Острая нехватка кадров, заказов, сложности со сбытом продукции – таковы реалии предприятий легкой промышленности в Восточном Казахстане. Бюро национальной статистики предоставило интересные цифры на своем официальном сайте stat.gov.kz.
В целом по Казахстану индекс промышленного производства легкой промышленности составил в 2020 году к уровню 2019 года 115%.
В январе-ноябре 2020 года индекс промышленного производства легкой промышленности ВКО составил 95,4% к аналогичному периоду 2019 года. По сравнению с декабрем 2019 года в том же месяце 2020 года он вышел на уровень 106%. А вот за весь 2020 год к уровню 2019 года составил 96,3%. При этом если производство текстиля за прошлый год демонстрирует рост к уровню 2019 года 106,4%, то производство одежды упало до 93,6%.
Наиболее просело в этой отрасли производство кожаной и относящейся к ней продукции. В декабре 2020 года к ноябрю 2020 года оно составило 92,8%, к декабрю 2019 года упало в 2,2 раза. В целом за 2020 год к уровню 2019 года индекс промышленного производства кожи составил 86,5%.
Если говорить о причинах, то inbusiness.kz ранее писал о проблемах ТОО "Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат", выставленного на торги в конце декабря прошлого года.
Нет кадровой политики
Предпринимательница Залина Батылгазина из Усть-Каменогорска, основавшая швейное производство под брендом ISNAR, рассказала inbusiness.kz, что в феврале-марте на базе Ассоциации предприятий легкой промышленности Алматинской области они хотят открыть аналогичное объединение в Восточном Казахстане. Это необходимо для того, чтобы в первую очередь решить вопрос с кадрами.
"Молодежь не хочет работать портными. Не видит в этом интереса. Мы сейчас с другими предприятиями будем открывать курсы совместно с колледжами, – говорит Залина Батылгазина. – И у нас уже есть предприятия, которые согласились предоставить свою базу".
По ее словам, в ВКО легкая промышленность представлена предприятиями по производству трикотажа, обуви, валяния войлока, швейного производства. Некоторые работают на оборонный, военно-промышленный комплекс, изготавливают спецодежду и спецобувь.
"В Семее есть такие предприятия, как ТОО "УК ЮНИС", Семипалатинская обувная фабрика, ТОО "Спецснаб", а в Усть-Каменогорске компании в основном занимаются пошивом спецодежды. Также есть несколько предприятий в Шемонаихе, Жарминском районе, которые занимаются текстилем и пошивом одежды по месту", – говорит Залина Батылгазина.
А ее предприятие ISNAR стало единственным в ВКО, которое занималось пошивом школьной формы – до 10 единиц изделий за сезон. Но из-за пандемии, дистанционного обучения школьников предприятие уже год находится в убытках, а готовую продукцию, которой наполнены склады, некуда реализовать.
Но предпринимательница не опускает руки: сейчас ее компания взялась за выполнение заказа на спецодежду, а для этого планирует расширить площади, дополнительно закупила швейные машины, вышивальную компьютерную машину, планирует переквалификацию швей. Залина Батылгазина говорит, что предприятию необходимо примерно полгода, чтобы стать более опытным в сфере производства спецодежды.
Помимо недостатка в квалифицированных кадрах, предпринимательница называет в числе первостепенных проблем легкой промышленности нехватку сырья.
"90% пряжи, тканей, фурнитуры, других основных и вспомогательных материалов покупаем за рубежом. Это Китай, Турция, Россия, Кыргызстан – мы все оттуда берем. Еще поэтому у нас текстильная отрасль хромает", – приводит доводы Залина Батылгазина.
В числе первостепенных проблем нехватку кадров называют и в ТОО "Семипалатинская обувная фабрика", и в ТОО "УКА ЮНИС". Директор ТОО "Семипалатинская обувная фабрика" Александр Михайличенко рассказал, что на их предприятии трудятся люди предпенсионного возраста.
"Конвейерная система производства требует определенных навыков, терпения. А кадры никто не готовит последние лет 20. Раньше были профтехучилища. Механиков, технологов обувного производства, швейников готовил Семипалатинский техникум легкой промышленности. Сейчас этого нет. Более того, молодежь считает непрестижным сидеть на конвейере, – говорит Александр Михайличенко. – Зарплаты баснословными назвать нельзя, поскольку конкуренция высокая, а система госзакупок требует минимизации стоимости изделия. Отсюда нет возможности резкого увеличения по зарплате. У всех работающих предприятий – участников оборонных заказов, которые я знаю, такая проблема".
По словам директора ТОО "УК ЮНИС" Юрия Келенцева, из-за невысокой производительности труда, которая вызвана отсутствием больших заказов на предприятии, зарплата у работников небольшая, поэтому проблемы с кадрами на предприятии тоже имеются.
Нужны заказы
Юрий Келенцев считает, что для поддержки предприятий легкой промышленности в разрезе области им необходимы заказы и помощь со сбытом продукции, и это посильно для местных исполнительных властей. Сейчас ТОО "УК ЮНИС", которое выпускает чулочно-носочную продукцию, выполняет госзаказы, в том числе для оборонки, шьет спецодежду, изделия для детей, но "всего понемногу". И предприятие работает на 10-12% от своей мощности.
