Интегрировать ретейл и производителей предлагают в Казахстане

23119

Отраслевую программу по развитию и поддержке сферы торговли разрабатывает НПП "Атамекен".

Интегрировать ретейл и производителей предлагают в Казахстане Фото: palata.kz

Окончательный пакет предложений нацпалата планирует представить в правительстве весной.

"В первую очередь мы должны понять, как будем реализовывать свои товары у себя на рынке. Мы видим, что другие страны, к примеру Турция, Германия и так далее, для того чтобы со своими товарами зайти на наш рынок, открывают здесь свои торговые центры, открывают свою товаропроводящую систему. Также мы должны делать у себя и за рубежом. То есть поддерживать тех, кто способен создать такие же торговые сети эконом-класса. Мир меняется все время. Появились новые форматы, развиваются биржевая и электронная торговля, которые у нас пока не развиты. И эти все моменты они не урегулированы законодательством. Сейчас в той программе, которую мы разрабатываем совместно с министерством национальной экономики, как раз отражаются новые линии: что сделало государство, чтобы это развивалось, что должны сделать предприниматели и все взаимные обязательства сторон", – отметил заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Нуржан Альтаев.    

Для развития ретейлерам необходимы земельные участки, инфраструктура и логистика, господдержка в виде дешевых кредитов и финансирования оборотных средств с обратными обязательствами. Чтобы эти же торговые сети в первую очередь реализовывали отечественную продукцию, подчеркнул он на заседании комитета торговли президиума НПП "Атамекен".

"Работа началась полтора месяца назад. Сейчас активно обсуждаются вопросы, направленные на то, чтобы интегрировать торговлю  с отечественными производителями, фермерами, операторами непродовольственного рынка. По ним есть определенные результаты. (…) Любая инвестиция, расходы субсидирования со стороны государства должны возвращаться в полной мере в виде создания рабочих, в виде больших параметров выручки, доходности, налоговых поступлений. Мы не говорим об одностороннем субсидировании государственной торговли. Мы говорим о  торговле как о конкурентном секторе, в котором задействованы значительные людские ресурсы с очень хорошим качеством", – отметил председатель комитета торговли президиума НПП Кайрат Мажибаев.

Как указывается в презентации разработчиков, в проекте рассматриваются вопросы финподдержки предприятий торговли. По этому направлению предлагается ввести:

- субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам;
- субсидирование ставки по лизингу торгового оборудования;
- частичное гарантирование по кредитам БВУ/банка развития;
- предоставление государственных грантов малым торговым предприятиям;
- льготное микрокредитование субъектов малого предпринимательства, занятых в сфере торговли;
- субсидирование затрат торговых предприятий за приоритетное предоставление полочного пространства для товаров отечественных производителей. 

В НПП заявляют о необходимости ведения инфраструктурной и сервисной поддержки торговых организаций, развитие экспортной ориентированности, улучшение кадрового обеспечения сферы торговли, развитие биржевой и электронной торговли.

Совместно с министерством сельского хозяйства национальная палата предпринимателей также прорабатывает вопрос по созданию оптово-распределительных центров. Так как мощности по хранению продукции у торговых сетей в Казахстане часто не покрывают объемы, которые готовы поставлять производители.

"Фермеры все время говорили о том, что не могут попасть на полки отечественных торговых сетей. Что их не пускают, что там страшные ретробонусы. Тогда мы посадили за один стол фермеров и представителей торговых сетей. Мы пришли к тому, что торговые сети полностью раскрылись, показали, что им нужно: сколько мяса, сколько картофеля, капусты. Все, что потребляется, показали цены. Они заявили о готовности заключать с фермерами контракты и осенью всю продукцию закупать. Но фермеры сказали, что не могут сейчас поставлять, потому что не посеялись. Приходит осень – урожай созрел. Оказалось, что они продали все на базар. У нас возник вопрос: почему? Оказалось две проблемы. У торговых сетей нет своих складов, нет хранилищ, холодильников, где можно долго хранить этот товар. То есть они не готовы у фермеров закупать большие объемы. Условно говоря, фермеры каждые три-четыре дня поставляли эту продукцию, чтобы она свежая всегда стояла на полках. Фермеры к этому не готовы, потому что это огромные транспортные расходы", –  пояснил зампред правления НПП "Атамекен".

Вторая проблема связана с налогообложением. Сельхозпроизводителям выгоднее сбывать продукцию на базарах, где оплата проводится наличными. Такие рынки работают по серым схемам и в обход уплаты налогов. С появлением ОРЦ аграриям будет выгоднее делать поставки в торговые сети.

В НПП отмечают, что владельцам таких оптово-распределительных центров должны быть исключительно частные структуры – ретейлеры, фермеры или сельхозкооперативы.

Динара Куатова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться