/img/tv1.svg
RU KZ
Как автомобили на газе оказались вне закона

Как автомобили на газе оказались вне закона

От запрета на въезд таких авто в подземные паркинги пострадают и частные автолюбители, и предприниматели.

08:00 07 Февраль 2020 12646

Как автомобили на газе оказались вне закона

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Елена Тумашова

Немногим больше месяца прошло с тех пор, как автомобилям на газомоторном топливе запретили въезжать в подземные паркинги, однако негативный эффект от этого запрета уже проявился. Бизнес столкнулся с потерей клиентов и потенциальной прибыли, а частные владельцы авто – с невозможностью пользоваться подземными паркингами торгово-развлекательных и бизнес-центров и жилых домов.

Эксперты назвали это решение непродуманным и неэффективным. Более того, оказалось, что оно противоречит плану государства расширить использование природного газа в качестве моторного топлива. Так почему же запрет все-таки приняли, что происходит на рынке ГБО и что теперь будет?

«Взрывоопасные» аргументы пожарных

О запрете стало известно в конце прошлого года, когда вышло постановление правительства (№ 921 от 13 декабря 2019 года), которое обновило Правила пожарной безопасности от 9 октября 2014 года (они утверждены постановлением правительства № 1077). Добавлен пункт, запрещающий автомобилям на газе въезд в подземные паркинги. Сам запрет вступил в силу 30 декабря.

Аргументов, зачем он нужен, несколько. Их на встрече в Палате предпринимателей г. Алматы озвучил главный специалист управления департамента по ЧС г. Алматы Айдар Сырымбетов.

«Норма введена на объектах с массовым пребыванием людей. В случае возгорания в подземных паркингах имеются сложности с тушением таких пожаров и эвакуацией людей. В первую очередь исходили из вопроса безопасности», – пояснил спикер.

Генеральный директор Green Auto Service Ерлан Нурпеисов возразил на это, сделав отсылку к химии:

«Смешение паров бензина или дизельного топлива с воздухом примерно в таких же пропорциях, как смешение метана с воздухом, приводит не только к возгоранию, но и взрыву. То есть можно говорить о равных рисках для автомобилей на газе и автомобилей на бензине в закрытых помещениях», – прокомментировал он.

«Причиной запрета, как я понимаю, служит страх взрыва. Взрыв и пожар – разные вещи. Если происходит взрыв, то нет разницы, каким топливом заправлено транспортное средство», – поддержала коллегу эксперт по городской мобильности Елена Ерзакович.

Более того, говорит она, когда появляется новый вид техники, комитет по ЧС должен разработать регламенты – как действовать при возникновении чрезвычайной ситуации с участием этой техники. В случае с транспортным средством с установленным газобаллонным оборудованием (ГБО) в этих регламентах должна быть четко прописана специфика и свойства газомоторного топлива.

Всем нужны корректные цифры

Следующий аргумент представителя ДЧС был таким: «В 2019 году 118 пожаров произошло на транспорте, в 7% случаев это были транспортные средства с установленным ГБО. Причина возникновения пожара – утечка газа».

Елена Ерзакович назвала эти данные некорректными. По ее словам, они не учитывают, был ли взрыв или нет, произошел пожар в закрытом помещении или на улице, как в случае с автобусом на проспекте Аль-Фараби в Алматы в прошлом году (на нем было установлено восемь баллонов по 150 литров сжатого газа, автобус сгорел полностью, но взрыва не было).

«Это совершенно разные вещи. Нужно точнее вести статистику и давать общественности более корректные цифры, чтобы не возникало паники просто из-за непонимания того, что происходит», – уверена эксперт.

Ерлан Нурпеисов также обратился к КЧС:

«Дайте нам сведения по тем 7% случаев, о которых вы говорите. Хотим с ними ознакомиться и вынести экспертное заключение в рамках своей профильной ассоциации. Надеемся, мы имеем на это право, потому что ваше постановление затрагивает нашу жизнедеятельность».

В «гараже у дяди Васи» – значит, нелегально

«В 2018-2019 годах на уровне центрального аппарата мы поднимали вопрос об отсутствии контролирующего органа. Для фирм, которые устанавливают ГБО, нет разрешительной системы, устанавливать может кто угодно, самостоятельно», – продолжил перечислять аргументы Айдар Сырымбетов.

«Устанавливать может кто угодно, но поставить на учет такое транспортное средство невозможно, оно является нелегальным. А ловить нарушителей, которые ездят на незарегистрированных авто, и наказывать их согласно закону – это уже задача дорожной полиции», – возразил на это Алексей Оганин, представляющий Green Auto Service.

По его словам, переоборудование машины под газ – это процесс, включающий несколько этапов. Владелец авто должен сначала получить в УАП ДВД разрешение на внесение изменений, затем установить ГБО в сертифицированной компании, где дадут лицензии, необходимые для постановки на учет, потом пройти аккредитованную государством лабораторию и получить заключение о соответствии нормам и требованиям безопасности в УАП ДВД. Лишь после этого автовладелец сможет зарегистрировать свое авто в ЦОНе. То есть просто так поставить газовые баллоны на машину и, не зарегистрировав ее в госорганах, пользоваться ею не получится, уверен спикер.

Техосмотрам нужен порядок

Компании, которые занимаются установкой легально, завозят сертифицированное оборудование. В Казахстане ратифицированы европейские нормы и законы по безопасности колесных транспортных средств, в том числе с установленным ГБО. С 1 января 2015 года действует техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», требования которого гармонизированы с требованиями правил Европейской экономической комиссии ООН.

В беседе с inbusiness.kz председатель правления Газомоторной ассоциации Казахстана Ербол Тохтаров пояснил, что в Казахстан завозят баллоны в основном российские и китайские, электроника для ГБО обычно итальянская, польская (в целом – из ЕС), расходные материалы (вроде жгутов) могут быть казахстанского производства.

Сами баллоны не взрывоопасны, заводы делают их с большим запасом прочности (Ерлан Нурпеисов также говорил о прочности и защищенности современного ГБО: выгорание происходит струей, и это препятствует взрыву).

«Периодических осмотров требует вентильное оборудование, необходимо следить за герметичностью. И это вопрос добросовестности самого автовладельца, – продолжает Ербол Тохтаров. – Проблема в том, что даже если оборудование на машину установит квалифицированная компания, то пользователь может оказаться некомпетентным в этих вопросах или по наивности своей посчитает, что, раз машина ездит, то все в порядке».

Эксперт, как и другие участники дискуссии, также высказался за то, чтобы в сфере техосмотра, которая сейчас отдана в рыночную среду, был наведен порядок и государство нашло в этом вопросе адекватное решение.

Бизнес ударили по всем фронтам

Точное количество компаний, работающих в сфере установки ГБО, неизвестно, и, как признают в профсообществе, определенная часть из них – серые. Такие установщики вряд ли заметят изменений, легальный же рынок отреагировал на запрет мгновенно. Причем, по рассказам представителей отрасли можно понять, что запретом нанесен удар «по всем фронтам»: пострадали не только установщики ГБО, но и компании-пользователи – те, что переводят свой транспорт на газ для экономии. В частности, это фирмы, специализирующиеся на доставке грузов, либо те, чья деятельность включает этот процесс: их машины не впускают в подземные паркинги торговых центров.

«ЭКО-ЭКСПЕРТ кз» занимается установкой ГБО. В числе клиентов – городской ДВД, служба скорой медицинской помощи, бизнес. Учредитель компании Надежда Семидиянкина рассказала inbusiness.kz, что одна из крупных торговых сетей Казахстана, которая в порядке эксперимента перевела на газ несколько «рабочих лошадок» и планировала в будущем переоборудовать весь свой парк, теперь отказалась от этой идеи. «Я потеряла 135 машин», – комментирует бизнесвумен.

В последние три года, по ее словам, только более или менее пошел спрос на газобаллонное оборудование. В среднем в месяц приходило 25-30 заказов, а в периоды роста цен на бензин интерес потребителей заметно увеличивался – в месяц могло быть 50-60 клиентов. «Сейчас бензин снова подорожал, но в этом месяце мы установили всего семь комплектов», – делится собеседница.

На спросе, говорит она, сказывается и то, что установщики вынуждены теперь предупреждать клиентов, приходящих поставить ГБО, о новом запрете. Многие задумываются: нужно ли им это. Более того, задумываются и те, кто уже ездит на газе. Они звонят и спрашивают, как им теперь быть. Кто-то решает демонтировать баллоны и вернуться на бензиновое топливо.

«У бизнеса ушло много времени на то, чтобы снять у потребителей страхи, и вот теперь принимается сырое постановление, которое не учитывает всех нюансов и последствий», – комментирует Ерлан Нурпеисов.

Бензин возвращается на круги своя

Глава газомоторной ассоциации Ербол Тохтаров пояснил, что метан (компримированный (сжатый) или сжиженный природный газ) используется в основном для автобусов и коммунальной дорожной техники. А частные автовладельцы переходят пропан-бутановую смесь, это сжиженный нефтяной, или углеводородный, газ. И если в первом случае компаний, которые занимаются установкой ГБО, очень мало, то во втором, напротив – большое количество.

Это объясняется спросом. «Сейчас население очень активно устанавливает газобаллонное оборудование, потому что цены на сжиженный углеводородный газ невысоки – 70-75 тенге. Можете сравнить с ценами на бензин, они выше более чем в два раза. И установка самого ГБО в принципе не такая дорогая – до 200 тыс. тенге и даже меньше», – делится данными собеседник.

Запад Казахстана, поддерживает тему Ерлан Нурпеисов, на 70-80% ездит на газе. «Запрет вынуждает нас отказаться от дешевого экологически чистого топлива и снова «садиться» на бензин», – говорит эксперт.

Напрямую запрет коснется 350 тыс. транспортных средств, на которых, согласно информации Палаты предпринимателей г. Алматы, в настоящее время установлено ГБО. По данным Комитета РК по статистике, на 1 декабря 2019 года в Казахстане зарегистрировано 3768,7 тыс. легковых автомобилей, из них 3,6 тыс. используют газомоторное топливо, 275,5 тыс. – смешанное (бензин, газ, электричество).

Отметим, что есть еще одно узкое место этого запрета, которое касается именно владельцев авто на ГБО. Помимо того, что они не смогут заехать в подземные паркинги ТРЦ и бизнес-центров, они теперь не смогут пользоваться такими стоянками в своих жилых домах. А, заметим, места в подземных паркингах в жилых комплексах сейчас продаются или сдаются в аренду за отдельную плату. Зачастую, при покупке квартиры в новостройке нужно отдельно выкупать и место на парковке.

«Принимается решение, которое ни с кем не обсуждено, по которому не просчитан мультипликативный эффект. Нас беспокоит поведение государства и манера общения его с бизнесом и обществом в принятии таких постановлений», – добавляет Ерлан Нурпеисов.

Заплатил 500 тенге – проезжай?

Вообще, судя по замечаниям экспертов, законодатели, принимая запрет, не предусмотрели большое количество нюансов. Добавленный в Правила пожарной безопасности пункт – это всего лишь один абзац. Вот он: «1099-1. Не допускается стоянка автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, во встроенных в зданиях иного назначения и пристроенных к ним, а также расположенных ниже уровня земли автостоянках закрытого типа».

«Исходя из формулировки, непонятно, коснутся ли эти нормы специализированных гаражных помещений, крытых транспортных баз и участков, расположенных отдельно от жилых, офисных, торговых и других неспециализированных зданий», – говорит начальник отдела по снижению административных барьеров Палаты предпринимателей г. Алматы Бахыт Заиркан.

Более того, совершенно не понятно, как будет работать механизм запрета. «Как будет проверяться соблюдение этих требований, каким образом администрация торговых и бизнес-центров станет препятствовать заезду в свои паркинги транспортных средств, работающих на газе», – комментирует спикер.

Пока единственной мерой служат таблички, запрещающие автомобилям на газомоторном топливе въезд в подземные паркинги, они появились у многих торговых и бизнес-центров.

Охранник одного из зданий рассказал корреспонденту inbusiness.kz, что, по сути, если на автомобиле нет опознавательных знаков (о специальной наклейке говорят, но она еще не выпущена. – Ред.), то узнать, какой двигатель установлен – газовый или бензиновый, можно только со слов самого водителя. Другими словами, вопрос переходит в плоскость «взаимоотношений» человека за рулем и человека у шлагбаума.

А, как было отмечено во время экспертной дискуссии, «все знают, как решаются такие вопросы» (при наличии наклейки – в том числе).

Полиция попала под запрет?

В экспертном и бизнес-сообществе не понимают, почему запрет вдруг «всплыл» в 2019 году, и за столько лет (как минимум с 2014 года) «авторы» этой меры не изучили вопросы безопасности и соотнесения ее с другими постановлениями, решениями, документами.

Например, в 2018 году Правительство утвердило «План мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019-2022 годы» (постановление Правительства №797 от 29 ноября 2018 г.). Документ предписывает перевод на компримированный и/или сжиженный природный газ автобусов и специальных автомобилей.

Специальные автомобили – это и машины скорой помощи, и автопарк ДВД. Получается, теперь им также закрыт доступ на подземные паркинги ТРЦ, бизнес-центров, жилых домов.

Кроме того, становится непонятной ситуация с казахстанским автопромом. В упомянутом Плане мероприятий говорится, что государство будет с помощью госзаказа стимулировать отечественных производителей выпускать легковые, грузовые автомобили и автобусы на компримированном и/или сжиженном природном газе. Помощь в виде «благоприятных условий» обещана и авторизованным дилерам – чтобы они завозили в Казахстан транспорт на смешанном топливе (бензин/КПГ, дизтопливо/КПГ).

«Если ГБО устанавливает специализированная компания – это одно, а если транспорт изначально, на заводе, собран с газовым двигателем, касается его запрет или нет? Это ставит под сомнение всех автопроизводителей в стране», – комментирует Ербол Тохтаров.

Кроме того, по его мнению, краткость, с которой изложен запрет, вызывает вопросы большего масштаба. «Государство развивает проект «Западная Европа – Западный Китай». Китайские тягачи на газомоторном топливе будут идти транзитом через Казахстан. И вдруг такая катавасия, уже и в России, и в Китае отголоски слышны: нас спрашивают, что у вас там творится, вы что, теперь на газе работать не будете? Так что этот запрет касается очень широких масс населения, и его разработчики были неправы», – обрисовывает ситуацию спикер.

В том же Плане, к слову, говорится о том, что акиматы областей, городов Алматы, Нур-Султан и Шымкент должны выделять земельные участки для строительства АГНКС и/или КриоАЗС, в том числе на международных транспортных коридорах «Западная Европа – Западный Китай», «Ташкент – Хоргос».

Правительству предложат изменения

В экспертном и бизнес-сообществе считают, что необходимо детализировать запрет.

«Наши госорганы любят запрещать. Можно провести такую аналогию: кто-то отравился в забегаловке мясом, давайте теперь запретим продавать шашлык во всех ресторанах. Так же и здесь. Разумнее не запрещать тотально, а контролировать недобросовестных предпринимателей, наказывать автовладельцев, которые нарушают правила эксплуатации такого оборудования, запрещать въезд только в те помещения, где действительно нет необходимой вентиляции и поэтому возникают риски. Если будем разбираться детально, сможем решить вопрос, если нет, то это станет лишь коррупционной кормушкой», – прокомментировал заместитель директора Палаты предпринимателей г. Алматы Айтуар Кошмамбетов.

«Современные паркинги, как правило, изначально проектируются и строятся с вентиляцией, однако правильнее всего рассматривать каждый паркинг отдельно, и, возможно, запрещать въезд точечно – только в те подземные паркинги, где нет необходимых условий», – соглашается Ерлан Нурпеисов.

Проблемы бизнеса, работающего в сфере установки ГБО и обслуживания автомобилей с таким оборудованием, рассмотрели на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей г. Алматы.

По итогам встречи было решено, что необходимо внести изменения в постановление Правительства, продумать вопросы контроля и эксплуатации транспорта на газе. Аргументы сторон будут собраны в единое предложение, которое направят НПП «Атамекен», чтобы Нацпалата в свою очередь обратилась в Правительство по поводу внесения изменений в постановление.

Елена Тумашова

Купить автомобиль онлайн в Казахстане – какие есть преимущества

Карантин диктует новые правила авторитейла.

24 Август 2020 14:01 22552

Казахстанские автодилеры активно развивают онлайн-продажи автомобилей. Отчасти данная тенденция связана с карантинными ограничениями, продолжающимися уже полгода, однако это один из современных мировых трендов в авторитейле. Впрочем, отечественные дилеры заверяют, что не собираются и в дальнейшем отказываться от этого направления. А вот насколько удобна покупка автомобиля онлайн-клиентам? Давайте попробуем разобраться.

Надо сказать, что переход авторитейла в интернет-пространство – процесс гораздо более глобальный, чем кажется на первый взгляд. Интернет-магазины появились относительно недавно. Однако на сегодняшний день их услугами пользуются миллионы людей.

Тем временем мировой авторитейл более 100 лет работал по привычной схеме: покупатель посещает несколько автосалонов, общается с консультантами, останавливает свой выбор на какой-либо модели, проходит тест-драйв и, наконец, приобретает свое персональное средство передвижения.

В то время как психологи отмечают, что для миллениалов или поколения Y (условно социологи относят к ним людей, родившихся с 1981 по 1996 год) покупки онлайн зачастую гораздо предпочтительнее, чем «живое» общение с продавцом. Да и время свое миллениалы, особенно жители мегаполисов, привыкли экономить. А ведь на данный момент они составляют самую многочисленную целевую аудиторию автосалонов.

И все больше европейских и заокеанских покупателей начинают задумываться о том, что автомобиль через Интернет купить не сложнее, чем кроссовки. Потому что одежда может и не подойти. Она более индивидуальна. А вот автомобиль, купленный вами онлайн, ничем не будет отличаться от точно такого же, купленного в автосалоне. За исключением, конечно же, цвета и комплектации. Но в любом случае покупатель гарантированно получает то, что ожидает.

Не было бы счастья…

Автодилеры по всему миру начали осваивать просторы Всемирной паутины за несколько лет до COVID-19. По данным международной консалтинговой компании Frost & Sullivan, в прошлом году глобально через Интернет было реализовано 825 тыс. новых автомобилей, что более чем на 30% больше, чем годом ранее. Правда, в целом доля автомобильных онлайн-продаж на мировом авторынке пока мизерна – она занимает менее 1%. Но цифровой авторынок, пусть и медленно, но неуклонно растет.

Казахстанские авторитейлеры, возможно, и не планировали такой скорый переход к электронным продажам, но ситуация сложилась так, что осваивать их пришлось в текущем году в рекордные сроки.

– Мы и раньше задумывались о переходе в цифровое пространство. Пандемия коронавируса, безусловно, ускорила эту трансформацию. Нам пришлось в срочном порядке пересмотреть бизнес-процессы и увеличить инвестиции в области digital-маркетинга, адаптировав практически все сайты наших дилерских центров под онлайн-продажи, – отмечает генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова.

Впрочем, Динара, как многие представители автосалонов, уверена, что полный переход на дистанционную продажу в Казахстане пока маловероятен. Причина – наш менталитет. Однако онлайн-покупки продолжились в казахстанских автосалонах даже после снятия основных карантинных ограничений.

Глас народа

– Я принципиально не хотел брать автомобиль в кредит, – говорит клиент одного из автосалонов Ренат. – И возможность купить автомобиль онлайн меня обрадовала, прежде всего потому, что начало ЧС совпало с ростом курса доллара. И, когда решение, какое авто покупать, было принято, а на руках есть вся необходимая сумма, автосалоны закрываются на неопределенный срок. И что будет с ценами, когда они откроются, тоже неясно. Надо ли говорить, как я расстроился. Во-первых, к этому моменту уже продал свой старый автомобиль и, если бы цены поднялись, мне пришлось бы на время стать пешеходом. Что при моей работе совсем некомфортно. Да и настроился уже на покупку. Честно говоря, зашел на сайт одной из автомобильных компаний просто посмотреть, не поднялись ли уже цены. И увидел, что авто можно купить онлайн. Конечно, сразу решил оформить покупку. Правда, внести всю сумму оказалось невозможно – только предоплату. И с оформлением пришлось подождать. Но я получил самое главное – запланированный автомобиль по запланированной цене.

Что касается дальнейших онлайн-покупок, Ренат затрудняется ответить. В ближайшие годы менять авто он не планирует, а дальше будет видно.

А вот один из клиентов алматинского салона рассказал, что на онлайн-покупку автомобиля его подвигла отнюдь не экономия времени, а желание получить машину к определенной дате.

– Это был подарок. Знаете, говорят, ложка к обеду дорога. Понятно, что можно рассказать, что планируешь подарить, а сам подарок купить позже. Но… На тот момент никто точно не знал, когда закончится ЧС. Поэтому я решился на покупку онлайн. И, в общем-то, как и планировал, сделал это заранее. По большому счету, единственная накладка, которая возникла, – на тот момент было невозможно поставить автомобиль на учет. Но, в конце концов, все получилось сделать вовремя, – рассказал Тимур.

Правда он не уверен, что будет пользоваться этой услугой и дальше:

– Я уже не в том возрасте, когда меняешь свои привычки. Вот сыну – он и подал идею купить автомобиль онлайн – это все нравится. А я лучше по старинке – приеду в автосалон, посмотрю. Да и потом, мне нравится туда приезжать. Для меня это отдых.

Станислав и Виктор не покупали автомобили, но заказывали онлайн запчасти в другом салоне.

Станислав после оплаты получил возможность забрать их в другом, более удобном с точки зрения расположения салоне одной группы компаний. Однако, по большому счету, он придерживается мнения, что онлайн-покупки имеют смысл только в том случае, если заказ доставят на дом. В противном случае, если все равно остается необходимость ехать в автосалон, почему бы и не оплатить все там же.

Виктор уверен, что возможность купить запчасти онлайн у официального дилера необходима:

– Я предпочитаю покупать только оригинальные запчасти. Соответственно, покупаю их только у официального дилера. Поскольку я ежедневно проезжаю мимо автосалона, то для меня не имеет особого значения, оплатить запчасти онлайн или на месте. В противном случае – только онлайн. Представьте ситуацию: необходимой вам детали нет на складе. Чтобы ее для вас заказали, надо внести предоплату. Это логично. Так вот, если есть возможность оплатить онлайн – оплатил и жди, когда она придет. Если нет – придется ехать в автосалон. С учетом того, что он расположен практически на выезде из города, это время. А ведь потом еще раз уже за запчастью ехать придется.

Гульжан за свое новую авто внесла предоплату во время карантина:

– Я присмотрела эту машину еще до карантина. Потом появилась необходимая сумма, и я решила не ждать окончания ЧП, а оформить покупку онлайн. Мне прислали ссылку, пройдя по которой я оплатила задаток за машину. Здесь не возникло никаких проблем. Уже после карантина я приехала в салон, оплатила остаток суммы и забрала автомобиль.

В дальнейшем Гульжан не исключает возможности, что вновь приобретет автомобиль через Интернет:

– Если я уже точно буду знать, какую машину хочу, то почему бы не оформить покупку онлайн? И, если при этом мне привезут ее домой с документами и номерами, будет вообще замечательно. Другое дело, что, если я еще не определилась с автомобилем, здесь, конечно, лучше приехать лично и посмотреть варианты вживую.

Ержан свой внедорожник также купил во время карантина.

– Я уже не первый раз покупаю автомобиль в этом дилерском центре. Уже есть доверие к компании. Поэтому, раз уж запланировал покупку, зачем ее откладывать? Онлайн так онлайн. И это оказалось очень удобно. Через Интернет все оплатил, приехал – машина уже готова. Сел и уехал. Не надо ничего ждать. Если дальше можно будет покупать машины онлайн – буду покупать. Очень время экономит, – рассказал Ержан.

Алексей во время карантина только забронировал свой автомобиль класса люкс. Забирал он его уже позже. Однако возможность купить авто через Интернет его заинтересовала.

– Недавно меняли машину отцу. Родители живут не в Алматы. В результате пол-отпуска мотались по автосалонам. Плюс свою машину он поторопился продать и несколько месяцев ждал, пока я приеду, чтобы со мной посоветоваться. А ведь как все было бы просто: зашел на сайт, выбрал город, выбрал модель, оплатил – и машину бы привезли на дом с документами, страховкой и всем прочим. Можно даже попросить бантик завязать. И уже от подарка не откажешься – все оформлено. И мне спокойнее. И время можем провести с большей пользой, – отмечает Алексей.

Дамиру тоже не удалось купить автомобиль во время карантина. Правда, по той простой причине, что на время ЧП были приостановлены выдачи кредитов. Поэтому свой автомобиль он забрал только в июне:

– Для этого мне пришлось ехать из Павлодара в Нур-Султан. Тут уж так получилось. Однако если в будущем у меня будет возможность все оформить онлайн, так, чтобы мне привезли машину домой, я, конечно, этим воспользуюсь. Пусть даже придется доплатить за транспортировку в другой город. Это все равно обойдется дешевле. Да и мне не надо будет тратить время на поездку.

Промежуточные итоги

Как показал наш опрос, большинство покупателей заинтересованы возможностью и преимуществами покупки авто через Интернет. Более того, ряд автосалонов отметили, что после смягчения весеннего карантина вернулись не только офлайн-продажи, но и доля онлайн-продаж выросла на 3-5%. Что подтверждает тот факт, что казахстанцы готовы покупать автомобили через Интернет даже тогда, когда автосалоны открыты.

Директор диджитал-подразделения дилерской группы Orbis Auto Марат Кокенов считает такой интерес более чем закономерным:

«Казахстанский покупатель отреагировал весьма положительно на данный формат, объясню почему. В первую очередь, на нашем рынке уже существуют все инструменты для использования формата онлайн-обслуживания. Изо дня в день наши граждане используют мессенджеры, видеозвонки, смотрят видеообзоры на популярных площадках и, конечно же, пользуются онлайн-банкингом и/или безналичной формой платы за товары и услуги. Во-вторых, наши дилерские центры оперативно отреагировали на текущую ситуацию в Казахстане, да и в мире в целом. И услуга появилась именно тогда, когда она была необходима. И, наконец, не стоит забывать про солидный плюс в виде кешбэка».

К слову, многие проблемы, с которыми столкнулись наши герои, уже решены. Например, во время ЧС не было возможности поставить автомобиль на учет, так же как и внести оплату полностью – существовали банковские ограничения при онлайн-оплатах.

На сегодняшний день многие автодилеры уже отработали все эти вопросы. Соответственно, онлайн уже можно выбрать новый автомобиль или автомобиль с пробегом, оценить свой автомобиль для программы Trade-In, получить кредитный расчет на желаемых условиях, внести за автомобиль предоплату либо полностью оплатить автомобиль и поставить его на первичный учет.

Да, казахстанцы более консервативны, чем те же европейцы или американцы. Для нас покупка автомобиля – это ритуал. Однако, как выяснилось, там, где консерватизм конкурирует с комфортом… мы готовы выбирать комфорт. И, похоже, онлайн-продажи в нашей стране будут и дальше расти!

Айнур Омиралина


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новые мощности «Азия Авто» начнут работу в 2021 году

Расторжение соглашения о промсборке между холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и министерством индустрии и инфраструктурного развития стало, без преувеличения, самым громким событием первой половины года в отечественном машиностроении. Заочный диалог между ведомством и крупнейшим автопроизводителем республики сопровождался обильным потоком информационного шума. О том, как сегодня развивается строительство усть-каменогорского автопромышленного кластера, рассказал генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев.

22 Август 2020 08:35 24465

Ержан Оразбекович, какова ситуация на площадке проекта сегодня?

Активно ведем строительно-монтажные работы. В июле утвержден обновленный инвестиционный график. Он позволит ускорить процесс строительства и ввести в эксплуатацию мощности первой очереди в 2021 году. Речь о выпуске 50 тысяч автомобилей в год с уровнем локализации выше 50%. Уже на этом этапе наши производственные площади будут расширены до 93 тыс. кв. м.

