Напомним, Иштван Бенце впервые посетил Казахстан в 1999 году по приглашению Всемирной Ассоциации Казахов - в качестве делегата от Венгерской Ассоциации Гунов. Тогда же в селе Жамбыл принял участие в церемонии "тусау кесу", и стал "тусау кесу ата", крестным отцом казахской девочки Жулдыз Шаштай. С тех пор побывал в Казахстане около 30 раз, и уже считает его своим вторым домом.
"Я чувствую глубокое уважение к казахской культуре, истории и особенно к достижениям нынешнего Казахстана. В результате этой глубокой связи я организовал и принял участие в двух конных исторических экспедициях", - рассказал он.
Первая экспедиция венгерского путешественника "От Золотого человека Казахстана до Аттилы в Венгрии" состоялась в 2009 году и пролегала по маршруту "Алматы - Венгрия". Вторая "Историческая конная экспедиция Евразии" из Будапешта в Астану состоялась уже в 2012 году.
Помимо этого, венгерский путешественник принял участие в двух всемирных курултаях казахов, и по праву считается активным участником Всемирной Ассоциации Казахов. У себя же на родине, в Венгрии организовал серию выставок - "Люди в золотом", где были представлены археологические находки из Казахстана. Говорит: хотел показать венграм богатое историческое наследие казахстанцев через работы реставратора Крыма Алтынбекова.
За свою деятельность по укреплению культурных связей между народами Казахстана и Венгрии был удостоен медали Султана Бейбарса. Но на этом не остановился, и уже в 2016 году организовал новую экспедицию "Шелковый путь верхом на лошади".
В интервью abctv.kz он отметил: "Я надеюсь, что в пределах моих скромных возможностей мне все-таки удается внести вклад в укрепление дружбы и хороших отношений между нашими странами, именно поэтому я продолжаю свой труд с большим энтузиазмом".
- Иштван, буквально на днях завершился второй этап вашей экспедиции, и запятая перед третьим этапом была поставлена в Астане. Случайность, что это событие совпало с проведением Экспо, или все было продумано заранее?
- Мой приезд на выставку – это дань уважения и признательности Казахстану. Для Венгрии, побратимой страны, это было очень важно. Тем более, в этом году отмечается 25-летие установления казахстанско-венгерских дипломатических отношений. Мы планировали мой приезд только на 20 августа, в "День святого Иштвана", когда у нас отмечается основание венгерского государства, но так получилось, что я приехал чуть раньше.
Я рад, что именно Астана проводит выставку Экспо. Это хороший повод показать всему миру, чего страна достигла за 25 лет, что Казахстан живет не только за счет нефти и газа, но еще за счет возобновляемых источников энергии. Мне кажется, это событие даст вам большой толчок для развития.
- Расскажите немного о маршруте, откуда вы начали и где планируете поставить точку в вашем путешествии?
- Экспедиция состоит из трех этапов, то есть мы растянули ее на три года. Стартовали в 2016 году по маршруту "Венгрия - Сербия – Болгария - Черное море – Грузия - Азербайджан". Остановились в Баку. Оттуда же стартовали в этом году и доехали до Казахстана – из Актау за пару дней добрались до Астаны. Здесь завершился наш второй этап. С мая следующего года путь будет лежать уже из Астаны на Восток – в Монголию, затем в Китай и Корею. Там и будет поставлена точка.
Так как я являюсь президентом ассоциации евразийского объединения, которое связано с лошадиными видами спорта, планирую остаться здесь до конца августа и посетить три чемпионата мира, которые пройдут на столичном ипподроме: стрельбу из лука на лошадях, борьбу на лошадях и Кокпар. Затем улечу в Будапешт.
- Если я правильно понимаю, вы делаете паузу на зимний период…
- Да. Морозы в минус 40 ни я, ни моя лошадь просто не перенесем. Слишком холодно. Да и день зимой становится короче в два раза, чем летом. А мы можем передвигаться только в это время суток.
- Какова цель вашего путешествия?
- Это историческая экспедиция, пролегающая по бывшему Шелковому пути. Мы специально ездим в национальных нарядах и на лошадях по странам, которые раньше были соединены единым маршрутом, чтобы напомнить всем нам о нашей общей истории. Неважно, что шелковый путь был давно, важно не забывать, что мы все остаемся друг другу родственниками. В наше время этот путь скорее обозначает саму Евразию - объединение. Но вполне возможно, что он снова станет экономически связующим звеном между всеми нами.
- Почему вы выбрали в качестве транспорта не велосипед, не машину, а лошадь?
- Лошадь, конечно, не самый быстрый транспорт, но для нас это был символический выбор. Во-первых, человек на лошади привлекает больше внимания, чем на велосипеде. Во-вторых, лошадь дает человеку прожить, прочувствовать ту историю кочевников, которые постоянно переезжали с места на место. Я также езжу из деревни в деревню, встречаю новых людей, с которыми мы обмениваемся нашей историей.
- Что же вы чувствовали, проезжая длинные дистанции на лошади?
- Усталость. Устаешь от дороги, от жары и, как ни странно, от огромного количества людей и знакомств. Но вот после 4 бешбармаков в день, усталость как рукой снимает. (смеется, - прим.авт.).
Лошади тоже сильно устают, поэтому мы время от времени обмениваем их, чтобы не сорвать путешествие.
- С каким бюджетом вы путешествовали?
- О цифрах умолчу. Но, однозначно, для такого путешествия нужны деньги, и немалые. Хочу отметить, что в организации и осуществлении данной экспедиции нам всячески помог посол Венгрии в РК, господин Бараньи Андраш и сотрудники дипмиссии.
В реализации второго этапа экспедиции нас поддержали государственные и общественные организации, меценаты и простые добродушные люди. Представители местных районных акиматов Мангыстауской, Актюбинской, Костанайской и Акмолинской областей оказали всестороннюю поддержку экспедиции - любезно предоставляли коней, обеспечивали места проживания, безопасность, оказали информационную поддержку в СМИ, организовали различные встречи, даже сопровождали в трудноодолимых дистанциях.
Сейчас мы ищем спонсоров для третьего этапа путешествия – из Астаны на Восток. Возможно, нам окажут помощь казахстанские бизнесмены и инвесторы.
- Иштван, вы проделали немалый путь. Что запомнилось в каждой из тех стран, которые вы уже посетили?
- В Сербии и Болгарии, к примеру, остались венгерские поселения, что меня как венгра очень удивило и обрадовало. В Грузии – это город Грэмми, который когда-то служил остановкой для караванеров. В Азербайджане таким местом был город Шеки. Оттуда караван развозил по миру шелк, его там до сих пор производят. Хотя мы привыкли считать, что производитель шелка у нас только один - Китай. В Казахстане мы проходили по той дороге, где когда-то проходил шелковый путь, там же произвели обмен лошади. Удивительно видеть рядом с захоронениями святых людей один единственный дом.
- Что вы можете сказать про наши дороги, насколько они проходимы?
- Все зависит от транспорта. Для лошади это вполне хорошие дороги, но вот для машин не очень. Если сравнивать с другими странами, то по казахским степям мне было легче передвигаться, чем по горной и холмистой местности Грузии и Азербайджана. Единственный минус, иногда было слишком жарко, а порой ветер поднимал песок и приносил его прямо в лицо. Конечно, в каждой стране есть свои минусы и плюсы.
- Вы видели Казахстан 20 лет назад, и часто бываете здесь сейчас. Насколько изменилась страна за это время?
- Очень сильно. Раньше позвонить за границу у вас можно было только с почты, а сейчас телекоммуникации развиты. 20 лет назад в магазинах ассортимент товаров был скудный, да и магазинов было не так много, а сейчас можно что угодно купить. По городу ездят красивые и дорогие машины.
Единственное, что не сильно изменилось, так это ваши аулы. Я побывал во многих - от самого дальнего спрятанного в степи, до более современных, расположенных возле городов. Мы были даже в таком ауле, где всего 10 домов. Они не дают себе исчезнуть только за счет разведения скота, этим и живут. Несмотря ни на что, это очень веселые и добрые люди.
- Считается, что любое путешествие помогает "найти себя". Вам это удалось?
- Я каждый раз открываю в себе нового себя, какие-то новые способности, о которых раньше не знал. Вообще, считаю, что каждому было бы полезно иногда уходить от повседневных дел и как Беркуту смотреть на мир сверху.
Анна Терещина