"Если раньше у нас было чулочно-носочное производство – колготы, гамаши, носочки детские, женские, подростковые и мужские, то теперь получается так: сегодня заказ на носки выиграл, завтра – на рабочую одежду, послезавтра – на школьную форму. И вот это перепрыгивание с одного на другое понижает производительность труда. У нас же в области много учреждений, в которые товары по госзаказу покупаются. И было бы хорошо распределить это каким-то образом, чтобы предприятия поддержать: налоги закрыть, зарплату людям дать и дать возможность для развития, экспорта своей продукции", – отмечает Юрий Келенцев.
По его словам, пока ТОО "УК ЮНИС" работало на оборонный заказ в течение пяти-шести лет, ему удалось обновиться больше чем на 50%, освоить выпуск новой продукции, в том числе трикотажные пальто для девочек. Но, чтобы полностью переориентировать предприятие для работы с населением, как отмечает Келенцев, у него не хватает средств, чтобы арендовать площади в магазинах, нет средств на рекламу.
"С окончанием пандемии попробуем в России выставляться. Сегодня в большие магазины ВКО не пробиться с нашей продукцией, хотя у нас качество не хуже, чем китайское, российское и турецкое. В Семее в крупных супермаркетах аренда одного квадратного метра площади стоит 25 тыс. тенге. А что я там выставлю? Я выходил с предложением на акима области Даниала Ахметова, чтобы в каждом городе сделать торговую площадку, где мы, местные предприятия, будем выставлять свою продукцию для населения по социальным ценам. Это будет помощь и бизнесу, и жителям ВКО", – считает Юрий Келенцев.
Система в ожидании
Что касается ТОО "Семипалатинская обувная фабрика", то предприятие изготавливает в основном обувь военного назначения (30% от всего объема госзаказа), спецобувь для отраслей промышленности. Население может приобрести некоторые виды обуви только в одном отделе предприятия – в Семее. Сейчас предприятие получает сырье – кожу для своих изделий – с Алматинского кожевенного завода. Но некоторые ее виды, в частности кожа хромового дубления, в Казахстане не выпускают, и ее приходится завозить из Российской Федерации.
"У нас работает сегодня около 150 человек, можем делать 100 тыс. пар обуви в год, но в прошлом году мало выпустили, потому что три месяца вообще стояли, не работали, а так мы около 70 тыс. пар делаем, 70% мощности задействовано, – рассказал директор обувной фабрики Александр Михайличенко. – Мы не старались расширяться, интенсивно развиваться, поскольку у нас довольно старое предприятие, требующее переоснащения. У нас тут свои проблемы, тем более мы работаем в направлении государственного оборонного заказа и по отраслям промышленности, поэтому у нас рекламы нет. Мы держимся на том уровне, который у нас есть, на данном этапе он нас устраивает".
По словам Александра Михайличенко, получить оборонный госзаказ сегодня – это тоже проблема.
"Там высока конкуренция между предприятиями, а в системе закупок "превалируют некоторые компании, частные лица, которые демпингуют, а что поставляют потом – неизвестно", – говорит он.
По словам директора обувной фабрики, в прошлом году областной акимат впервые выделил ресурсы, разместил заказ на школьную обувь для малоимущих и малообеспеченных семей
"Мы около 40 тыс. пар обуви поставляли, – вспоминает Александр Михайличенко. – Не знаем, будет ли повторена такая акция. А так в условиях пандемии мы простояли три месяца в прошлом году, хотя оборонные заказы были подписаны. У нас все обошлось, а некоторые другие предприятия были исключены из оборонного заказа за срыв поставок. Тут пока не до расширения. Надо удержаться, выжить, остаться на плаву. Ранее у нас были планы о создании совместных предприятий с зарубежными партнерами, переговоры велись. Но пока есть проблема выездов и переездов из-за коронавируса, все зашло в тупик. Система в ожидании".
В тяжелый период времени
По информации Палаты предпринимателей ВКО, в целях поддержки отечественных товаропроизводителей (ОТП) у них действует комиссия по мониторингу местного содержания в закупках государственных органов, недропользователей, субъектов квазигосударственного сектора. В 2020 году было проведено 15 заседаний комиссии.
Основная ее задача – оказание поддержки ОТП в части продвижения продукции, налаживания контактов, проведения мониторинга закупа товаров легкой промышленности. В 2020 году было приобретено товаров на 1,3 млрд тенге.
"При содействии Палаты предпринимателей ВКО в 2020 году местные ОТП пошили школьную форму для детей из многодетных и малообеспеченных семей на общую сумму 700 млн тенге. На 2021 год акиматом области выделено на пошив школьной формы и обуви для малообеспеченных и многодетных семей более 1 млрд тенге. Это также является отличным подспорьем для местных отечественных товаропроизводителей в такой тяжелый период времени", – рассказала пресс-секретарь Палаты предпринимателей ВКО Христина Дорошенко.
Ольга Ушакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!