При этом конвейер «АЗИЯ АВТО» продолжит работу?

Разумеется. В более интенсивном режиме. Строящиеся цеха сварки и окраски кузова будут встроены в производственную цепочку. Но ключевым его звеном останутся действующие мощности автосборочного завода «АЗИЯ АВТО». Основным продуктом на новых производственных мощностях станет бюджетный автомобиль B-класса, ориентированный на массовый спрос. При этом действующий конвейер «АЗИЯ АВТО» сохранит традиционно обширный портфель брендов и моделей.

Рынок сбыта – ЕАЭС?

Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» располагает наиболее разветвленной сетью автоцентров на локальном рынке и является единственной казахстанской компанией, владеющей инфраструктурой сбыта и сервиса на территории РФ. Действующая сеть компании насчитывает 43 автоцентра в 31 городе России и Казахстана. Ее возможности достаточны для осуществления продаж и обслуживания автомобилей усть-каменогорского производства – в том числе на этапе после запуска новых мощностей. Перспективы дальнейшего развития товаропроводящей сети предопределит динамика восстановления отрасли.

Каков объем инвестиций в новые мощности на сегодняшний день?

$76 млн.

Эта сумма включает госфинансирование? Или речь только о ресурсах компании?

Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» последовательно осуществляет инвестиции в новые производственные мощности, пользуясь лишь собственными ресурсами и кредитами частных банков-партнеров. Будучи эффективным, коммерчески успешным бизнесом, наша группа реинвестирует прибыль в создание производств с нуля и их последующее технологическое развитие.

Строящиеся мощности сварки и окраски кузова не стали исключением. Их создание ведется за счет собственных средств холдинга. Государственные институты развития и связанные с ними структуры не выступали в качестве источников финансирования проекта.

Однако без государственной поддержки проект вряд ли мог быть нанесен на карту важнейших объектов индустриализации Казахстана. Именно преференции, предусмотренные законодательством ЕАЭС в формате соглашений о промышленной сборке, позволили направить ресурсы ГК «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» на финансирование строительства новых мощностей и предложить потребителю более доступную стоимость автомобилей усть-каменогорской сборки. Кроме того, в рамках программы «ДКБ-2020» правительством Казахстана была оказана помощь в создании необходимых инженерных коммуникаций нашей производственной площадки.

Иными словами, инструменты поддержки, обеспеченные государством в рамках проекта, трудно переоценить.

И, вероятно, главный вопрос: планируете ли вы заключать новое соглашение о промышленной сборке с министерством индустрии и инфраструктурного развития? Недавние поправки в Предпринимательский кодекс, принятые мажилисом, дают министерству более широкие полномочия.

Прежде всего важно подчеркнуть: действующее соглашение о промышленной сборке между АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» и правительством РК не расторгнуто. Срок его действия истекает 31 декабря 2020 года. Одностороннее расторжение договора возможно лишь в рамках обязательной досудебной процедуры и не иначе как по решению суда. Законные основания для расторжения соглашения о промсборке сегодня отсутствуют, поскольку сроки исполнения обязательств по вводу в эксплуатацию мощностей сварки и окраски кузова продлены дополнительным соглашением.

Но после 31 декабря этот вопрос так или иначе предстоит решать?

Безусловно. Условия отраслевого регулирования автопрома на пространстве ЕАЭС и сложившийся конкурентный ландшафт говорят о необходимости сохранения преференций, предусмотренных действующим соглашением. Формальных и сущностных препятствий к заключению нового соглашения о промышленной сборке после 31 декабря 2020 года мы не усматриваем. Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» является отраслеобразующим предприятием казахстанского автопрома и абсолютным лидером по производственным показателям, объему налоговых поступлений и числу рабочих мест. Мы планомерно инвестируем ресурсы в развитие технологических мощностей и убеждены, что формальные барьеры, которые могли бы воспрепятствовать продолжению многолетней созидательной деятельности холдинга, противоречат интересам отечественного машиностроения, а значит, было бы логичным их устранить.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!