Вопрос был задан не случайно и во многом продиктован обеспокоенностью за безопасность в такой многонациональной стране, как Россия, которая к тому же принимает ежегодно большое количество трудовых гастарбайтеров из Узбекистана. Аналогичный вопрос мы задали казахстанскому политологу Замиру Каражанову, чтобы понять, как быть нам, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
– Г-н Каражанов, давайте для начала обратимся к истории. Откуда в Афганистане появились этнические узбеки? Места проживания и позиция в стране?
– Северная часть территории Афганистана является традиционным ареалом проживания узбеков. Так же как и казахов, проживающих на приграничных с Казахстаном территориях России. Этногенез связан с историческими процессами на южных рубежах Центральной Азии, где до ХХ века существовали разные государства (ханства, эмираты и т. д.), границы между которыми "двигались". Естественно, это привело к тому, что в ХХ-ХI веках разные этнические группы населения оказались включенными в разные государства. Ситуация с таджиками похожа на узбеков. Часть Афганистана также является традиционным ареалом их проживания.
– Узбекистан и Таджикистан – ближние соседи Афганистана, у них общая граница. А что Вы можете сказать о появлении казахов и киргизов в Афганистане?
– Для казахов Афганистан не является традиционным ареалом проживания. Все-таки расстояние между нашими странами большое. По историческим данным, они оказались в Афганистане в 40-х годах XIX века. Что связано с политическими процессами в Средней Азии и поражением восстания Кенесары-хана. Впоследствии укрепление Российской империи на южных рубежах способствовало миграции недовольных с имперской политикой казахов в Афганистан (и не только в Афганистан). Проще говоря, люди спасались и искали убежища на сопредельных территориях.
Судьба киргизов в Афганистане была примерно такой же, как и у казахов. Это люди, которые в свое время бежали от новых властей. Считается, что в свое время в Афганистане проживала большая казахская диаспора, насчитывающая 30 тысяч человек. Из-за этого сегодня имеет место путаница в оценке количества казахов в Афганистане.
Война способствовала тому, что численность казахской диаспоры сокращалась. По оценкам МИД РК, в стране осталось несколько семей (15 семей и 200 этнических казахов, по информации пресс-секретаря МИД РК).
– Бухарское и Хивинское ханства, которые вошли в состав нынешнего Узбекистана, были когда- то частью Афганистана?
– Бухарское и Хивинское ханства появились примерно в одинаковое время, что связано было с политическими процессами в Средней Азии. При этом территория Бухарского ханства была больше Хивинского и включала в себя часть современного Афганистана. Считается, что слово "узбек", как название этноса, возникло в Бухарском ханстве. В этом же государстве в документообороте использовали персидский и узбекский языки.
Одним словом, оба ханства внесли большой вклад в развитие узбекского этноса, а это не только язык, но и культура и традиции. Бухарское и Хивинское ханства впоследствии утратили независимость и попали в протекторат Российской империи. В прошлом столетии они вошли в состав СССР, узбеки, которые оказались не в составе СССР, стали составной частью народа Афганистана, Ирана.
– И вопрос теперь уже Вам: так как же нам отличить этнического узбека из Афганистана и Узбекистана?
– Ответ нашего президента Касым-Жомарта Токаева на этот вопрос верен. Лучше не скажешь. Среда в местах проживания, образование были разными, а отсюда большая разница в сформировавшемся менталитете. И мы, казахстанцы, да и вообще все жители постсоветских республик Центральной Азии, сможем легко отличить этнического узбека из современного Узбекистана от этнического узбека из Афганистана именно по менталитету. Наше основное отличие – это наше советское прошлое.
Если говорить о молодом поколении граждан Узбекистана, то в виду необходимости искать работу в России они близки нам по ментальности.
Но если смотреть в целом на антропологические данные и все признаки определения нации, то мой ответ таков – никак! Никак не отличить – это одна нация, проживающая в разных государствах. Объединяют их культура, традиции, общая история, язык. С той лишь разницей, что отличается диалект.
Приведу один пример. В советское время во время присутствия советских войск в Афганистане выходцы из бывших советских центральноазиатских республик (Узбекистана и Таджикистана) нередко использовались в качестве разведчиков. Они переодевались в афганскую одежду и буквально растворялись в толпе среди местного населения на тех же базарах, рынках или улицах городов.
Известно, что в регионах традиционного проживания этнических узбеков в Афганистане есть СМИ на узбекском языке. Иными словами, свой язык они не утратили и не ассимилировались с местным населением.
– Почему?
– В этом есть свои нюансы – 40-летняя война сдерживала процесс внутренней миграции (характерную для мирного времени) населения и его ассимиляцию. Правда, по данным Международной организации по миграции, из-за войны и угрозы жизни многие афганцы попадали в категорию вынужденных переселенцев, проще говоря, беженцев, и вынуждены были мигрировать в сопредельные страны.
Но это явление характерно для тех регионов Афганистана, где шли активные боевые действия (бежали в основном в Пакистан и Иран). Это не север страны, где проживают узбеки и таджики. Их война настигла в середине 90-х годов и в 2021 году. Север Афганистана был относительно спокойной гаванью, что позволяло узбекам и таджикам компактно жить, сохранять свою самобытность.
– Что ждать странам Центральной Азии от ситуации в Афганистане?
– Что касается ситуации в краткосрочный период, то центральноазиатские страны взяли паузу, чтобы оценивать новое правительство страны по принимаемым им решениям. Талибам, как военной и политической силе в Афганистане, пока нет альтернативы. Такое положение де-факто признают все.
Вопрос в том, можно ли де-юре признать новые власти и сотрудничать с ними? Ответ на него могут дать только сами талибы. Естественно, правительство, которое не соблюдает элементарные права и свободы человека, в мире вряд ли признают. Не говоря уже о дискриминационных нормах. Афганистан окажется в изоляции от остального мира, а скорее всего, в самоизоляции. Для Казахстана и его соседей важны три пункта. Стабилизация ситуации в самом Афганистане. В этом случае решится проблема с беженцами.
Люди бегут не только от талибов, в первую очередь они бегут от войны и насилия. Стабилизация ситуации в Афганистане также позволит беженцам вернуться на родину. Если новые власти гарантируют им безопасность. В противном случае их судьбу придется решать: либо обеспечить им условия для проживания в лагерях беженцев, либо отправлять в третьи страны, которые готовы их принять. Но это сложный процесс, требует времени и выдержки.
Второй момент – чтобы территория Афганистана не использовалась радикальными группировками для организации и проведения терактов в других странах. В рядах талибов воевали члены Исламского движения Узбекистана, которые не признают светские режимы Центральной Азии. Третий момент – гарантии безопасности проживающим в Афганистане национальным меньшинствам. Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов. Поэтому государство берет на себя обязательство оказывать помощь казахам за рубежом. И если они столкнутся с опасностями в Афганистане, то правительство Казахстана вынуждено будет принять меры, чтобы их защитить или вывезти на историческую родину.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!