Существует специальный термин, обозначающий стремление компаний выдать обычную продукцию за экологичную – "гринвошинг" (зеленый камуфляж). Подобный вид маркетинга успешно процветает в Казахстане.
О том, как не стать жертвой "гринвошинга", ecojer.kz беседует с сооснователем компании Eco Network Надеждой Ващенко.
Надежда, быть экологичным становится трендом, и многие производители товаров стараются на этом заработать. На какие уловки идут компании, чтобы покупатель поверил в "экологичность" тех или иных товаров?
Одна из основных маркетинговых уловок – это маркировка. Многие компании добавляют на упаковку незарегистрированные знаки, например зеленый листочек и надписи "100% organic", "Эко", "Био" и т. д.. Хотя такие маркировки – далеко не гарантия экологичности товара.
Экомаркировок много, и все они имеют разное содержание. Есть европейские официально зарегистрированные, есть российские. В Казахстане же отсутствует экосертификация на законодательном уровне, поэтому разбираться с экомаркировками товаров покупателю приходится самому.
Значит ли это, что гринвошинг в основном касается отечественной продукции?
Совсем нет. Я регулярно вижу в супермаркетах зеленые бутылки импортного производства с моющими средствами, на которых указано "эко" или "био". Хотя состав жидкости совершенно обычный. На продукции многих казахстанских производителей я вижу то же самое. Здесь можно провести аналогию с растительным маслом, на котором часто пишут "без холестерина". Хотя натуральное растительное масло не содержит холестерин по умолчанию. Однако покупатель "ведется".
В таком случае каким критериям должна отвечать стопроцентно экологичная продукция и какие товары вообще можно считать полезными для окружающей среды?
Есть три критерия. Во-первых, использование экологичного сырья при производстве. Во-вторых, экологичность самого производства. И в-третьих, экологичная утилизация.
Рассмотрим на примере шампуня. Если для его производства используется сырье растительного происхождения, выращенное в экологически чистых районах, если минимизируются выбросы в окружающую среду при изготовлении, а упаковку после использования можно переработать – такой шампунь можно назвать "эко".
Теперь давайте смотреть, что происходит с шампунем, после того как мы помыли голову. Как правило, сточные воды попадают в отстойники и после очищения снова уходят в водоемы. Если в шампуне содержатся химические вещества, то они отравляют микроорганизмы, которые в отстойниках "занимаются" переработкой органики. Такую воду гораздо труднее очистить. Однако если компоненты в шампуне органические, то они не несут вреда, легко и быстро переработаются, и вода будет очищаться намного быстрее.
Зачастую покупатель выбирает экопродукцию не из соображений безопасности для окружающей среды, а ради собственной пользы. Экопродукция – это "про экологию" или "про здоровье"?
Наивно думать, что шампунь, "вредный" для канализации, будет безопасным для ваших волос. Если мы покупаем продукцию с экомаркировкой, то она приносит пользу и экологии, и здоровью. Например, крем для рук содержит силикон, который создает на коже специфичную пленку. И, пока нам кажется, что ручки стали "бархатными", силикон перекрывает поры и не дает дышать коже. В этом плане существует действительно экологичная косметика, с качественными, натуральными ингредиентами.
Кстати, многие считают, что экопродукция – это в основном полезная косметика или еда, которая представлена на специальных полках супермаркетов или продается в специализированных магазинах. То есть касается узкого круга людей. Значит, и понятие "гринвошинг" не для всех?
На самом деле гринвошинг затрагивает каждого из нас. Самый яркий пример – кофе в бумажных стаканчиках. Крупные бренды уже предлагают кофе в тару покупателя, но в регионах некоторые заведения до сих пор гордятся тем, что заменили пластиковые стаканы на бумажные. Хотя на самом деле бумажный стакан для кофе – это смешанный вид отходов, покрытый изнутри тонким слоем пластика. Переработать их нельзя, и они отправляются гнить на свалки.
Аналогичная ситуация с бумажными пакетами, в которых нет ничего экологичного. Давайте сравним бумажный и полиэтиленовый пакеты по трем критериям: производство, потребление и утилизация.
Для производства бумажных пакетов вырубается лес. При производстве бумаги осуществляется гораздо больше вредных выбросов в атмосферу, затрачивается гораздо больше электроэнергии и воды. Жидкие выбросы сливаются в реки и озера. К тому же производство бумажных пакетов довольно дорогостоящее. Полиэтиленовые пакеты в Казахстане производят из попутного газа, который сжигается в факелах при нефтедобыче. Если бы из них не делали пакеты, то выбросы от газа все равно бы попадали в окружающую среду. 1:0
Второй критерий. Полиэтиленовый пакет мы используем минимум дважды: чтобы принести продукты из магазина и чтобы в нем выбросить мусор. Но даже в промежутке мы заворачиваем в пакеты еду, кладем обувь и т. д. А бумажный пакет используется всего один раз и почти сразу утилизируется. 2:0
И третий критерий – утилизация. Бумажный пакет можно сдать на переработку. Но только если он сухой и чистый, что бывает редко. На переработку можно сдать и полиэтиленовые пакеты, из которых потом производят трубы, различные покрытия, тротуарную плитку. В итоге счет 2:1 в пользу полиэтиленового пакета, и то последний пункт – ничья.
Выходит, не так страшен полиэтиленовый пакет, как принято считать?
Да, очень важен фактор использования. Еще один яркий пример гринвошинга – биоразлагаемые пакеты. Существует два вида. Первый – это обычный пакет, в который добавляют органические присадки из растительного крахмала. Когда такой пакет попадает в землю, крахмал поглощается, но пластиковые частицы не разлагаются. В итоге мы получаем тот же пластик, который просто разлетелся на мелкие части, только гораздо быстрее.
Второй вид – пакеты исключительно из органического сырья. Но их минус в том, что они дорогие и не очень прочные. Для того чтобы биопакет разложился, нужны производственные условия. Просто закопать в огороде не получится. Такие пакеты компостируются при температуре +50 градусов, а в Казахстане нет промышленной переработки органики. Получается, что даже биопакет, попадая на свалку, будет лежать там пару-тройку лет, гнить, выделять метан и влиять на окружающую среду. К тому же если биоразлагаемые пакеты случайно попадают вместе с обычными на переработку – может произойти возгорание, поскольку у них разные температуры плавления.
Поэтому самый лучший вариант – пользоваться многоразовой сумкой. Все одноразовое по умолчанию не экологично.
Хорошо. Как быть с одеждой из переработанного вторсырья, которую предлагают известные бренды? Это тоже гринвошинг?
Вопрос неоднозначный. В Казахстане нет переработки текстиля. Конечно, есть компании, которые принимают старую одежду. Однако мы вели длительную переписку с одним известным брендом, чтобы они показали, где перерабатывают старые вещи, каким образом. Но ответа так и не получили, вопрос подвис в воздухе.
В каждом случае нужно смотреть предметно. Заходить на сайт бренда, если есть вопросы – не стесняться писать на почту. Другое дело, что сам факт переработки одежды не особо заботит приверженцев экологичного образа жизни. Они не стремятся за модой. У них продуманный базовый гардероб из качественных вещей, которые служат несколько сезонов.
Можете дать три основных совета потребителю, чтобы защитить себя от гринвошинга?
Первое – всегда "включайте скептика". Если на бутылке химического средства написано "био", при этом оно пахнет хлоркой – это повод задуматься. Помните, что у маркетологов одна цель – продать вам товар.
Второе – проверяйте состав. Скачайте приложение для определения составов, выучите базовую маркировку. К примеру, магазин принимает батарейки на переработку. Но принимать могу и я. Другой вопрос, что с ними делают дальше?
И третий совет – получайте информацию. Сейчас очень много грамотных экоактивистов, которые освещают "зеленую" тему. Подписывайтесь, ищите в Интернете, читайте. В вопросах "эко" знание – сила.
Подпишитесь на наш канал Telegram!