DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 283,44 Brent 36,55
IPO начнут с Air Astana

IPO начнут с Air Astana

Фонд «Самрук-Казына» озвучил сроки IPO в рамках приватизации. 

06 Декабрь 2016 20:01 6876

IPO начнут с Air Astana

Автор:

Куралай Абылгазина

Стали известны сроки первичного размещения «дочек» фонда «Самрук-Казына». Они были согласованы с госкомиссией по модернизации экономики.  Первой в очереди на IPO оказалась Air Astana – размещение акций запланировано на конец 2017 года или на первую половину 2018 года. Ранее abctv.kz сообщал, что два действующий акционера авиакомпании совокупно продадут 50% акций – по 25% каждый.  После IPO у «Самрук-Казыны» и BAE Systems останется 26% и 24% соответственно. При этом половина из приватизируемой доли (то есть 25%) будет продана только казахстанскому инвестору, чтобы сохранить статус национального авиаперевозчика.

«В соответствии с межправительственным соглашением (об авиасообщениях – прим. авт) 51% акций должны сохраниться в руках казахстанских инвесторов. Со вторым акционером сроки согласованы», - пояснил председатель правления фонда «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев.

Далее по плану IPO «Казахтелекома» - конец 2017 года. Отметим, 49% компании уже находится в частной собственности. В первой половине 2018 года ожидается первичное размещение «Казатомпрома» (доля на продажу - 25%), а к концу 2018 года нефтегазовая группа «КазМунайГаз» также реализует 25% акций. На 2019 годы запланировано размещение акций «Казпочты» (до 49%) и «Самрук-Энерго»  (не менее 25%). Примечательно, что реализуемая доля последней может быть увеличена.  

«Минимальная доля «Самрук-Энерго» к размещению 25%, возможно мы предложим  51%», - подчеркнул глава фонда.

В 2020 году будет проданы от 25% до 49% акций «Казахстан темир жолы». Перед этим «Самрук-Казына» планирует провести мероприятия по финансовому оздоровлению компании. Руководству «Тау-Кен Самрук» и Qazaq Air (новичок в списке на IPO) также предстоит повысить инвестиционную привлекательность компаний перед размещением своих акций.

 «В связи с этим на заседании госкомиссии фондом направлен (список – прим. авт) необходимых действий по изменению регуляторной базы и тарифообразования для компаний , которые будут готовиться к IPO. Это необходимо для повышения их инвестиционной привлекательности. Мы предлагаем создать в министерстве национальной экономики рабочую группу. Включить туда отраслевые ведомства, наши компании, НПП «Атамекен» и оперативно рассмотреть какие изменения необходимо внести в регуляторную базу, чтобы качественно подготовить все активы для IPO. Как известно этот процесс занимает от года до двух лет», - уточнил Умирзак Шукеев.

IPO всех девяти дочерних компаний фонда может пройти на Лондонской, Гонконгской биржах и на площадке Международного финансового центра «Астана».

«В настоящее время прорабатывается вопрос осуществления двойного листинга данных компаний, то есть проведение IPO как на Лондонской и Гонконгской биржах, так и здесь в МФЦА», - сказал министр национальной экономики Куандык Бишимбаев.

Напомним, всего «Самрук-Казына» приватизирует 217 активов, из которых сформированы два списка. Первый – 44 крупных компаний, которые будут реализованы в приоритетном порядке с привлечением независимых консультантов, второй – 173 структур в основном через электронный аукцион. Как отметил г-н Шукеев, в 2016 году «упор делался» на реализацию активов из второго списка. Так из 173 активов проданы, реорганизованы или ликвидированы – 117 компаний, находятся на электронном аукционе - 15 активов, выведены из перечня по разным причинам – 2 (ФК «Кайрат» и ТОО «АЗПМ»), ожидается согласование госкомиссии – еще по 3 структурам («КазОйлМаш», «Астык Транс», «КазИнж Электроникс»). По остальным 36 активам из второго списка «способ электронного аукциона не работает».

«Речь идет о таких объектах, как например «Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышбаева». Мы опасаемся, что если без условий выставить их на электронный аукцион, то будущий покупатель может реализовать недвижимость и без сохранения профиля компании. Это может привести к определенным социальным последствиям. Все 36 активов из этого перечня имеют примерно аналогичную специфику. Поэтому мы внесли предложение в МНЭ  по изменению нормативных актов и законодательства», - объяснил глава фонда.

Из первого списка (44 крупных компаний фонда) по 11 активам приняты решения госкомиссии о способах их реализации. К примеру, путем открытого двухэтапного конкурса будут проданы «Транстелеком» (КТЖ), «Евро-Азия Эйр» (КМГ), четыре актива «Самрук-Энерго»  - Мангистауская РЭК, Восточно-Казахстанская РЭК, Актюбинская ТЭЦ, «Тегис Мунай».  Через прямую продажу решено приватизировать четыре актива КТЖ: «Локомотив құрастыру зауыты», «Электровоз құрастыру зауыты», «Тулпар-Тальго», KTZE Khorgos Gateway.

«Сейчас  мы надеемся, что до конца года по двум активам будут заключены сделки, по остальным двум в первом квартале 2017 года. Общая сумма ожидаемая от реализации этих активов примерно 400 млрд тенге уже в первом квартале 2017 года», - заключил г-н Шукеев.

Куралай Абылгазина 

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

IPO национальных компаний позволит развивать фондовый рынок

Об этом сообщил управляющий директор АО «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов.

20 Июль 2018 16:56 10088

IPO национальных компаний позволит развивать фондовый рынок

«На бирже в рамках IPO будут приватизироваться самые крупные компании. В рамках комплексного плана приватизации, утвержденного правительством, это все известные компании, такие как «Казатомпром», «Эйр Астана», «Қазақтелеком», «ҚазМұнайГаз», «ҚТЖ», «Казпочта», – сообщил он.

«Вывод компании на IPO и развитие финансового центра являются взаимодополняемыми, потому что, когда мы выводим компании на IPO, мы привлекаем деньги – с одной стороны и есть масса положительных последствий – с другой стороны. В частности, улучшение корпоративного управления и повышение эффективности. От этого выигрывает и МФЦА, потому что привлекается ликвидность, развивается биржа, и с этой точки зрения у ФНБ «Самрук-Казына» и МФЦА абсолютно полное, единое понимание в развитии как наших активов, так и финансового центра», – добавил Нурлан Рахметов.

По его словам, в настоящее время ведется активная подготовка к IPO. В зависимости от того, какая будет мировая конъюнктура, какие будут финансовые результаты, на IPO в первую очередь будут выведены компании «Қазақтелеком», «Эйр Астана», «Казатомпром».

«В 2019-2020 годах мы будем прорабатывать вопрос и стараться вывести на биржу такие крупные компании, как «ҚазМұнайГаз», «ҚТЖ» и «Казпочта». Я думаю, в целом для биржи это тоже положительный момент, потому что через приватизацию не только в рамках биржи, но и вне биржи привлекаются инвесторы, и их участие в бирже будет вероятным», – уточнил он.

Саян Абаев

«Как только мы войдем в ChocoHolding, он сможет участвовать в IPO»

Основатель Аviata.kz Алексей Ли рассказал, как будет развиваться партнерство с Chocotravel.com и Chocofamily Holding.

30 Март 2018 14:00 1647

«Как только мы войдем в ChocoHolding, он сможет участвовать в IPO»

Фото: hommes.kz

– Алексей, месяц назад произошла сделка по объединению сервисов Chocotravel.com и Аviata.kz. Можно ли говорить о результатах этого объединения?

– Результаты слияния уже сейчас ощущаются. По нашим прогнозам, рост объемов продаж в объединенной компании будет минимум на 30%. Но сейчас мы гонимся не за продажами, а за лояльностью клиентов. Мы будем проводить опросы, отслеживать повторные обращения в компанию. Планируем довести лояльность клиентов до 80%.

– В рамках сделки Chocofamily Holding, в состав которого входит проект Chocotravel.com, инвестировал в объединенную тревел-компанию 600 миллионов тенге. Будет ли вливать финансовые средства Аviata.kz?

– Когда мы подошли к моменту сделки, Аviata.kz стоила дороже Chocotravel.com. Чтобы соблюсти паритет, владельцы Chocofamily Holding со своей стороны «влили» в объединенную компанию дополнительную сумму – 600 миллионов тенге. Эти финансовые ресурсы пойдут на развитие наших сервисов.

– Какую выгоду получили компании в результате объединения?

– Сейчас Аviata.kz разрабатывает новый продукт, и для этого нужна команда разработчиков, дизайнеров, которых нужно содержать. Chocotravel.com делает такой же продукт, разрабатывает его с нуля, тратит точно такое же время, причем это не один месяц. Становится обидно, зачем две команды сидят и делают то же самое, когда это можно сделать в одном месте? Мы можем просто разбить задачи между компаниями, а высвободившиеся деньги пустить на создание другого продукта. Так мы будем развиваться быстрее. Есть еще один момент. Мы можем получать более низкую цену от авиакомпаний. Наша объединенная аудитория – это более 100 тысяч покупателей авиа- и железнодорожных билетов в месяц. Если рассмотреть ситуацию с позиции авиакомпаний, то им проще искать клиентов в крупной компании по продаже билетов, чем в нескольких мелких. Так они быстрее заполнят самолеты. Поэтому объединение наших сервисов выгодно для всех участников рынка.

– Насколько нам известно, Chocofamily Holding «накачивает» компанию активами для выхода на IPO. Объединив сервисы, вы стали частью этого процесса. Может ли Аviata.kz как-то повлиять на исход IPO?

– Мы с супругой сейчас являемся соучредителями Аviata.kz, Chocotravel.com, Ticketon.kz, возможно, к осени объявим о других проектах. В Ticketon.kz наша миноритарная доля – 20%, в Аviata.kz и Chocotravel.com эти доли близки к 50%. Chocofamily Holding тоже является акционером в компаниях Аviata.kz и Chocotravel.com. В момент выхода компании на IPO мы можем передать ей свою долю в объединенной компании, но взамен приобрести акции Chocofamily Holding. Как только мы войдем в Chocofamily Holding, он сможет участвовать в IPO. Можем, конечно, просто продать холдингу свои акции. Оба этих варианта приемлемы.

– Сколько будет стоить ваша доля в объединенной компании?

– Я сейчас не могу озвучить эту цифру. В целом объединенная компания будет знаковой на рынке, ее стоимость однозначно более 10 миллионов долларов.

– Какие тенденции сегодня наблюдаются на рынке онлайн-сервиса по продаже авиа- и железнодорожных билетов в Казахстане?

– Если говорить о клиентах, то чаще всего они летают, конечно, по Казахстану. Средний чек порядка 40-50 тысяч тенге. В традиционных офлайн-кассах идет стагнация, что логично и нормально. Рынок должен рано или поздно перетечь в онлайн. Это касается не только частных лиц, но и корпоративных клиентов.

– Можно ли сказать, что корпоративные продажи – это прерогатива Chocotravel.com?

– На самом деле Аviata.kz параллельно начала разрабатывать продукт для корпоративных клиентов. Но мы с партнерами решили, что Аviata.kz больше будет сфокусирована на частных клиентах, Chocotravel.com продолжит развивать B2B онлайн-продажи.

– В 2016 году Аviata.kz планировала выход на рынки других стран. По какой причине это не удалось сделать и почему вы вновь заговорили об этом после слияния с Chocotravel.com?

– Во-первых, не хватало ресурсов. Во-вторых, чтобы фокусироваться на каком-то рынке, нужно ехать и развивать его там. Сам по себе стартап зависит от многих нюансов, и, чтобы их понять, в этих условиях надо жить. Равиль (Равиль Мухоряпов, основатель Chocofamily Holding. – Авт.) на каком-то этапе подшучивал, говорил: «Леш, езжай туда, а мы позаботимся о местном рынке». Теперь, с объединением, это можно будет сделать и более четко распределить ресурсы.

Римма Гахова

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: