Иностранцев теснят на нефтесервисном рынке

16886

Зарубежные компании, работающие на подрядах крупных операторов нефтегазовых проектов, стали охотнее кооперироваться с местным бизнесом.

Иностранцев теснят на нефтесервисном рынке Фото: liter.kz

Иностранные игроки на рынке подрядных услуг в нефтегазовом секторе постепенно вытесняются местными. Ради сохранения своего присутствия в Казахстане они охотно идут на создание партнёрств с казахстанскими подрядчиками. Такое мнение abctv.kz озвучил гендиректор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов в кулуарах после брифинга в Службе центральных коммуникаций 11 октября.

В союз входят около 160 компаний, всего в отрасли занято примерно 70 тыс. казахстанцев. Ежегодный оборот нефтесервисных услуг в стране составляет 2,5 трлн тенге, притом что общие закупки нефтедобывающих компаний достигают 4,5 трлн тенге в год, следует из отраслевых подсчётов. На долю гигантских проектов – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган – приходится три четверти поставок, где львиную долю зарабатывают иностранные организации, указывают в нефтесервисной ассоциации. Из 100 крупнейших компаний мира 20 уже работают в Казахстане и около 10 планируют выйти на местный рынок.

В основном зарубежные подрядчики ищут для себя казахстанских партнёров, так как отдельные операторы месторождений требуют создавать СП и консорциумы на крупные капитальные проекты. Хотя в большинстве случаев иностранные компании регистрируют в Казахстане ТОО и получают статус местных.

Таким образом, условная скидка, применяемая к резидентам, уже действует в тендерах для всех компаний, имеющих до 95% казахстанских работников, и потому не является преимуществом местного содержания. Поэтому реальные казахстанские компании просят пересмотреть определение статуса почвенности на более чёткое – с оглядкой на учредительный капитал, где доля местного бизнеса должна содержать не менее 50% участия.

В своём выступлении Жумагулов привёл пример "Карачаганак Петролиум Оперейтинг" ("КПО"), который в сентябре провёл встречи со всеми подрядчиками и призвал создавать СП с казахстанскими компаниями с долей местного содержания не менее 50%. В то же время "КПО" проводит специальные тендеры, где для участия приглашаются только отечественные игроки или же СП с их присутствием, указал он в докладе.

По его словам, сейчас карачаганакский проект вышел на окупаемость, и по определённым нормам прибыли доля государства в нём увеличивается. Ранее она была до 20%, теперь может достигать 80% в зависимости от уровня рентабельности проекта в виде экономических показателей. Проект расширения Карачаганака имеет бюджет в 5 млрд долларов, отметил Жумагулов.

Семь сестёр в Тенгизе

Говоря о проекте будущего расширения (ПБР) ТОО "Тенгизшевройл" ("ТШО"), бюджет которого "весит" 37 млрд тенге, он напомнил, что казахстанское содержание в нём составляет 11-12 млрд долларов. Инжиринг проекта был большей частью сделан за рубежом, на сумму примерно 3-3,5 млрд долларов, силами СП Worley Parsons Fluor JV, Казахстанского института нефти и газа и "Казгипронефтетранса", зарегистрированного в Европе. Там же и были выплачены налоги по этому компоненту, говорят в Союзе нефтесервисных компаний.

Логистика ПБР тоже весит около 3 млрд долларов, столько средств необходимо для перевозки более 100 тыс. тонн металлоконструкций, произведённых на корейском заводе Daewoo. Перевозка модулей задерживается, поэтому основные работы начнутся в следующем году.

Самый крупный проект в рамках ПБР ПУУД (проект управления устьевым давлением) "Тенгизшевройла" выиграла российская компания "Велесстрой". Второй по величине тендер по строительству завода переработки нефти, так называемый 3GP (Third Generation Project – завод третьего поколения. – Ред.) разделили на две части. Одну долю строительства в нём получила итальянская компания ССС, а вторую казахстанская "дочка" американо-турецкой компании Bechtel Enka – "Сенiмдi Курылыс", которая была широко известна своими проблемами на Тенгизе. Последняя работает на гигантском месторождении уже более 20 лет и постоянно получает крупные заказы и подряды.

Третий крупный проект связан со строительством трубопроводов на различных месторождениях, его выиграла итальянская компания "Бонатти". Четвёртый тендер был выделен на общестроительные работы на промышленных объектах месторождения – обустройство, подготовка площадки и электрификация, и его заполучил консорциум "Асар" с участием турецкой компании GATE Insaat, который для себя определил и номинировал казахстанских субподрядчиков.

В рамках пятого тендера будет поставляться оборудование, а по шестому осуществляться бурение со стороны совместного предприятия KMG Drilling Services и Nabors Drilling. Проект по бурению 66 новых скважин на Тенгизе называется НЕРП (North East Ring Project – Северное кольцо) и оценивается в размере до 5 млрд долларов.

