Привычку покупать made in Kazakhstan отечественные обувщики у потребителя вырабатывали десятилетиями, совершенствуя при этом свой навык и конечный продукт. Именно это позволило нашему герою Ерлану Темержанову, когда-то имевшему небольшую мастерскую по пошиву hand-made обуви, сегодня расширить ассортимент и позиционировать себя уже как серьезного производственника и полноценного участника обувного рынка. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz автор казахстанского бренда рассказал о своем пути к успеху и какие проблемы все еще вынуждены решать производители обуви в Казахстане.
Ерлан, наблюдаю за Вами последние три-четыре года, Вы серьезно выросли. На примере того же ассортимента: если раньше это была только обувь, то сегодня уже и сумки, и ремни, и различные аксессуары. Бизнес процветает? В чем и насколько серьезно Вы продвинулись за последние годы работы Вашего бизнеса?
Благодарю за позитивную оценку. Верно, за последнее время ассортимент изготавливаемых нами изделий серьезно расширился, поскольку его определяют именно наши клиенты своими потребностями и пожеланиями. Благодаря увеличению ассортимента мы освоили новые направления и стали профессионалами не только в изготовлении обуви, но также женских и мужских сумок, портфелей, различных аксессуаров и упаковки к ним. Кстати, одной из причин отказа от узкой специализации стало то, что индивидуальное изготовление обуви является довольно высокозатратным направлением, которое в настоящее время недостаточно востребовано из-за высокой стоимости как качественных материалов и фурнитуры, так и времени, затрачиваемого на изготовление обуви. Но я по-прежнему надеюсь, что уровень благосостояния потенциальных клиентов будет расти и мы сможем полноценно развивать это направление.
Но Вы по-прежнему позиционируете себя как hand-made мастер, что, наверняка, как Вы сказали, предполагает ограниченное предложение в силу временных затрат на изделие. Какой у Вас сегодня спрос? Успеваете с заказами, сколько их сегодня? Почему бы хотя бы частично не автоматизировать Ваше производство?
Действительно, раньше нам было достаточно имеющегося оборудования, чтобы справляться с заказами, но на сегодня автоматизация некоторых участков производства для нас является одной из самых актуальных задач. Мы сейчас активно рассматриваем варианты по приобретению нескольких единиц дорогостоящего специализированного оборудования, так как понимаем, что за этим стоит расширение наших возможностей как по ассортименту, так и по количеству производимых изделий. Уверен, что в ближайшее время мы найдем решение, которое позволит сделать производственный процесс эффективным, а наши предложения по ассортименту – трендовыми и популярными.
Ерлан, мы с Вами не раз говорили о проблемах в таком бизнесе. Отсутствие качественного сырья – одна из главных. Как сегодня обстоят дела с кожей на рынке, с фурнитурой? Где и по каким ценам Вы закупаете материалы? Как эти трудности сказываются на конечной цене Вашего продукта?
Могу отметить, что за последнее время в стране немного улучшилась ситуация с производством кожи – она стала доступнее, в том числе и по цене, но ассортимент кожевенных заводов довольно ограниченный и больше ориентирован на крупных производителей, например, в обувной отрасли – производство спецобуви. Поэтому таким мастерским, как наша, по-прежнему приходится закупать кожу импортного производства, чтобы изготовить изделие, соответствующее пожеланиям клиента. С фурнитурой, нитками, инвентарем проблемы остались на том же месте… Мы решаем их только за счет нескольких поставщиков, импортируемых в страну более или менее серьезный ассортимент, или же через самостоятельные заказы фурнитуры и всего необходимого через онлайн-ресурсы, которые доставляются почтой, что значительно увеличивает и стоимость, и время изготовления заказа. Предполагаю, что изготовление фурнитуры и сопутствующих материалов в нашей стране нельзя отнести к разряду прибыльного бизнеса, поэтому необходимость такого рода импорта будет существовать до тех пор, пока в нашей стране на законодательном уровне не будет поддержки предприятий легкой промышленности.
Вот здесь спрошу: как участник этого рынка, Вы думали о том, какими должны быть в нашей стране условия ведения бизнеса и как эти максимально комфортные условия сказались бы на Вашем бизнесе?
Обязательно нужна комплексная программа поддержки и развития предприятий легкой промышленности, в частности в обувной и кожгалантерейной отраслях, на государственном уровне, которая бы выразилась в серьезных "шагах", направленных на помощь в старте и в росте таким небольшим предприятиям, как наше. Предварительно оценив навыки и способности команды, целеустремленность и наличие стратегии развития у стартаперов, затем оказав помощь в механизации производственного процесса и при необходимости оказав содействие в реализации продукции с помощью обучения, продвижения и так далее, государство внесло бы значительный вклад как в развитие индустрии, так и в рост рабочих мест и увеличение поступления налогов. Я знаю, что такого рода деятельность осуществляет НПП "Атамекен" через реализацию государственных программ поддержки предпринимателей, но у них есть свое назначение – они не специализированные и не являются частью комплексной программы развития предприятий легкой промышленности, что реально требуется для развития и защиты нашего рынка. Кстати, эта программа с целью решения задач импортозамещения должна была бы включать еще и следующие действия: введение ограничительных мер по импорту обувной и кожгалантерейной продукции в страну, например с помощью повышения импортных пошлин, и определение нулевой импортной пошлины на все импортные материалы, инвентарь, фурнитуру, необходимые в процессе производства продукции обувной и кожгалантерейной отраслей. Эти меры однозначно повлияют на повышение конкурентоспособности продукции и ее ценовой доступности потребителям.
О ценах – у казахстанского потребителя весьма неоднозначное отношение к отечественной продукции до сих пор. Говорят о неоправданно высоких ценах, при этом в последние годы соглашаются – качество, да, высокое. Как Вы считаете, почему покупатель должен приобрести Вашу пару обуви, а не ту же заграничную, модную, с "распиаренным" брендом?
Если говорить непосредственно об изготавливаемых нами изделиях, то нельзя переоценить преимущества обуви, которая изготавливается персонально для клиента, это комфорт и удобство за счет максимального точного повторения изгибов стопы, это эксклюзивный дизайн и индивидуальный подбор кожи, фурнитуры. Но это недешевое удовольствие, требующее еще и достаточного запаса времени. Что касается казахстанских производителей в целом, то при условии уверенности в высоком качестве своей продукции нам необходимо бороться за свое "место под солнцем" и завоевывать внимание и доверие потенциальных клиентов, используя различные маркетинговые рычаги воздействия на выбор потребителей. Мы сейчас как раз также на стадии разработки своей маркетинговой стратегии, следование которой позволит нам занять свое достойное место среди конкурентов, которых с каждым днем становится все больше и больше. А всемирно известные модные бренды всегда будут существовать, так как их жизненный цикл начался намного раньше и сейчас они находятся на пике своей популярности, и наша задача не только научиться выживать в предложенных временем условиях, но и вкладывать в развитие имиджа и популярности бренда, чтобы занять свое место среди лучших.
А как в целом Вы оцениваете своих конкурентов? Я говорю и об импортной продукции, и об отечественных производителях обуви. Что популярно сегодня? Есть ли новые игроки на рынке казахстанской обуви?
Мы сейчас находимся на этапе выхода из рамок "мастерской" с ограниченным количеством клиентов, которые могут себе позволить индивидуальные заказы, и перехода к стратегии масштабирования бизнеса в направлении, которое мы выберем. Есть идеи, которые у нас сейчас находятся в разработке. При этом, какое бы направление и стратегию мы ни выбрали – обувь или кожгалантерея, мы готовы к тому, что у нас есть и будут конкуренты, как в лице импортных производителей, так и казахстанских предприятий. Кстати, в настоящее время можно констатировать факт наличия на рынке обувной продукции, производимой местными производителями. Мы насчитали в Казахстане около 25-30 предприятий разного уровня, от небольших мастерских до крупных фабрик, но по-прежнему завоеванная ими доля рынка остается мизерной – около 2%, так как основными конкурентами остаются поставщики импортной продукции, полностью покрывающие потребность рынка. И такая ситуация будет существовать довольно долго, если не будет государственной поддержки местных производителей.
Не могу не спросить Вас о последних месяцах работы в режиме тотального карантина. Каким пандемия сделала Ваш бизнес? И да, многие предприниматели отмечают и позитивные последствия – новые возможности для своего дела, определили ли Вы таковые для себя?
В период карантинного режима мы сначала почувствовали очень сильно снизившуюся активность, которая, по нашим предположениям, возникла из-за психологической напряженности и некоторой растерянности людей от нестандартных ограничивающих условий, в которых пришлось продолжать свою жизнедеятельность. Но, как известно, человек ко всему привыкает, и через некоторое время частота заказов восстановилась. Лично для меня первый период вынужденного "затишья" ассоциируется с подведением итогов предыдущего этапа и созданием условий для перехода предприятия на новый уровень. В то время это было только на ментальном уровне, но сейчас уже готов вполне реальный план развития, которому мы и собираемся следовать в ближайшие годы. Так что вклад карантина можно считать условно позитивным за счет его трансформационного характера. Впрочем, я думаю, так или иначе таковым он был для большинства людей на планете.
Бизнесмены отмечают, что карантин научил их работать в онлайне. Как Вы продвигаете сегодня свою продукцию, насколько успешно?
Несмотря на то, что мы и раньше использовали интернет-возможности, мы не стали исключением в осознании особой важности SMM и онлайн-продаж. Именно в период карантина стало очевидно, что за интернет-возможностями не будущее, а уже вполне реальное настоящее, так как вынужденные ограничения заставили активно использовать digital-технологии даже людей, которые прежде не были знакомы с такими инструментами. Думаю, что все, кто заинтересован в выживании своего бизнеса, уже перешли в онлайн-режим. В рамках новой стратегии нами запланировано значительное увеличение нашего присутствия в интернет-пространстве с целью донесения информации о нашей продукции до как можно большего количества потенциальных потребителей. Для использования новых возможностей и создания условий для успеха нужны новые знания и опыт, которые мы сейчас активно аккумулируем, которые будут выражены в наших новых тактических шагах в будущем.
Если в целом о Вашем бизнесе. Вы на рынке много лет. Поделитесь мнением – что нужно знать, уметь, а главное, иметь – я говорю о стартовой сумме – для того, чтобы запустить такое производство в обувной отрасли?
Вы правы, сейчас я уже не новичок в своем деле, но когда-то мой материальный стартовый капитал состоял из самых простых инструментов для работы: старой швейной машинки и нескольких шкур кожи. Но считаю, что в тот период самым ценным был мой нематериальный актив – неиссякаемый интерес к делу и целеустремленность в достижении намеченного результата. Сейчас к этому списку могу еще добавить – желание расти и развиваться вместе со своим бизнесом, позитивное мышление при преодолении трудностей и наличие единомышленников в команде. А если говорить именно о сумме стартовых вложений, то они могут варьироваться от стоимости одной швейной машинки с набором инструментов и обрезков кожи до более или менее серьезных вложений в десятки миллионов тенге, и это только на старте. Я знаю точно, если человек "горит" своим делом, то под его стартовые цели ему даются и силы, и ресурсы, и возможности. Я сам такой и видел достаточно других примеров, которые создали во мне такую убежденность.
Ерлан, Вы в прошлом дизайнер одежды, сегодня шьете обувь и изделия из кожи. Получается, Вы умеете подстраиваться под потребности рынка, умеете менять ориентиры. Сейчас Вы допускаете, что будете пробовать себя еще в какой-то отрасли? Как планируете работать дальше, учитывая прогнозы о второй волне коронавируса?
Время меняет потребности людей, люди меняют рынок, рынок диктует свои условия бизнесменам… И это постоянный процесс изменений, который всегда будет выставлять все новые и новые требования и проверять, насколько ты им соответствуешь. И, конечно же, я не являюсь исключением. На сегодняшний день у нас в разработке четыре направления, которые могут быть жизнеспособны в нынешних условиях, и вполне возможно, что при правильном построении бизнес-процессов и достаточном инвестировании требуемых ресурсов в скором времени мы будем готовы рассмотреть еще дополнительные направления, особенно если они смежные. Мне кажется, что эффект парализованности рынка не будет таким существенным, как в первый раз, и сохранится средний уровень активности бизнеса. Но даже если на некоторое время придется повторно пережить "карантинное затишье", то нам действительно будет, чем заняться на старте нового этапа развития нашего предприятия. Но очень хочется надеяться, что нам не придется снова так жестко воевать с этим вирусом и все останутся живы и здоровы.
Мадина Ерик
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!