Издержки населения и бизнеса от запрета на "параллельный" импорт ведут счет на миллиарды тенге, заявлял глава Союза независимого автобизнеса Казахстана (СНАК) Тимур Жаркенов на выездном заседании общественной приемной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в Астане, состоявшейся в начале июня на площадке Национальной палаты предпринимателей (НПП) "Атамекен". Однако позиция правительства Казахстана все больше напоминает "страусиную", когда сам факт наличия проблемы опускается, не попадая на радар казахстанской стороны в ЕЭК.
Напомним, на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) закреплен региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Это определено союзным договором и означает, что ввоз оригинального товара в страну возможен только с разрешения владельцев товарного знака. Последние, как правило, работают с дистрибьюторами.
Таким образом, покупка у официальных представителей в третьих странах и ввоз на территорию ЕАЭС запрещен. Однако на практике это привело к злоупотреблению со стороны официальных дистрибьюторов и требует корректив в распоряжение Евразийского межправсовета о принципах исчерпания прав на товарные знаки от 13 апреля 2016 года.
"Когда мы начали проводить анализ по автозапчастям, выяснили, что в среднем происходит завышение стоимости на 200-400 процентов по сравнению с другими странами, не входящими в ЕАЭС. Также увидели картину, что практически бешеные накрутки происходят на медикаменты. Например, розничная цена препарата фазлодекс англо-шведского фармацевтического производителя AstraZeneca, применяемого при лечении онкологических заболеваний в, Турции составляет 60 тысяч тенге. В Казахстане розничная цена выше на 400-500 процентов по сравнению с другими странами. – Выходит, у нас многие цены завышены на ровном месте", – констатировал Жаркенов.
Примечательно, что запрет на "параллельный" импорт в ЕАЭС не касается Армении.
"Председатель ЕЭК и министр здравоохранения [Армении] озвучили, что для них критично важен параллельный импорт. Оригинальный товар должен беспрепятственно продаваться, и тогда владельцы товарного знака будут вынуждены снижать цены. По нашим подсчетам, автозапчасти можно было бы понизить на 20-30 процентов. По медикаментам сложнее сказать, так как там сложнее ситуация: закуп социально значимых препаратов происходит за счет бюджета и всегда по завышенным ценам. Минздрав закупает по той цене, по какой им поставляют. Мы замечаем, что в последнее время часто возникают перебои с поставкой лекарств, и у пациентов нет выбора: либо медикаментов совсем нет, либо по ценам, завышенным четырехкратно", – поясняет Тимур Жаркенов.
Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК от Казахстана Марат Кусаинов ответил, что комиссией проработан данный вопрос и одобрен проект протокола о внесении изменений в договор, которым Евразийский межправсовет будет наделен правом временно устанавливать действия международного принципа исчерпания исключительного права на данный товарный знак.
"Этот вопрос находится в высокой степени готовности. Мы хотим инициировать рассмотрение отдельных рынков, где действует региональный принцип исчерпания прав на товарный знак и посмотреть, как соблюдаются правила", – резюмировал министр.
При этом на вопрос abctv.kz о том, какую именно работу проводят в этом направлении в ЕЭК, не комментируют.
В Комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМиЗК) abctv.kz ответили, что анализ влияния на запрет "параллельного" импорта на рынок автозапчастей и лекарств не проводился.
В самом Министерстве национальной экономики на запрос abctv.kz отметили, что бизнес-сообществом на первом этапе предложено ввести "параллельный" импорт в отношении запчастей для легковых автомобилей, лекарственных средств и медицинского оборудования. В этой связи ведомство совместно с госорганами прорабатывает вопрос целесообразности включения данных товарных позиций в перечень товаров, в отношении которых будет временно применяться международный принцип исчерпания, подчеркнули в ведомстве.
Тем временем, по мнению представителей бизнеса, вопрос "параллельного" импорта рассматривается ЕЭК с 2016 года. В самой комиссии давать комментарии пока отказались, аргументируя тем, что тема "параллельного" импорта будет обсуждаться на ближайшем заседании совета, и комментарии можно будет получить только после его проведения.
Пока же, если верить расчетам СНАК, пассивность кабмина влетает казахстанцам в круглую сумму. На 1 апреля 2018 года общее количество легковых автомобилей в РК составило 3,8 млн единиц, из которых свыше 60% (2,3 млн) старше 10 лет; только каждый седьмой автомобиль в стране можно классифицировать как новый, подсчитал Госкомстат. Средний расход на запчасти на одно авто в Казахстане составляет 30 тыс. тенге в год, оценивают в бизнес-ассоциации.
В результате приблизительный оборот рынка запчастей Казахстана составляет 115 млрд тенге и носит дутый характер. С учетом падения реальных зарплат и роста стоимости новых авто не трудно предположить, что доля автохлама в стране будет только расти, а значит, и спрос на автокомпоненты.
Далее, даже если отталкиваться от двухкратного роста цен на запчасти, выходит, что суммарно казахстанцы переплачивают за них до 57 млрд тенге в год, или по 15 тыс. на автовладельца. Это больше чем годовые поступления в бюджет по транспортному налогу с физлиц за 2017 год.
По данным министерства здравоохранения, в скором времени в Казахстане заработают новые правила регистрации цены, в соответствии с которыми производители лекарств при ввозе в Казахстан должны будут представить информацию о ценах в 39 странах.
"Это связано с тем, что многие западные производители традиционно для ЕАЭС дают высокие цены, а для стран Евросоюза – более низкие цены. В соответствии с новыми правилами в Казахстане регистрируется цена средняя из пяти из самых низких цен, независимо от того, ЕАЭС или ЕС. На сегодняшний день процедура регистрации цен практически завершается, все наши производители на рынке зарегистрировали свои цены с учетом новых правил", – сказал министр на отчетной встрече в минувшую пятницу, 13 июля.
Эти правила, отметил Биртанов, используются сейчас для госзакупа, но вместе с тем "регистрации регулирования цен на все лекарственные препараты, нахояится в Парламенте, и одобрены в первом чтении".
"Мы надеемся, до конца года он будет принят и с 1 января 2019 вступит в силу. Это направлено на то, чтобы не было неэтичной тактики со стороны производителя, чтобы в Казахстане цены регистрировались выше, чем в других странах. Как показывает практика, часто возможен сговор между производителем и дистрибьютором", – подвел черту глава Минздрава.
Майра Медеубаева