В седьмом компоненте проекта заложены пусконаладочные работы, сейчас за него идёт борьба, поделился Жумагулов. Ранее ожидалось, что это направление будет взято одной компанией, однако после ряда встреч "ТШО" было решено, что этот тендерный лот поделят на несколько частей, именно здесь заложен потенциал для подряда казахстанских компаний.

СРП кодекс не писан

Требования Кодекса о недрах, вступившего в силу в конце июня, будут распространяться на новых игроков, чьи контракты были подписаны с начала 2015 года, их не так много в отрасли. Для стариков же сохраняется предыдущий modus vivendi и прежние обязательства по содержанию. Их выполняют, закупая ГСМ, электричество, общераспространённые полезные ископаемые, достигая таким образом 20-30% содержания, рассказал представитель союза. Машиностроения в заказах нефтяников не так много, в ИТ-секторе традиционно доминируют представители Украины и Беларуси.

Нормы кодекса регулируют, что подрядчики нефтедобывающих компаний должны закупать в соответствии с правилами заказчиков. Частные недропользователи закупают через портал госреестра в рамках установленных обязательств, если сумма контракта превышает 245 млн тенге.

По информации Жумагулова, у "ТШО", "КПО" и North Caspian Operating Company (NCOC) закрытые тендерные процедуры, они транслируются на уровень подрядчиков. Вскоре планируется совещание с участием крупных операторов, где казахстанские нефтесервисные компании надеются достигнуть относительного консенсуса в виде определённой планки стоимости договоров, выше которых подрядчики должны будут приобретать товары, работы и услуги в соответствии с внутренними правилами операторов.

В целом рынок разделён на три категории. Первая из них – это стабилизированные контракты СРП – "КПО", "Тенгизшевройл", NCOC, "Маерск" с проектом "Дунга" – на их тендеры приглашаются определённые шесть-восемь компаний. Вторая группа – это дочерние структуры "КазМунайГаза", они работают по правилам закупок "Самрук-Казына", их работы и услуги в основном поставляют казахстанские компании. В третьей категории частных недропользователей доминируют китайские компании – CNPC, PetroKazakhstan и другие. В их контрактах ещё закреплена условная скидка и имеются обязательства по казахстанскому содержанию.

Выходы на содержание

У Союза нефтесервисных компаний в основном есть нарекания по закупкам CNPC. Эта компания много бурит и закупает обсадные, насосно-компрессорные трубы для скважин. Раньше часть труб закупалась у казахстанского производителя KSP Steel, который работает по стандартам API (American Petroleum Institute), однако сейчас китайцы перешли на требования APEX. Трубы по такому регламенту могут поставлять производители из Китая, а казахстанские производители, такие как KSP Steel, Tenaris, ТМП "Казвторпром", не имеют такой сертификации, хотя Tenaris, к примеру, поставляет трубы "ТШО", "КПО", NCOC. Контракт CNPC недавно продлили на 20 лет на фоне низких цен, поэтому они будут много бурить, однако до этого у них работали в основном китайские подрядчики "Великая стена", "Востокнефть и сервисное обслуживание".

Говоря о будущем строительстве газопровода "Сарыарка", представители нефтесервисных компаний высказали мнение, что в нём может принять участие компания "КазСтройСервис". Директор проектной компании "АстанаГаз КМГ" во встрече с ними заявил, что в возведении трубопровода будут участвовать казахстанские компании, сообщили в союзе. При этом они указали в беседе, что трубный завод "АрселорМиттал Актау" не будет участвовать в поставке своей продукции для газопровода. В марте представитель завода Нурлан Сеитов писал abctv.kz, что компания может поучаствовать в тендере.

Кроме того, Нурлан Жумагулов рассказал о том, что для участия в крупных тендерах от казахстанских нефтесервисных компаний часто требуют банковские гарантии от финансовых институтов с рейтингом А/А-. Но банков с таким рейтинговым уровнем в Казахстане нет, поэтому с получений гарантий обычно возникают проблемы. При этом недавно местные подрядчики получили возможность не выставлять затратные долгосрочные гарантии, в случае если небольшой проект может быть выполнен за короткий срок, что облегчило жизнь отечественных предприятий. Более того, значительно уменьшились задержки выплат субподрядчикам от подрядчика по договорённости с "ТШО", "КПО" и NCOC, которые гарантировали оплату услуг или работ в долларах или же с индексацией в случае девальвации.

Кроме местного рынка, казахстанские нефтесервисные компании имеют доступ на рынок России, где есть возможность получать подряды.

"В области геофизических работ, бурения работает компания FracJet – это конкурент Shlumberger в России. По строительно-монтажным работам есть Logic Services Kazakhstan – они на Ямале, на Сахалине предоставляют услуги по электромонтажу. "МунайГазИнжиринг" тоже периодически берёт объёмы на выполнение проектных работ. В принципе, российский рынок доступен для казахстанских компаний, но, к сожалению, в основном граждане Казахстана привлекаются в качестве рабочей силы, но можно там работать на уровне субподряда. В частности, на проектах "Сахалин", Artic 2 (проект СПГ на Ямале. – Ред.), там, где холодно, россияне особо не хотят работать", – констатировал Нурлан Жумагулов.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться