Как казахстанские предприниматели работают в режиме карантина

15197

МСБ оказался в непростой ситуации, связанной с борьбой с коронавирусом.

Как казахстанские предприниматели работают в режиме карантина

Малый и средний бизнес переживает трудности из-за принимаемых мер в связи с коронавирусом. С 30 марта в Алматы и Нур-Султане введен нерабочий режим. Некоторые бизнесмены вынуждены закрывать заведения, а другие – в несколько раз ограничивать деятельность. Корреспондент inbusiness.kz узнал у алматинских предпринимателей, какие решения они находят и как справляются с трудностями.

Владимир Джабаров, совладелец сервиса доставки продуктов с рецептами:

– После введения электронных разрешений для передвижения по городу мы столкнулись с проблемой задержки курьеров сотрудниками полиции. После того как я написал гневный пост в Facebook, с нами связался акимат, и проблема решилась. Как я понимаю, это точечная реакция. Получается, что база с теми, кто подал заявку на получение разрешения на передвижение, была еще не готова, а старое правило проезда по бумажным справкам уже не работало. В подобную ситуацию попали многие бизнесмены.

После введения режима ЧП мы столкнулись с проблемой закупа продуктов. Старые поставки разорваны, пришлось искать новые и договариваться о вменяемых ценах. У разных поставщиков цена на один и тот же товар может отличаться многократно, что очень странно. Наш продукт не самый дорогой, но и не дешевый, и нам очень важно поддерживать качество и не поднимать цены. Поддержки акимата мы не просили, справляемся сами.

Были сложности с персоналом, который не живет в Алматы. Этих людей приходилось размещать в городе. Четверть персонала, который был не готов размещаться в Алматы, временно не работает. Важно, чтобы сотрудники верили, что бизнес продолжит работать, и мы рады, что смогли сохранить им рабочие места и выплатить зарплаты.

Появились дополнительные расходы, связанные с обеспечением безопасности. Это покупка масок, санитайзеров. Проблема еще состоит в том, чтобы это найти. Из-за того, что пришлось перестраивать трудовой процесс, рабочий день вместо привычных восьми часов растянулся на 13-14. После объявления карантина арендодатель чуть не выгнал нас. Для продолжения работы он требовал с нас письменное разрешение. На его получение мы потеряли немало времени. Подобные ситуации сейчас возникают практически каждый день.

В период объявления режима ЧП у нас выросла выручка, так как люди стали больше заказывать еду онлайн. Количество клиентов за этот период увеличилось примерно на 25%. При этом упала маржа. Мы практически ничего не зарабатываем, но и цены не повышаем. Работаем на увеличение клиентской базы и сохранение персонала. Если потеряем своих работников, завтра будет сложно.

Позитивная сторона этой ситуации в том, что произошел значительный рост доставки еды. Очень быстро создается клиентский опыт, за который раньше мы платили деньги и на который уходило много времени. Люди ищут нас сами. Хотя справляться с этим руслом достаточно сложно, так как мы к нему не были готовы ни эмоционально, ни финансово.

Дана Фербер, учредитель консалтинговой компании, в данный момент – эксперт-аналитик охранного предприятия:

– Охранная фирма – единственный бизнес, в котором у нас осталась возможность работать. Мы вошли в список организаций, которым разрешено работать и перемещаться по городу в период ЧП при наличии справки установленного образца. Руководство выдало нам эти справки. Затем вышло следующее распоряжение, где требовалось зарегистрироваться в электронной базе акимата. Все необходимые действия, для того чтобы получить право на законное передвижение по городу, мы выполнили в установленный срок, но при этом ни по одному адресу или номеру не получали ответа, когда нам можно будет передвигаться. В базе наших сотрудников до сих пор нет. Если система не налажена до конца, то нужно было продлить действие бумажных пропусков. Для решения этой ситуации мы тратим много сил и времени.

Работа по другим направлениям с момента ввода ЧП остановилась, мероприятия и проекты перенесены либо отложены, так как эта деятельность не связана с жизнеобеспечением города. На период карантина все работники в консультационном бизнесе вышли в отпуск без содержания, штат сокращать не пришлось. Кредитных обязательств у нас нет, мы просто перестали получать доход со всех остальных бизнесов. Единственное, что мы сейчас можем делать, – обеспечивать физическую охрану. Как и многие другие предприниматели, ждем окончания карантина, чтобы вновь начать работу приостановленной сферы.

Савелий Ильиных, шеф-повар, основатель сети мини-кофеен:

– В Алматы у нас три небольших кофейни, где можно взять с собой кофе, выпечку и сэндвичи, а также кофе-бары в салонах красоты. На первых этапах введения режима ЧП мы уже не могли продавать готовый кофе, как напиток, и стали продавать молотый в пачках постоянным клиентам. Сейчас деятельность кофеен приостановлена полностью из-за ведения строгого карантинного режима. Доставку делать также не можем. Бизнес закрыт, и мы не знаем, когда откроем его снова.

Многие наши сотрудники живут регионах Алматы, и им пришлось вернуться обратно. С теми, кто остался, договорились о выплате зарплат. Это было довольно сложно. Мы только рассчитались с арендой и еще не заработали на выплаты сотрудникам. Поэтому деньги пришлось перезанять.

Из-за резкого объявления карантина и закрытия точек пропало много продуктов. Как только все закончится, придется заново вкладывать в это деньги. Некоторые мои коллеги из ресторанного бизнеса обращались за помощью к государству, для того чтобы им выделили деньги. Но моя сфера не совсем относится к сфере общепита, и, куда нам обращаться, я не знаю. Для нас ситуация не такая сложная, как для тех, кто терпит большие убытки, оплачивая по прежней стоимости аренду и зарплату сотрудникам. У моего бизнеса убытки есть, но они фиксированные и не прибавляются.

Планируем возобновить работу после завершения режима ЧП. Но одну точку придется закрыть, из-за того что не смогли договориться с арендодателем об условиях аренды. С остальными арендодателями договорись, и в период ЧП не оплачиваем аренду. Сейчас думаю, где взять недостающие финансы, чтобы открыться после карантина.

Андрей Коротков, туристическое агентство:

– В конце прошлого года мы сделали ребрендинг агентства и вложили в это порядка 18 млн тенге на выведение компании на другой уровень. Я не могу кричать, что все пропало и я терплю убытки по причине того, что мы не успели выйти на качественный рост, на которой рассчитывали. По бизнес-плану продажи должны были начаться с 31 мая. До этого времени активных продаж от своей компании я не ожидал. Команда, с которой мы работали, ушла в неоплачиваемый отпуск, кроме руководителя отдела по продажам и тех, кто вели улетевших туристов. Из сотрудников пришлось уволить только одного человека.

В такие времена хотелось бы меньше пустых обещаний от государства. Еще 18 марта объявили, что туристическую отрасль правительство будет спасать и будут выработаны определенные меры для этого. Я пока не слышал, чтобы к сегодняшнему дню кто-то из моих коллег по цеху получил помощь. Нам никаких отсрочек не давали и более того, заблокировали счет из-за того, что сотрудник налоговой не понимает, почему по кассовому аппарату у нас указана одна сумма, а в фактических ответах другая. Сейчас из-за этого нечем платить зарплаты, оплачивать аренду и налоги. С арендодателем смогли договориться на отсрочку аренды.

Я думаю, что границы начнут открываться не раньше второй половины лета, и мои предположения по количеству продаж, наверняка, не сбудутся. Покупательский спрос в туристической отрасли сильно упадет, потому что у многих не будет денег. Но люди все равно будут ездить отдыхать и тратиться на отпуск, брать кредиты, если нужно. Сомнений в том, что путевки будут покупать, нет. Думаю, что первые 10 туров мы сможем продать к середине лета, но неизвестно, на какие даты. Если кто-то из конкурентов закрывается, то в основном те, кто снижал стоимость путевок за счет уменьшения собственных доходов.

Уменьшится или увеличится стоимость путевок, пока не понятно. С одной стороны, они должны стать дешевле, чтобы люди, потерявшие работу, тоже могли отправиться отдыхать. Но, если опираться на практику, все только дорожает. В этом отношении основной спрос будет не с владельцев отелей, а с авиакомпаний. Насколько вырастет авиаперевозка одного человека, станет главным фактором при формировании стоимости путевки.

Что делать бизнесу?

Алексей Сон, юрист:

– Что касается аренды помещений. В случае наступления обстоятельств, за которые не отвечает ни одна из сторон, и в том случае, если эти обстоятельства мешают исполнению договора, стороны освобождаются от его исполнения. Обычно договоры имеют условия форс-мажора. В этом случае арендатор должен письменно предупредить арендодателя о невозможности исполнения договора в части оплаты, а арендодатель обязан пойти на встречное исполнение. Если же арендатор не получает встречного исполнения, то может взыскать всю сумму, которая ранее была оплачена арендодателю. Следует понимать, что это сумма не за весь период аренды, а только за срок действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Сейчас никто не имеет права требовать арендную плату с предпринимателя, если он фактически не осуществляет свою деятельность из-за режима карантина. В Казахстане идут разногласия по поводу аренды, из-за того что где-то режим карантина ввели раньше, где-то позже. Тут следует разграничивать понятие форс-мажора (когда ввели карантин) и предпринимательский риск (когда карантин еще не ввели). Например, до вступления карантина в некоторых регионах предпринимательский риск коснулся свадебных организаций, у которых из-за отмены массовых мероприятий произошел резкий спад торговли. С момента приостановления своей деятельности из-за карантина и до режима его снятия предприниматель не платит налоги.

Касательно получения разрешений на передвижение по городу. После отмены бумажных разрешений необходимо было до 18:00 7 апреля через онлайн-сервис подать заявку на регистрацию работников, для того чтобы акимат зарегистрировал онлайн разрешение. Турфирмы, которые сейчас несут убытки, в первую очередь должны эти убытки официально учесть, согласно бухгалтерским правилам. В регрессном порядке они вправе возложить ущерб на туроператора. Такой порядок предусмотрен законодательством.

Терпят убытки и транспортные организации. Им акимат ежемесячно должен выплачивать определенные суммы на возмещение расходов. Насколько мне известно, этого не происходит, хотя законом предусмотрено. Автобусы ездят пустые. У транспортников появились дополнительные расходы на дезинфекцию, снабжение работников масками и антисептиками.

Мария Галушко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться