Онлайн-дневники и журналы в казахстанских школах введены больше трех лет назад. Идея, в общем-то, проста: один легкодоступный источник информации о посещаемости, успеваемости и домашних заданиях. Плюсы онлайн-дневников однозначно перевешивают все возможные минусы, однако до сих пор многие учителя недовольны цифровой системой…
Своим мнением о том, почему в мажилисе вдруг прозвучало требование вернуть школы к методу, который применялся в середине прошлого века, в интервью inbusiness.kz поделился Мухтар Ильясов, глава компании – оператора цифровой системы kundelik.kz.
Ретрограду технократом не стать
– Люди делятся на ретроградов и технократов – есть продвинутые учителя, как в городах, так и в селах, которые не представляют современное образование без компьютерной техники. А есть те, которые не умеют, не желают, не хотят в силу разных объективных и субъективных причин, – начал разговор Ильясов. – Если посмотреть со стороны, то картина получится весьма пестрая. Несколько основных фактов, я такими "крупными мазками" обозначу.
– "Основной мазок", наверное, компьютеризация некоторых школ, которая не позволяет в полной мере использовать возможности "Күнделік"?
– Это действительно один из важных "мазков", но далеко не основной. На самом деле "Күнделік" дает прозрачность деятельности, как учителя, так и всей школы. Становится ясно, как проходят уроки, каково качество передаваемых знаний, ведь система показывает истории проведенных уроков. Анализируя эту информацию, можно понять, достоин ребенок пятерки или же его просто "тянут за уши". А бывает и наоборот, что оценки занижают. Вот эти вещи благодаря "Кунделику" становятся очевидными, что сильно не нравится некоторым педагогам.
Второй момент: "Күнделік" решает некоторые вопросы коррупции. Министерство образования может контролировать, как часто изменяются оценки и почему они изменяются. В электронном дневнике к каждой выставленной оценке учитель пишет комментарий, например, что сразу же многое объясняет. Здесь может стать понятным, почему вдруг стало много обладателей знака "Алтын белгі", например.
Третий момент: "Күнделік", можно так сказать, обнажает упущения со стороны местных исполнительных органов или помогает этим же органам решить вопросы в положительную сторону. Акиматы пишут красивые отчеты, что в школах все хорошо оцифровано, а по факту выясняется, что в школе плохое качество Интернета, что мало компьютеров, что есть педагоги, которым до сих пор сложно привыкнуть к электронной системе. Злость и недовольство учителей в таких школах действительно объективны. Если нет инфраструктуры, нет Интернета и нет компьютеров, зачем внедрять программное обеспечение? Зачем усложнять условия работы учителям?
Вот, в общем-то, основные факторы. Но, к сожалению, это все преподносится однобоко, и общественность начинает видеть только негатив.
– Не все видят негатив. Как родитель, могу сказать, что "Күнделік" лично мне удобен.
– Да, в любое время можно просмотреть оценки ребенка, активность на уроке, опоздания, прогулы и как много задали на дом. Можно быть в курсе всех школьных дел, даже во время болезни ученика.
Учителя тоже уже забыли, что, когда не было электронной системы, чтобы выставить оценки, приходилось собирать дневники и каждый раз слушать оправдания о том, что кто-то "забыл дома", кто-то вообще "потерял". Использование электронного формата во многом удобнее и для ведения отчетности. В бумажных школьных журналах если неправильно поставить оценку, случайно написать красной или черной пастой, намочить или порвать, то приходилось все переписывать. И в моей жизни была ситуация, когда в конце учебного года покупали новый журнал и переписывали все одной ручкой, чтобы было красиво. С помощью электронного документа всегда есть возможность все восстановить и исправить.
– В основном высказываются претензии, что система не работает, что программа дает сбои. Если все родители, учителя и ученики зайдут на сайт kundelik.kz, выдержит ли программа?
– Вот это действительно болезненный вопрос. Мы находимся на государственных серверах, так как, согласно законодательству о персональных данных, а это фамилия, имя, отчество и даже, как оказалось, успеваемость, вся эта информация должна находиться на территории нашей страны. И есть такая проблема, что в конце четверти при массовом наплыве сервера не отрабатывают на должном уровне, им не хватает ширины канала. Мы, как партнеры Минобразования, все время говорим, что должен быть хороший интернет-канал до серверов и в самих школах должно быть соответствующее оборудование. Нас слышат, но в силу большой бюрократии все это реализуется крайне медленно. Мы просили увеличения мощностей в летний период, когда нет нагрузки, чтобы все настроить для корректной работы. А нам их предоставили буквально в середине первой четверти. Как результат приходилось некоторые вещи делать "наживую", во время учебного процесса. Кроме того, мы постоянно испытываем DDoS- атаки – в 98% случаев мы с ними успешно справляемся, но бывают инциденты, когда сильные атаки забивают канал и у людей пропадает доступ к системе. Эти проблемы есть у любого большого проекта, таких как электронное правительство, автоЦОН и так далее.
Плюсик для учителя
– Что можете сказать на непонятные требования учителей заходить в систему каждый день, причем не для того, чтобы посмотреть оценки своего чада, а просто потому, что "так надо" и учителям от этого будет "плюсик".
– Опять же неправильная интерпретация. Мы говорим уже в течение трех лет, чтобы у родителей была возможность пользоваться системой, нужно получить логин и пароль, и, подчеркну, всего один раз войти в систему, чтобы активировать учетную запись. Срок жизни логина и пароля истечет, если аккаунт не будет рабочим. Не нужно заходить ежедневно, если родитель не хочет смотреть на успеваемость своего ребенка каждый день. Но почему-то все это воспринимается так, что нужно каждый день заходить, чтобы системе повысить рейтинг. От того, заходит человек ежедневно или нет, никакой рейтинг не растет и не падает.
– Депутат Кенес Абсатиров предложил приостановить внедрение цифровой технологии до полной компьютеризации школ. Что можете сказать на это?
– Не помню, кто сказал, что "каменный век закончился не потому, что закончились камни", поэтому я здесь с господином депутатом не до конца согласен. Вот если бы депутат сказал, что во всех школах нужен хороший Интернет по дешевым социальным тарифам, нужны компьютеры в каждом классе, а не только в кабинете информатики, то именно это помогло бы действительно внедрениям цифровых технологий. Рядовой пользователь дома платит за Интернет пять-восемь тысяч тенге в месяц и при этом имеет очень высокую скорость. А школы за 10-мегабитный канал платят порядка 60 тысяч тенге в месяц. Вот если бы депутат обозначил бы это как корень проблем, то решил бы вопрос с социальным тарифом для образовательных учреждений. Школы не должны платить большие деньги за низкую скорость Интернета. К примеру, в Беларуси есть соцтариф для школ от интернет-провайдеров с высокой скоростью и разумной ценой.
Фейк
– А рекламный баннер молебна на портале – это не контекстная реклама была?
– У нас на сайте мы уже дали официальный ответ: в "Караване" была опубликована недостоверная информация. Религиозная реклама на сайте "Kүнделік" не размещается. К тому же скриншот, опубликованный в статье, не соответствует размерам баннерного пространства на нашей площадке, что говорит о том, что реклама в таком формате (а соответственно, такого содержания) не могла быть опубликована на сайте kundelik.kz. И такое заключение было сделано не только специалистами "Kүнделік", но и нашим официальным партнером "Яндекс".
– Почему вдруг появился этот фейк?
– Я расцениваю это как провокацию, как нападки на "Kүнделік", мы ведь, по сути, создали прецедент в нашей стране – сделали программное обеспечение для государства бесплатно, как частный инвестор в рамках государственно-частного партнерства. Министерство нам не платит за разработку системы и за постоянное улучшение. Мы возвращаем инвестиции с помощью рекламы, которую фильтруем, с помощью дополнительных платных опций. Хотят родители воспользоваться дополнительным платным сервисом – могут заплатить, не хотят – пожалуйста, пусть пользуются бесплатно.
– В заключение хотелось бы внести ясность относительно того, почему учителя считают "Kүнделік" невероятно дорогой системой. В одной частной школе на вопрос про электронный дневник ответили, что это очень дорого и им не по карману.
– Здесь я хочу сказать большое спасибо в кавычках средствам массовой информации, которые любят громкие заголовки. А вообще, все это пошло от того, что любой проект должен быть оценен в денежном эквиваленте. Согласно расчетам Минэкономики, стоимость нашего проекта порядка 5 млрд тенге. Это не означает, что нам за него заплатили. Это означает, что государство благодаря частным инвестициям сэкономит порядка 5 млрд тенге в течение 12 лет.
Катерина Клеменкова