Ерлан Абдикаримов, директор департамента аналитики АО "Фридом Финанс":
Выручка, 12М (млн USD): 868
EBIT, 12М (млн USD): 109
Чистая прибыль, 12М (млн USD): 110
Чистый долг (млн USD): 38
ROA (%): -20%
ROAE (%): -25%
Маржа EBIT (%): -72%
Капитализация IPO (млн USD): 3255
Акций выпущено (млн шт.): 191
Акций к размещению (млн шт.): 35
Объем IPO (млн USD): 587
Минимальная цена IPO (USD): 15,0
Максимальная цена IPO (USD): 17,0
Целевая цена (USD): 25,4
Потенциал роста: 49%
Дата IPO: уточняется
Почему стоит участвовать?
Компания обслуживает пять миллионов заказов ежемесячно, используя четыре высокотехнологичных центра исполнения с более чем 4500 сотрудниками.
Феноменальные цифры роста бизнеса: 338% в 2015 и 133% в 2016 году. Идея бизнеса проста: подписка на доставку ингредиентов для приготовления свежих блюд с рецептами, что, по сути, подрывает рынок ресторанов и доставки еды. Выручка в 2016 году составила $795 млн.
Технологичная компания с потенциалом роста на $160-миллиардном рынке. Согласно исследованию, проведенному фирмой NPD Group, в США $400 млрд ежегодно тратится на обеды и ужины, при этом на менее чем 60% из этой суммы готовят самостоятельно против 71% в 1985 году. Софт, разработанный компанией, прогнозирует входящий спрос и затраты на каждый день благодаря статанализу Blue Apron, обладает очень полезными прогнозными данными, в том числе сколько клиентов отменят заказ в любой день недели, какие ингредиенты будут необходимы на месяцы вперед. Прогнозная модель четко управляет запасами и ингредиентами, что позволяет добиваться скидок от поставщиков и фермеров. Летом 2016 года Blue Apron заказала три миллиона фунтов продукции из 100 семейных ферм.
Потенциал более 40% на фоне темпов роста и тренда маржи прибыльности. Маржа EBIT компании движется в позитивную зону: с -40% в 2014 до -7% в 2016 году по мере сокращения доли себестоимости. Умеренный прогноз по выручке доводит оценку по DCF до уровня $4,8 млрд, что эквивалентно $25,4 на простую акцию, а это оставляет 49% потенциала к IPO.
Основные факторы риска
Имеется ряд негативных моментов в финансах компании:
финансирование деятельности происходит полностью за счет заемного капитала; по итогам I квартала компания понесла убыток, сопоставимый с показателем по итогам 2016 года; незначительное снижение валовой маржи.
Кроме того, выход отчета по итогам II квартала попадает в Lock Up период. Соответственно, если сохранится текущая тенденция по финансовым показателям, это может негативно отразиться на цене акции; компания подвержена очень сильному риску в части безопасности пищевых продуктов; высокая конкуренция; усиленный контроль со стороны государственных органов США, которые напрямую влияют на деятельность компании.
Оценка стоимости Blue Apron
Полученная нами оценка стоимости всей фирмы (EV) равна $5,1 млрд. При этом большая часть стоимости приходится на терминальный период, как и стоимость большинства растущих компаний. С учетом корректировок на долг ($244 млн), наличность ($81 млн) и стоимости опционов менеджмента ($130 млн) стоимость акционерного капитала, исходя из наших предположений, равна $4,8 млрд, что на 49% превышает капитализацию по максимуму диапазона IPO в $3,2 млрд.
О компании
Компания Blue Apron – это стартап из Нью-Йорка, основанный в 2012 году и завоевывающий долю на рынке питания. Основатели – Мэтт Вадьяк и Мэтт Зальцберг, бывшие сотрудники венчурных фондов, а также Илья Папас, инженер и бывший инвестиционный консультант.
Бизнес компании заключается в еженедельной доставке на дом продуктов-ингредиентов вместе с рецептами для приготовления блюд. Ингредиенты бесплатно доставляются в коробке, которая сохраняет продукты в пригодном для употребления виде.
Бизнес компании представляет собой инновационную модель прямых поставок продуктов от фермеров конечным потребителям в обход традиционных посредников в виде магазинов.
Наиболее сложной задачей для Blue Apron является привлечение и удержание клиентов. Совсем не просто убеждать людей ежемесячно платить $260 - $560 за сервис, который позволяет экономить время на покупке продуктов, когда есть другие более быстрые и дешевые способы поесть. Также Blue Apron приходится постоянно вводить новизну и разнообразие в их кулинарный ассортимент и адаптироваться к вкусам клиентов. И чем больше растет компания, тем сложнее становится поддерживать качество услуг, и, как следствие, выше становится риск сбоев в производственной цепочке. Если допустить хоть один просчет – доставка с опозданием, некорректный заказ или даже увянувшая петрушка, то клиент может быть потерян.
Blue Apron планирует направить выручку от размещения на погашение обязательств, пополнение оборотного капитала, капитальные вложения и общие корпоративные цели.
Конкурентная среда
Конкурентная среда у Blue Apron весьма обширная и включает в себя компании доставки еды, магазины и супермаркеты, интернет-магазины по продаже продуктов, спиртных напитков, кухонных принадлежностей, производителей продуктов питания, кафе, рестораны, пункты быстрого питания и другое.
Blue Apron намереваются заполучить долю выручки на рынках покупки продуктов питания ($781,5 млрд) и ресторанного рынка США ($543,1 млрд в прошлом году). Такие цифры приводятся в исследовании Euromonitor, проведенном в 2016 году по заказу Blue Apron. В исследовании также отмечается, что онлайн-продажи рынка покупки продуктов питания составили $ 9,7 млрд (1,2%), а ресторанного рынка – $12 млрд (2,2%).
Отмечается, что онлайн-продажи рынка покупки продуктов питания составили $9,7 млрд (1,2%), а ресторанного рынка – $12 млрд (2,2%). Огромный рынок манит стартапы в фудтехе, похожие по бизнес-модели на Blue Apron.
HelloFresh и Plated – основные конкуренты, потому что базируются почти по всей континентальной части США. Также возможен еще один конкурент в лице Munchery, которая базируется в трех городах, где работает Blue Apron.
Blue Apron работает в индустрии питания, которая будет актуальна всегда. Данное направление достаточно новое и набирает обороты. Можно уверенно предсказать рост рынка онлайн-покупки еды.
Кроме того, у Blue Apron есть все предпосылки для выхода на рынки Европы и Азии: хотя придется увеличить капитальные расходы на центры распределения и доставки, инвесторы позитивно оценят географическую экспансию. Кроме того, компания с большой долей вероятности расширит свою продуктовую линейку. К вину на заказ (Blue Apron Wine) можно добавить специальные предложения по питанию для новорожденных, школьников или пенсионеров. Или Blue Apron может сразу приобрести нужные стартапы в этих нишах. В марте Blue Apron приобрела BN Ranch – компанию, которая выращивает экологически чистый скот.
Елена Брицкая