процветающую экономику при открытых границах просто невозможно – развиваться должен весь регион. Для того чтобы здесь было все хорошо, должно быть хорошо и в Казахстане, и в Узбекистане, и в России, и в Китае", – сказал Григорий Марченко.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться