/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 27 966,50 Hang Seng 26 910,80
РТС 1 464,99 FTSE 100 7 106,38
KASE 2 336,26 Золото 1 654,80
Halyk Finance озвучил прогнозы для Казахстана на 2020 год

Halyk Finance озвучил прогнозы для Казахстана на 2020 год

Что ждет экономику, банки и тенге, рассказали эксперты Инвестбанка.

06 Февраль 2020 14:07 2688

Halyk Finance озвучил прогнозы для Казахстана на 2020 год

Автор:

Жанторе Касым

Инвестиционный банк Halyk Finance озвучил прогнозы на 2020 год для экономики Казахстана. Эксперты банка также рассказали, какие тренды будут наблюдаться в банковском секторе и что ждет тенге.

Негативный внешний фон сохранится и в 2020 году

В компании ожидают, что в текущем году внешняя конъюнктура для Казахстана в целом будет негативной вследствие сильной зависимости экономики РК от нефти, продажа которой является основной статьей доходов Казахстана – на нее приходится примерно 70% в совокупном экспорте. Текущая ситуация на мировом рынке нефти характеризуется превышением предложения над спросом. По ожиданиям Международного энергетического агентства, рост объемов предложения нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК, составит 2,1 млн баррелей в день, тогда как мировой спрос на черное золото вырастет только на 1,1 млн б./д. В результате избыток нефти продолжит оказывать давление на рынок.

«Вследствие этого давления мы видели лишь кратковременные всплески цен на углеводороды в ответ на рост напряженности на Ближнем Востоке, вызванный атаками на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии и устранением США видного военного деятеля Ирана. По нашим оценкам, стоимость нефти марки Brent в среднем в 2020 году составит $62 за баррель, что на 3,4% ниже, чем в 2019 году», – отмечается в отчете Halyk Finance.

Дополнительное давление на мировую экономику может оказать вспышка коронавируса в Китае, которая негативно повлияла на деловую активность в данной стране и в связанных с ней странах-партнерах. В итоге это может снизить спрос на сырьевые товары (нефть, металлы) со стороны одного из основных потребителей, а также оказать негативное влияние на инвестиционную, транспортно-логистическую, туристическую и прочие отрасли в мировых масштабах.

Внутренние факторы продолжат оказывать поддержку росту РК

Внутренний спрос в 2020 году, как и в 2019-м, будет зависеть от бюджетных расходов, которые предусматривают продолжение повышения заработных плат бюджетников, на что в 2019-2021 годах в целом заложено порядка 1 трлн тенге. Помимо этого, до 2025 года продлена программа «Нурлы жол», продолжается финансирование программ жилищного строительства. Рост цен на рынке жилья и развитие ипотечного рынка должны стимулировать дополнительный приток частных инвестиций.

Установившиеся низкие ставки на рынке международного капитала в условиях высоких доходностей по казахстанским финансовым инструментам на фоне положительной динамики макроэкономических показателей должны способствовать привлечению инвестиций на местный рынок. Продолжение роста доходов населения благодаря увеличению госрасходов также должно оказать положительное влияние на обороты розничной торговли и, как следствие, на рост всей экономики.

«Реальные зарплаты могут вырасти в наступившем году на 3% преимущественно за счет госсектора. Ситуация с ростом цен будет определяться интервенциями со стороны госорганов, и мы ожидаем, что инфляция по итогам года будет на уровне 5,5%. При этом мы допускаем, что Нацбанк может пойти на небольшое смягчение денежной политики по мере того, как эффект от бюджетного стимула пойдет на убывание. В рамках текущего экономического цикла с учетом сильных показателей прошлого года мы прогнозируем сохранение роста ВВП Казахстана на уровне 4,5% в 2020 году, не исключая возможности более высоких темпов роста экономики», – считают в компании.

Тенге будет под давлением внешних и внутренних факторов

По сравнению с предыдущим годом в 2019 году тенге продемонстрировал более высокую стабильность. С января по август прошлого года курс национальной валюты формировался в коридоре узких значений 384,2-384,6 тенге за доллар. Позднее в результате снижения цен на нефть с августа по октябрь курс национальной валюты ослаб до 390,1 тенге за доллар. В декабре 2019 г. рост котировок нефти до 68,4 доллара за баррель совпал с налоговой неделей, что повлияло на существенное укрепление пары тенге-доллар – до 378,6.

В результате за год курс национальной валюты укрепился на 0,8%, с 384,2 до 381,2 тенге за доллар. При этом среднее значение курса тенге за 2019 г. составило 382,75 тенге за доллар, показав ослабление на 11% по сравнению с 2018 г.

«С учетом негативных ожиданий по внешнеэкономическим факторам мы прогнозируем, что курс национальной валюты в 2020 г. будет испытывать на себе давление дефицита в рамках текущего счета, и не исключаем его ослабления на 3-4% к концу года», – полагают эксперты.

Тренды развития банковского сектора в 2020 году останутся прежними

В компании считают, что основные тенденции развития банковского сектора, наблюдавшиеся в последние годы, сохранятся и в 2020 году. Это в первую очередь продолжение опережающего роста розничного кредитования по сравнению с корпоративным и снижение роли банковского сектора в экономике.

Среди дополнительных факторов, способных оказать значительное влияние на рынок, стоит выделить результаты AQR (оценка качества активов) и связанные с ними будущие решения регулятора, а также отделение от Нацбанка агентства по регулированию и развитию финансового рынка.

«По нашему мнению, влияние банковского сектора на рост экономики будет и дальше снижаться ввиду ожидаемого ужесточения требований к потребительскому кредитованию, а также за счет возможного списания проблемных долгов по результатам AQR в ряде банков. Также мы не ожидаем существенных изменений в базовой ставке и, соответственно, в стоимости кредита, в особенности для бизнеса, в условиях значительного инфляционного давления и сохраняющейся избыточной ликвидности на рынке», – отметили в компании.

При этом розничное кредитование будет продолжать выступать ведущим фактором роста совокупного портфеля, поскольку ограниченность рынка корпоративного кредитования сохранится в отсутствие изменений в развитии МСБ и вследствие низкой эффективности мер по решению структурных проблем. Следовательно, как и в прошлом году, основная роль в обеспечении роста банковского сектора, скорее всего, сохранится за потребительским кредитованием, хотя не исключено его замедление в ответ на более строгое регулирование и насыщение рынка, а кредиты и активы банков в целом будут расти медленнее экономики страны в номинальном выражении.

В Halyk Finance не ожидают существенных изменений в темпах роста депозитов физических лиц в связи со стабилизацией роста доходов населения. Совокупный прирост депозитов корпоративного сектора также останется значительно ниже номинального роста ВВП. На рост депозитов влияние будут оказывать восстановление доверия к банковской системе и ожидаемое сохранение темпов роста экономики на уровне выше 4%.

Проблемные займы, капитал, консолидация

На конец 2019 г. доля проблемных займов составила 8,13%, показав незначительный рост по сравнению с 2018 г. Покрытие провизиями NPL90+ по сектору было на уровне 163,8%, и в большинстве банков данный показатель был выше 100%. С другой стороны, согласно финансовой отчетности по МСФО 9, публикуемой банками, доля стрессовых займов (займы, входящие в стадию-2 и стадию-3) значительно превышает размеры NPL, отраженные в статистике, предоставляемой банками в НБРК. Также у некоторых банков существует значительный разрыв между начисленными и реально собранными процентными доходами.

«В связи с этим мы полагаем, что уровень проблемных долгов вероятно занижен и в действительности их доля может быть значительно выше», – предположили в компании.

Согласно предварительным результатам AQR, хотя пруденциальные нормативы достаточности капитала k1 и k2 выполняются банками в целом по всему банковскому сектору, регулятор признает необходимость докапитализации банков на сумму 450 млрд тенге. Следовательно, вопрос достаточности капитала в отдельных банках остается открытым. Данная ситуация обостряется низкой готовностью акционеров банков осуществлять дополнительные вливания в капитал в условиях нерешаемых структурных проблем экономики и ограниченных возможностей для роста.

«В 2020 г. мы ожидаем дальнейшего сокращения количества банков путем слияния или ликвидации, однако многое будет зависеть от результатов AQR и связанных с ними решениями регулятора», – подытожили в компании.

Жанторе Касым

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Дебют на 16,4 миллиарда тенге

Как биржа встретила первое размещение Казахстанского фонда устойчивости.

21 Февраль 2020 08:00 2088

Дебют на 16,4 миллиарда тенге

В торговой системе Казахстанской фондовой биржи (KASE) состоялось дебютное размещение трехлетних облигаций АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ). По итогам торгов привлечено 16,4 млрд тенге со средневзвешенной доходностью 10,7% годовых. Держателями облигаций КФУ стали частные инвесторы – брокерские организации, банки второго уровня и страховые компании.

Привлеченные средства будут направлены на выкуп ипотечных портфелей коммерческих банков, реализующих жилищные программы «7-20-25» и «Баспана Хит».

Напомним, решением единственного акционера – Национального банка Республики Казахстан – в текущем месяце была проведена реорганизация КФУ путем присоединения к нему АО «Ипотечная организация «Баспана». В связи с этим на KASE была произведена замена эмитента с «Баспаны» на КФУ. При этом все преимущества ценных бумаг предшественника сохранились. С учетом агентского статуса бумаги сохранили налоговые льготы и нулевые ставки резервирования по облигациям. Плюс к этому облигации КФУ, входящие в корзину ГЦБ на площадке KASE, остались инструментом рынка автоРЕПО, что позволяет инвесторам под залог данных облигаций привлекать финансирование на короткие сроки. Ожидается, что спрос на бумаги КФУ останется таким же высоким. К примеру, в 2018-2019 годах спрос на облигации «Баспаны» заметно превышал предложения. В результате ею было привлечено 325 млрд тенге.

Слияние двух компаний Национальный банк осуществил с целью объединения государственных программ, касающихся вопросов ипотеки и поддержки финансовой стабильности банков второго уровня, под управление единого оператора. Это позволило повысить эффективность деятельности компании и оптимизировать расходы.

10 февраля Fitch Ratings уже подтвердило долгосрочный рейтинг эмитента «КФУ» в иностранной и национальной валютах на уровне BBB/прогноз «Стабильный».

В ближайших планах КФУ увеличение срока обращения облигаций до пяти лет и более. Все привлекаемые средства будут направляться на выкуп ипотечных займов БВУ согласно утвержденным индикаторам. По программе «7-20-25» планируется выкуп на 1 трлн тенге ипотечных займов, из которых освоено свыше 150 млрд тенге. В рамках программы «Баспана Хит» предусмотрена выдача займов на 300 млрд тенге, из которых освоено 160 млрд тенге. На сегодня благодаря двум ипотечным программам свое жилье обрели свыше 33 тысяч казахстанских семей. 

Что касается других направлений деятельности КФУ, то компания продолжит работу в направлении содействия финансовой стабильности банковского сектора, участия в реализации механизма рефинансирования ипотечных займов, кредитования приоритетных секторов экономики и реализации мер по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан.

На правах рекламы

Кто предотвратит финансовый кризис в Казахстане?

Идею возрождения совета оценили эксперты.

20 Февраль 2020 08:00 2701

Кто предотвратит финансовый кризис в Казахстане?

В этом году в Казахстане был возрожден Совет по финансовой стабильности (СФС). Это не первая попытка создать подобный орган. Еще в 2010 году заработал Совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка. Тогда его появление обосновывалось необходимостью повышения устойчивости и эффективности развития финансового сектора в посткризисный период.

Сегодня, судя по всему, вновь появилась актуальность создания совета на фоне внешних факторов и поддержки банков, которая будет озвучена в ближайшее время. Согласно указу президента от 18 декабря 2019 года, СФС заработал с 1 января 2020 года и начал осуществлять межведомственную координацию по вопросам обеспечения финансовой стабильности.

В его состав входят: заместитель руководителя администрации президента или помощник президента, курирующие социально-экономические вопросы, председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), министры финансов и национальной экономики. Председатель СФС – глава Нацбанка.

Старый совет для новых проблем

Основной задачей возрожденного совета является содействие обеспечению финансовой стабильности и предупреждению и (или) снижению системных рисков. В его функции входят предварительное рассмотрение и предоставление рекомендаций по вопросам обеспечения финансовой стабильности, в том числе:

  • меры реализации макропруденциальной политики, направленной на снижение системных рисков финансовой системы;
  • меры по предотвращению возникновения финансового кризиса и минимизации его последствий;
  • меры урегулирования неплатежеспособного банка, принудительная ликвидация которого несет системные риски финансовой системы, в том числе по государственному участию при его урегулировании;
  • финансирование мер по оздоровлению банков, в том числе за счет средств Нацбанка и (или) его «дочек» и т. д.

«Решения совета принимаются простым большинством голосов и носят рекомендательный характер. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим», – отмечается в документе.

Эффективность или бюрократия?

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев считает, что нет никакой необходимости плодить дополнительные советы, комиссии и прочие государственные органы. По его словам, в Казахстане государство и так чрезмерно присутствует в экономике, и это присутствие необходимо срочно сокращать, как надо сокращать и госаппарат.

«Что касается созданного Совета по финансовой стабильности, то в него входят чиновники, которые по должностным обязанностям исполняют роли, вменяемые им советом. Ничто не мешает им встречаться, обсуждать вопросы и координировать свою работу без формализации и бюрократизации этой процедуры в виде какого-то дополнительного межведомственного органа. Они могут встречаться (хотя и так встречаются в рабочем порядке), созваниваться, создать чат в WhatsApp, в конце концов», – отметил Мурат Кастаев.

По его мнению, совет будет эффективным настолько, насколько эффективен каждый входящий в него член совета. «Само создание какой-то надведомственной структуры и формализация, бюрократизация этого процесса никак не поможет, если каждый ответственный чиновник не будет эффективно выполнять свою работу», – считает эксперт.

Говоря о том, будет ли независимым Нацбанк после создания совета, глава DAMU Capital Management отметил, что, безусловно, Нацбанк должен обсуждать свои действия и в какой-то мере их координировать с правительством в лице минфина и миннацэкономики, а также новым ведомством АРРФР. Однако, напомнил он, при этом должна сохраняться независимость Нацбанка, поскольку долгосрочная денежно-кредитная политика не должна подстраиваться под текущие краткосрочные нужды правительства и президента. В качестве примера эксперт напомнил о ФРС США, которая ведет независимую монетарную политику, самостоятельно принимая решения на основании экономических данных, несмотря на открытое давление президента Трампа.

Деятельность нового совета, по мнению заместителя председателя Совета АФК Ирины Кушнарёвой, никак не ограничивает независимость Нацбанка в его прямых функциях.

«Финансовая система не может развиваться изолированно от развития экономики, поэтому вопросы СФС – это координация действий НБРК, министерства экономики, минфина по общим вопросам, касающимся финансового сектора.

В 2010 году в Совете по финстабильности был представитель АФК, в новом его нет.

«Участие АФК было бы целесообразным для обеспечения постоянной осведомленности и своевременном выражении позиции и рекомендаций финансовых организаций по актуальным вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета. В то же время АФК аккредитована в НБРК, АРРФР, МНЭ и МФ РК, и у нас с каждым из госорганов складывается эффективное двустороннее сотрудничество, мы также участвуем и в межведомственных рабочих группах, поэтому возможности и механизмы для обсуждения всех важных для финансового сектора вопросов у нас есть», – подчеркнула Ирина Кушнарёва.

Директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group, к. э. н. Марат Каирленов считает, что создание Совета по финансовой стабильности «теоретически» имеет несколько факторов «за» его создание. Во-первых, инфляция.

«Мы видим нарастание инфляции. К двузначным цифрам приблизилась инфляция на продукты. В прошлом году они преимущественно выросли за счет снижения курса тенге к рублю (на начало года курс был 5-5,5 тенге, а к концу опустился до 6-6,2 тенге). И за счет того, что Россия наш крупнейший торговый партнер, это сказалось на ценах на продукты питания. Кроме того, в этом году возникли проблемы у еще одного нашего крупного партнера по торговле – Китая. Отдельные эксперты высказывают опасения, что проблема не только в коронавирусе, но, возможно, и во внутриполитическом кризисе в Китае. Это может простимулировать рост инфляции у нас в стране напрямую и через давление на курс тенге из-за снижения цен на сырьевые товары», – рассказал экономист. По его мнению, в этом году инфляция выйдет за пределы коридора, обозначенного Нацбанком.

«Еще одним позитивным фактором в пользу согласованности действий властей и создания совета может являться то, что сегодня государство «ищет» варианты пополнения госбюджета за счет населения. Это, например, видно по введению дополнительных выплат в Фонд обязательного медицинского страхования или повышению акцизов на бензин. Также миннацэкономики обсуждает снижение порога НДС с 30 000 МРП до 20 000 МРП. Но экономические власти слабо представляют себе эффект на инфляцию, который может последовать за такими решениями», – подчеркнул глава Ulagat Consulting Group.

Вместе с тем, по его словам, есть ряд очень важных аргументов и против создания совета.

«Самая главная опасность создания подобного рода советов – это «коллективная безответственность». По сути, никто из представленных там министерств, регулятора и Нацбанка не будет нести ответственности, поскольку решения будут коллективными. Такой совет уже существовал в Казахстане, и он даже публиковал отчеты по финансовой стабильности в разные годы», – уверен экономист.

«Не ясно, насколько будет эффективен этот совет. Но свои действия власти все же должны согласовывать, но для этого не обязательно создавать совет. Каждый год Нацбанк выпускает документ о направлениях денежно-кредитной политики, который и представляет собой механизм согласования действий, которые будут предпринимать экономические власти и Нацбанк. Кроме того, такие решения можно было бы обсуждать на заседаниях правительства, без лишней бюрократии», – подытожил Марат Каирленов.

Ольга Фоминских

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: