/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
IPO «Банк Астаны»: первое за несколько лет размещение на фоне банковского кризиса

IPO «Банк Астаны»: первое за несколько лет размещение на фоне банковского кризиса

Спрос на акции при подписке превысил ожидания, вторичные торги были вялыми.

15:53 30 Июнь 2017 6211

IPO «Банк Астаны»: первое за несколько лет размещение на фоне банковского кризиса

Автор:

Татьяна Батищева

Фото: hipo.kz

Банк Астаны, 17-й по размеру активов из 33 банков второго уровня, подвел итоги дебютного IPO. Книга заявок, открытая с 12 по 26 июня, была переподписана в 1,2 раза. Первоначальное предложение в 2,1 млн акций и объемом в 2,5 млрд тенге в итоге было перекрыто суммарным спросом в 7,5 млрд тенге, когда на момент окончания сбора заявок в торговую систему Казахстанской фондовой биржи (KASE) поступили 1831 заявка. По результатам подписки было заключено 1798 сделок на покупку 5,6 млн штук акций общей стоимостью 6,5 млрд тенге. 85% акций выкупили розничные инвесторы. Средний объем заявки физического лица составил 4,2 млн тенге.

Стоит отметить, что, несмотря на значительный спрос, эмитент не стал поднимать цену акции, оставив ее на индикативном уровне в 1150 тенге. Как рассказали представители Банка Астаны abctv.kz, цена была согласована с финансовым консультантом, и эмитент предпочел не увеличивать цену размещения, а увеличить  количество акций при размещении.

В свою очередь, генеральный директор инвестиционной компании «Фридом Финанс» – финансового  консультанта, андеррайтера и маркет-мейкера проекта – Тимур Турлов сообщил, что, как правило, индикативная цена определяется в том числе путем переговоров с частными инвесторами, и стороны пришли к соглашению, что новые частные акционеры получат преимущество в виде дисконта.

«На этапе предварительного маркетинга мы поняли, что данная цена и дисконт будут интересны инвесторам, особенно с учетом стратегии, которую банк планирует реализовать в течение будущего  года, – рассказывает Тимур Турлов.  – У нас есть большая уверенность, что банк будет стоить не менее своего собственного капитала. И клиенты смогут получить хороший апсайд на инвестиции, а при удачном стечении обстоятельств – доход, существенно превышающий процент по банковским вкладам, который они могут получить в Банке Астаны, просто положив деньги на депозит».

Цена в 1150 тенге дает дисконт в 20% к размеру собственного капитала.

В ходе IPO мажоритарная структура собственников Банка Астаны не поменялась, контролирующий акционер Олжас Тохтаров, которому принадлежало на начало апреля 56,9% акций, сохранит свои позиции: в ходе размещения он также приобрел акций на два миллиарда тенге. Зато выросло число миноритариев, доля владения которых не превышает 0,3%-0,5% акций от общего числа размещенных бумаг. Более подробная информация о структуре собственников будет объявлена после того, как сформируется новый реестр  акционеров. Тогда же будет понятно, какую долю акций банка приобрели его депозиторы. Напомним, что в мае банк произвел дополнительную эмиссию, увеличив число объявленных простых акций с 32 млн штук до 100 млн штук. 

С сегодняшнего дня в биржевой системе KASE открыты  вторичные торги акциями Банка Астаны. Торги открылись с предложения на продажу по цене в 1250 тенге за акцию и объемом 8299 штук. На первых минутах торгов цена держалась на уровне 1200-1250 тенге за акцию, и первая  продажа получилась по цене 1200 тенге, объемом 1,2 млн тенге. Спрос на бумаги банка был слабым, заявка на покупку 16 тыс. акций по цене в 1175,87 тенге осталась неудовлетворенной, первая сделка по покупке нащупала паритет на уровне 1199,2 тенге, были куплены 444 акции.

На 14:00 времени Алматы котировки по акциям были следующими: спрос – 1200 тенге, предложение – 1204,99 тенге, максимальная цена зафиксирована на уровне 1219 тенге. Сделки заключили по 11,5 тыс. акциям, объемом 13,8 млн тенге. Большинство сделок прошло по цене 1200-1201 тенге. Тем самым доходность инвестиции за пять дней составила 4,3%.

Нужно ли покупать сегодня банки?
О том, что Банк Астаны намерен привлечь инвестиционный капитал для развития бизнеса, сообщил в начале июня председатель правления Искендер Майлибаев.

«Деньги, привлеченные от инвесторов, будут направлены  на дальнейшее развитие продуктовой линейки, IT-инфраструктуры и рост клиентской базы. IPO – логичный шаг, мы достигли того уровня, того развития и рыночной привлекательности, чтобы начать размещение среди частных инвесторов на привлекательных условиях», – отметил Искендер Майлибаев.

Банк намерен расти в формате мобильного банкинга, и его бизнес-модель направлена на переход от  офлайн-сети отделений  к онлайн-мобильному обслуживанию и продвижению карточного бизнеса: предложению карт через прямую доставку по всему Казахстану, то есть технологичному сервису в карточном сегменте. На сегодняшний день порядка 300 тыс. клиентов пользуются карточками банка, а его карточная база прирастает на 10%-12% в месяц. К концу 2017 года в банке ожидают обращение 500 тыс. карт, и к 2019 году Банк Астаны намерен занять лидирующие позиции по дистанционным каналам обслуживания с использованием мобильного банка.

Что касается  политики кредитования, она направлена на неохваченный сегмент микро- и малого бизнеса. В сфере кредитования банк нацелен на сегмент ИП, которые сейчас работают с микрокредитными организациями. Здесь банк намерен достичь доли 8% и довести кредитный портфель до 25 млрд тенге. Заметим, что рынок МКО и онлайн до зарплаты – максимально быстрорастущие, вследствие того что до сих пор не входят в зону интересов классических банков и не регулируются Национальным банком, однако прирастают сильнее классического банковского кредитования, ввиду того что банки не считают клиентов финтехкомпаний конкурентами, хотя конкуренция очевидна.

В настоящее время банк обслуживает клиентов в пяти регионах Казахстана: Алматы, Астане, Атырау, Актау и Караганде, что непростительно мало в сравнении с банками, находящимися выше Банка Астаны в статистике Национального банка. По этой причине Банк Астаны стремится организовать присутствие в регионах, минуя затратные филиалы. Переход в онлайн позволит снизить расходы на содержание сети, а комиссионные доходы должны будут перекрыть текущие затраты. Согласно отчету инвестиционной компании BCC Invest – представителя держателей облигаций Банка Астаны, по состоянию на 31.03.2017 года прочие и общие административные расходы банка увеличились в 2,5 раза в годовом выражении и в I квартале 2017 года достигли 1,4 млрд тенге. В результате чистая прибыль банка в I квартале составила 203 млн тенге, что на 27,7% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Несмотря на положительную динамику процентных и комиссионных доходов в результате увеличения общих административных расходов, показатель чистой прибыли снизился относительно I квартала 2016 года.

Чистый процентный доход банка в I квартале 2017 года увеличился в 3,2 раза к аналогичному периоду прошлого года, до 3,3 млрд тенге. Процентные доходы выросли на 59%, до 8,8 млрд тенге, а процентные расходы – на  22,7%,  до 5,5 млрд тенге.

«Стоит отметить, что процентные доходы, собранные наличностью, согласно отчету о движении денежных средств, составляют 85% от процентных доходов в отчете о прибылях и убытках. В целом уровень собираемости процентных доходов находится на приемлемом уровне», – говорится в отчете BCC Invest.

Другой вопрос в том, насколько вообще интересны инвесторам акции банков, бизнес которых переживает не лучшие времена. Согласно отчетности Национального банка, с начала этого года активы банков сокращаются, сжимается кредитование экономики. Потребительские займы и займы МСБ выросли на смешные 1,9% и на 1%, несмотря на усилия правительства влить в сектор МСБ финансовые ресурсы через госпрограммы и желание  банков восстановить кредитование населения.

Проблема слабого роста кредитования МСБ, в который кинулись в последнее время  небольшие и средние банки – в краткосрочности привлекаемых ресурсов, которые идут на оборотные средства. Инвестиционные программы требуют долгосрочных ресурсов при адекватной стоимости, предоставить которые государство не в состоянии, учитывая их стоимость. Депозиты же, как известно, короткие пассивы, не позволяющие банкам кредитовать экономику под долгосрочные инвестиционные проекты. К тому же депозиторы начинают более активный поиск новых доходностей, несмотря на стабильные и надежные депозиты по причине гарантий. Как следствие, с начала года обязательства банков уменьшились на 3,5%, в том числе вклады клиентов банков – на 4,1%, вклады юридических лиц – на 4,9%, вклады физических лиц – на 3,2%.

С точки зрения классического банковского бизнеса, ориентированного на кредитование, и последних событий на банковском рынке сектор не является привлекательным для покупок. Точно так же не может расти лучше рынка отдельный актив, если весь рынок в это время падает. Другое дело, если конкретный банк начнет реформировать портфель и искать новые ниши для роста.

IPO – продаем будущий успех
Активы Банка Астаны на 1 июня составили 393,5 млрд тенге, из которых 48% – это ссудный портфель (на начало года ссудный портфель составлял половину из 363,5 млрд активов, на 1 июня 2016 года – 58,8% из 280,5 млрд тенге). Как видно, рост активов небольшой – 0,8%. За это время конкуренты Банка Астаны продемонстрировали уверенный рост активов на фоне сжатия кредитного портфеля. Так, с 1 июня 2016 года по 1 июня 2017 года активы Qazaq Banki  приросли на 42,8,%, тогда как доля займов в активах  сократилась со 75,5% до 63,9%. Altyn Bank, в котором  китайские инвесторы получили контроль и который делает ставку на работу с китайскими клиентами и на цифровые банковские технологии, увеличил активы на 16,8%, до 376 млрд тенге, сократив в их структуре займы с 31,8% до 24%.  В «Альфа-Банке» активы выросли на 18,2%, а ссуды в структуре активов снизилась с 47,8% до 44%. В «Нурбанке» активы выросли лишь на 8,8%, доля займов в структуре активов не изменилась – 55,6%. Asia Credit Bank сократил активы на 32,4%, до 167,8 млрд тенге, но в их структуре ссуды выросли с 53,5% до 61,3%. Delta Bank, скорее всего, на рынок уже не вернется, хотя акционеры не давали  четких сигналов к тому, чтобы прояснить ситуацию с банком. 

Таким образом, Банк Астаны конкурирует с российским дочерним банком, с  китайской «дочкой» и рядом средних по капитализации банков, контролируемых физическими лицами, возможности которых в дальнейшей капитализации бизнеса, скорее всего, ограничены. Тот факт, что последние предписания Национального банка о приостановлении лицензий касались именно банков, контролируемых физическими лицами: «Казинвестбанк» и Delta Bank (бывший «Нефтебанк»), говорит о слабости модели, когда банками владели физические лица, и к переходу к консолидации банковского сектора или же поиску новых каналов долгосрочных инвестиций.

Банк Астаны считает, что основной драйвер роста – перспективные ниши и, как следствие, рост рентабельности и оценки. В это время клиенты банка смогут участвовать в развитии и в прибыли банка.

В свою очередь, Тимур Турлов отметил, что банк сейчас активно растет, причем не в корпоративном классическом бизнесе, который накопил достаточно  проблем за последний  год и является стагнирующей частью финансового сектора. Банк растет за счет частных клиентов и технологических решений. Из расчета на одного сотрудника банк эффективней многих конкурентов и имеет хорошую структуру активов с нашей точки зрения. Важно и то, что банк сохраняет высокие темпы роста, ведь бизнес, находящийся на подъеме, всегда интереснее, чем бизнес зрелый или стагнирующий. 

Татьяна Батищева​

IPO национальных компаний позволит развивать фондовый рынок

Об этом сообщил управляющий директор АО «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов.

20 Июль 2018 16:56 10981

IPO национальных компаний позволит развивать фондовый рынок

«На бирже в рамках IPO будут приватизироваться самые крупные компании. В рамках комплексного плана приватизации, утвержденного правительством, это все известные компании, такие как «Казатомпром», «Эйр Астана», «Қазақтелеком», «ҚазМұнайГаз», «ҚТЖ», «Казпочта», – сообщил он.

«Вывод компании на IPO и развитие финансового центра являются взаимодополняемыми, потому что, когда мы выводим компании на IPO, мы привлекаем деньги – с одной стороны и есть масса положительных последствий – с другой стороны. В частности, улучшение корпоративного управления и повышение эффективности. От этого выигрывает и МФЦА, потому что привлекается ликвидность, развивается биржа, и с этой точки зрения у ФНБ «Самрук-Казына» и МФЦА абсолютно полное, единое понимание в развитии как наших активов, так и финансового центра», – добавил Нурлан Рахметов.

По его словам, в настоящее время ведется активная подготовка к IPO. В зависимости от того, какая будет мировая конъюнктура, какие будут финансовые результаты, на IPO в первую очередь будут выведены компании «Қазақтелеком», «Эйр Астана», «Казатомпром».

«В 2019-2020 годах мы будем прорабатывать вопрос и стараться вывести на биржу такие крупные компании, как «ҚазМұнайГаз», «ҚТЖ» и «Казпочта». Я думаю, в целом для биржи это тоже положительный момент, потому что через приватизацию не только в рамках биржи, но и вне биржи привлекаются инвесторы, и их участие в бирже будет вероятным», – уточнил он.

Саян Абаев

«Как только мы войдем в ChocoHolding, он сможет участвовать в IPO»

Основатель Аviata.kz Алексей Ли рассказал, как будет развиваться партнерство с Chocotravel.com и Chocofamily Holding.

30 Март 2018 14:00 1688

«Как только мы войдем в ChocoHolding, он сможет участвовать в IPO»

Фото: hommes.kz

– Алексей, месяц назад произошла сделка по объединению сервисов Chocotravel.com и Аviata.kz. Можно ли говорить о результатах этого объединения?

– Результаты слияния уже сейчас ощущаются. По нашим прогнозам, рост объемов продаж в объединенной компании будет минимум на 30%. Но сейчас мы гонимся не за продажами, а за лояльностью клиентов. Мы будем проводить опросы, отслеживать повторные обращения в компанию. Планируем довести лояльность клиентов до 80%.

– В рамках сделки Chocofamily Holding, в состав которого входит проект Chocotravel.com, инвестировал в объединенную тревел-компанию 600 миллионов тенге. Будет ли вливать финансовые средства Аviata.kz?

– Когда мы подошли к моменту сделки, Аviata.kz стоила дороже Chocotravel.com. Чтобы соблюсти паритет, владельцы Chocofamily Holding со своей стороны «влили» в объединенную компанию дополнительную сумму – 600 миллионов тенге. Эти финансовые ресурсы пойдут на развитие наших сервисов.

– Какую выгоду получили компании в результате объединения?

– Сейчас Аviata.kz разрабатывает новый продукт, и для этого нужна команда разработчиков, дизайнеров, которых нужно содержать. Chocotravel.com делает такой же продукт, разрабатывает его с нуля, тратит точно такое же время, причем это не один месяц. Становится обидно, зачем две команды сидят и делают то же самое, когда это можно сделать в одном месте? Мы можем просто разбить задачи между компаниями, а высвободившиеся деньги пустить на создание другого продукта. Так мы будем развиваться быстрее. Есть еще один момент. Мы можем получать более низкую цену от авиакомпаний. Наша объединенная аудитория – это более 100 тысяч покупателей авиа- и железнодорожных билетов в месяц. Если рассмотреть ситуацию с позиции авиакомпаний, то им проще искать клиентов в крупной компании по продаже билетов, чем в нескольких мелких. Так они быстрее заполнят самолеты. Поэтому объединение наших сервисов выгодно для всех участников рынка.

– Насколько нам известно, Chocofamily Holding «накачивает» компанию активами для выхода на IPO. Объединив сервисы, вы стали частью этого процесса. Может ли Аviata.kz как-то повлиять на исход IPO?

– Мы с супругой сейчас являемся соучредителями Аviata.kz, Chocotravel.com, Ticketon.kz, возможно, к осени объявим о других проектах. В Ticketon.kz наша миноритарная доля – 20%, в Аviata.kz и Chocotravel.com эти доли близки к 50%. Chocofamily Holding тоже является акционером в компаниях Аviata.kz и Chocotravel.com. В момент выхода компании на IPO мы можем передать ей свою долю в объединенной компании, но взамен приобрести акции Chocofamily Holding. Как только мы войдем в Chocofamily Holding, он сможет участвовать в IPO. Можем, конечно, просто продать холдингу свои акции. Оба этих варианта приемлемы.

– Сколько будет стоить ваша доля в объединенной компании?

– Я сейчас не могу озвучить эту цифру. В целом объединенная компания будет знаковой на рынке, ее стоимость однозначно более 10 миллионов долларов.

– Какие тенденции сегодня наблюдаются на рынке онлайн-сервиса по продаже авиа- и железнодорожных билетов в Казахстане?

– Если говорить о клиентах, то чаще всего они летают, конечно, по Казахстану. Средний чек порядка 40-50 тысяч тенге. В традиционных офлайн-кассах идет стагнация, что логично и нормально. Рынок должен рано или поздно перетечь в онлайн. Это касается не только частных лиц, но и корпоративных клиентов.

– Можно ли сказать, что корпоративные продажи – это прерогатива Chocotravel.com?

– На самом деле Аviata.kz параллельно начала разрабатывать продукт для корпоративных клиентов. Но мы с партнерами решили, что Аviata.kz больше будет сфокусирована на частных клиентах, Chocotravel.com продолжит развивать B2B онлайн-продажи.

– В 2016 году Аviata.kz планировала выход на рынки других стран. По какой причине это не удалось сделать и почему вы вновь заговорили об этом после слияния с Chocotravel.com?

– Во-первых, не хватало ресурсов. Во-вторых, чтобы фокусироваться на каком-то рынке, нужно ехать и развивать его там. Сам по себе стартап зависит от многих нюансов, и, чтобы их понять, в этих условиях надо жить. Равиль (Равиль Мухоряпов, основатель Chocofamily Holding. – Авт.) на каком-то этапе подшучивал, говорил: «Леш, езжай туда, а мы позаботимся о местном рынке». Теперь, с объединением, это можно будет сделать и более четко распределить ресурсы.

Римма Гахова