/img/tv1.svg
RU KZ
Как любовь к бизнесу помогла в десять раз увеличить продажи в пандемию

Как любовь к бизнесу помогла в десять раз увеличить продажи в пандемию

Детокс, суперфуды, органика, ПП – это термины, которыми сыплют сегодня сторонники здорового образа жизни.

09:48 05 Октябрь 2020 6159

Как любовь к бизнесу помогла в десять раз увеличить продажи в пандемию

Автор:

Мадина Ерик

Таких, скажем, совсем немало, а как выяснилось, за месяцы карантина стало больше в разы. Такие выводы делает сооснователь компании Algos Михаил Вареницын. Продажи на их продукт – первую в мире капсулированную живую спирулину – выросли в 10 раз за время пандемии. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Михаил рассказал о том, насколько серьезно сегодня казахстанцы озабочены своим здоровьем, как обстоят дела с научными открытиями и производством ноу-хау в этой области.

Михаил, разговор с Вами, как мне кажется, сегодня особенно актуален на фоне поиска и тестирования спасительной вакцины от коронавируса. Возможно, это мое дилетантское мнение, и такая параллель неуместна, тем не менее, хочу спросить, насколько сегодня вообще в Казахстане созданы условия для того, чтобы что-то изобретать в фармацевтике, производить, делать это ноу-хау открытием если не мирового, то республиканского масштаба?

Несмотря на то, что мы не являемся фармацевтической компанией, я попытаюсь ответить на этот вопрос. Я считаю, что в Казахстане сейчас довольно-таки благоприятные условия для того, чтобы начинать бизнес. Это связано с теми факторами, которые на первый взгляд могут показаться минусами: дешевая валюта, низкая по сравнению с мировым рынком оплата труда. Но при этом здесь есть достаточно большое количество интеллектуальных ресурсов. Это и старшее поколение, и молодые ученые, которые проходили обучение не только в Казахстане, но и за рубежом. В целом у нас очень хорошие условия для того, чтобы купить землю, поставить или арендовать помещение. Под боком Китай, где можно закупить все необходимое оборудование, наладить логистику. То есть начинать подобный бизнес не требует слишком больших затрат. Плюс государство, я считаю, активно способствует появлению нового производства, особенно наукоемкого, давая различные гранты. Информация об этом доступна на сайтах, и, думаю, государство само ищет интересные проекты, которые можно было бы проинвестировать. Что касается привлечения частных инвестиций в подобные проекты, то в фармацевтику их, возможно, привлекать довольно просто. А если говорить о каких-то фундаментальных разработках в области биотехнологий, то, конечно, вдолгую вкладываться наши инвесторы не привыкли.

По Вашим наблюдениям, заботятся ли казахстанцы о своем здоровье, не экономят на полезном?

Да, есть аудитория, которая уделяет много внимания своему здоровью. В первую очередь это, конечно же, женщины, особенно те, у которых есть дети, семьи. Они заботятся не только о своем здоровье, но и о здоровье своих родственников, окружения. В целом мы считаем, что с женщины начинается оздоровление нации. Мы в этом направлении активно работаем, то есть не только в плане производства продукта, но и в информировании – обучаем, разъясняем и так далее.

Вы позиционируете себя как первый в мире производитель живой спирулины. Не сильно амбициозно? Расскажите, как начинали производство, почему выбор пал именно на производство этого продукта? Что еще Вы производите такого, что можно назвать открытием в мире фармацевтики и медицины?

Мы не первые в мире производители живой спирулины. Мы заявляем, что мы производим первую в мире капсулированную живую спирулину. Объясню, в чем разница: производство спирулины связано с культивацией живой микроводоросли – то есть все производители на выходе получают ее в живом виде. Но затем продукт, как правило, сушится, прессуется в таблетки или продается в виде порошка. Наше же ноу-хау состоит в том, что мы научились капсулировать спирулину в том виде, в котором она вырастает, то есть в живом. Благодаря этому спирулина лучше усваивается организмом, облегчается ее транспортировка, процесс употребления. Для некоторых потребителей также имеют значение ее эстетические качества. Например, запах, потому что не всем запах спирулины может быть приятен. Кроме того, увеличивается срок хранения при сохранении всех полезных свойств. Это и отличает нас от всех производителей, в том числе мировых. Интересно, что изначально предприятие задумывалось как биофабрика по производству биодобавок для животноводства. Когда меня пригласили, сначала как внешнего консультанта-маркетолога, я, увидев все патенты, технологии и идеи ученого Фархада Омарова, предложил вместо данного направления развивать направление суперфудов для людей. Таким образом, основываясь на патенте Фархада и штамме спирулины, который задепонирован в Испании, мы стали первым казахстанским производителем спирулины, причем в уникальном виде.

Известно, что Вы сменили локацию производства. Из Туркестанской области переехали в пригород Алматы. Объясняете это лучшими условиями. В регионах сегодня сложно что-то производить?

Смена локации связана с двумя основными факторами. Во-первых, это качество воды. Та, что была доступна нам в тогда еще Южно-Казахстанской области, была значительно хуже той, что мы пользуемся здесь, под Алматы. Вторая причина – логистика, кадровый состав и в целом удобство управления производством. То есть, имея завод под Алматы, мы имеем доступ к лучшим кадрам, к лучшим логистическим условиям и прочим аспектам, которые облегчают процесс управления производством.

Недавно мы публиковали материал о процессах регистрации медикаментов, БАДов у нас в Казахстане. Выяснилось, есть затруднения с регистрацией на территории ЕАЭС. Как вы решили эти вопросы для своего продукта, что в целом думаете о едином для ЕАЭС фармацевтическом пространстве?

Как я уже говорил, мы не относимся к фармацевтическому пространству. Но в целом, что касается регистрации БАДов, я бы не сказал, что в этом процессе есть что-то затруднительное. При условии, что все документы и состав продукции в порядке, то никаких сложностей быть не должно. Возможно, пандемия и связанные с ней трудности, например, то, что не все органы функционировали в прежнем режиме, как-то могли осложнять процесс, но, скажем так, в мирное время, это не составляет больших сложностей, кроме временных затрат. Регистрация может занять год и больше, но, повторюсь, я бы не сказал, что в ней есть что-то трудное, в случае если у вас достойный продукт.

В нашем предварительном разговоре Вы упомянули цифру – в 10 раз поднялись продажи в карантинный период. В домашней изоляции казахстанцы активно занимались своим здоровьем? И как Вам удавалось эти продажи реализовывать в условиях ограничений?

Действительно, мы очень сильно выросли в продажах во время пандемии. Связано это, конечно, с тем, что многие обратили внимание на вопрос собственного здоровья. Плюс наша программа лояльности, существующая в рамках компании, позволяющая людям получать не только полезный продукт, но и дополнительный доход во время вынужденного простоя многих предприятий, а также дополнительные бонусы и сам продукт на бесплатной основе. То, что мы изначально ориентировались на продажи онлайн, наверное, и стало главным фактором, который позволил во время пандемии не просто не остановиться, но и сильно вырасти.

Давайте под бизнес-углом поговорим о Вашем производстве. Сколько вложений требует запуск завода по аналогичному производству у нас, в Казахстане, на что нужно потратиться? Насколько такое производство доходно, поделитесь цифрами?

Какие бы у вас ни были финансовые возможности, если у вас не будет азарта, запала, желания, любви к этой сфере бизнеса, к самому бизнесу, ничего не получится. Потому что здесь очень многое зависит от энтузиазма человека, от того, насколько он вовлечен в бизнес-процессы, насколько он понимает, что происходит, насколько человек может быть гибкий, насколько он готов рисковать и ждать результата. Пожалуй, основные вложения, которые требуются, они такого характера. Но в любом случае, если вы хотите строить сложное производство, вам нужно будет инвестировать. Я не могу, к сожалению, раскрыть точную сумму, но могу сказать, что более двух миллионов долларов было проинвестировано в производство на начальном этапе. Но, какие бы деньги вы ни инвестировали, я хочу это подчеркнуть, если вы заходите в область биотехнологий и не понимаете или не любите эту отрасль, не хотите ей углубленно заниматься, то никакие деньги здесь не помогут построить хороший стартап с положительной экономикой.

Михаил, а как решаете вопрос с конкуренцией? Понятно, есть оригинальность, скажем, даже эксклюзивность. Но то обилие биодобавок, которое мы видим на аптечных полках, заставляет думать, что рынок очень насыщен. И как часто казахстанский покупатель выбирает местное производство, несмотря на зазывные импортные этикетки. Как, кстати, у вас дела с ценами, насколько они приемлемы?

Честно говоря, в выстраивании маркетинга мы не опираемся на данные конкурентов, мы опираемся на собственную эксклюзивность, на сам продукт, и на то, что продукт создан в Казахстане. Мы идем своим путем, выстраивая понимание преимуществ и отличий, которые дает наш продукт. Нам не надо использовать рекламу на ТВ, чтобы охватить широкую аудиторию, потому что мы считаем, что прежде всего нужно выстраивать знания о культуре потребления суперфудов, а потом уже делать какие-то масштабные кампании. Понимание и информированность нашего общества в данный момент в недостаточной степени соответствует тому, чтобы запускать широкие рекламные кампании. Поэтому мы «бьем» очень точечно – работаем с информацией, с образовательной частью. Естественно, в этом процессе мы показываем, чем мы отличаемся – делаем упор на нашу оригинальность, на то, что мы казахстанская компания. И многих это мотивирует на то, чтобы делиться информацией о продукте. То есть технология сарафанного радио, которая давно известна, она прекрасно работает в нашем случае. Ценовая политика. Мы не дешевые, но и не могу сказать, что мы работаем в премиальном сегменте. То есть я считаю, что мы работаем в среднем ценовом сегменте. Конечно, на начальном этапе, когда у нас не было отзывов, результатов, было сложно обосновывать эту цену. Но еще раз повторюсь, что мы тратили огромное количество усилий на информирование, образование нашей клиентской базы, мы делились знаниями, мы привлекали ученых, устраивали выступления, форумы, собрания, записывали большое количество видеороликов, таким образом выстраивая то, чем мы отличаемся от конкурентов, и обосновывали стоимость.

Успехов, спасибо за беседу!

Мадина Ерик


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Субъектам МСБ в пострадавших секторах экономики просубсидируют до 6% кредитов

Правительство РК утвердило соответствующее постановление.

21 Октябрь 2020 11:06 451

1 сентября т. г. в очередном послании народу Казахстана глава государства поручил правительству совместно с АРРФР и НПП «Атамекен» проработать субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики на период 12 месяцев, начиная с момента объявления режима ЧП (16 марта т.г.).

В этой связи правительством РК утверждено постановление за № 679 от 20 октября 2020 года по предоставлению субсидий согласно вышеуказанному поручению.

Согласно постановлению (№ 679 от 20 октября 2020 года), субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо в срок до 30 октября 2020 года обратиться в банки второго уровня для подачи заявления на получение субсидий.

По всем вопросам необходимо обращаться в банки второго уровня и АО «ФРП «Даму» по месту обслуживания.

Условия субсидирования:

  • срок субсидирования – 12 месяцев (с 16 марта 2020 года до 15 марта 2021 года);
  • конечная ставка вознаграждения для предпринимателя – 6%;
  • целевая группа – МСБ в пострадавших секторах экономики согласно перечню ОКЭД, получивших налоговые льготы, всего 29 видов деятельности;
  • субсидированию подлежат кредиты БВУ, заключенные до 31 августа 2020 года, при этом отсутствует срок давности по кредитам;
  • субсидированию не подлежат кредиты, по которым на 16 марта 2020 года имеется просроченная задолженность сроком более 180 дней по основному долгу и/или начисленному вознаграждению;
  • номинальная ставка вознаграждения по кредитам с 16 марта по 31 августа т.г. не ограничена; с 1 сентября т.г. по 15 марта 2021 года не должна превышать 18%, при этом ставки по кредитам, превышающие 18%, подлежат реструктурированию с понижением номинальной ставки вознаграждения до 18% на данный период.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Три сценария для предпринимателей во время карантина

Основатели казахстанского сервиса по созданию чат-ботов Letlime рассказали, как перестроить бизнес в ожидании второй волны коронавируса.

21 Октябрь 2020 10:00 1754

Последние шесть месяцев были тяжелыми для казахстанского бизнеса. По данным KPMG, число пострадавших субъектов предпринимательства составило более 1 млн, больше 300 тыс. были вынуждены приостановить деятельность. При этом, по данным исследования, проведенного компанией FusionLab, более 80% представителей отметили негативное влияние пандемии на их бизнес.

Что ждет бизнес в ближайшем будущем? Все будет зависеть от того, по какому пути пойдет страна во время второй волны коронавируса. В октябре министр здравоохранения Казахстана озвучил три прогнозных сценария: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. В зависимости от сценария будут регулироваться и соответствующие меры: от профилактических до локдауна. Учитывая, что пандемия так просто не закончится, а ее влияние на экономику и повседневную жизнь будет ощущаться на протяжении еще нескольких лет, вывод один – казахстанскому бизнесу нужно адаптироваться под «новую реальность».

Основатели казахстанского сервиса по созданию чат-ботов Letlime провели исследование, поговорили с казахстанскими предпринимателями и составили три сценария, по которым бизнесу стоит развиваться в условиях карантина.

Сценарий 1 – оптимистичный

Даже если в ближайшие несколько месяцев профилактических мер и соблюдения социального дистанцирования будет достаточно, чтобы взять коронавирус под контроль, бизнесу все равно нужно меняться. Причина – за время карантина многое изменилось: снизилась покупательская способность, появились новые привычки (например, заказывать продукты онлайн), из-за ограничений перестали работать некоторые сферы. Ко всему этому нужно адаптироваться. Вот несколько способов сделать это.

Бизнес в онлайн. Во время карантина лучше всего себя чувствовали компании, ориентированные на онлайн: маркетплейсы, интернет-магазины, онлайн-сервисы, доставка продуктов питания и так далее. По прогнозам Ассоциации интернет-бизнеса Казахстана, увеличение оборота электронного бизнеса в стране может повыситься на 40-50% по итогам года. Причины – из-за карантина офлайн-бизнес был ограничен, а многие пользователи перешли на онлайн-заказы и бесконтактную доставку.

Что делать: переориентировать бизнес под работу в онлайне (оптимизировать бизнес-процессы), запустить доставку товаров, обновить сайт и продвигать социальные сети, настроить рекламу в Интернете, создать чат-боты, повысить сервисное обслуживание.

Сценарий 2 – реалистичный

Реалистичный сценарий подразумевает, что последствия второй волны будут значительно серьезнее. В этом случае рекомендуем бизнесу задействовать меры оптимистичного сценария, а также следующие.

Партнерство с другими компаниями. Даже если ваш бизнес невозможно ориентировать на работу в Сети, всегда можно наладить партнерские отношения с компаниями, которые уже в онлайне. Например, многие рестораны ушли в сервисы по доставке еды, а производственные компании, работающие в офлайне, начали сотрудничать с компаниями, у которых уже была доставка. Задача – работать не только с маркетплейсами и агрегаторами услуг, но и найти те обычные компании, чьи услуги могут быть интересны вашим клиентам (или наоборот).

Что делать: составьте список потенциальных партнеров, с которыми вы можете работать, и напишите им.

Оптимизируйте бизнес-процессы. Под капотом у любой компании есть множество бизнес-процессов, которые, по сути, отвечают за эффективность работы. Не только продаж, но и взаимодействия внутри компании, коммуникации с пользователями, сервисного обслуживания и многого другого. Например, во время карантина многие компании запустили чат-боты, которые помогли бизнесу взаимодействовать с клиентами в авторежиме: помогать им подобрать услугу, купить товар, оформить доставку и получить ответ на интересующий вопрос. То, как можно использовать чат-боты в бизнесе, зависит от вашей фантазии, но в большинстве случаев они помогают быть с клиентом на связи 24/7, обрабатывать запросы и отслеживать заказы, оптимизировать бизнес-процессы, облегчить процесс рекрутинга.

Что делать: завести чат-бот и настроить его под бизнес-задачи. Стоимость такого решения невысока.

Работают чат-боты следующим образом: вы создаете сценарий диалога с клиентами, настраиваете чат-бот под ваши потребности, после чего бот сам взаимодействует с клиентами.

Запустить чат-бота – задача простая. В казахстанском сервисе Letlime это можно сделать без специальных знаний и навыков программирования. Вы просто создаете сценарий – цепочку сообщений с вопросами и ответами для клиента, копируете готовую ссылку и запускаете чат-бот. Диалог с чат-ботом открывается виде отдельной страницы сайта в любом браузере – на любом устройстве.

Чат-боты, разработанные в Letlime, стоят от 10 долларов в месяц и помогают решить следующие задачи: прием заказов на почту без привязки к магазину или офису, помощь пользователям в поиске информации, повышение качества обслуживания, экономия ресурсов на сайте, лендинге и целой команде менеджеров.

Создать чат-бот!

Будьте с клиентами на связи. Во время карантина большинство компаний потеряли контакт с клиентами и пользователями. В таких ситуациях теряются важные связи, которые потом могут и не возобновиться. Потому что компания может работать с временными ограничениями, а клиент может выбрать другую компанию, потому что там есть бесконтактная доставка или она работает онлайн. Выход – настроить всевозможные виртуальные каналы коммуникации, чтобы поддерживать связь с пользователями. При этом важно не просто публиковать новости, а «разговаривать» с клиентами: узнавать их потребности, спрашивать у них идеи по улучшению бизнеса, интересоваться их мнением. Задача – показать, что вы открыты и всегда на связи.

Что делать: обновите сайт и социальные сети, настройте e-mail-рассылку или чат-боты и «разговаривайте» с клиентами.

Сценарий 3 – пессимистичный

Хорошее планирование – это подготовиться к самому худшему исходу. Даже если в реальности все будет гораздо лучше. Преимущество такого подхода в том, что бизнес от этого не пострадает, а наоборот – получит преимущества, которых нет у конкурентов.

Расширяйте свою нишу или ищите новые. Если ваш бизнес ориентирован на офлайн, то любые ограничения в будущем могут убить его. Добавьте сюда зависимость от уровня платежеспособности, пользовательских привычек и предпочтений, и получится, что такой бизнес в новых условиях – очень хрупкая конструкция. Выход – расширять свою нишу или выводить бизнес на новые. Например, во время карантина многие производственные компании временно переориентировались на создание медицинского оборудования, масок и дезинфицирующих средств, а рестораны и продуктовые магазины начали доставлять товары.

Что делать: подумать, чего не хватает вашим клиентам, и добавить это в список услуг; перестроить компанию под новые рынки, ниши и услуги.

Инвестируйте в будущее. Любой кризис – это возможности, которые нужно научиться видеть. В таких ситуациях становится очевидно, что что-то не работает, а что-то можно улучшить или оптимизировать. Поэтому ваша задача – посмотреть на бизнес через лупу, исследовать каждый бизнес-процесс и настроить инструменты, которые, может, и не принесут мгновенного результата, но будут эффективными завтра. Например, если у вас есть сайт, то его можно оптимизировать. SEO – процесс долгий, но уже через несколько месяцев он начнет приводить новый трафик. Или же уделите внимание контент-маркетингу. На создание контента может уходить много времени, ресурсов и усилий, но в дальнейшем условный блог или экспертные статьи на сторонних сайтах могут «бесплатно» продавать компанию и ее услуги.

Что делать: вкладывайтесь в инструменты, которые принесут результат в перспективе: SEO-оптимизация, контент-маркетинг, любые технологии, улучшающие пользовательский опыт или работу компании.

Выводы

Пандемия коронавируса – это беспрецедентное событие для современного бизнеса. По сути, прямо сейчас пишется история, поэтому ни у кого нет универсального средства, которое поможет остаться на плаву, увеличить клиентскую базу и масштабировать бизнес в условиях карантина. Все, что можно сделать в сложившейся ситуации, – пробовать все доступные маркетинговые инструменты, способы и идеи. И замерять эффективность на каждом шагу.

Аида Найзабекова

Материал подготовлен совместно с партнерами


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!