DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
IT специалистов хотят посадить в одно место

IT специалистов хотят посадить в одно место

Казахстанская ассоциация IT-компаний и НПП «Атамекен» предлагают создать в Астане на базе Экспо международный технопарк IT-стартапов.

16 Февраль 2017 20:07 17696

IT специалистов хотят посадить в одно место

Автор:

Артур Мискарян

Таким образом, предполагается выполнить поставленную президентом задачу по созданию международного технопарка, использовать освободившиеся после «ЭКСПО» помещения и создать условия для появления крупных казахстанских IT-компаний. В НПП «Атамекен» заявляют о том, что казахстанское бизнес-сообщество готово поддержать идею создания технологического инкубатора. Какое значение эта идея имеет для государственной безопасности и что нужно для ее воплощения, Atameken Business рассказал Нурлан Исин – президент казахстанской ассоциации IT-компаний.

- Расскажите об идее создания IT-технопарка в Астане?

- Помещения после «ЭКСПО-2017» освободятся – их надо чем-то заполнять, с одной стороны. С другой стороны, у нас появляется потребность, потому что ПИТ в поселке Алатау оказался с точки зрения инфраструктуры не развит и не оправдал ожиданий. Сейчас в Астане сосредоточен ряд отечественных компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Появляется возможность всех их объединить, посадить в одно место. Это позволит получить синергетический эффект, плюс рядом «Назарбаев Университет», который выпускает специалистов. Посадить всех вместе – было бы прекрасным решением. Причем управление должно быть не государственным, от государства нужно только предоставление площадей, в остальном – самоуправление. Когда действует самоуправление – тогда движение будет намного быстрее, чем сейчас, когда чиновники не понимают, чем управляют.

- Следует понимать озвученную идею как намерение создать в Казахстане среду, подобную Сколково и Кремниевой долине?

- Мы надеемся на это.

- Вы говорите о том, что от государства не нужно ничего, кроме помещений, которые освободятся после «ЭКСПО» и налоговых льгот. А откуда брать деньги на содержание этого центра?

- То, о чем вы говорите, больше касается стартапов. Действующие предприятия уже работают, имеют какие-то заказы. Наша задача в том, чтобы они получали заказы. Государственные и квазигосударственные компании сегодня ориентируются все покупать за рубежом. Вместо того, чтобы сломать этот тренд – уже 25 лет прошло, мы в состоянии делать эти проекты сами, а они все равно отправляют заказы за рубеж. Это какой-то стереотип, будто мы ничего не умеем, тогда как у нас имеются свои наработки, достаточно неплохие.

- Если вернуться к стартапам. На ваш взгляд, имеет ли смысл создание в Казахстане среды для бизнес-ангелов?

- В Казахстане будут работать бизнес-ангелы, если сформировать стартап-хаб, который будет заниматься привлечением инвесторов. Если создать благоприятную среду – инвестор придет, он ведь не будет отдавать деньги просто так.

- А может, в качестве бизнес-ангелов «привести за руку» отечественных бизнесменов?

- Это было бы замечательно! У нас есть олигархи, почему бы этого не сделать? Несколько месяцев назад по линии ОЭСР я был в Париже. Там показывали, как работают местные стартапы. Олигархи вкладывают в один проект несколько миллионов евро, предоставили помещение, компьютеры. Там в этой среде более трех тысяч стартаперов крутятся. Они друг друга обучают, новичков привязывают к тому, кто уже долго работает в соответствующем направлении. Это, по сути, один из элементов послевузовского образования, повышения квалификации.

- А как может быть обеспечена кибербезопасность этой инфраструктуры?

- В первую очередь для обеспечения кибербезопасности нужен свой корпус специалистов, предприятий, которые понимают, что делают, и управляют этим процессом. Для этого надо развить IT-предприятия, у нас они страдают от того, что нет заказов. После девальвации потерялись заказы, им говорят, что нужно переходить на сервисную модель, делать готовое, а потом будет видно, продастся это или нет. А компания содержит людей, их надо кормить, а деньги предприятию взять неоткуда. Чтобы мы не стали работниками иностранных компаний, на что многие нас толкают, нужно работать над кибербезопасностью.

Уязвимостей в Интернете на самом деле много, по ним работают хакеры и киберармии. Какой-либо завод может быть просто выключен, если управляется компьютерной системой. Предотвращать такое можно, только имея соответствующих специалистов, их надо готовить, поддерживать. Если приобретать зарубежные продукты, развития у нас не будет.

- Как считаете, имеет смысл брать иностранные решения, по-своему адаптировать, где-то даже выдавать за свои и таким образом учить специалистов? В мировой практике такой опыт есть.

- Мы не говорим о том, что все зарубежные продукты надо выкинуть. Программное обеспечение, антивирусы от мировых производителей нужно использовать. Если кто-то со временем сумеет сделать свой аналог – на здоровье. Поэтому здесь никаких ограничений нет, мы не говорим о том, что чего-то нам не надо.

Мы сейчас воюем с «Самрук-Казына» и SAP. Мы говорим о том, что они монополизировали ERP-рынок – это опасно. Монополия диктует свои цены, более того, в чем-то их продукт даже устарел. В проприетарном программном обеспечении есть своего рода «ключик». Если нарушились какие-то взаимоотношения, кто-то нарушил условия договора или в отношении кого-то применены санкции, то с этим «ключиком» ПО всегда можно выключить, и оно не будет работать. Мы уже вошли в это с головой и так просто выйти не можем. Поэтому мы говорим о том, что есть задача монополию вытеснять.

Элементарно, мы сейчас сидим на игле Visa и Master Card, хотя можно было создать свою платежную систему. У нас работает иностранная система малых платежей – это абсолютно неправильная позиция. Еще 25 лет назад ставилась задача, чтобы ничего такого не было, но ничего сделать не смогли. В нашей системе казначейства тоже работают с прикладной системой Oracle.

- Как должна быть устроена, на ваш взгляд, государственная система «Киберщит»?

- Это зависит не только от наличия структуры, которая профессионально занимается изучением уязвимостей и, возможно, даже атакой другого государства. Американская АНБ, например, непосредственно этим и занимается. Занимаются этим китайцы и, наверняка, россияне. По сути, киберармия – новый театр боевых действий. Кроме того, хакеры или волонтеры иногда показывают свои способности. Поэтому все, кто управляет информационной инфраструктурой, должны быть своими людьми – теми, с кого всегда можно спросить.

Сегодня у нас есть государственная техническая служба, которая пытается что-то мониторить, какие-то меры предпринимать. Она, понятно, еще должна развиваться. Для этого нужны специалисты.

Артур Мискарян

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Жалуйтесь! В Казахстане может появиться онлайн-платформа «Е-петиция».

В Казахстане завершился конкурс «Цифровое гражданство».

23 Май 2020 08:31 727

Жалуйтесь! В Казахстане может появиться онлайн-платформа «Е-петиция».

Редакция inbusiness.kz встретилась с Айгуль Сексенбаевой. В IT-сфере уже более восьми лет, участвовала в разработке крупных государственных и коммерческих проектов. В настоящее время выполняет роль продакт-менеджера в разработке платформы для онлайн-петиции в Казахстане «Е-петиция».

С каким проектом Вы участвовали в конкурсе?

В конкурсе мы представляли нашу платформу – национальную платформу, обеспечивающую конструктивный диалог между государством и гражданами РК путем  структурированного и поэтапного создания  петиции, сбора идентифицированных голосов (с использованием электронно-цифровой подписи, базы мобильных граждан (далее – БМГ) или инструмента удаленной идентификации Digital ID), принятия решения со стороны государственных органов и оценки удовлетворенности решения. 

Особенно в условиях вынужденной самоизоляции у людей должна быть доверенная площадка для выражения гражданской позиции в онлайн-формате и уверенность в том, что при наборе необходимого порогового количества голосов петиция будет рассмотрена государственными органами и предложено решение.

Когда и как у Вас появилось идея создания такого проекта? 

Мы живем в то время, когда цифровые технологии входят в нашу жизнь и меняют ее. Через онлайн можно заказать еду, билеты на самолет - да все что угодно. Обучение переходит в онлайн – примеров масса. И мы подумали, что выражать свою гражданскую позицию также можно через онлайн. При этом мы понимали, что не каждая площадка сможет обеспечить все потребности. Здесь и безопасность, и прозрачность, актуальность и простота в работе. Социальные сети хороши, но там присутствует довольно много всевозможных ботов и фейков, которые могут навредить. Поэтому мы взялись за эту идею. Меня, как гражданина Казахстана, не могли не заботить все часто возникающие несанкционированные митинги, всплески общественно резонансных вопросов в социальных сетях. Однако всегда было двоякое чувство недоверия и сомнения, ведь в Интернете полно фейковых аккаунтов, кто и чего добивается, кому и чему доверять. Это основной мотив, который вдохновил на работу над платформой. Чтобы петиция была размещена и опубликована на нашей платформе, ее нужно подписать электронно-цифровой подписью или через базу мобильных граждан, а это значит, что человек готов открыто и честно заявить в петиции о том вопросе, который его беспокоит. Аналогично, если люди поддерживают петицию, нужно подписать ее при помощи ЭЦП или БМГ, а это значит, взять ответственность и «отдать свой голос» в поддержку. Подделать ЭЦП или БМГ сложно, риски минимизированы, несмотря на это, мы предусмотрели применение блокчейн-технологий. 

Сколько человек в вашей в команде?

В нашей команде пять человек с опытом работы в крупных государственных и коммерческих проектах. 

Сколько времени нужно на запуск проекта (проводили ли уже тест)?

В настоящее время MVP (ранняя версия продукта) продукта уже разработано. 

На платформе  можно создавать петицию, голосовать за петицию (используя ЭЦП НУЦ РК, БМГ и Digital ID – все расшифровать), делиться в социальных сетях, оставлять новости по продвижению петиции и комментарий.

Для максимального доверия к нашей платформе со стороны пользователей мы работаем над подключением блокчейн-технологий и готовы предоставить ноды для казахстанских и международных общественных организаций. Дополнительно мы вскоре публично разместим исходный код. 

Сейчас осталось решить вопрос интеграции с государственными органами, а также определить необходимое пороговое количество голосов.  

Что вы ожидали от участия в конкурсе и что в результате получили?

Участие в конкурсе «Цифровое гражданство» для нас возможность представить наш продукт компетентным жюри, получить ценную обратную связь.  Мы очень рады победе, так как все представленные продукты/идеи были достойные.

В результате мы надеемся получить аудит информационной безопасности и нагрузочное тестирование от ЦАРКА, ведь независимая техническая оценка  позволит повысить доверие со стороны граждан и государственных органов. Также мы очень надеемся, что победа в конкурсе позволит ускорить нам запуск и интеграцию с государственными органами. 

Ваши ожидания от запуска проекта?

Мы верим, что наш продукт поможет создать сильное гражданское общество, повысить вовлеченность и ответственность каждого казахстанца в решении проблем страны. Я искренне верю и надеюсь, что в Казахстане будет сильное и зрелое гражданское общество. Голос каждого и вместе важен в решении наших общих проблем. 

Саян Абаев

НПП «Атамекен» помогает в отстаивании прав костанайских рекламных компаний

Костанайские рекламные компании не раз финансово страдали из-за некорректной трактовки законов местными чиновниками.

12 Август 2019 17:41 3026

НПП «Атамекен» помогает в отстаивании прав костанайских рекламных компаний

Фото: atameken.kz

Atameken.kz предлагает вспомнить, как в разные годы акимат упорно и необоснованно отказывал в увеличении сроков аренды земли под рекламные конструкции, пытался «повесить» на бизнес содержание автобусных остановок, вводил мораторий на выдачу участков... Эти проблемы удалось решить только с помощью Палаты предпринимателей Костанайской области.

Первое коллективное обращение от костанайских рекламных компаний поступило в региональную палату в 2014 году. Бизнесмены были обеспокоены повальными отказами в предоставлении земли под билдборды. Палата предпринимателей отправила в акимат города письмо с просьбой прояснить ситуацию.

«Акимат сообщил, что в Костанае имеются устаревшие рекламные конструкции, эстетический вид которых не соответствует требованиям современного города. В связи с этим было решено выдавать участки только на конкурсной основе», – вспоминает начальник отдела правовой защиты Палаты предприимателей Костанайской области Ренат Давлетпаев.

Такой ответ не удовлетворил ни рекламщиков, ни юристов палаты. Последние обратились с жалобой в областную прокуратуру, которая провела проверку и внесла представление об устранении нарушений законности. Но и это не подействовало.

Мало того, власти вдруг решили обязать предпринимателей за своей счет устанавливать и содержать автобусные остановки, прописав это требование в постановлении акимата города Костаная. Проект нормативно-правового акта поступил в Палату предпринимателей Костанайской области на экспертизу, однако замечания РПП были проигнорированы. Отменить постановление и мораторий юристам удалось только в суде.

Не менее принципиальную позицию заняли власти и в вопросе продления сроков аренды земельных участков. В Костанае участки давали в аренду всего на год, тогда как в других областях этот срок составлял пять лет.

«Мы не могли дать своим клиентам долгосрочных гарантий. Из-за этого мы теряли крупных заказчиков и терпели убытки. Все переговоры с акиматом заканчивались ничем. Так как Палата предпринимателей уже решила положительно один наш проблемный вопрос, мы снова обратились туда. Мы понимали, что переломить ситуацию будет непросто, но мы надеялись. В итоге эксперты палаты все-таки добились справедливости, за что мы им очень благодарны», – говорит директор рекламной компании «Репако» Наталья Булатова.

Над решением этого вопроса юристы РПП бились два года. И вот, наконец, в 2016 году суд вынес решение в пользу предпринимателей. На очередном заседании земельной комиссии срок аренды был увеличен до 4 лет 11 месяцев.

Рекламщики и по сей день решают все острые вопросы с помощью Палаты предпринимателей Костанайской области. Жалобы возобновились в этом году, когда были приняты поправки в Закон «О рекламе». Пока все обращения удается решить за столом переговоров. 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: