Международный культурный фестиваль стартует 17 июня на бульваре Нуржол и продлится до конца лета. Тема этого года – Nomad Energy (Энергия кочевника).
Размышляя над тем, что предложить фестивалю, художница Гульмарал Татибаева вспомнила об одной из главных движущих сил кочевой цивилизации – о женской энергии. Так родился проект под названием "Great Халат", или "Великий халат".
"Бытовуха – это сила. А ею управляет женщина! Без ее труда не сложилась бы кочевая жизнь номадов", – считает художница.
"Раньше при кочевке женщины весь быт брали на себя. Представьте, каково это: все собрать, потом разобрать, потом заново обустроить жизнь на новом месте. Сейчас условия жизни поменялись, у нас есть машины, самолеты, поезда, высотные дома. Но быт остается бытом, и женщины по-прежнему держат его на своих плечах. Поэтому я решила сделать свой шатер из старых халатов и другой одежды, которую женщины носят в быту. Домашний халат – одежда, которая вообще никак не воспринимается. А я хочу вытащить ее на самое видное место. Некоторые считают, что если женщина сидит дома, то она не работает и ничего не делает. На самом деле благополучие семьи зависит от ее усилий".
По замыслу художницы, ее шатер будет повторять форму "Хан Шатыра". Это тоже важная часть концепции.
"Раньше кочевники брали юрты и переселялись с места на место. Теперь времена изменились, и шатры у нас можно наблюдать только в архитектуре. Но крупные торговые центры по-прежнему пробуждают в людях кочевой инстинкт: в таких местах, как "Хан Шатыр", можно встретить женщин со всего Казахстана", – объясняет автор.
Для своего арт-проекта Гульмарал Татибаева объявила срочный сбор "одежды и обуви кочевых народов". "Принеси свой халат безвозмездно, и твое имя будет написано в списке благодарности в соцсетях и на бульваре Нуржол!" – воззвала художница в соцсетях.
По ее словам, для шатра подойдут старые халаты, камзолы, платья, шали, домашние тапочки, сапоги, туфли и ботинки. Не обязательно казахские, можно узбекские, туркменские, дунганские, азербайджанские, турецкие. Конечно, больше всего художница мечтает найти хотя бы кусочки старинной одежды кочевого периода. Но в ворохе тканей, которые Гульмарал разбирает у себя в мастерской, мелькает даже цветастый кримплен 1970-х годов.
"А что? Это одежда кочевниц советского периода, – смеется художница. – Я хочу передать дух времени – от старины до наших дней, показать, как менялся колорит женской одежды. Самое сложное – найти именно старинные халаты. Такое не каждый пожертвует. Пока у меня всего пара старинных образцов, один из которых отдала мне мама".
Гульмарал Татибаева входит в известную столичную арт-группу Kadmii Qyzyl. Пять художников готовят для Astana Art Fest инсталляцию из металла под названием Neo Nomad.
Эта работа – еще одно впечатляющее проявление женской энергии, потому что среди участников проекта преобладают девушки.
"Мы все работаем одинаково: режем металл, гнем его – и руками, и ногами. Конечно, такие проекты хотелось бы делать длительное время, хотя бы несколько месяцев. Но до открытия Art Fest осталось совсем немного, и мы работаем в усиленном режиме, без отдыха, целыми днями на свежем воздухе".
По словам художницы, в работе используется самый разный металл: алюминий, оцинкованный лист, сталь. В том числе некоторое количество металлолома, происхождение которого авторы готовы раскрыть после открытия фестиваля.
Вне зависимости от того, что тема фестиваля каждый год меняется, Recycling art, то есть превращение старых, отслуживших вещей в новые предметы искусства, остается популярным трендом для Astana Art Fest. Кроме железного кочевника и шатра из халатов, в этом году казахстанцы увидят инсталляцию из пластиковых бутылок. Администрация фестиваля попросила публику помочь с материалами для арт-объекта и заодно избавить город от мусора. В пункты приема бутылок, которые можно уточнить на официальной страничке в Facebook, можно приносить и материалы для проекта "Great Халат".
Влада Гук